6 Оценка эффективности вариантов организации вагонопотоков при наличии ограничений инфраструктуры и перевозочных ресурсов

Оценка эффективности вариантов организации вагонопотоков с учетом ограничений пропускных и перерабатывающих способностей инфраструктуры основывается на сопоставлении изменений доходов и расходов, определяемых по следующим факторам:

1) изменение объемов погрузки по причине ограничений инфраструктуры (потерь пропускных способностей участков и перерабатывающих способностей сортировочных систем);

2) изменение потребного парка подвижного состава;

3) изменение временных параметров перевозки на всем пути следования;

4) риски выплат ОАО "РЖД" из-за нарушения сроков доставки.

Порядок оценки эффективности следующий (рис. 6.1):

1. Определение набора сопоставляемых вариантов организации в поезда массива вагонопотоков {Nij}.

Каждый вариант характеризуется:

наличием либо отсутствием маршрутных назначений;

параметрами маршрутных назначений (вес и длина, путь следования на транспортной сети).

При этом в вариантах, предусматривающих исключение назначений из отправительской маршрутизации, может быть предусмотрено:

- включение в план маршрутизации станционных маршрутов (порядок их обоснования регламентирован приложением 5 к настоящей Методике);

- включение в план формирования назначений сквозных поездов в адрес станции назначения вагонопотока, исключенного из отправительской маршрутизации, на станции отправления или первой попутной станции плана формирования (при мощности вагонопотока 100 вагонов/сут и более, отсутствия переломов веса и длины составов в пути следования и при наличии резерва мощности по допустимому числу формируемых назначений соответственно на станции отправления или первой попутной станции плана формирования) без увеличения переработки вагонов на попутных технических станциях;

- включение вагонопотока в поезда действующих назначений плана формирования с соответствующим увеличением переработки вагонов на попутных технических станциях.

00000109.png

Рис. 6.1. Порядок определения эффективности при наличии

ограничений инфраструктуры и перевозочных ресурсов

2. Распределение массива вагонопотоков {Nij} в соответствии с принятыми вариантами технологии их организации и продвижения по станциям и участкам модели железнодорожной сети ОАО "РЖД", включающей:

- транспортной сети с перегонами и раздельными пунктами по тарифным кодам;

- сети УРЛБ и технических станций;

- сети назначений плана формирования грузовых поездов и отправительских маршрутов, в которых продвигаются потоки груженых и порожних вагонов.

3. По каждому из сопоставляемых вариантов организации в поезда вагонопотоков массива {Nij} рассчитываются:

- уровни заполнения пропускной способности участков 00000110.wmz;

- уровни заполнения результирующей пропускной и перерабатывающей способности железнодорожных путей необщего пользования и станций:

отправления (зарождения вагонопотоков) 00000111.wmz;

назначения (погашения вагонопотоков) 00000112.wmz;

- уровни заполнения пропускной и перерабатывающей способности станций:

переработки вагонов по плану формирования поездов 00000113.wmz;

перелома норм веса и длины составов 00000114.wmz;

- изменяемая часть потребных парков исправных локомотивов грузового движения по сериям и секционности 00000115.wmz;

- изменяемая часть потребных парков грузовых вагонов по родам и (при необходимости) типам подвижного состава 00000116.wmz.

Уровни заполнения элементов инфраструктуры рассчитывают с учетом не только вагонопотоков массива {Nij}, но и всех остальных транспортных потоков расчетного периода, в соответствии с методиками [8 - 11].

4. Для всех вариантов организации вагонопотоков, где уровни заполнения пропускной и перерабатывающей способности (по участкам и станциям) превышают максимально допустимые (близкие к 1) значения, фиксируются узкие места инфраструктуры по участкам и станциям и устанавливаются соответствующие первичные дефициты их мощности 00000117.wmz и 00000118.wmz.

5. Оценка снижения погрузки из-за дефицитов имеющейся мощности инфраструктуры 00000119.wmz, в том числе из-за встречного пробега порожних вагонов 00000120.wmz, производится по итерационному алгоритму (рисунок 6.2). Алгоритм основан на допущениях, что все груженые вагонопотоки, проходящие через лимитирующий элемент инфраструктуры f, уменьшаются пропорционально, а пути их следования по железнодорожной сети не изменяются. Однако обойти указанные допущения возможно, изменив условия расчета и приняв коэффициент 00000121.wmz запрещенным либо обязательным для задаваемого набора вагонопотоков из массива {Nij}.

6. После фиксации величин уменьшения вагонопотоков, которые не могут быть освоены из-за инфраструктурных ограничений, 00000122.wmz производится перерасчет загрузки сети и значений (см. п. 3 настоящего раздела): 00000123.wmz; 00000124.wmz; 00000125.wmz; 00000126.wmz; 00000127.wmz; 00000128.wmz; 00000129.wmz.

