Документ не применяется. Подробнее см. Справку

Приложение

Утверждено

приказом Министерства образования

и науки Российской Федерации

от 30 мая 2017 г. N 474

ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МИНИСТЕРСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА

1. Настоящее Положение определяет цели, организацию и осуществление в Министерстве образования и науки Российской Федерации (далее - Министерство) внутреннего финансового аудита.

2. Внутренний финансовый аудит осуществляется Департаментом контрольно-ревизионной деятельности и профилактики правонарушений Министерства (далее - субъект внутреннего финансового аудита), наделенным полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита и не участвующим в организации и выполнении внутренних процедур составления и исполнения бюджета, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности (далее - внутренние бюджетные процедуры), на основе функциональной независимости.

Деятельность субъекта внутреннего финансового аудита основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости и профессиональной компетентности, а также системности, ответственности и стандартизации.

3. Целями внутреннего финансового аудита являются:

а) оценка надежности внутреннего финансового контроля и подготовка рекомендаций по повышению его эффективности;

б) подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;

в) подготовка предложений по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.

4. Объектами внутреннего финансового аудита являются структурные подразделения Министерства, подведомственные Министерству организации (далее - объект внутреннего финансового аудита).

5. Внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских проверок. Плановые проверки осуществляются в соответствии с годовым планом внутреннего финансового аудита, утверждаемым Министром образования и науки Российской Федерации (далее - План).

Составление, утверждение и ведение Плана осуществляется в соответствии с Порядком составления, утверждения и ведения Плана, приведенным в приложении N 1 к настоящему Положению.

Внеплановые аудиторские проверки осуществляются по решению Министра образования и науки Российской Федерации.

6. Аудиторские проверки подразделяются:

а) на камеральные проверки, которые проводятся по месту нахождения субъекта внутреннего финансового аудита на основании представленных по его запросу информации и материалов;

б) на выездные проверки, которые проводятся по месту нахождения объектов внутреннего финансового аудита;

в) на комбинированные проверки, которые проводятся как по месту нахождения субъекта внутреннего финансового аудита, так и по месту нахождения объектов внутреннего финансового аудита.

7. Аудиторская проверка проводится на основании программы аудиторской проверки, которая утверждается директором Департамента контрольно-ревизионной деятельности и профилактики правонарушений Министерства. При составлении программы аудиторской проверки формируется аудиторская группа, состоящая из работников, проводящих аудиторскую проверку, и распределяются обязанности между членами аудиторской группы. Программа аудиторской проверки должна содержать:

а) тему аудиторской проверки;

б) наименование объектов внутреннего финансового аудита;

в) перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе аудиторской проверки, а также сроки ее проведения.

8. Решение о проведении аудиторской проверки оформляется распоряжением Министерства, в котором указываются тема аудиторской проверки, вид аудиторской проверки (камеральная, выездная, комбинированная), наименование объекта внутреннего финансового аудита, срок проведения аудиторской проверки, проверяемый период деятельности объекта внутреннего финансового аудита, состав группы должностных лиц субъекта внутреннего финансового аудита, обладающих необходимыми профессиональными знаниями и навыками (далее - аудиторская группа), либо фамилия, имя, отчество (при наличии) проверяющих.

9. Аудиторские проверки в зависимости от их характера, объема, сложности и специфики деятельности объектов внутреннего финансового аудита проводятся:

а) должностным лицом субъекта внутреннего финансового аудита (далее - проверяющий);

б) аудиторской группой под руководством должностного лица субъекта внутреннего финансового аудита, назначенного распоряжением Министерства о проведении аудиторской проверки, ответственным за проведение аудиторской проверки (далее - руководитель аудиторской группы).

10. Независимые эксперты при необходимости их участия в аудиторской проверке привлекаются субъектом внутреннего финансового аудита по согласованию с Министром образования и науки Российской Федерации.

11. Должностные лица субъекта внутреннего финансового аудита при проведении аудиторских проверок имеют право:

а) запрашивать и получать на основании мотивированного запроса документы, материалы и информацию, необходимые для проведения аудиторских проверок, в том числе информацию об организации и о результатах проведения внутреннего финансового контроля (далее - Запрос);

б) посещать помещения и территории, которые занимают объекты внутреннего финансового аудита, в отношении которых осуществляется аудиторская проверка;

в) привлекать независимых экспертов.

12. Запрос направляется объекту внутреннего финансового аудита или вручается руководителю (уполномоченному им лицу) объекта внутреннего финансового аудита под роспись до начала аудиторской проверки либо в ходе проведения аудиторской проверки по мере необходимости уточнения вопросов, касающихся темы аудиторской проверки.

Исполнение объектами внутреннего финансового аудита Запроса осуществляется не позднее окончания срока проведения аудиторской проверки на объекте внутреннего финансового аудита. Документы, материалы и информация, необходимые для проведения аудиторской проверки, представляются в подлиннике или копиях, заверенных объектами аудита, в сроки, указанные в Запросе. В случае если срок представления не указан в Запросе, документы, материалы и информация представляются в течение трех рабочих дней со дня поступления Запроса в адрес объекта внутреннего финансового аудита.

Ответ на Запрос может быть направлен объектом внутреннего финансового аудита в электронной или письменной форме с приложением необходимых подлинников или копий документов, заверенных объектом внутреннего финансового аудита.

