1. Общие требования безопасных условий труда

1.1. Настоящая Инструкция устанавливает требования по обеспечению безопасных условий труда при проведении ремонтно-путевых работ объектов инфраструктуры в тоннелях.

1.2. Требования, изложенные в Инструкции, должны соблюдаться всеми работниками независимо от занимаемой ими должности и принадлежности к филиалу ОАО "РЖД" или структурному подразделению филиала ОАО "РЖД" (далее - структурное подразделение) во время выполнения трудовых обязанностей при проведении ремонтно-путевых работ объектов инфраструктуры в тоннелях.

КонсультантПлюс: примечание.

Приложении N 1 не приводится.

1.3. Обеспечение безопасных условий труда при проведении ремонтно-путевых работ объектов инфраструктуры в тоннелях должно осуществляться в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и другими законодательными актами об охране труда, настоящей Инструкцией, другими стандартами системы стандартов безопасности труда, межотраслевыми правилами по охране труда и иными нормативными документами, содержащими требования охраны труда, приведенными в приложении N 1 к настоящей Инструкции.

1.4. При проведении ремонтно-путевых работ объектов инфраструктуры в тоннелях на работников могут воздействовать следующие основные опасные и вредные производственные факторы:

движущийся железнодорожный подвижной состав и транспортные средства;

движущиеся машины, механизмы, оборудование и их элементы;

стесненность, создаваемая внутренним очертанием тоннельной обделки;

перемещаемые материалы верхнего строения пути, сборные конструкции и другие предметы;

повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;

наличие в воздухе рабочей зоны химических веществ и аэрозолей преимущественно фиброгенного действия (пыли);

повышенные уровни шума и вибрации на рабочем месте от работы механизмов и машин;

недостаточность имеющегося общего освещения;

повышенная или пониженная температура, влажность и подвижность воздуха рабочей зоны;

повышенная или пониженная температура поверхностей металлических частей верхнего строения пути, оборудования и инструментов;

повышенный уровень ионизирующих излучений при работах в зонах радиационного загрязнения;

физические перегрузки при перемещении тяжестей вручную;

острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхностях материалов верхнего строения пути;

искры, брызги и выбросы раскаленного (расплавленного) металла, отлетающие осколки от элементов верхнего строения пути.

1.5. Лица, не достигшие возраста восемнадцати лет, не должны допускаться к ремонтно-путевым работам объектов инфраструктуры в тоннелях по должностям и профессиям, приведенным в Перечне тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет.

1.6. Женщины не допускаются к ремонтно-путевым работам объектов инфраструктуры в тоннелях по профессиям, приведенным в Перечне тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин, за исключением работ по профессии сигналист, работ по устранению последствий аварий и при других обстоятельствах, нарушающих нормальное движение поездов.

1.7. Работники, связанные с проведением ремонтно-путевых работ объектов инфраструктуры в тоннелях, должны проходить предварительные и периодические медицинские осмотры в соответствии с Порядком проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, Положением о порядке проведения обязательных предварительных, при поступлении на работу, и периодических медицинских осмотров на федеральном железнодорожном транспорте, Правилами прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности.

Машинисты железнодорожно-строительных машин, машинисты крана, машинисты крана (крановщики) на железнодорожном ходу, машинисты мотовозов, автомотрис, водители дрезин и их помощники должны проходить перед рейсом или перед сменой медицинские осмотры в соответствии с Перечнем профессий работников, производственная деятельность которых непосредственно связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожном транспорте общего пользования, подлежащих обязательным пред рейсовым или предсменным медицинским осмотрам и Порядком проведения обязательных предрейсовых или предсменных медицинских осмотров на железнодорожном транспорте общего пользования.

Сведения о прохождении медицинских осмотров должны храниться в личных делах работников структурного подразделения. При наличии жалоб на состояние здоровья работники должны направляться на медицинский осмотр.

В структурных подразделениях должен осуществляться контроль за своевременностью прохождения медицинских осмотров каждым работником.

1.8. К самостоятельной работе, связанной с проведением ремонтно-путевых работ объектов инфраструктуры в тоннелях допускаются лица, не имеющие медицинских противопоказаний в соответствии:

Перечнем медицинских противопоказаний к работам, непосредственно связанным с движением поездов и маневровой работой;

Перечнем профессий и должностей работников, обеспечивающих движение поездов, подлежащих обязательным предварительным, при поступлении на работу, и периодическим медицинским осмотрам;

Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности;

Правилами прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности.

