6 Оценка эффективности вариантов организации вагонопотоков при наличии ограничений инфраструктуры и перевозочных ресурсов
Оценка эффективности вариантов организации вагонопотоков с учетом ограничений пропускных и перерабатывающих способностей инфраструктуры основывается на сопоставлении изменений доходов и расходов, определяемых по следующим факторам:
1) изменение объемов погрузки по причине ограничений инфраструктуры (потерь пропускных способностей участков и перерабатывающих способностей сортировочных систем);
2) изменение потребного парка подвижного состава;
3) изменение временных параметров перевозки на всем пути следования;
4) риски выплат ОАО "РЖД" из-за нарушения сроков доставки.
Порядок оценки эффективности следующий (рис. 6.1):
1. Определение набора сопоставляемых вариантов организации в поезда массива вагонопотоков {Nij}.
Каждый вариант характеризуется:
наличием либо отсутствием маршрутных назначений;
параметрами маршрутных назначений (вес и длина, путь следования на транспортной сети).
При этом в вариантах, предусматривающих исключение назначений из отправительской маршрутизации, может быть предусмотрено:
- включение в план маршрутизации станционных маршрутов (порядок их обоснования регламентирован приложением 5 к настоящей Методике);
- включение в план формирования назначений сквозных поездов в адрес станции назначения вагонопотока, исключенного из отправительской маршрутизации, на станции отправления или первой попутной станции плана формирования (при мощности вагонопотока 100 вагонов/сут и более, отсутствия переломов веса и длины составов в пути следования и при наличии резерва мощности по допустимому числу формируемых назначений соответственно на станции отправления или первой попутной станции плана формирования) без увеличения переработки вагонов на попутных технических станциях;
- включение вагонопотока в поезда действующих назначений плана формирования с соответствующим увеличением переработки вагонов на попутных технических станциях.
Рис. 6.1. Порядок определения эффективности при наличии
ограничений инфраструктуры и перевозочных ресурсов
2. Распределение массива вагонопотоков {Nij} в соответствии с принятыми вариантами технологии их организации и продвижения по станциям и участкам модели железнодорожной сети ОАО "РЖД", включающей:
- транспортной сети с перегонами и раздельными пунктами по тарифным кодам;
- сети УРЛБ и технических станций;
- сети назначений плана формирования грузовых поездов и отправительских маршрутов, в которых продвигаются потоки груженых и порожних вагонов.
3. По каждому из сопоставляемых вариантов организации в поезда вагонопотоков массива {Nij} рассчитываются:
- уровни заполнения пропускной способности участков ;
- уровни заполнения результирующей пропускной и перерабатывающей способности железнодорожных путей необщего пользования и станций:
отправления (зарождения вагонопотоков) ;
назначения (погашения вагонопотоков) ;
- уровни заполнения пропускной и перерабатывающей способности станций:
переработки вагонов по плану формирования поездов ;
перелома норм веса и длины составов ;
- изменяемая часть потребных парков исправных локомотивов грузового движения по сериям и секционности ;
- изменяемая часть потребных парков грузовых вагонов по родам и (при необходимости) типам подвижного состава .
Уровни заполнения элементов инфраструктуры рассчитывают с учетом не только вагонопотоков массива {Nij}, но и всех остальных транспортных потоков расчетного периода, в соответствии с методиками [8 - 11].
4. Для всех вариантов организации вагонопотоков, где уровни заполнения пропускной и перерабатывающей способности (по участкам и станциям) превышают максимально допустимые (близкие к 1) значения, фиксируются узкие места инфраструктуры по участкам и станциям и устанавливаются соответствующие первичные дефициты их мощности и
.
5. Оценка снижения погрузки из-за дефицитов имеющейся мощности инфраструктуры , в том числе из-за встречного пробега порожних вагонов
, производится по итерационному алгоритму (рисунок 6.2). Алгоритм основан на допущениях, что все груженые вагонопотоки, проходящие через лимитирующий элемент инфраструктуры f, уменьшаются пропорционально, а пути их следования по железнодорожной сети не изменяются. Однако обойти указанные допущения возможно, изменив условия расчета и приняв коэффициент
запрещенным либо обязательным для задаваемого набора вагонопотоков из массива {Nij}.
