Прием на обучение в соответствии со стандартом, утвержденным данным документом, прекращен 31 декабря 2018 года (Приказ Минобрнауки России от 09.02.2018 N 94).

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ СПЕЦИАЛИТЕТА

5.1. В результате освоения программы специалитета у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные и профессионально-специализированные компетенции.

5.2. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1);

готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2);

готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3);

способностью использовать основы философских знаний, анализировать главные этапы и закономерности исторического развития для осознания социальной значимости своей деятельности (ОК-4);

способностью использовать основы экономических знаний при оценке эффективности результатов деятельности в различных сферах (ОК-5);

способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-6);

способностью использовать общеправовые знания в различных сферах деятельности (ОК-7);

способностью поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8);

способностью использовать приемы оказания первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9).

5.3. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:

способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1);

готовностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-2);

готовностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОПК-3);

способностью представить адекватную современному уровню знаний научную картину мира на основе знания основных положений, законов и методов естественных наук и математики (ОПК-4);

способностью выявить естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, привлечь для их решения соответствующий физико-математический аппарат (ОПК-5);

готовностью учитывать современные тенденции развития электроники, измерительной и вычислительной техники, информационных технологий в своей профессиональной деятельности (ОПК-6);

способностью владеть методами решения задач анализа и расчета характеристик радиотехнических цепей (ОПК-7);

способностью владеть основными приемами обработки и представлять экспериментальные данные (ОПК-8);

способностью собирать, обрабатывать, анализировать и систематизировать научно-техническую информацию по тематике исследования, использовать достижения отечественной и зарубежной науки, техники и технологии (ОПК-9);

способностью применять современные программные средства выполнения и редактирования изображений и чертежей и подготовки конструкторско-технологической документации (ОПК-10).

5.4. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа специалитета:

проектно-конструкторская деятельность:

способностью осуществлять анализ состояния научно-технической проблемы, определять цели и выполнять постановку задач проектирования (ПК-1);

способностью разрабатывать структурные и функциональные схемы радиоэлектронных систем и комплексов, а также принципиальные схемы радиоэлектронных устройств с применением современных САПР и пакетов прикладных программ (ПК-2);

способностью осуществлять проектирование конструкций электронных средств с применением современных САПР и пакетов прикладных программ (ПК-3);

способностью выбирать оптимальные проектные решения на всех этапах проектного процесса (ПК-4);

способностью использовать современные пакеты прикладных программ для схемотехнического моделирования аналоговых и цифровых устройств, устройств сверхвысоких частот (СВЧ) и антенн (ПК-5);

способностью разрабатывать цифровые радиотехнические устройства на базе микропроцессоров и микропроцессорных систем и программируемых логических интегральных схем с использованием современных пакетов прикладных программ (ПК-6);

способностью разрабатывать проектно-конструкторскую документацию в соответствии с нормативными требованиями и осуществлять выпуск технической документации с использованием пакетов прикладных программ (ПК-7);

научно-исследовательская деятельность:

способностью выполнять математическое моделирование объектов и процессов по типовым методикам, в том числе с использованием стандартных пакетов прикладных программ (ПК-8);

способностью изучать и использовать специальную литературу и другую научно-техническую информацию, отражающую достижения отечественной и зарубежной науки и техники в области радиотехники (ПК-9);

способностью решать задачи оптимизации существующих и новых технических решений в условиях априорной неопределенности с применением пакетов прикладных программ (ПК-10);

способностью к реализации программ экспериментальных исследований, в том числе в режиме удаленного доступа, включая выбор технических средств, обработку результатов и оценку погрешности экспериментальных данных (ПК-11);

способностью выполнять исследования новых процессов и явлений в радиотехнике, позволяющих повысить эффективность радиоэлектронных систем и устройств (ПК-12);

способностью анализировать современное состояние проблем в своей профессиональной деятельности, ставить цели и задачи научных исследований, формировать программы исследований и реализовывать их с помощью современного оборудования и информационных технологий с использованием отечественного и зарубежного опыта (ПК-13);

способностью оформлять научно-технические отчеты, научно-техническую документацию, готовить публикации и заявки на патенты (ПК-14);

организационно-управленческая деятельность:

способностью организовывать работу коллектива исполнителей, проводящих проектную, исследовательскую, технологическую и экспериментальную разработку, принимать исполнительские решения, находить оптимальные организационные решения (ПК-15);

