1. Введение

(в ред. Приказа Минпромторга России от 12.08.2021 N 3140)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1 Для целей развития Концепции государственной информационной системы промышленности (далее - Концепция) используются следующие понятия и сокращения:

AI - искусственный интеллект (англ. Artificial Intelligence). Комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции человека (включая самообучение и поиск решений без заранее заданного алгоритма) и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые, как минимум, с результатами интеллектуальной деятельности человека. Комплекс технологических решений включает в себя информационно-коммуникационную инфраструктуру, программное обеспечение (в том числе такое, в котором используются методы машинного обучения), процессы и сервисы по обработке данных и поиску решений. Технологии искусственного интеллекта - технологии, основанные на использовании искусственного интеллекта, включая компьютерное зрение, обработку естественного языка, распознавание и синтез речи, интеллектуальную поддержку принятия решений и перспективные методы искусственного интеллекта;

API - программный интерфейс приложения (англ. Application Programming Interface). Описание способов (набор классов, процедур, функций, структур или констант), которыми одна компьютерная программа может взаимодействовать с другой программой;

CaaS - контейнеры как услуга (англ. Container as a Service). Модель обслуживания для облачных вычислений, при которой потребитель имеет возможность осуществлять загрузку, организацию, запуск, остановку контейнеров, используя средства API или веб-портал управления;

Continuous Testing - непрерывное тестирование. Процесс выполнения автоматических тестов в рамках конвейера поставки программного обеспечения для получения немедленной обратной связи о бизнес-рисках, связанных с выпуском программного обеспечения-кандидата;

Continuous Deploy - непрерывная доставка. Подход к разработке программного обеспечения, при котором программное обеспечение производится короткими итерациями. Такой подход гарантирует, что программное обеспечение является стабильным и может быть передано в эксплуатацию в любое время, а передача его происходит вручную;

CusDev - процесс тестирования идеи или прототипа будущего продукта на востребованность с помощью потенциальных потребителей (англ. Customer Development);

Dependency Management - механизм для централизации информации о зависимостях и управления версиями для всех зависимостей всех используемых артефактов;

Design Thinking - дизайн-мышление; методология решения инженерных, деловых и прочих задач, основывающаяся на творческом, а не аналитическом подходе;

DevOps - технология полного цикла от разработки до сопровождения приложений (англ. Development and Operations);

DevSecOps - технология полного цикла от разработки до сопровождения приложений с обеспечением качества и надежности кода (англ. Development, Security и Operations). Расширение DevOps, где на каждом этапе жизненного цикла приложений проводятся мероприятия по контролю информационной безопасности;

IaaS - инфраструктура как услуга (англ. Infrastructure as a Service). Одна из форм облачных вычислений; модель обслуживания, по которой потребителям предоставляются по подписке фундаментальные информационно-технологические ресурсы;

IoT - интернет вещей (англ. Internet of Things). Концепция сети передачи данных между физическими объектами ("вещами"), оснащенными встроенными средствами и технологиями для взаимодействия друг с другом или с внешней средой;

ITIL - библиотека инфраструктуры информационных технологий (англ. IT Infrastructure Library). Самое распространенное в мире руководство по управлению ИТ-услугами;

K8s - условное наименование программы Kubernetes. Открытое программное обеспечение для автоматизации развертывания, масштабирования контейнеризированных приложений и управления ими;

Low-code - программное обеспечение, которое обеспечивает среду разработки, используемую для создания прикладного программного обеспечения через графический пользовательский интерфейс и конфигурацию вместо традиционного компьютерного программирования, написанного вручную;

ML - машинное обучение (англ. Machine Learning). Класс методов искусственного интеллекта, характерной чертой которых является не прямое решение задачи, а обучение в процессе применения решений множества сходных задач;

PaaS - платформа как услуга (англ. Platform as a Service). Одна из форм облачных вычислений; модель обслуживания, при которой потребитель получает доступ к использованию информационно-технологических платформ;

REST - архитектурный стиль взаимодействия компонентов распределенного приложения в сети (англ. Representational State Transfer);

RPA - роботизированная автоматизация процессов (англ. Robotic Process Automation). Форма технологии автоматизации бизнес-процессов, основанная на метафорическом программном обеспечении роботов или работников искусственного интеллекта;

SaaS - программное обеспечение как услуга (англ. Software as a Service). Одна из форм облачных вычислений; модель обслуживания, при которой подписчикам предоставляется готовое прикладное программное обеспечение, полностью обслуживаемое провайдером;

SKU - складская учетная единица (англ. Stock Keeping Unit). Идентификатор товарной позиции, единица учета запасов, складской номер, используемый для отслеживания статистики по реализованным товарам/услугам;

SLA - соглашение об уровне услуг (англ. Service Level Agreement). Термин методологии ITIL, обозначающий формальный договор между заказчиком услуги и ее поставщиком, содержащий описание услуги, права и обязанности сторон и согласованный уровень качества предоставления данной услуги;

SME - эксперт в предметной области (англ. Subject Matter Expert);