7. В зависимости от уровней загрузки участков определяют изменяемую часть простоя поездов в ожидании отправления с грузовых и технических станций {tож.от(k)}, соответствующие дополнительные поездо-часы занятия станционных путей {ntзан.от(k)}, дополнительные затраты вагоно-часов {NHож.от(k)} и локомотиво-часов грузового движения {MHож.от(k)};

8. В зависимости от уровней загрузки станций определяют:

изменяемую часть простоя поездов в ожидании выполнения операций на грузовых и технических станциях {tож.опер(k)}, соответствующие дополнительные составо-часы занятия станционных путей {ntзан.опер(k)}, дополнительные затраты вагоно-часов {NHож.опер(k)};

простои поездов по неприему грузовыми и техническими станциями {tз(k)}, соответствующие дополнительные поездо-часы занятия станционных путей промежуточных станций {ntнепр.зан(k)}, количество задержек поездов {nз(k)}, дополнительные затраты вагоно-часов {NHз(k)}, локомотиво-часов {MHз(k)} и бригадо-часов грузового движения {Mhз(k)}.

9. В зависимости от величины задержек поездов по неприему станциями и увеличения их простоя на станциях определяют потери пропускной способности участков 00000130.wmz и станций 00000131.wmz в соответствии с методиками [8 - 11].

10. С учетом потерь пропускной способности участков 00000132.wmz и станций 00000133.wmz, поездов/сут, уточняются узкие места инфраструктуры по участкам и станциям и устанавливаются соответствующие вторичные дефициты их мощности 00000134.wmz и 00000135.wmz.

11. Аналогично п. 5 настоящего раздела производится оценка снижения погрузки из-за вторичных дефицитов имеющейся мощности инфраструктуры, с фиксацией величин уменьшения вагонопотоков 00000136.wmz и общего снижения погрузки ("недовозов") из-за дефицита мощности инфраструктуры:

00000137.wmz. (6.1)

00000138.png

Рис. 6.2. Алгоритм оценки снижения погрузки из-за ухудшения использования имеющейся мощности инфраструктуры

12. Увеличение потребного рабочего парка грузовых вагонов рода r из-за дополнительных затрат вагоно-часов:

00000139.wmz; (6.2)

где 00000140.wmz - доля вагонов рода r в рассматриваемых затратах вагоно-часов;

увеличение потребного парка исправных локомотивов серии и секционности s из-за дополнительных затрат локомотиво-часов:

00000141.wmz, (6.3)

где 00000142.wmz - коэффициент перехода от рабочего парка локомотивов к парку исправных локомотивов грузового движения;

суммарное увеличение потребного рабочего парка грузовых вагонов рода r:

00000143.wmz; (6.4)

суммарное увеличение потребного парка исправных локомотивов серии и секционности s:

00000144.wmz. (6.5)

13. В случае, если увеличение потребных парков вагонов 00000145.wmz и (или) локомотивов приводит к превышению количества вагонов и (или) локомотивов 00000146.wmz, доступных для выполнения грузовых перевозок, на величину соответственно P(-) и (или) M(-), определяются значения:

- снижения погрузки из-за дефицита вагонного парка:

00000147.wmz, (6.6)

где 00000148.wmz - оборот вагона, сут;

- снижения погрузки из-за дефицита локомотивного парка:

00000149.wmz, (6.7)

где m - расчетный состав поезда, физических вагонов; kп - сетевой коэффициент потребности локомотивов на одну пару грузовых поездов.

Значения 00000150.wmz и 00000151.wmz прибавляются к величине 00000152.wmz.

С учетом результирующего снижения погрузки (00000153.wmz) определяется величина вагонопотока N**ij корреспонденции (i, j), принимаемого к перевозке, для которого по вариантам изменяется технология организации в поезда (вагонов/сут.).

14. Оценка изменения доходов ОАО "РЖД" по сопоставляемым вариантам организации в поезда вагонопотоков массива {Nij} определяется по формуле:

00000154.wmz, (6.8)

где 00000155.wmz -

часть вагонопотока Nij, которая не может быть принята к перевозке в связи с недостатком инфраструктурных и перевозочных ресурсов (см. пп. 5 - 13), вагонов/сут.;

Tij -

провозная плата за перевозку вагонов корреспонденции (i, j), руб./вагон;

N**ij -

вагонопоток корреспонденции (i, j), принимаемый к перевозке, для которого по вариантам изменяется технология организации в поезда, вагонов/сут.;

00000156.wmz -

разность провозных платежей для маршрутных и немаршрутных перевозок за перевозку вагонов корреспонденции (i, j), положительная при отправительской маршрутизации и отрицательная при ее отмене, руб./вагон.