способностью разрабатывать планы по проведению проектных, научно-исследовательских, опытно-конструкторских, экспериментальных или технологических работ, управлять ходом их выполнения (ПК-16);

способностью качественно и количественно оценивать эффективность и последствия принимаемых решений при создании и эксплуатации радиоэлектронных средств различного назначения, проводить анализ стоимости разработок возглавляемого коллектива, организовывать работу по снижению стоимости и повышению надежности разрабатываемых радиоэлектронных средств (ПК-17);

готовностью к практическому использованию нормативных документов при планировании и организации работ, связанных с производством радиоэлектронных средств (ПК-18);

способностью выполнять задания в области сертификации радиотехнических средств, систем, оборудования и материалов (ПК-19);

производственно-технологическая деятельность:

способностью применять методы проектирования технологических процессов производства устройств радиоэлектронной техники с использованием автоматизированных систем технологической подготовки производства (ПК-20);

способностью разрабатывать технические задания на проектирование технологических процессов производства радиоэлектронных средств (ПК-21);

способностью принимать участие в работах по технологической подготовке производства (ПК-22);

готовностью осуществлять авторское сопровождение разрабатываемых устройств и систем на этапах проектирования и выпуска их опытных образцов (ПК-23);

способностью осуществлять подготовку технической документации, компьютерного обеспечения и инструкций для автоматизированного производства радиоэлектронной аппаратуры (ПК-24);

способностью организовывать метрологическое обеспечение производства радиоэлектронных средств (ПК-25);

способностью обеспечить технологичность радиоэлектронных изделий и процессов их изготовления (ПК-26);

способностью оценивать экономическую эффективность технологических процессов изготовления устройств радиоэлектронной техники (ПК-27);

сервисно-эксплуатационная деятельность:

способностью осуществлять эксплуатацию и техническое обслуживание радиоэлектронных систем и комплексов (ПК-28);

способностью разрабатывать инструкции по эксплуатации радиоэлектронных средств различного назначения и программного обеспечения (ПК-29);

способностью осуществлять испытания радиоэлектронных систем и комплексов, анализировать их результаты (ПК-30);

способностью осуществлять ремонт и настройку радиоэлектронных устройств различного назначения (ПК-31).

5.5. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать профессионально-специализированными компетенциями, соответствующими специализации программы специалитета:

специализация N 1 "Радиолокационные системы и комплексы":

способностью оценивать основные характеристики радиолокационных систем (ПСК-1.1);

способностью оптимизировать структуру радиолокационных систем в соответствии с выбранными (или заданными) критериями качества (ПСК-1.2);

способностью разрабатывать алгоритмы обработки радиолокационной информации (ПСК-1.3);

способностью проводить анализ и синтез радиолокационных систем с высокой разрешающей способностью (ПСК-1.4);

способностью решать задачи распознавания радиолокационных объектов (ПСК-1.5);

способностью проводить моделирование радиолокационных систем и устройств (ПСК-1.6);

специализация N 2 "Радиоэлектронные системы передачи информации":

способностью разрабатывать структурные и функциональные схемы мобильных, широкополосных и спутниковых систем передачи информации (ПСК-2.1);

способностью оценивать основные показатели качества систем передачи информации с учетом характеристик каналов связи (ПСК-2.2);

способностью проводить оптимизацию радиосистем передачи информации и отдельных ее подсистем (ПСК-2.3);

способностью проводить компьютерное проектирование и моделирование радиоэлектронных систем передачи информации и их подсистем (ПСК-2.4);

специализация N 3 "Радиосистемы и комплексы управления":

способностью владеть общими принципами построения и функционирования радиосистем и комплексов управления (ПСК-3.1);

способностью владеть методами анализа и синтеза радиоэлектронных систем и комплексов управления и их подсистем (ПСК-3.2);

способностью рассчитывать основные характеристики радиосистем управления (ПСК-3.3);

способностью владеть методами оптимизации радиоэлектронных систем и комплексов управления и их подсистем (ПСК-3.4);

способностью выбрать тип радиосистемы управления, соответствующей назначению и предъявленным техническим требованиям (ПСК-3.5);

способностью проводить моделирование радиосистем управления и их подсистем (ПСК-3.6);

специализация N 4 "Радионавигационные системы и комплексы":

способностью осуществлять обоснованный выбор структурных схем аппаратуры радионавигационных систем и комплексов (ПСК-4.1);

