4.2. Требования к техническому оснащению дезпромстанций

4.2.1. Территория ДПС должна быть разделена на три изолированные друг от друга зоны:

зона для ветсанобработки вагонов и контейнеров по I категории;

зона для ветсанобработки вагонов и контейнеров по II категории;

зона для ветсанобработки вагонов и контейнеров по III категории.

Зона обработки вагонов (контейнеров) по I категории ограждается проволочным забором и лесозащитной полосой, зоны обработки вагонов по II и III категориям - сплошным забором.

Каждая зона обработки вагонов должна иметь свои железнодорожные и автомобильные пути, пешеходные дорожки с твердым покрытием, оборудованные в местах их пересечения с железнодорожными путями, соответствующими настилами и указателями; в ночное время иметь достаточное электрическое освещение.

Въезд для автомобилей на территорию зоны для ветсанобработки вагонов и контейнеров по III категории должен быть оборудован контрольно-пропускным пунктом с дезинфекционным барьером.

Территория ДПС должна быть благоустроена и озеленена.

Расстояние от границ ДПС до ближайших жилых зданий, шоссейных дорог и мест выпаса скота должно быть не менее 1000 м, а до ближайшей железнодорожной магистрали - 300 м.

На территории ДПС запрещается размещать жилые строения, а также проживать персоналу ДПС или посторонним лицам в служебных помещениях и иных сооружениях ДПС.

Санитарные разрывы между площадками для обработки вагонов по I и II категориям должны быть не менее 50 м, а II и III категорий - могут находиться рядом, но разделяться сплошным забором или стеной депо.

Зоны проведения обработки вагонов (контейнеров) по I и II категориям могут быть открытого или закрытого типа в зависимости от климатических условий территории, на которой расположена ДПС.

4.2.2. В состав ДПС должны входить следующие помещения и сооружения:

административно-хозяйственный корпус с набором бытовых помещений;

зоны проведения ветсанобработки вагонов по I, II и III категориям с промывочными путями, промывочными платформами и площадками для выгрузки навоза и его обеззараживания;

дезинфекторская;

депо с мусоросжигательной печью;

склады материально-технического обеспечения;

гараж;

котельная;

система водообеспечения;

система энергоснабжения;

система естественного и искусственного освещения;

канализационная система;

очистные сооружения;

автоподъезд к ДПС, проезды и дорожки на территории ДПС с асфальтированным покрытием.

Расположение сооружений и помещений на территории ДПС должно обеспечивать поточность технологического процесса по каждому виду обработки вагонов (контейнеров) и соблюдению санитарно-противоэпидемического режима.

4.2.3. Промывочный путь должен иметь поперечный уклон в сторону площадки, обеспечивающий удаление воды из вагона.

Промывочная платформа размещается вдоль промывочного пути с одной стороны, при наличии двух промывочных путей рампа размещается между путями.

Промывочные платформы должны иметь ширину, достаточную для проезда по ней вагономоечных машин, агрегатов для просушки вагонов, тележек для перевозки инвентаря и прохода людей.

Площадка для выгрузки мусора должна иметь твердое (асфальт, бетон) покрытие и отделяться от промывочного пути габаритной стенкой для предотвращения засорения и загрязнения промывочных путей.

Закрытые (или под навесом) промывочные платформы должны быть из монолитного железобетона с уклоном, обеспечивающим быстрый сток воды. Промывочные платформы на открытой площадке могут быть деревянными.

Площадка для выгрузки навоза и его обеззараживания (компостирования) должна быть оборудована желобом с решетчатыми крышками и боковыми канавками для отвода жидкости в канализацию и размещаться с другой стороны промывочного пути.

Количество железнодорожных промывочных путей, длина промывочных платформ и размеры площадок выгрузки, обеззараживания навоза и обезвреживания остатков различных грузов определяются мощностью ДПС.

К промывочным платформам, на которых осуществляется обработка вагонов (контейнеров) по I категории должны быть подведены трубопроводы горячей и холодной воды, а также низковольтная электросеть. К промывочным платформам, на которых осуществляется обработка вагонов (контейнеров) по II и III категориям, кроме трубопроводов горячей и холодной воды, должны быть подведены трубопроводы дезинфицирующих, нейтрализующих и обезвреживающих растворов, а также низковольтная электросеть. Краны (гидранты) для подключения к ним рабочих шлангов (брандспойтов) и розетки подключения низковольтной аппаратуры целесообразно размещать так, чтобы они не препятствовали движению людей и перемещению механизмов. Количество и расположение кранов (гидрантов), а также длина шлангов (брандспойтов) должны обеспечивать промывку не более двух четырехосных вагонов из одной точки подключения.