1.9. Обучение по охране труда и проверка знаний требований охраны труда работников структурных подразделений, стажировка и все виды инструктажей (вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый, целевой) должны проводиться в соответствии с ГОСТ 12.0.004.2015, Порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций и СТО РЖД 15.011-2015.

Обучение работников мерам пожарной безопасности (противопожарный инструктаж, пожарно-технический минимум) и проверка знаний должны проводиться в соответствии с приказом МЧС России от 12 декабря 2007 г. N 645 и СТО РЖД 15.010-2009.

Проведение всех видов инструктажей и стажировки регистрируется в соответствующих журналах регистрации инструктажей по охране труда (при проведении целевого инструктажа в установленных соответствующими правилами случаях - в наряде-допуске на производство работ и журнале учета работ по нарядам и распоряжениям или другой документации, разрешающей производство работ) с указанием даты проведения инструктажа и обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего.

Результаты проверки знаний требований охраны труда и пожарной безопасности должны быть оформлены в соответствующих протоколах, журналах, а также в личной карточке при поступлении (переводе) на работу.

1.10. Лица, поступающие на работы связанные с проведением ремонтно-путевых работ объектов инфраструктуры в тоннелях, с движением поездов, маневровой работой, управлением локомотивом, путевой машиной (специальным самоходным подвижным составом) должны в установленном порядке выдержать испытания и в последующем периодически проверяться по кругу своих обязанностей в знании Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (далее - ПТЭ).

1.11. Работники, на которых в порядке уплотнения рабочего дня или совмещения профессий возлагается выполнение дополнительных обязанностей, допускаются к этой работе только после проверки их знаний соответствующих правил и инструкций.

1.12. Работники, связанные с обслуживанием и эксплуатацией электрооборудования, электрического инструмента, сварочных агрегатов и других электроустановок, должны проходить в соответствующем объеме обучение и проверку знаний Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, Правил устройства электроустановок, Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, Правил безопасности при эксплуатации контактной сети и устройств электроснабжения автоблокировки железных дорог ОАО "РЖД", Инструкции по безопасности для электромонтеров контактной сети.

Работники, связанные с эксплуатацией электрооборудования, электроустановок, машинисты путевых машин в зависимости от должности, профессии и характера выполняемых работ должны иметь соответствующую группу по электробезопасности.

1.13. К управлению путевыми машинами и работам на транспортных и подъемно-транспортных средствах (путевых машинах, дрезинах, автомотрисах, автомашинах, кранах) допускаются работники, прошедшие специальное обучение по управлению соответствующими машинами и средствами.

Ответственные за выпуск транспортных средств и путевых машин должны пройти специальное обучение по соответствующим программам и проверку знаний, должны быть оформлены приказом по структурному подразделению.

1.14. Работники, связанные с управлением грузоподъемными машинами и механизмами, водители (машинисты) специального самоходного подвижного состава (далее - ССПС), имеющего крановые установки, должны пройти специальное обучение и периодически проходить аттестацию и проверку знаний.

К выполнению операций по строповке грузов допускаются работники, прошедшие специальное обучение по профессии стропальщик.

1.15. К выполнению сварочных, сварочно-наплавочных работ допускаются сварщики, прошедшие специальное обучение по соответствующим программам, проверку знаний (аттестацию) в соответствии с требованиями Правил аттестации сварщиков и специалистов сварочного производства и Технологического регламента проведения аттестации сварщиков и специалистов сварочного производства и прошедших обучение и проверку знаний по программе пожарно-технического минимума, прошедшие медицинский осмотр без противопоказаний к выполнению сварочных, сварочно-наплавочных работ.

1.16. К выполнению работ на высоте допускаются лица, достигшие возраста восемнадцати лет, прошедшие медицинский осмотр без противопоказаний к выполнению работ на высоте, прошедшие обучение безопасным методам и приемам работ, имеющие стаж работ на высоте не менее одного года и тарифный разряд не ниже третьего.

Работники, впервые допускаемые к выполнению работ на высоте, в течение одного года должны работать под непосредственным надзором опытных работников, назначенных приказом руководителя структурного подразделения.