Tier 2 - уровень классификации центра обработки данных, который присваивается в зависимости от показателей обслуживания, питания, охлаждения и сбоев. Разработан организацией Uptime Institute, которая проводит проверку на соответствие установленным критериям и выдает три типа сертификатов: на этапе проекта (Design), на этапе сдачи объекта (Facility), на этапе эксплуатации дата-центра (Operations). Объекты уровня Tier 2 характеризуются дублированием активного оборудования, такого как дизель-генераторные установки, источники бесперебойного питания, системы кондиционирования, сетевое оборудование (Redundant Capacity Components), но наличием только одного канала распределения электропитания и охлаждения. Простои возникают в случае проведения работ по модернизации компонентов системы, ремонтных работ, аварийных сбоев. Время простоя за год составляет 22 часа, уровень доступности равен 99,74%;

Tier 3 - уровень классификации центра обработки данных, который присваивается в зависимости от показателей обслуживания, питания, охлаждения и сбоев. Разработан организацией Uptime Institute, которая проводит проверку на соответствие установленным критериям и выдает три типа сертификатов: на этапе проекта (Design), на этапе сдачи объекта (Facility), на этапе эксплуатации дата-центра (Operations). Объекты уровня Tier 3 характеризуются поддержкой инфраструктуры с возможностью параллельного ремонта и обслуживания без остановки работы (Concurrently Maintainable), дублированием активного оборудования и дублированием каналов распределения потоков (электроинсталляций, каналов связи, трубопроводов охлаждения). Объекты не требуют остановки в случае технического обслуживания или замены оборудования, но простои возможны в случае аварийных сбоев. Время простоя за год не превышает 1,6 часа, уровень доступности равен 99,98%;

TLS - протокол защиты транспортного уровня (англ. Transport Layer Security). Криптографические протоколы, обеспечивающие защищенную передачу данных между узлами в сети Интернет;

URL - унифицированный указатель ресурса (англ. Uniform Resource Locator). Стандарт записи ссылок на объекты в Интернете;

UX/UI - опыт пользователя, интерфейс пользователя (англ. User Experience, User Interface). Дизайн взаимодействия с пользователем, который характеризует ощущения пользователя, взаимодействующего с онлайн-ресурсом, и включает множество составляющих: интерактивный дизайн, информационную архитектуру, визуальный дизайн, взаимодействие между человеком и компьютером;

UI-kit - готовый набор графических элементов в формате исходного файла;

WebAPI - интерфейс прикладного программирования для веб-сервера или веб-браузера;

Zero code - программное обеспечение, которое обеспечивает среду разработки, используемую для создания прикладного программного обеспечения; предназначено для непрофессиональных разработчиков и не требует ни написания кода вручную, ни знаний и опыта в области программирования;

ВЭБ.РФ - государственная корпорация развития "ВЭБ.РФ";

ГЕОП - государственная единая облачная платформа;

ГИС - государственная информационная система;

ГИСП - государственная информационная система промышленности;

ГосСОПКА - государственная система обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации;

Гостех - проект цифровой платформы для взаимодействия граждан и бизнеса с государством, находится в стадии эксперимента по ее созданию (до 31.05.2022);

ЕАЭС - Евразийский экономический союз;

ЕГРЮЛ - единый государственный реестр юридических лиц;

ЕХД - единое хранилище данных;

Жизненная ситуация - ситуация, в которой оказывается организация в ходе своей деятельности; требует взаимодействия с государством или иными участниками процесса реализации промышленной политики. Жизненные ситуации определяют сценарии использования ГИСП различными группами пользователей. Сервисы ГИСП, сгруппированные по сценариям использования, представляют собой определенный набор услуг, который направлен на решение проблемы пользователя или реализацию возможностей;

ИБ - информационная безопасность;

ИС - информационная система;

ИТ - информационные технологии;

КИИ - критическая информационная инфраструктура;

Корпорация МСП - акционерное общество "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства";

КПЭ - ключевые показатели эффективности;

КХД - корпоративное хранилище данных;

КЦ ФРП - консультационный центр федерального государственного автономного учреждения "Российский фонд технологического развития";

НИОКР - научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

НПА - нормативно-правовой акт;

НСИ - нормативно-справочная информация;

НКЦКИ - Национальный координационный центр по компьютерным инцидентам;

ОПК - оборонно-промышленный комплекс;

РОИВ - региональный орган исполнительной власти;

Российский экспортный центр, РЭЦ - акционерное общество "Российский экспортный центр";

Скоринг - система оценки кредитоспособности физического или юридического лица;

СМЭВ - система межведомственного электронного взаимодействия;

ТПП - торгово-промышленная палата;

УЗ - уровень защищенности;

Умный контракт - компьютерный алгоритм, предназначенный для автоматического отслеживания и обеспечения исполнения обязательств без участия человека с посредником в виде платформы (также Smart-контракт);

Уровень цифровой реализации сервиса - совокупность характеристик сервиса: UX/UI, функционал, интеграция с другими сервисами ГИСП и с внешними информационными системами;

ФОИВ - федеральный орган исполнительной власти;

Фонд Сколково (Сколково) - некоммерческая организация "Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий";

ФРП - федеральное государственное автономное учреждение "Российский фонд технологического развития";

Цифровое взаимодействие - тип взаимодействия, используемый для обмена информацией или иными благами между участниками процесса, в основу которого заложены машинные инструкции;

ЦОД - центр обработки данных;

ЭТП - электронная торговая площадка;

Цифровые решения - услуги, доступные пользователям в электронном (цифровом) виде;

Флагманские сервисы - сервисы, обеспечивающие приток новой аудитории ГИСП и увеличение ежемесячной активной аудитории;

Стэк технологий - набор технологий (языков программирования, фрэймворков, инфраструктурных компонентов), используемый при разработке цифровых решений.