Приложение. Рекомендации по переводу работников государственных (муниципальных) учреждений культуры на "эффективный контракт" с указанием перспектив его внедрения и приложением методологии условий оплаты труда, определяемых в "эффективном контракте" работника государственного (муниципального) учреждения культуры

Приложение

к письму Минкультуры России

от 15.06.2017 N 172-01.1-39-НМ

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПЕРЕВОДУ РАБОТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ)

УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ НА "ЭФФЕКТИВНЫЙ КОНТРАКТ" С УКАЗАНИЕМ

ПЕРСПЕКТИВ ЕГО ВНЕДРЕНИЯ И ПРИЛОЖЕНИЕМ МЕТОДОЛОГИИ УСЛОВИЙ

ОПЛАТЫ ТРУДА, ОПРЕДЕЛЯЕМЫХ В "ЭФФЕКТИВНОМ КОНТРАКТЕ"

РАБОТНИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО)

УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ

Настоящие рекомендации разработаны во исполнение подпункта "а" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 28.10.2015 N Пр-2405 (дсп) в целях оказания методической помощи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере культуры, федеральным органам исполнительной власти - главным распорядителям средств федерального бюджета, имеющим в ведении учреждения культуры, а также федеральным государственным учреждениям культуры, подведомственным Минкультуры России, по завершению работы по внедрению трудового договора, основанного на принципах "эффективного контракта", в государственных (муниципальных) учреждениях культуры (далее - Рекомендации).

В приложении к Рекомендациям приведена методология условий оплаты труда, определяемых в "эффективном контракте" работника государственного (муниципального) учреждения культуры, с примерами по установлению показателей эффективности деятельности отдельных работников учреждений культуры.

Согласно Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 N 2190-р (далее - Программа N 2190-р), "эффективный контракт" - это трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а также меры социальной поддержки. Изменение порядка оплаты труда является изменением условий, определенных сторонами трудового договора, и осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В основе "эффективного контракта" заложена совокупность конкретизации в трудовом договоре должностных обязанностей работника по занимаемой должности, условий оплаты труда, показателей и критериев оценки эффективности его деятельности для назначения стимулирующих выплат, способствующих повышению мотивации работника к добросовестному исполнению работы за счет обеспечения соответствия оплаты труда качеству оказания ими услуг (выполнения работ), что является особенностью "эффективного контракта" и отличает его от обычного трудового договора.

Методология "эффективного контракта" определена в рекомендациях по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении "эффективного контракта", утвержденных приказом Минтруда России от 26.04.2013 N 167н (в редакции от 20.02.2014 N 103н) (далее - приказ N 167н), согласно которым при оформлении трудовых отношений с работником учреждения рекомендуется учитывать нормы, предусмотренные локальными нормативными актами, коллективными договорами и соглашениями, основанными на:

системе оплаты труда работников (включая размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, доплат, надбавок);

наличии у учреждения государственного (муниципального) задания и целевых показателей эффективности деятельности учреждения, утвержденных учредителем;

системе нормирования труда;

условиях труда работников по итогам проведения специальной оценки условий труда;

режиме рабочего времени и времени отдыха;

штатном расписании учреждения;

условиях, определяющих в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы).

Кроме того, применяемая в учреждении система оплаты и стимулирования труда должна быть прозрачной, понятной работодателю и работнику и не допускать двойного толкования.

Должностные обязанности работника могут быть определены в должностной инструкции. В таком случае должностная инструкция должна содержаться в приложении к трудовому договору с указанием ссылки в тексте трудового договора.

Переход на "эффективный контракт" должен сопровождаться с учетом внедрения системы нормирования труда в соответствии с требованиями главы 22 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ).

Таким образом, для внедрения "эффективного контракта", в трудовом договоре, заключаемом с работником, должны быть отражены в полном объеме элементы эффективного контракта.

Примерная форма трудового договора с работником государственного (муниципального) учреждения, основанного на принципах "эффективного контракта", приведена в приложении N 3 к Программе N 2190-р.

Трудовой договор с руководителем государственного (муниципального) учреждения заключается в соответствии с типовой формой трудового договора, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2013 N 329.

В соответствии со статьей 57 Трудового кодекса Российской Федерации в трудовом договоре с работником указывается трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы), а также условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты.

При этом рекомендуется конкретизировать условия осуществления выплат: компенсационного характера (наименование выплаты, размер выплаты, а также факторы, обусловливающие получения выплаты); стимулирующего характера (наименование выплаты, условия получения, показатели и критерии оценки эффективности деятельности, периодичность, размер выплаты).