Работники, выполняющие работы на высоте, должны быть обеспечены средства защиты от падения с высоты.

При выполнении работ на высоте необходимо соблюдать требования Правил по охране труда при работе на высоте.

1.17. Работники, назначенные сигналистами, должны пройти специальное обучение в учебном центре профессиональных квалификаций.

1.18. Все работники, прошедшие специальное обучение, должны иметь удостоверения (свидетельства) на право управления или выполнения соответствующих видов работ.

1.19. Работники структурного подразделения должны быть обеспечены соответствующей сертифицированной специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ) в соответствии с Типовыми нормами бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам железнодорожного транспорта Российской Федерации, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

1.19.1. Утратил силу. - Распоряжение ОАО "РЖД" от 22.10.2020 N 2337/р.

(см. текст в предыдущей редакции)

1.19.1. В условиях неблагоприятной эпидемиологической ситуации на территории Российской Федерации или региона согласно требованиям законодательства Российской Федерации и органов местного самоуправления, рекомендациям Роспотребнадзора и нормам, определенным в ОАО "РЖД", работник, исходя из характера выполняемой им работы, обязан:

использовать выдаваемые ему дополнительные средства защиты в соответствии с рекомендациями по их применению;

выполнять требования по соблюдению личной и общественной гигиены (в том числе социальное дистанцирование), дезинфекционные и другие рекомендованные профилактические мероприятия;

при появлении соответствующих признаков заболевания в процессе работы: работу прекратить, незамедлительно проинформировать об этом своего непосредственного или вышестоящего руководителя.

При появлении соответствующих признаков заболевания, ухудшения состояния здоровья в нерабочее время, работник должен проинформировать об этом своего непосредственного или вышестоящего руководителя, далее действовать в соответствии с установленным порядком.

(п. 1.19.1 введен распоряжением ОАО "РЖД" от 22.10.2020 N 2337/р)

1.20. При проведении ремонтно-путевых работ объектов инфраструктуры в тоннелях все работники структурного подразделения, независимо от должности и профессии, должны быть одеты в сигнальные жилеты со световозвращающими полосами и защитные каски, а на сигналистах, кроме того, должны быть сигнальные головные уборы и специальные нарукавники для отличия от других членов бригады.

1.21. Порядок выдачи, хранения, пользования, чистки и обезвреживания спецодежды, спецобуви и других СИЗ должен соответствовать Порядку обеспечения работников ОАО "РЖД" средствами индивидуальной защиты.

Специальная одежда, специальная обувь и другие СИЗ должны быть исправны, испытаны, соответствовать размеру и росту работника, которому они выдаются.

Работники не должны допускаться к работе без специальной одежды, специальной обуви и других необходимых по условиям работы СИЗ. Руководитель работ должен контролировать правильное использование работниками СИЗ и отстранять работников от выполнения трудовых обязанностей в случае неприменения ими СИЗ.

1.22. Работники, во время выполнения трудовых обязанностей при проведении ремонтно-путевых работ объектов инфраструктуры в тоннелях должны быть обеспечены, в зависимости от фактических условий труда, средствами индивидуальной защиты органов дыхания с противогазоаэрозольными фильтрами.

Работодатель должен обеспечить проведение вышеуказанным работникам проведение инструктажа о правилах применения средств индивидуальной защиты органов дыхания, простейших способах проверки их работоспособности и исправности.

1.23. Работники, при проведении ремонтно-путевых работ объектов инфраструктуры в тоннелях, во время прохода от места сбора на место производства работ и обратно должны осуществлять проход в стороне от пути или по обочине земляного полотна под наблюдением руководителя работ или специально выделенного лица.