способностью проводить анализ тактико-технических показателей аппаратуры радионавигационных систем и комплексов (ПСК-4.2);

способностью проводить оптимизацию аппаратуры радионавигационных систем и комплексов (ПСК-4.3);

способностью оценивать погрешности навигационных измерений (ПСК-4.4);

способностью проводить моделирование аппаратуры радионавигационной системы (ПСК-4.5);

способностью проводить технико-экономический анализ перспектив развития спутниковых навигационных технологий (ПСК-4.6);

специализация N 5 "Радиоэлектронная борьба":

способностью формировать и принимать технические решения при создании средств, соответствующих назначению и предъявленным техническим требованиям (ПСК-5.1);

способностью разрабатывать структурную схему системы РЭБ для заданных технических и тактических требований (ПСК-5.2);

способностью рассчитывать основные параметры систем и средств РЭБ с учетом реальных характеристик (ПСК-5.3);

способностью оценивать электромагнитную совместимость радиоэлектронных систем (ПСК-5.4);

способностью разрабатывать средства защиты информации в радиоэлектронных системах (ПСК-5.5);

способностью разрабатывать средства радиоэлектронной маскировки (ПСК-5.6);

способностью разрабатывать методы защиты радиоэлектронных систем от помех (ПСК-5.7);

способностью владеть методами моделирования систем РЭБ (ПСК-5.8);

специализация N 6 "Лазерные информационные системы и комплексы":

способностью разрабатывать структурные и функциональные схемы лазерных систем различного назначения (ПСК-6.1);

способностью оценивать основные характеристики лазерных систем и устройств различных типов (ПСК-6.2);

способностью оптимизировать структуру лазерных систем в соответствии с выбранными критериями качества (ПСК-6.3);

способностью использовать при проектировании лазерных систем и устройств различные методы моделирования (ПСК-6.4);

способностью проводить измерения характеристик лазерного излучения (ПСК-6.5);

способностью обеспечить безопасность исполнителей при испытаниях лазерных систем (ПСК-6.6);

специализация N 7 "Антенные системы и устройства":

способностью осуществлять обоснованный выбор типа антенной системы с учетом предъявляемых требований (ПСК-7.1);

способностью владеть методами расчета антенн радиолокационных, радионавигационных и радиосвязных систем и комплексов (ПСК-7.2);

способностью рассчитывать геометрические параметры и электрические характеристики антенн и микроволновых устройств (ПСК-7.3);

способностью разрабатывать конструкции антенн радиолокационных, радионавигационных и радиосвязных систем и комплексов (ПСК-7.4);

способностью владеть методами компьютерного моделирования и проектирования антенн и микроволновых устройств (ПСК-7.5);

способностью использовать потенциальные возможности существующих и разрабатываемых САПР антенн и устройств СВЧ (ПСК-7.6);

способностью разрабатывать фазированные антенные решетки, цифровые антенные решетки, цифровые активные антенные решетки и их элементы (ПСК-7.7);

специализация N 8 "Радиоэлектронные системы космических комплексов":

способностью владеть общими принципами построения и функционирования космических радиотехнических комплексов (ПСК-8.1);

способностью разрабатывать структурные и функциональные схемы радиоэлектронных систем космических комплексов (ПСК-8.2);

способностью использовать методы оптимизации радиоэлектронных систем космических комплексов (ПСК-8.3);

способностью выбрать состав радиоэлектронных систем космического комплекса, соответствующих его назначению и предъявленным техническим требованиям (ПСК-8.4);

способностью формировать и принимать решения по обеспечению информационной безопасности радиоэлектронных систем космических комплексов (ПСК-8.5);

способностью оценивать показатели качества функционирования радиоэлектронных систем космических комплексов (ПСК-8.6);

специализация N 9 "Бортовые радиоэлектронные системы ракетно-космической техники":

способностью владеть общими принципами построения и функционирования бортовых радиоэлектронных систем ракетно-космической техники (ПСК-9.1);

способностью проводить анализ и синтез бортовых радиоэлектронных систем информационно-телеметрического и командно-программного обеспечения (ПСК-9.2);

способностью оценивать основные показатели качества функционирования бортовых радиоэлектронных систем ракетно-космической техники (ПСК-9.3);

способностью разрабатывать алгоритмы и программы испытаний бортовых радиоэлектронных систем (ПСК-9.4);

способностью проводить техническую диагностику бортовых радиоэлектронных систем ракетно-космической техники (ПСК-9.5);