Для проведения внутренней и наружной промывки и сушки вагонов должны использоваться вагономоечные и сушильные машины. При отсутствии вагономоечных и сушильных машин допускается промывка вагонов горячей водой из брандспойтов и сушка естественным путем.

Площадки биотермического обеззараживания навоза должны иметь водонепроницаемое твердое покрытие с уклоном в сторону канализационных лотков. По периметру каждая площадка должна иметь бортик (высотой 0,3 м), а в местах въезда автотранспорта - валик той же высоты.

4.2.4. ДПС, на которых предусмотрена обработка по I категории вагонов-зерновозов, должны иметь для этих целей отдельную зону с повышенной промывочной платформой с одной стороны промывочного пути, который располагается на ровной площадке (без поперечного уклона).

Промывочный путь может быть оборудован мостовым краном, на котором помимо кабины крановщика, смонтированы устройства для промывки внутренних поверхностей вагонов-хопперов сверху через загрузочные люки и наружных поверхностей, а также площадка для мойщика-уборщика, позволяющая ему выходить на крышу вагона-хоппера.

Лоток для сбора промывочных вод оборудуется в межрельсовом пространстве промывочного пути. Он должен быть закрыт решетками и соединен с канализационной системой ДПС.

4.2.5. Для ветсанобработки большегрузных универсальных и рефрижераторных контейнеров на ДПС могут применяться сооружения, используемые для обработки вагонов-хопперов. При этом промывочные устройства должны быть приспособлены для промывки контейнеров через торцевые двери.

4.2.6. Системы хозяйственно-бытового, технического водоснабжения, выбор водоисточников, оборудование мест водозабора и его головных сооружений, мероприятия по очистке воды согласовываются с органами госсанэпиднадзора на железнодорожном транспорте. Соединение сетей хозяйственно-питьевого и технического водопроводов категорически запрещается.

Все водо- и паропроводы должны иметь трафаретную окраску: паропроводы - красную, вода питьевая (холодная и горячая) - зеленую, техническая вода - черную.

Разводящая сеть горячего водоснабжения должна обеспечивать подачу к промывочным платформам воды под давлением (при выходе из брандспойта или вагономоющих машин ВММ-4) не менее 1,4 МПа атмосфер и с температурой не ниже плюс 80 °C.

4.2.7. Для сбора, обезвреживания и удаления производственных, ливневых и хозяйственно-бытовых стоков ДПС должны быть оборудованы системой канализации и очистными сооружениями.

Сбор производственных и ливневых стоков должен быть организован раздельно для каждой зоны ветсанобработки вагонов (контейнеров).

Для сбора стоков после обработки вагонов (контейнеров) межрельсовые пути оборудуются канализационными лотками, закрытыми решетками.

Площадки проведения биотермического обеззараживания (компостирования) навоза должны быть оборудованы центральными желобками (глубина и ширина 0,5 м) и боковыми канавками (0,25 м x 0,3 м) для отвода жидкости в канализацию. Центральный желоб перед загрузкой площадки навозом должен быть закрыт решетками.

Для обеззараживания сточных вод зона ветсанобработки вагонов (контейнеров) по I категории должна оборудоваться лотками с сетчатыми заграждениями, песколовками, сборными отстойниками.

Для обеззараживания сточных вод после ветсанобработки вагонов (контейнеров) по II категории кроме лотков, сетчатых заграждений, песколовок и сборных отстойников должны быть предусмотрены вертикальные отстойники, помещение биофильтров, отстойник-деконтактор.

Для обеззараживания сточных вод после ветсанобработки вагонов (контейнеров) по III категории должны быть лотки с сетчатыми заграждениями, сборный колодец (бетонированный), автоклавы.

4.2.8. Производственные помещения (дезинфекторские, депо, прачечные и т.д.) должны иметь механическую приточно-вытяжную вентиляцию, административные и бытовые - вентиляцию с естественным или механическим побуждением.

Естественное проветривание должно предусматриваться во всех помещениях путем устройства форточек, фрамуг и створов рам, жалюзийных решеток и т.п. с механическими приспособлениями для их открывания и фиксации. Для обеспечения возможности промывки окна должны открываться вовнутрь помещения.

Технологические процессы (в том числе приготовление дезинфицирующих, нейтрализующих и обезвреживающих растворов), сопровождающиеся выделением ядовитых паров, газов, пыли, необходимо проводить на рабочем месте, оборудованном местной вытяжной вентиляцией.