При следовании по тоннелю, на место производства работ и обратно при невозможности прохода в стороне от пути, проход по пути допускается производить с соблюдением следующих требований безопасности:

руководитель работ должен предупредить работников об особой осторожности, находиться сзади группы работников и следить, чтобы они шли по одному друг за другом или по двое в ряд, не допуская отставания;

переходить железнодорожные пути по специально оборудованным пешеходным мостам, дорожкам (настилам), переездам, путепроводам, по специально установленным маршрутам, обозначенным указателями "Служебный проход", а при отсутствии специально оборудованных мест перехода переходить железнодорожные пути, соблюдая требования безопасности при переходе через железнодорожные пути;

соблюдать требования знаков безопасности, видимых и звуковых сигналов;

следить за передвижением локомотивов, вагонов, грузоподъемных кранов, автомобилей и другого транспорта;

на двухпутном участке выходить на соседний путь и переходить пути вблизи стоящего состава на расстоянии менее 5 метров с головы или хвоста состава;

на двухпутном участке необходимо идти навстречу движению поездов в установленном направлении (правильному направлению движения);

впереди и сзади группы должны идти специально выделенные и проинструктированные работники (сигналисты), ограждающие группу ручными сигналами остановки (днем - развернутым красным флагом, а в темное время суток - фонарем с красным огнем), так, чтобы приближающийся поезд был виден сигналистам на расстоянии не менее 800 м и своевременно оповещать руководителя работ и группу работников о приближении поезда по радиостанции и звуком духового рожка;

в условиях плохой видимости, когда приближающийся поезд виден сигналисту на расстоянии менее 800 м, а также когда сигналист не виден руководителю работ на расстоянии более 500 м и при неисправности радиосвязи руководитель работ должен выделить двух промежуточных сигналистов, один из которых должен следовать впереди, а другой сзади группы на расстоянии зрительной связи от идущей группы и от основного сигналиста и повторять сигналы, подаваемые основными сигналистами;

1.24. При перевозке путевого инструмента и материалов на путевых вагончиках, двухколесных однорельсовых или одноосных тележках, а также при работе дефектоскопных и путеизмерительных тележек для сопровождения их по пути следования должны быть назначены работники в количестве, достаточном (но не менее двух работников), чтобы заблаговременно до подхода поезда снять путевой инструмент и материалы с тележки и убрать тележки с пути. Остальные работники должны идти в стороне от пути или по обочине земляного полотна.

1.25. При нахождении на железнодорожных путях, при проведении ремонтно-путевых работ объектов инфраструктуры в тоннелях, работникам запрещается:

становиться или садиться на рельсы, концы шпал, балластную призму, электроприводы, путевые коробки и другие напольные устройства;

подниматься в вагон, дрезину, мотовоз, автомотрису и другие подвижные единицы и сходить с них во время движения (до полной остановки);

находиться на подножках, лестницах и других наружных частях вагона, дрезины, мотовоза, автомотрисы и других подвижных единиц при их движении;

переходить стрелки, оборудованные электрической централизацией, в местах расположения остряков и крестовин, ставить ногу между рамным рельсом и остряком, подвижным сердечником и усовиком, в желоб на стрелочном переводе;

переходить или перебегать через пути перед подвижным составом;

пролезать под стоящими вагонами, залезать на автосцепки или под них при переходе через пути, а также протаскивать под вагонами инструмент и материалы;

находиться в междупутье при безостановочном движении поездов по смежным путям;

передвигаться внутри рельсовой колеи в попутном направлении движения поездов на перегоне (на двухпутном участке);

подниматься на крышу подвижного состава, находящегося под действующими устройствами контактной сети и воздушных линий электропередач.

В случае, если работники доставлены к месту работ на подвижном составе, выходить из него следует только после его полной остановки и по команде руководителя работ. Посадка и высадка может осуществляться только с полевой стороны железнодорожных путей. При доставке работников к месту работ в нерабочей кабине управления локомотива работники должны подниматься на локомотив и спускаться из него на специально предназначенные для этого площадки (платформы, пассажирские конструкции остановочных пунктов и т.п.), а при их отсутствии правой по ходу движения стороны локомотива.

1.26. Разрабатываемые технологические документы при проведении ремонтно-путевых работ объектов инфраструктуры в тоннелях должны содержать требования пожарной безопасности в соответствии с ГОСТ Р 12.3.047.

1.27. Общие требования к устройству, содержанию, организации и ведению технологических процессов в тоннелях, должны соответствовать Правилам противопожарного режима в Российской Федерации, ГОСТ 12.1.004-91, Правилам пожарной безопасности на железнодорожном транспорте, другим нормативным документам, регламентирующим требования пожарной безопасности.

1.28. Разрабатываемые технологические документы по проведению ремонтно-путевых работ объектов инфраструктуры в тоннелях, организации и ведению технологических процессов, должны соответствовать стандартам безопасности труда, правилам по охране труда, санитарным правилам и нормам, сводам правил, строительным нормам и правилам, настоящей Инструкции, и другим нормативно-техническим и технологическим документам на соответствующие процессы.