По фактам непредставления или несвоевременного представления объектом внутреннего финансового аудита информации, документов и материалов, запрошенных при проведении аудиторской проверки, руководитель аудиторской группы (проверяющий) составляет акт.

13. Субъекты внутреннего финансового аудита обязаны:

а) соблюдать требования нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;

б) проводить аудиторские проверки в соответствии с программой аудиторской проверки;

в) знакомить руководителя или уполномоченное должностное лицо объекта внутреннего финансового аудита с программой аудиторской проверки, а также с результатами аудиторских проверок (актами и заключениями);

г) не допускать к проведению аудиторских проверок должностных лиц субъекта внутреннего финансового аудита, которые в период, подлежащий аудиторской проверке, организовывали и выполняли внутренние бюджетные процедуры.

14. В ходе аудиторской проверки проводится исследование:

а) осуществления внутреннего финансового контроля;

б) законности выполнения внутренних бюджетных процедур и эффективности использования средств федерального бюджета;

в) ведения учетной политики, принятой объектом внутреннего финансового аудита, в том числе на предмет ее соответствия изменениям в области бюджетного учета;

г) применения автоматизированных информационных систем объектом внутреннего финансового аудита при осуществлении внутренних бюджетных процедур;

д) вопросов бюджетного учета, в том числе вопросов, по которым принимается решение исходя из профессионального мнения лица, ответственного за ведение бюджетного учета;

е) наделения правами доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий;

ж) формирования финансовых и первичных учетных документов, а также наделения правами доступа к записям в регистрах бюджетного учета;

з) бюджетной отчетности.

15. Аудиторская проверка проводится путем выполнения:

а) инспектирования, представляющего собой изучение записей и документов, связанных с осуществлением операций внутренней бюджетной процедуры и (или) материальных активов;

б) наблюдения, представляющего собой систематическое изучение действий должностных лиц и работников объекта внутреннего финансового аудита, выполняемых ими в ходе исполнения операций внутренней бюджетной процедуры;

в) запроса, представляющего собой обращение к осведомленным лицам в пределах или за пределами объекта внутреннего финансового аудита в целях получения сведений, необходимых для проведения аудиторской проверки;

г) подтверждения, представляющего собой ответ на запрос информации, содержащейся в регистрах бюджетного учета;

д) пересчета, представляющего собой проверку точности арифметических расчетов, произведенных объектом внутреннего финансового аудита, либо самостоятельного расчета субъектом внутреннего финансового аудита;

е) аналитических процедур, представляющих собой анализ соотношений и закономерностей, основанных на сведениях об осуществлении внутренних бюджетных процедур, а также изучение связи указанных соотношений и закономерностей с полученной информацией с целью выявления отклонений от нее и (или) неправильно отраженных в бюджетном учете операций и их причин и недостатков осуществления иных внутренних бюджетных процедур.

16. При проведении аудиторской проверки должны быть получены достаточные надлежащие надежные доказательства. К доказательствам относятся достаточные фактические данные и достоверная информация, основанные на рабочей документации и подтверждающие наличие выявленных нарушений и недостатков в осуществлении внутренних бюджетных процедур объектами внутреннего финансового аудита, а также являющиеся основанием для выводов и предложений по результатам аудиторской проверки.

17. Проведение аудиторской проверки подлежит документированию. Рабочая документация, то есть документы и иные материалы, подготавливаемые или получаемые в связи с проведением аудиторской проверки, содержит:

а) документы, отражающие подготовку аудиторской проверки, включая ее программу;

б) сведения о характере, сроках, об объеме аудиторской проверки и о результатах ее выполнения;

в) сведения о выполнении внутреннего финансового контроля в отношении операций, связанных с темой аудиторской проверки;

г) перечень договоров, соглашений, протоколов, первичной учетной документации, документов бюджетного учета и бюджетной отчетности, подлежавших изучению в ходе аудиторской проверки;

д) письменные заявления и объяснения, полученные от должностных лиц и работников объектов внутреннего финансового аудита;

е) копии обращений, направленных органам государственного финансового контроля, экспертам и (или) третьим лицам в ходе аудиторской проверки, и полученные от них сведения;

ж) копии финансово-хозяйственных документов объекта внутреннего финансового аудита, подтверждающих выявленные нарушения;

з) акт аудиторской проверки.

18. Предельные сроки проведения аудиторских проверок, основания для их приостановления и продления приведены в приложении N 2 к настоящему Положению.

19. Результаты аудиторской проверки оформляются актом аудиторской проверки.

Формирование, направление и сроки рассмотрения объектом внутреннего финансового аудита акта аудиторской проверки осуществляются в порядке, приведенным в приложении N 3 к настоящему Положению.

20. Руководитель аудиторской группы (проверяющий) на основании акта аудиторской проверки составляет отчет о результатах аудиторской проверки в соответствии с Порядком составления и представления отчета о результатах аудиторской проверки, приведенном в приложении N 4 к настоящему Положению.

21. Субъект внутреннего финансового аудита обеспечивает составление годовой отчетности о результатах осуществления Министерством внутреннего финансового аудита в соответствии с Порядком составления и представления годовой отчетности о результатах осуществления Министерством внутреннего финансового аудита, приведенным в приложении N 5 к настоящему Положению.

22. Ответственность за организацию внутреннего финансового аудита в Министерстве несет Министр образования и науки Российской Федерации.