Для удаления дыма из котельных, а также пароформалиновой смеси из рабочей камеры депо обработки вагонов по III категории, эти помещения должны быть оборудованы вытяжной вентиляцией с механическим побуждением, а в смежных с ними помещениях - приточной.

Максимальная температура на поверхности отопительных приборов не должна превышать 120 °C для водяной и 110 °C для паровой систем отопления при условии их ограждения согласно правилам по технике безопасности.

Все выбросы в атмосферу от дезинфекторских, депо, котельных и др. должны проходить соответствующую очистку (нейтрализацию) и не превышать установленные нормы предельно допустимой концентрации (ПДК) по атмосферному воздуху.

4.2.9. Все помещения с длительным пребыванием людей должны иметь естественное освещение. Замена естественного освещения искусственным допускается в помещениях с кратковременным пребыванием рабочих, и в которых не ведется зрительного наблюдения за производственным процессом.

Конструкция световых фонарей и оконных проемов должна обеспечивать легкий доступ для проведения их очистки.

Производственные участки ДПС, где производится ветсанобработка вагонов (контейнеров), должны иметь общее и местное искусственное освещение. При этом освещенность на уровне земли в местах производства работ не должна быть ниже 10 лк.

Для общего освещения территорий объектов должны предусматриваться осветительные приборы с газоразрядными, светодиодными или галогенными лампами накаливания мощностью 1 - 10 кВт.

Для местного освещения должны применяться переносные светильники с герметичной и брызгозащитной небьющейся арматурой и магнитными держателями. Для переносных светильников должны предусматриваться устройства для подключения к низковольтному напряжению 12 В. В качестве дополнительных источников местного освещения могут применяться ручные аккумуляторные фонари.

4.2.10. Депо для проведения обработки вагонов по III категории включает в себя: рабочую камеру с промывочными путями (одним или двумя), помещение навозосжигательной печи, автоклавное и вентиляторное отделения.

По обеим сторонам пути в рабочей камере депо устанавливаются бетонные промывочные платформы, к которым подводятся трубопроводы горячего пара, горячей и холодной воды, дезинфицирующих, нейтрализующих и обезвреживающих растворов.

Если в рабочей камере имеются два железнодорожных пути, то между ними должен быть установлен экран, обеспечивающий безопасность работающих от попадания дезинфицирующих растворов, ожогов горячей водой и препятствующий загрязнению рядом стоящего вагона.

Рабочая камера депо оборудуется приточно-вытяжной механической вентиляцией для быстрого удаления из камеры пароформалиновой смеси после обработки вагона (контейнера).

В навозосжигательном помещении устанавливается печь периодического действия с топкой полного сгорания для сжигания остатков грузов и съемного оборудования, удаляемых из вагонов. Доставка остатков груза и съемного оборудования, выгружаемых из вагона, к печи полного сгорания должна проводиться в герметичных контейнерах (кюбелях) тельфером.

4.2.11. В дезинфекционном отделении должны быть оборудованы следующие помещения:

для хранения запаса дезинфицирующих средств,

для приготовления рабочих растворов,

насосная для подачи дезинфицирующих растворов к промывочным платформам,

лабораторные.

Все помещения дезинфекционного отделения должны быть изолированы друг от друга, оснащены приточно-вытяжной механической вентиляцией, достаточным освещением и трубопроводами для подводки горячей и холодной воды.

Помещение склада хранения дезинфицирующих средств должно быть отапливаемым, сухим, со стенами, покрытыми плиткой или масляной краской, без окон; иметь пол с покрытием из цемента или асфальта с уклоном в сторону канализационных приемников.

Дезинфицирующие средства должны храниться в неповрежденной таре на стеллажах, обитых металлом, или поддонах. Каждая единица хранения должна иметь четкие трафареты с указанием наименования вещества, даты изготовления, срока годности.

Помещение для приготовления дезинфицирующих растворов оборудуется локальной вытяжной вентиляцией, под которой проводится их вскрытие и развес, а также мерными емкостями для приготовления основных, осветленных и рабочих растворов различных рецептур.

Для работы с раствором гипохлорита натрия предусматривается отдельное здание с двумя помещениями: хлораторная и контейнерная.

В хлораторной размещают металлическую емкость (на 10 т) для дезинфицирующих средств, устанавливаемую на высоте 2 - 2,5 м от пола, мерный сосуд на 120 - 150 л, реакторы из антикоррозийного металла (по 1,2 м3), баллоны с жидким хлором.

Помещение контейнерной (площадью не менее 20 - 25 м2) оборудуется контрольными весами среднего класса точности для взвешивания баллонов с жидким хлором, определения его расхода при приготовлении раствора гипохлорита натрия, а также тельфером, грузоподъемностью 1 - 1,5 т.