Технологические документы (технологические инструкции, карты технологических процессов, маршрутные карты, операционные карты и другие документы) должны утверждаться в установленном порядке после проверки отражения (наличия) в них требований безопасности труда.

Технологические документы по проведению ремонтно-путевых работ объектов инфраструктуры в тоннелях должны содержать требования безопасности труда в соответствии с ГОСТ 3.1120-83.

1.29. В тоннелях должны быть размещены (установлены, нанесены, вывешены) знаки безопасности, и сигнальная разметка по ГОСТ 12.4.026-2015. Их применение осуществляется в соответствии с Положением о знаках безопасности на объектах железнодорожного транспорта и Рекомендациями по предупреждающей окраске сооружений и устройств, расположенных в зоне железнодорожных путей.

1.30. Руководители структурных подразделений обеспечивают рабочее время и время отдыха в соответствии с Приказом Минтранса об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов и правилами внутреннего трудового распорядка для работников структурного подразделения, а также конкретными условиями труда для каждого технологического процесса, характера производственной деятельности.

Работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и нормативными актами Российской Федерации по результатам специальной оценки условий труда устанавливают компенсации (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, повышение оплаты труда).

1.31. Руководители структурных подразделений на участках тоннелей с радиоактивным загрязнением обязаны соблюдать специально разработанные для данной местности режимы рабочего времени и времени отдыха работников производящих работы в тоннелях, при необходимости производить контроль за радиационной обстановкой в тоннеле при обязательном учете времени пребывания работника в условиях радиационного воздействия.

1.32. Ограждение мест производства работ, при проведении ремонтно-путевых работ объектов инфраструктуры в тоннелях, должно осуществляться в соответствии с Инструкцией по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации и Инструкцией по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ.

1.33. Для производства крупных по объему ремонтно-путевых работ объектов инфраструктуры в тоннелях, требующих одновременного нахождения в тоннеле большого числа рабочих, в графике движения поездов должны предусматриваться технологические "окна". На время ремонтно-путевых работ, вызывающих перерыв движения поездов, руководитель работ должен иметь связь с сигналистами, ограждающими место работ, и поездным диспетчером.

1.34. Крупные по объему ремонтно-путевые работы объектов инфраструктуры в тоннелях можно начинать только после закрытия перегона, подтверждаемого приказом поездного диспетчера, передаваемым руководителю работ телеграммой или телефонограммой, после получения руководителем работ разрешения на производство работ ф. ЭУ-57 от представителя дистанции электроснабжения после снятия напряжения и заземления контактной подвески (в электрифицированных тоннелях).

1.35. Открытие перегона для движения поездов производится после завершения ремонтно-путевых работ и восстановления целостности пути по приказу поездного диспетчера, только после получения руководителем работ уведомления об окончании работы ф. ЭУ-57 от представителя дистанции электроснабжения. Снимать сигналы остановки и сигналистов до полного окончания ремонтно-путевых работ категорически запрещается.

1.36. На предпортальных участках, где крутые откосы выемок, подпорные стены и другие устройства не позволяют разместиться работникам сбоку от рельсовой колеи, место работ должно ограждаться сигналами остановки с выдачей предупреждений на поезда.

1.37. Для улучшения видимости камеры и ниши (по периметру) должны быть окрашены в белый цвет или обрамлены плитками белого цвета. На стенках тоннеля стрелками должны указываться направления к ближайшим камерам и нишам.

1.38. Численность монтеров пути, находящихся в тоннеле при проведении ремонтно-путевых работ объектов инфраструктуры, должна быть регламентирована технологическим процессом.

Пребывание в тоннеле разрешается только лицам, занятым осмотром, производством обследовательских или ремонтных работ. Руководитель работ обязан следить, чтобы во время производства ремонтно-путевых работ в тоннеле не было посторонних лиц, а материалы и инструмент находились в устойчивом положении с соблюдением габарита подвижного состава.

Бригады монтеров пути работающих в тоннеле, при проведении ремонтно-путевых работ объектов инфраструктуры, а также машинисты и их помощники в ходе этих работ должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты органов дыхания с противогазоаэрозольными фильтрами.