6. После фиксации величин уменьшения вагонопотоков, которые не могут быть освоены из-за инфраструктурных ограничений, производится перерасчет загрузки сети и значений (см. п. 3 настоящего раздела):
;
;
;
;
;
;
.
7. В зависимости от уровней загрузки участков определяют изменяемую часть простоя поездов в ожидании отправления с грузовых и технических станций {tож.от(k)}, соответствующие дополнительные поездо-часы занятия станционных путей {ntзан.от(k)}, дополнительные затраты вагоно-часов {NHож.от(k)} и локомотиво-часов грузового движения {MHож.от(k)};
8. В зависимости от уровней загрузки станций определяют:
изменяемую часть простоя поездов в ожидании выполнения операций на грузовых и технических станциях {tож.опер(k)}, соответствующие дополнительные составо-часы занятия станционных путей {ntзан.опер(k)}, дополнительные затраты вагоно-часов {NHож.опер(k)};
простои поездов по неприему грузовыми и техническими станциями {tз(k)}, соответствующие дополнительные поездо-часы занятия станционных путей промежуточных станций {ntнепр.зан(k)}, количество задержек поездов {nз(k)}, дополнительные затраты вагоно-часов {NHз(k)}, локомотиво-часов {MHз(k)} и бригадо-часов грузового движения {Mhз(k)}.
9. В зависимости от величины задержек поездов по неприему станциями и увеличения их простоя на станциях определяют потери пропускной способности участков и станций
в соответствии с методиками [8 - 11].
10. С учетом потерь пропускной способности участков и станций
, поездов/сут, уточняются узкие места инфраструктуры по участкам и станциям и устанавливаются соответствующие вторичные дефициты их мощности
и
.
11. Аналогично п. 5 настоящего раздела производится оценка снижения погрузки из-за вторичных дефицитов имеющейся мощности инфраструктуры, с фиксацией величин уменьшения вагонопотоков и общего снижения погрузки ("недовозов") из-за дефицита мощности инфраструктуры:
Рис. 6.2. Алгоритм оценки снижения погрузки из-за ухудшения использования имеющейся мощности инфраструктуры
12. Увеличение потребного рабочего парка грузовых вагонов рода r из-за дополнительных затрат вагоно-часов:
где - доля вагонов рода r в рассматриваемых затратах вагоно-часов;
увеличение потребного парка исправных локомотивов серии и секционности s из-за дополнительных затрат локомотиво-часов:
где - коэффициент перехода от рабочего парка локомотивов к парку исправных локомотивов грузового движения;
суммарное увеличение потребного рабочего парка грузовых вагонов рода r:
суммарное увеличение потребного парка исправных локомотивов серии и секционности s:
13. В случае, если увеличение потребных парков вагонов и (или) локомотивов приводит к превышению количества вагонов и (или) локомотивов
, доступных для выполнения грузовых перевозок, на величину соответственно P(-) и (или) M(-), определяются значения:
- снижения погрузки из-за дефицита вагонного парка:
- снижения погрузки из-за дефицита локомотивного парка:
где m - расчетный состав поезда, физических вагонов; kп - сетевой коэффициент потребности локомотивов на одну пару грузовых поездов.
Значения и
прибавляются к величине
.
С учетом результирующего снижения погрузки () определяется величина вагонопотока N**ij корреспонденции (i, j), принимаемого к перевозке, для которого по вариантам изменяется технология организации в поезда (вагонов/сут.).
14. Оценка изменения доходов ОАО "РЖД" по сопоставляемым вариантам организации в поезда вагонопотоков массива {Nij} определяется по формуле:
|
часть вагонопотока Nij, которая не может быть принята к перевозке в связи с недостатком инфраструктурных и перевозочных ресурсов (см. пп. 5 - 13), вагонов/сут.; |
|
|
провозная плата за перевозку вагонов корреспонденции (i, j), руб./вагон; |
|
|
вагонопоток корреспонденции (i, j), принимаемый к перевозке, для которого по вариантам изменяется технология организации в поезда, вагонов/сут.; |
|
|
разность провозных платежей для маршрутных и немаршрутных перевозок за перевозку вагонов корреспонденции (i, j), положительная при отправительской маршрутизации и отрицательная при ее отмене, руб./вагон. |
При условии недопущения снижения объемов погрузки составляющая (), характеризующая изменение доходов за счет части вагонопотока, которая не может быть принята к перевозке в связи с недостатком инфраструктурных и перевозочных ресурсов, может быть приравнена нулю, и в этом случае необходима оценка варианта с привлечением инвестиций в развитие инфраструктуры (см. п. 15).