Для подачи дезинфицирующего раствора к промывочной платформе прокладывается специальный утепленный трубопровод (совместно с трубопроводом горячей воды).

Лабораторные помещения должны быть светлыми, с достаточным естественным освещением; со стенами, покрытыми плиткой или масляной краской, иметь необходимое для работы оборудование и приборы. Для работы с химическими реактивами в лаборатории оборудуется вытяжной шкаф, а для мытья посуды - мойка.

Для облегчения труда работающих процессы приготовления, подачи и нанесения дезинфицирующих средств на обрабатываемые поверхности вагонов и контейнеров, а также все погрузочно-разгрузочные работы должны быть максимально механизированы.

4.2.12. На каждом ДПС в составе санитарно-бытовых помещений предусматриваются: административные помещения; санпропускники (раздельные для мужчин и женщин); гардеробные; туалеты; душевые; умывальные; помещения для отдыха и обогрева работающих; помещения для питания; помещения для личной гигиены женщин; помещения и устройства для сушки, стирки и ремонта спецодежды и обуви (дезинфекционные камеры, прачечные, химчистка).

Санпропускники, предназначенные для санитарной обработки персонала, участвующего в ветсанобработке вагонов (контейнеров) всех категорий, должны иметь следующие помещения: гардеробную (отдельно для домашней одежды и спецодежды), раздевалку и душевую, сушилку для сушки спецодежды, туалеты с умывальниками.

Состав и размеры помещений санпропускников, их оборудование и устройство должны отвечать требованиям санитарных правил и норм для административных и бытовых зданий.

В санпропускниках предусматриваются изолированные входы для рабочих, занятых на ветсанобработке вагонов (контейнеров) разных категорий. Планировка помещений должна обеспечивать поточность обслуживания рабочих, изолированное хранение домашней и рабочей одежды.

В гардеробных блоках для лиц, работающих на открытом воздухе, помещения для рабочей одежды должны размещаться отдельно от помещений для уличной и домашней одежды.

Душевые должны находиться в помещении смежном с гардеробными.

В санпропускнике для рабочих, обрабатывавших вагоны по II и III категории, оборудуется дезинфекционная камера для дезинфекции спецодежды.

Для подачи грязного белья и рабочей одежды в стене между грязным отделением дезинфекционной камеры или прачечной и помещением для снятия рабочей одежды санпропускника оборудуется специальное окно, закрывающееся со стороны грязного отделения.

Полы помещения санпропускника, прачечной, сушилки должны быть водонепроницаемыми с уклоном в сторону канализационных лотков, стены - облицованы глазурованной плиткой до потолка.

В шкафах для рабочей одежды следует предусматривать устройство для вытяжной вентиляции с естественным побуждением (в объеме 10 м3/ч воздуха от каждого шкафа).

Независимо от устройства шкафов с вытяжкой воздуха необходимо предусматривать помещение для сушки рабочей одежды и обуви (из расчета 0,15 м2 на одного работающего на открытом воздухе, но не менее 4 м2).

К душевому отделению для мытья рабочих, обрабатывающих вагоны по I категории, должна примыкать прачечная с сушилками рабочей одежды.

Помещение, в котором установлена дезинфекционная камера, разделяется глухой перегородкой (стеной) на два отделения: чистое и грязное, с соотношением площадей 1:3. Пульт управления камерой располагается в чистом отделении. Для подачи грязного белья и рабочей одежды в стене между грязным отделением дезинфекционной камеры или прачечной и помещением санпропускника для снятия рабочей одежды оборудуется специальное окно, закрывающееся со стороны грязного отделения (прачечной).

Умывальные размещаются смежно с гардеробными рабочей одежды. Расчетное количество рабочих на 1 кран - 20 человек работающих в наиболее многочисленной смене, без учета числа умывальных кранов в столовых, туалетах, помещениях для отдыха и обогревания.

Площадь помещений для отдыха и обогрева работающих принимается из расчета 0,2 м2 на 1 работающего в наиболее многочисленной смене, но не менее 12 м2. Помещение для отдыха и обогрева допускается объединять с помещениями для приема пищи; в этом случае помещение дополнительно оборудуется холодильником и электроплиткой для подогрева пищи, шкафом для посуды (при этом общая площадь должна быть не менее 18 м2).

В административно-бытовом здании и при каждом помещении для отдыха и обогрева рабочих предусматриваются канализованные туалеты.

Для стирки, химической чистки спецодежды предусматриваются прачечные и отделение химчистки на ДПС или на железнодорожном узле для группы предприятий. Стирка спецодежды проводится после каждой смены.