способностью использовать методы поиска, анализа и устранения неисправностей в бортовых радиоэлектронных системах при их подготовке к применению (ПСК-9.6);

специализация N 10 "Гидроакустические системы и комплексы":

способностью проводить анализ и синтез гидроакустических систем обнаружения и сопровождения, гидроакустических систем специального назначения (ПСК-10.1);

способностью оценивать основные характеристики гидроакустических систем (ПСК-10.2);

способностью оптимизировать структуру гидроакустических систем в соответствии с выбранными (или заданными) критериями качества (ПСК-10.3);

способностью решать задачи распознавания (классификации) гидроакустических объектов (ПСК-10.4);

способностью проводить моделирование гидроакустических систем и устройств (ПСК-10.5);

специализация N 11 "Эксплуатация авиационных радиоэлектронных систем и комплексов связи":

способностью осуществлять обоснованный выбор организационно-технического построения систем связи авиации на основе анализа тактико-технических показателей авиационных средств связи (ПСК-11.1);

способностью оценивать основные характеристики и показатели функционирования авиационных радиоэлектронных систем и комплексов связи с учетом характеристик каналов связи и электромагнитной совместимости (ПСК-11.2);

способностью проводить оптимизацию организационно-технического построения и применения авиационных радиоэлектронных систем и комплексов связи (ПСК-11.3);

способностью выбрать тип авиационных средств связи, соответствующих назначению и предъявленным техническим требованиям к системе связи авиации (ПСК-11.4);

способностью рассчитывать основные эксплуатационные параметры авиационных радиоэлектронных систем и комплексов связи (ПСК-11.5);

способностью обеспечить защиту информации при эксплуатации авиационных радиоэлектронных систем и комплексов связи (ПСК-11.6);

специализация N 12 "Проектирование и технология радиоэлектронных систем и комплексов":

способностью формулировать цель проекта, критерии и способы достижения целей, выявлять приоритетные задачи при проектировании и производстве (ПСК-12.1);

способностью проводить схемное и конструкторское проектирование узлов и модулей РЭС различного функционального назначения, осуществлять расчетные работы на различных стадиях проектирования (ПСК-12.2);

способностью осуществлять разработку технологических циклов производства РЭС, в том числе создаваемых на основе наноматериалов, микро-наномодулей (узлов), процессов нанотехнологий, методов нанодиагностики (ПСК-12.3);

способностью осуществлять освоение новых технологических процессов производства опытных и серийных образцов РЭС, участвовать в организации и управлении технологическим циклом производства изделий, осуществлять контроль за параметрами процессов и качеством производства РЭС (ПСК-12.4);

способностью проводить испытания РЭС и технологического оборудования (в том числе и сертификационные) (ПСК-12.5);

способностью осуществлять эксплуатацию, диагностику и техническое обслуживание РЭС и комплексов (ПСК-12.6);

способностью осуществлять планирование, постановку и проведение теоретических и экспериментальных исследований (в составе коллектива) в целях изыскания принципов и путей совершенствования РЭС и технологий их производства (ПСК-12.7).

5.6. При разработке программы специалитета все общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные компетенции, отнесенные к тем видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа специалитета, и профессионально-специализированные компетенции, отнесенные к выбранной специализации, включаются в набор требуемых результатов освоения программы специалитета.

5.7. При разработке программы специалитета организация вправе дополнить набор компетенций выпускников с учетом направленности программы специалитета на конкретные области знания и (или) вид (виды) деятельности или специализации программы.

5.8. При разработке программы специалитета требования к результатам обучения по отдельным дисциплинам (модулям), практикам организация устанавливает самостоятельно с учетом требований соответствующих примерных основных образовательных программ.

5.9. Программы специалитета, реализуемые в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка в федеральных государственных организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, указанных в части 1 статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - федеральные государственные органы), разрабатываются на основе требований, предусмотренных указанным Федеральным законом, а также квалификационных требований к военно-профессиональной подготовке, специальной профессиональной подготовке выпускников, устанавливаемых федеральным государственным органом, в ведении которого находятся соответствующие организации <3>.

(п. 5.9 введен Приказом Минобрнауки России от 13.07.2017 N 653)

--------------------------------

<3> Часть 2 статьи 81 Федерального закона N 273-ФЗ.

(сноска введена Приказом Минобрнауки России от 13.07.2017 N 653)