15. Оценка изменения расходов ОАО "РЖД" () по сопоставляемым вариантам организации в поезда вагонопотоков массива {Nij} рассчитывается по формуле:
|
вагонопоток корреспонденции (i, j), принимаемый к перевозке, для которого по вариантам изменяется технология организации в поезда, вагонов/сут; |
|
|
изменение зависящих расходов ОАО "РЖД" из-за отмены отправительской маршрутизации вагонов корреспонденции (i, j), руб./вагон; |
|
|
часть вагонопотока Nij, которая не может быть принята к перевозке в связи с недостатком инфраструктурных и перевозочных ресурсов (см. пп. 5 - 13 настоящего раздела), вагонов/сут; |
|
|
зависящие расходы ОАО "РЖД", связанные с перевозкой части вагонопотока Nij, которая не может быть принята к перевозке в связи с недостатком инфраструктурных и перевозочных ресурсов (см. пп. 5 - 13), руб./вагон; |
|
|
зависящие расходы, связанные с изменением использования парка подвижного состава, определяется по формуле: |
|
где |
|
|
дополнительные бригадо-часы грузового движения, связанные с изменение потребного парка локомотивов; |
|
|
составо-часы занятия станционных путей в ожидании отправления с грузовых и технических станций; |
|
|
составо-часы занятия станционных путей при выполнении операций {ntзан.опер(k)}; |
|
|
составо-часы занятия станционных путей по неприему грузовыми и техническими станциями; |
|
|
единичные расходные ставки <1> для использования в экономических задачах ОАО "РЖД" соответственно на локомотиво-час локомотивов парка ОАО "РЖД", работающих в грузовом движении (руб./ч), бригадо-час локомотивных бригад при работе на локомотиве в грузовом движении (руб./ч), час занятия одного километра станционных путей, руб./чкм; |
|
|
укрупненная расходная ставка для использования в экономических задачах ОАО "РЖД" на одну остановку грузового поезда без учета времени стоянки (руб./ост.), |
|
|
вагонопоток корреспонденции (i, j), принимаемый к перевозке, для которого по вариантам изменяется надежность доставки в нормативный срок, вагонов/сут; |
|
|
выплаты ОАО "РЖД" из-за нарушения сроков доставки грузов и порожних вагонов, не принадлежащих перевозчику, руб./вагон (порядок определения этой величины описан в приложении 3). |
|
--------------------------------
<1> Единичные и укрупненные расходные ставки для использования в экономических задачах ОАО "РЖД" определяются в соответствии с Методическими рекомендациями по расчету единичных и укрупненных расходных ставок для использования в экономических задачах ОАО "РЖД" по перевозочных видам деятельности, утвержденными распоряжением ОАО "РЖД" от 8 декабря 2015 года N 2874р.
16. Вариантом оценки эффективности организации вагонопотоков могут быть расчеты с учетом необходимых дополнительных инвестиций, связанных с ликвидацией "узких мест" инфраструктуры и развитием перевозочных ресурсов (рис. 6.2).
Расчеты в этом случае выполняются в соответствии с действующими нормативными документами по оценке эффективности инвестиционных проектов [12 - 14].
оценка потребности и стоимости реализации мероприятий по развитию пропускной и провозной способности сети железных дорог ОАО "РЖД", а также анализ мероприятий и их стоимости по развитию ремонтной базы грузовых вагонов и локомотивов;
оценка дополнительных инвестиций в приобретение тягового подвижного состава;
расчет доходов от грузовых перевозок при существующих условиях тарифообразования;
расчет зависящих расходов на продвижение грузовых поездов и условно-постоянных расходов на содержание объектов железнодорожной инфраструктуры;
расчет денежного потока и формируемого финансового результата для ОАО "РЖД" от перевозочных видов деятельности (грузовые перевозки);
технико-экономическое сравнение формируемых финансовых результатов ОАО "РЖД" по рассмотренным вариантам;
анализ чувствительности формируемых финансовых результатов для ОАО "РЖД" по рассматриваемым вариантам к изменению принимаемых исходных параметров.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875