Для внедрения "эффективного контракта" в государственных (муниципальных) учреждениях культуры в рамках методической помощи Минкультуры России разработаны следующие методические рекомендации:

по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных учреждений культуры, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников (утверждены приказом Минкультуры России от 28.06.2013 N 920);

по взаимоувязке системы отраслевых показателей эффективности деятельности в сфере культуры от федерального уровня до конкретного учреждения и работника (направлены письмом от 05.08.2014 N 166-01-39/04-НМ);

по внесению изменений в планы мероприятий ("дорожные карты") "Изменения, направленные на повышение эффективности сферы культуры в соответствующем регионе" с рекомендациями о порядке проведения аттестации работников в учреждениях культуры с целью последующего их перевода на "эффективный контракт" (направлены письмом от 20.02.2014 N 32-01-39/04-НМ);

основные положения о порядке проведения аттестации работников учреждений культуры и искусства (письмо от 08.02.2010 N 7790-44/04-ПХ);

по отнесению организаций культуры к эффективным по качеству и доступности услуг с учетом функциональной специфики;

по проведению социологического опроса об оценке уровня удовлетворенности населения услугами организаций культуры.

Также для использования в работе учреждениям культуры были рекомендованы следующие приказы Минкультуры России:

от 27.11.2008 N 208 "Об утверждении перечня критериев оценки деятельности федерального бюджетного учреждения, подведомственного Министерству культуры Российской Федерации" в редакции от 24.04.2013 N 444 (зарегистрирован Минюстом России от 02.08.2013, N 29246);

от 02.10.2015 N 2508 "Об утверждении показателей эффективности деятельности федеральных государственных казенных учреждений, находящихся в ведении Министерства культуры Российской Федерации, и их руководителей" (зарегистрирован Минюстом России от 21.12.2015, N 40174);

от 24.06.2016 N 1435 "Об утверждении Порядка проведения периодической аттестации работников библиотек" (зарегистрирован Минюстом России от 19.08.2016, N 43314);

от 22.11.2016 N 2542 "Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества оказания услуг организациями культуры" (зарегистрирован в Минюстом России от 02.12.2016, N 44542).

Указанные приказы и методические рекомендации размещены на официальном сайте Минкультуры России (mkrf.ru).

Внедрение трудового договора с работником, основанного на принципах "эффективного контракта", в государственных (муниципальных) учреждениях культуры осуществляется ежегодно, нарастающими темпами.

Так, согласно мониторингу реализации Программы N 2190-р за 2016 год, с учетом разработанных Минкультуры России методических рекомендаций, трудовые отношения, основанные на принципах "эффективного контракта", оформлены с 90,7% работников государственных (муниципальных) учреждений культуры.

Из 85 регионов перевод работников на "эффективный контракт" обеспечен на: 100% - в 31 регионе; 90% - 99% - в 34 регионах; 5,7% - 89% - в 20 регионах.

Минкультуры России во исполнение пункта 10 раздела V Плана мероприятий ("дорожной карты) "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 N 2606-р, ежегодно осуществляет мониторинг проведенных регионами и государственными (муниципальными) учреждениями культуры мероприятий по переводу работников на "эффективный контракт".

По результатам анализа лучших практик внедрения "эффективного контракта" в государственных (муниципальных) учреждениях информация направляется в Минтруд России, а также размещается на официальном сайте Минкультуры России (mkrf.ru) в разделах: Главная > Министерство > Департаменты > Департамент экономики и финансов > Новости.

В качестве примеров лучших практик внедрения "эффективного контракта" выбраны следующие регионы:

в 2013 году - Тамбовская область;

в 2015 году - Амурская область, Архангельская область и Тюменская область;

в 2016 году - Республика Башкортостан; Астраханская область, Белгородская область, Кировская область, Тульская область.

Считаем, что в указанных регионах накоплен позитивный опыт внедрения "эффективного контракта" в государственных (муниципальных) учреждениях культуры.

Кроме того, следует отметить в качестве примера субъекты Российской Федерации, обеспечившие 100% перевод работников на "эффективный контракт": Республика Татарстан, Чувашская Республика, Краснодарский край, Красноярский край, Ставропольский край, Брянская область, Кемеровская область, Липецкая область, Ленинградская область, Новосибирская область, Томская область, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ.

В целях перевода работников государственных (муниципальных) учреждений культуры на "эффективный контракт" в субъектах Российской Федерации проводилась следующая работа:

- в государственных (муниципальных) учреждениях культуры проведена разъяснительная работа по вопросам внедрения "эффективного контракта".

Так, например, по сообщению Министерства культуры Республики Башкортостан приказом от 30.08.2013 N 335 создана рабочая группа по внедрению "эффективного контракта" в учреждениях культуры республики. Руководителям учреждений дано поручение по обеспечению проведения мероприятий по организации заключения дополнительных соглашений к трудовым договорам (новых трудовых договоров) с работниками учреждений в связи с введением "эффективного контракта" с соблюдением требований трудового законодательства о необходимости уведомления работников за 2 месяца об изменении определенных сторонами условий трудового договора. В этой связи во всех трудовых коллективах проведена организационная и разъяснительная работа;

- в государственных (муниципальных) учреждениях культуры осуществлялись уточнение и конкретизация трудовых функций работников.