При условии недопущения снижения объемов погрузки составляющая (00000157.wmz), характеризующая изменение доходов за счет части вагонопотока, которая не может быть принята к перевозке в связи с недостатком инфраструктурных и перевозочных ресурсов, может быть приравнена нулю, и в этом случае необходима оценка варианта с привлечением инвестиций в развитие инфраструктуры (см. п. 15).

15. Оценка изменения расходов ОАО "РЖД" (00000158.wmz) по сопоставляемым вариантам организации в поезда вагонопотоков массива {Nij} рассчитывается по формуле:

00000159.wmz (6.9)

где N**ij -

вагонопоток корреспонденции (i, j), принимаемый к перевозке, для которого по вариантам изменяется технология организации в поезда, вагонов/сут;

00000160.wmz -

изменение зависящих расходов ОАО "РЖД" из-за отмены отправительской маршрутизации вагонов корреспонденции (i, j), руб./вагон;

00000161.wmz -

часть вагонопотока Nij, которая не может быть принята к перевозке в связи с недостатком инфраструктурных и перевозочных ресурсов (см. пп. 5 - 13 настоящего раздела), вагонов/сут;

Eij -

зависящие расходы ОАО "РЖД", связанные с перевозкой части вагонопотока Nij, которая не может быть принята к перевозке в связи с недостатком инфраструктурных и перевозочных ресурсов (см. пп. 5 - 13), руб./вагон;

Eдоппс -

зависящие расходы, связанные с изменением использования парка подвижного состава, определяется по формуле:

00000162.wmz, (6.10)

где 00000163.wmz - изменение потребного парка исправных локомотивов из-за дополнительных затрат локомотиво-часов;

Mhз(k) -

дополнительные бригадо-часы грузового движения, связанные с изменение потребного парка локомотивов;

ntзан.от(k) -

составо-часы занятия станционных путей в ожидании отправления с грузовых и технических станций;

ntзан.опер(k) -

составо-часы занятия станционных путей при выполнении операций {ntзан.опер(k)};

n tнепр.зан(k) -

составо-часы занятия станционных путей по неприему грузовыми и техническими станциями;

eлч, eбч, eчкм -

единичные расходные ставки <1> для использования в экономических задачах ОАО "РЖД" соответственно на локомотиво-час локомотивов парка ОАО "РЖД", работающих в грузовом движении (руб./ч), бригадо-час локомотивных бригад при работе на локомотиве в грузовом движении (руб./ч), час занятия одного километра станционных путей, руб./чкм;

Eост -

укрупненная расходная ставка для использования в экономических задачах ОАО "РЖД" на одну остановку грузового поезда без учета времени стоянки (руб./ост.),

N***ij -

вагонопоток корреспонденции (i, j), принимаемый к перевозке, для которого по вариантам изменяется надежность доставки в нормативный срок, вагонов/сут;

00000164.wmz -

выплаты ОАО "РЖД" из-за нарушения сроков доставки грузов и порожних вагонов, не принадлежащих перевозчику, руб./вагон (порядок определения этой величины описан в приложении 3).

--------------------------------

<1> Единичные и укрупненные расходные ставки для использования в экономических задачах ОАО "РЖД" определяются в соответствии с Методическими рекомендациями по расчету единичных и укрупненных расходных ставок для использования в экономических задачах ОАО "РЖД" по перевозочных видам деятельности, утвержденными распоряжением ОАО "РЖД" от 8 декабря 2015 года N 2874р.

16. Вариантом оценки эффективности организации вагонопотоков могут быть расчеты с учетом необходимых дополнительных инвестиций, связанных с ликвидацией "узких мест" инфраструктуры и развитием перевозочных ресурсов (рис. 6.2).

Расчеты в этом случае выполняются в соответствии с действующими нормативными документами по оценке эффективности инвестиционных проектов [12 - 14].

При этом предусматривается:

оценка потребности и стоимости реализации мероприятий по развитию пропускной и провозной способности сети железных дорог ОАО "РЖД", а также анализ мероприятий и их стоимости по развитию ремонтной базы грузовых вагонов и локомотивов;

оценка дополнительных инвестиций в приобретение тягового подвижного состава;

расчет доходов от грузовых перевозок при существующих условиях тарифообразования;

расчет зависящих расходов на продвижение грузовых поездов и условно-постоянных расходов на содержание объектов железнодорожной инфраструктуры;

расчет денежного потока и формируемого финансового результата для ОАО "РЖД" от перевозочных видов деятельности (грузовые перевозки);

технико-экономическое сравнение формируемых финансовых результатов ОАО "РЖД" по рассмотренным вариантам;

анализ чувствительности формируемых финансовых результатов для ОАО "РЖД" по рассматриваемым вариантам к изменению принимаемых исходных параметров.