I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Примерная программа курсового обучения должностных лиц органов управления и сил гражданской обороны (далее - ГО) и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС), а также работников организаций, на которых возложено выполнение обязанностей в области ГО и защиты от чрезвычайных ситуаций (далее - должностные лица и работники ГО и РСЧС):

определяет организацию и порядок осуществления курсового обучения должностных лиц и работников ГО и РСЧС;

устанавливает требования к уровню знаний и умений должностных лиц и работников ГО и РСЧС, прошедших курсовое обучение;

рекомендует примерный перечень тем занятий, их содержание и количество часов на освоение примерной программы курсового обучения должностных лиц и работников ГО и РСЧС.

Целью курсового обучения является привитие должностным лицам и работникам ГО и РСЧС знаний и умений по организации и выполнению мероприятий ГО и защиты от чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС), а также выработка у них готовности и способности к использованию полученных знаний в интересах защиты населения, территорий, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера (далее - военных конфликтах и ЧС).

Основными задачами курсового обучения должностных лиц и работников ГО и РСЧС являются:

- уяснение предназначения органов управления и составляющих сил ГО и РСЧС, решаемых ими задач, а также своих должностных обязанностей в области защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах и ЧС;

- систематизация сведений по возможным опасностям, возникающих при военных конфликтах и ЧС, характерным для конкретного региона, муниципального образования или организации;

- овладение знаниями и умениями по минимизации влияния на население и территории опасностей, возникающих при военных конфликтах и ЧС, присущих конкретному региону, муниципальному образованию или организации, а также их совершенствование;

отработка приемов и способов выполнения функциональных обязанностей по предназначению;

- осознание обучаемыми важности своей деятельности, а также необходимости объединения усилий органов управления и сил ГО и РСЧС для более эффективного выполнения задач по защите населения, территорий, материальных и культурных ценностей.

Для достижения поставленной цели и задач при курсовом обучении должностных лиц и работников ГО и РСЧС должны быть реализованы следующие принципы обучения:

1) принцип сознательности, обеспечивающий высокую мотивацию обучающихся к получению и совершенствованию знаний и умений, глубокое понимание важности возложенных на них задач и высокого уровня ответственности;

2) принцип активности, предполагающий активное усвоение обучающимися изучаемого материала, активизацию их мыслительной деятельности и способности к самостоятельной работе;

3) принцип наглядности и максимального приближения обучения к реальным условиям выполнения функциональных обязанностей;

4) принцип систематичности, проявляющийся в организации и последовательной подаче материала ("от простого к сложному");

5) принцип доступности и посильности, реализующийся в делении материала на этапы и в подаче его небольшими дозами, соответственно особенностям обучающихся;

6) принцип учета возрастных особенностей обучающихся, обуславливающий такие особенности подготовки, как:

- постановка конкретных промежуточных целей обучения на основе предварительной оценки потребностей обучаемых (ориентация на формирование конкретных знаний и умений);

- активизация жизненного опыта обучающихся, как важного источника знаний и мотивации к обучению;

- ориентация процесса обучения на решение актуальных практических проблем, достижение конкретных результатов "здесь и сейчас", освоение новых методов, применимых в различных ситуациях;

- поиск приемлемого результата, а не правильного ответа (необходимо учить искать большое количество разнообразных вариантов решения задачи и проводить экспертизу принятого решения);

7) принцип прочности знаний, обеспечивающийся применением разнообразных форм, методов и средств обучения, а также периодичностью подготовки;

8) принцип научности, предполагающий тщательный отбор информации, составляющей содержание обучения (обучающим должны предлагаться только прочно устоявшиеся и научно обоснованные знания).

При обучении должностных лиц и работников ГО и РСЧС рекомендуется комплексно использовать теоретические и практические формы обучения, такие как лекция, беседа, семинар, комплексное занятие и тренировка.

Теоретический материал изучается обучаемыми в ходе проведения лекций, бесед и семинаров в минимальном объеме, необходимом для правильного и четкого выполнения практических приемов и действий. При этом используются информационно-коммуникационные технологии, технические средства обучения, наглядные пособия, тренажеры, макеты, имитационные средства и образцы.

Лекция - устное систематическое и последовательное изложение материала по какой-либо проблеме, методу, теме вопроса и т.д.

Беседа проводится с целью передачи знаний обучаемым именно по тем вопросам, по которым они недостаточно подготовлены, а также для определения уровня их подготовки по отдельным темам.

Семинар - вид групповых занятий по какой-либо учебной проблеме, обсуждение участниками заранее подготовленных сообщений, докладов и т.п. под руководством преподавателя. Преподаватель является координатором обсуждений темы семинара, подготовка к которому является обязательной. Поэтому тема семинара и основные ее положения предъявляются до обсуждения для детального ознакомления, изучения. Цели обсуждений направлены на закрепление обсуждаемого материала.

Комплексное занятие - вид практических занятий по организации выполнения мероприятий ГО, защиты от ЧС и выполнению своих функциональных обязанностей.

В ходе комплексного занятия все обучающиеся, независимо от занимаемых должностей, обучаются по единому замыслу правильному и однообразному выполнению действий (приемов).

На комплексном занятии практические действия, обучаемые отрабатывают последовательно по вводным, выдаваемым руководителем занятия. При необходимости руководитель занятия может объяснять и показывать правильный порядок выполнения тех или иных приемов и действий перед началом их отработки.

Для обеспечения высокого качества проведения комплексного занятия и максимальной загрузки обучаемых, его проведение может быть организовано в форме деловой игры.

Тренировка - форма обучения, при которой путем многократного, целенаправленного повторения действий у обучаемых вырабатываются и совершенствуются необходимые навыки в области ГО и защиты от ЧС.

Во время тренировки обучающиеся получают ответы на то, как действовать в стандартно повторяющихся ситуациях, отрабатывают до автоматизма нужные модели поведения.

Примерная программа курсового обучения должностных лиц и работников ГО и РСЧС (далее - примерная программа курсового обучения) определяет общие положения, организацию и порядок обучения. В ней также изложены тематика, содержание тем и требования к уровню знаний и умений работников ГО и РСЧС, прошедших обучение.