Все вспомогательные и заключительные работы должны проводиться не ранее чем через 30 мин. после выхода последней машины из тоннеля.

1.39. При тепловозной тяге в тоннелях длиной более 1 километра, а также в случае недостаточного естественного проветривания во всех тоннелях независимо от длины и вида тяги необходимо устанавливать в плановом порядке искусственную вентиляцию по специальному проекту.

1.40. При проведении ремонтно-путевых работ объектов инфраструктуры в тоннелях вентиляционные системы должны работать в технологическом режиме согласно паспортным данным на вентиляционную систему.

1.41. За исправной работой вентиляционных систем тоннеля должен быть установлен постоянный контроль, определена периодичность и порядок контроля за содержанием в воздухе тоннеля вредных веществ.

1.42. Для каждого тоннельного участка на основании проверки уровня загрязненности воздушной среды в тоннеле и с учетом графика движения поездов, должны быть разработаны специальные режимы работ в тоннелях, которые утверждаются руководством дирекции инфраструктуры.

1.43. На стене тоннеля и в нишах камер при наличии постоянной электросети должны быть установлены штепсельные розетки для подключения понижающих переносных трансформаторов, питающих переносные светильники. Для освещения железнодорожных тоннелей рекомендуется применять светильники со степенью защиты IP65. Соединительные коробки в пожароопасных зонах любого класса должны иметь степень защиты оболочки не менее IP43.

1.44. Каждый работник должен точно знать значение сигналов, подаваемых при работе механизмов и машин. Любой непонятый рабочим сигнал следует считать сигналом остановки.

1.45. Электрические светильники рабочего освещения тоннеля должны быть пыле- и влагонепроницаемыми, легко очищаемыми, а их конструкция должна обеспечивать защиту глаз работников локомотивных бригад и тоннельных рабочих от прямого света.

1.46. В случае необходимости освещения рабочих мест переносными светильниками используются электросветильники напряжением не выше 50 В в помещениях, а вне помещений - не выше 12 В. При этом ручные электросветильники должны быть только заводского изготовления.

1.47. Места проведения сварочных работ должны быть обеспечены средствами пожаротушения - огнетушителем, ящиком с песком и лопатой, емкостями для воды. Возгораемые от тепла и искр конструкции и оборудование при сварочных работах должны ограждаться щитами из негорючих материалов или металлическими листами.

1.48. Наблюдение за исправностью электроосвещения в тоннеле должен осуществлять тоннельный мастер, а в местах производства работ - руководитель работ.

1.49. Все крепления (временные и постоянные), устанавливаемые в тоннелях, должны удовлетворять требованиям габаритов приближения строений, а также других условий обеспечения безопасности движения поездов.

1.50. При проведении ремонтно-путевых работ объектов инфраструктуры в тоннелях всем работникам, включая руководящий состав (в том числе при выполнении ревизорских и инспекторских функций) запрещается пользоваться личными портативными мультимедийными устройствами (мобильные телефоны, аудио и видеоплееры).

Пользоваться личными мобильными телефонами разрешается только в случаях крайней необходимости, связанных с:

обеспечением безопасности движения;

предотвращением террористических и противоправных действий;

пожаров на объектах инфраструктуры ОАО "РЖД";

несчастных случаях с работниками и/или гражданами.

1.51. Исполнение производственных обязанностей работниками структурных подразделений, находящимися в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения не допускается. К лицам, обнаруженным в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения, должны приниматься меры по отстранению от работы в соответствии с распорядительным документом структурного подразделения.

1.52. Старшие дорожные мастера, дорожные мастера, начальники и мастера самостоятельных подразделений и участков, мастера смен, бригадиры и другие руководители путевых работ являются ответственными за выполнение требований охраны труда и пожарной безопасности на своих участках работ подчиненными им работниками.

1.53. Руководители и работники структурных подразделений, допустившие нарушение требований нормативных документов, содержащих требования охраны труда, пожарной, экологической и промышленной безопасности, настоящей Инструкции, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1.54. Работники должны немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления).

Руководители, получившие информацию от работников о нарушениях норм охраны труда и требований технологического процесса, угрожающих жизни и здоровью работников и не принявшие меры к устранению данных нарушений, привлекаются к дисциплинарной ответственности.