Так, например, в Государственном учреждении культуры "Тульский академический театр драмы" с мая 2015 года все работники театра переведены на "эффективный контракт", в котором конкретизированы должностные обязанности работника, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности и качества выполняемых работ и услуг для назначения стимулирующих выплат. В целом принимаемые меры по введению "эффективного контракта" позволили внедрить механизм мотивации работников к повышению общей эффективности работы театра и ответственности за результаты своего труда;

- осуществлялась разработка (корректировка) показателей эффективности деятельности для их включения в трудовые договоры (дополнительные соглашения к трудовому договору) с работниками.

Например, по сообщению Министерства культуры и архивного дела Амурской области издан приказ от 28.08.2013 N 239 "Об утверждении показателей эффективности деятельности учреждений культуры, подведомственных министерству, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников".

Приказом Департамента культуры Владимирской области от 21.11.2013 N 357 (в редакции от 31.03.2016 N 47) утверждены критерии (показатели) эффективности деятельности государственных учреждений культуры и их руководителей. Данные показатели корректируются ежегодно в соответствии с установленными целевыми индикаторами и учитываются при установлении стимулирующих выплат руководителям государственных учреждений культуры.

В государственных и муниципальных учреждениях культуры разработаны показатели эффективности деятельности по категориям работников, с учетом выполнения которых производится премирование работников. В соответствии с методическими рекомендациями Минкультуры России осуществляется конкретизация перечня показателей эффективности деятельности по категориям работников, обеспечивающих оказание государственных услуг;

- проводилась аттестация работников согласно графикам, утвержденным локальными нормативными актами учреждений, с целью последующего перевода работников на "эффективный контракт".

Например, Управлением культуры Белгородской области в 2014 году в государственные (муниципальные) учреждения культуры области были направлены методические рекомендации о порядке проведения аттестации работников учреждений культуры области.

Процесс аттестации работников культуры в муниципальных районах и городских округах Белгородской области проходил системно и планомерно согласно утвержденным графикам.

В ходе подготовки к аттестации управлениями культуры администраций муниципальных образований Белгородской области утверждены положения о порядке проведения аттестации и составы аттестационных комиссий, графики и списки работников, подлежащих аттестации. Проведена аттестация 100% работников учреждений культуры;

- вносились изменения в коллективные договоры, правила внутреннего трудового распорядка и положения об оплате труда работников государственных (муниципальных) учреждений культуры в части установления (корректировки) стимулирующих выплат, основанных на выполнении показателей эффективности в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг.

Так, например, по сообщению Министерства культуры и туризма Астраханской области в Государственном бюджетном учреждении культуры "Астраханский областной научно-методический центр народной культуры" принят на общем собрании Коллективный договор по обеспечению соблюдения социальных и трудовых гарантий работников, созданию благоприятных условий деятельности учреждения на 2015 - 2018 годы (Протокол N 3 от 17.03.2015 года), которым определено, что отдельные выплаты стимулирующего характера устанавливаются работнику с учетом критериев, позволяющих оценить результативность и качество его работы и утверждаются локальным нормативным актом учреждения, разработанным с учетом мнения первичной профсоюзной организации.

В целях обеспечения перевода работников учреждений культуры Архангельской области на "эффективный контракт" постановлением Правительства Архангельской области от 07.11.2014 N 453-пп внесены изменения в Отраслевое примерное положение об оплате труда в государственных бюджетных и автономных учреждениях Архангельской области в сфере культуры, утвержденное распоряжением Правительства Архангельской области от 01.11.2011 N 412-пп, которым предусмотрено:

- создать условия оплаты труда работников учреждений в зависимости от их личного участия в эффективной работе учреждения;

- повысить экономическую мотивацию работников;

- улучшить качество оказываемых государственных услуг;

- стимулировать повышение профессионального уровня работников.

Следует отметить перспективы внедрения "эффективного контракта" в государственных (муниципальных) учреждениях культуры:

обеспечится соответствие роста заработной платы работников учреждений культуры повышению качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ);

повысится мотивация работников учреждений культуры к добросовестному исполнению работы за счет обеспечения соответствия оплаты труда качеству оказания ими услуг (выполнения работ);

обеспечится стимулирование уровня квалификации работников, участвующих в оказании государственных (муниципальных) услуг (выполнении работ);

осуществится формирование гибкой и эффективной системы управления персоналом;

обеспечится создание прозрачного механизма оплаты труда руководителей учреждений;

права и обязанности работников будут понятными, открытыми, доступными;

повысится престижность и привлекательность работы в учреждениях культуры за счет внесенных в "эффективный контракт" показателей оценки труда работников, участвующих в оказании государственных (муниципальных) услуг (выполнении работ);

повысится конкурентоспособность учреждений культуры.