Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

2.2. Участие Корпуса сил добровольной пожарной охраны в реализации полномочий органов местного самоуправления в установленной сфере деятельности

Статьей 1 Федерального закона от 6 мая 2011 г. N 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране" установлено, что добровольная пожарная охрана создается для участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.

Исходя из определения чрезвычайной ситуации, закрепленного статьей 1 (далее - Федеральный закон N 68-ФЗ), как обстановки на определенной территории, сложившейся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей, участие Корпуса сил добровольной пожарной охраны в предупреждении и тушении пожаров, проведении аварийно-спасательных работ, направлено, в том числе, на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций на территории соответствующего муниципального образования.

Деятельность пожарных команд Корпуса сил добровольной пожарной охраны осуществляется на территории соответствующего местного пожарно-спасательного гарнизона.

В рамках пожарно-спасательного гарнизона добровольные пожарные Корпуса сил добровольной пожарной охраны могут привлекаться к реагированию не только на техногенные пожары, в границах населенного пункта, но также и для предупреждения и тушения пожаров в лесах, участвовать в обеспечении безопасности на водных объектах в границах соответствующих местных пожарно-спасательных гарнизонов, информировать население.

Необходимо отметить, что Федеральный закон "О добровольной пожарной охране" регламентируют деятельность общественных объединений пожарной охраны только в сфере пожарной безопасности.

Так, в статье 9 Федерального закона "О добровольной пожарной охране" перечислены основные задачи добровольной пожарной охраны.

При этом, в уставах (положениях) общественного объединения могут быть предусмотрены иные виды деятельности, которые оно вправе осуществлять при наличии необходимой материальной базы, необходимой профессиональной подготовки и образования членов (участников) общественного объединения, получения необходимой аттестации (лицензии) в случаях, установленных законодательством.

В соответствии с пунктом 3 статьи 53.8 Лесного кодекса Российской Федерации, статьи 30 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", статьи 15 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N ФЗ - 68 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы государственной власти и органы местного самоуправления вправе, на определенных законом условиях, привлекать население и добровольных пожарных для участия в выполнении работ по тушению лесных пожаров и осуществлению отдельных мер пожарной безопасности в лесах и локализации пожаров вне границ населенных пунктов. В соответствии с п. 2 ст. 22 Федерального закона от 06 мая 2011 г. N 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране" выезд территориальных и объектовых подразделений добровольной пожарной охраны на тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ за пределы закрепленного за ними района выезда осуществляется в порядке, согласованном с учредителем (учредителями) общественного объединения пожарной охраны.

В соответствии со ст. 15 ФЗ Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" общественные объединения могут участвовать в мероприятиях в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах, в соответствии с законодательством Российской Федерации и своими учредительными документами. Общественные объединения, участвующие в ликвидации чрезвычайных ситуаций, действуют под руководством соответствующих органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

На органы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций возлагается ответственность за решение вопросов, связанных с перевозкой членов общественных объединений к зоне чрезвычайной ситуации и обратно, организацией размещения, питания, оплаты труда, материально-технического, медицинского и других видов обеспечения их деятельности в этих условиях. Члены и участники общественных объединений, участвующие в ликвидации пожаров и чрезвычайных ситуаций, должны быть подготовлены по соответствующим программам подготовки.

Согласно статье 63 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" первичные меры пожарной безопасности включают в себя:

1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;

2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;

3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;

4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;

5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;

6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;

7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;

8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;

9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.

Содержание указанных полномочий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности дополнены и конкретизированы по видам муниципальных образований в статьей 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".

Согласно этой норме к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:

создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;

оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;

организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;

принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;

включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;

оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

К полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся:

создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;

оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

Перечисленные выше полномочия органов местного самоуправления городских и сельских поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности включают социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, а также создание условий для организации добровольной пожарной охраны.

Такие полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности как организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре, принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы также могут быть реализованы путем привлечения пожарных команд Корпуса сил добровольной пожарной охраны.

Таким образом, системное толкование приведенных выше федеральных законов указывает, что органы местного самоуправления, создавая условия для организации и деятельности пожарных команд Корпуса сил добровольной пожарной охраны, тем самым реализуют свои полномочия в области защиты населения от пожаров и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения первичных мер пожарной безопасности, обеспечения безопасности людей на водных объектах, организации мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, а содействие указанной деятельности Корпуса сил добровольной пожарной охраны является осуществлением полномочий органов местного самоуправления по закрепленным законодательством Российской Федерации предметам их ведения.