Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Административная процедура организации и проведения плановых проверок соблюдения работодателями установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве

Административная процедура организации и проведения

плановых проверок соблюдения работодателями установленного

порядка расследования и учета несчастных

случаев на производстве

46. Административные действия по организации и непосредственному проведению плановых проверок соблюдения работодателями установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве <1> осуществляются работниками территориальных органов Роструда, уполномоченными на осуществление государственной функции.

--------------------------------

<1> Далее - плановая проверка.

В рамках указанной административной процедуры уполномоченные работники территориального органа Роструда, указанные в пункте 3.2 Административного регламента, осуществляют соответствующие мероприятия по контролю (надзору) в соответствии с полномочиями, предоставленными действующим законодательством.

47. Плановые проверки проводятся в порядке, установленном Федеральным законом N 294-ФЗ, в форме документарных проверок по месту нахождения территориального органа Роструда и (или) выездных проверок.

48. Юридическим фактом, являющимся основанием для начала административной процедуры проведения плановых проверок, является распоряжение руководителя территориального органа Роструда (его заместителя) о проведении соответствующей плановой проверки конкретного юридического лица или индивидуального предпринимателя, оформленное в соответствии с типовой формой распоряжения, утвержденной Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. N 141, в котором указываются:

наименование территориального органа Роструда;

номер и дата распоряжения о проведении плановой проверки;

фамилия, имя, отчество и должность уполномоченного работника территориального органа Роструда, проводящего проверку, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;

наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, деятельность которых подлежит плановой проверке;

цели, задачи, предмет проводимой проверки и срок ее проведения;

правовые основания проведения плановой проверки, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке;

дата начала и окончания проверки и перечень мероприятий по контролю, необходимые для достижения целей и задач проведения проверки.

49. О проведении плановой проверки юридическое лицо или индивидуальный предприниматель уведомляется уполномоченным работником территориального органа Роструда, проводящим проверку, не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала проверки посредством направления копии распоряжения руководителя территориального органа Роструда (его заместителя) о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

50. При проведении документарной проверки уполномоченным работником территориального органа Роструда, проводящим проверку, в первую очередь рассматриваются имеющиеся в территориальном органе Роструда документы, содержащие сведения о соблюдении работодателем установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве, включая сведения, содержащиеся в уведомлениях о начале осуществления предпринимательской деятельности, поступивших из медицинских учреждений извещениях о пострадавшем от несчастного случая на производстве, обратившемся или доставленном в медицинскую организацию, сообщениях работодателей о последствиях несчастного случая на производстве и мерах, принятых в целях их предупреждения, актах предыдущих проверок, материалах дел об административных правонарушениях в отношении руководителей и должностных лиц юридического лица или индивидуального предпринимателя и иные материалы ранее проведенных в отношении их надзорно-контрольных мероприятий.

В случае отсутствия или недостаточности в территориальном органе Роструда материалов и документов, позволяющих сделать выводы и заключения о соблюдении работодателем установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве, одновременно с направлением копии распоряжения о начале проведения проверки должностным лицом, проводящим проверку, ему направляется мотивированный запрос с требованием представить необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы, содержащие:

выписки из уставных и организационно-распорядительных документов, содержащие сведения о направлениях производственной деятельности, структуре и общей численности работников проверяемого юридического лица или индивидуального предпринимателя;

персональные сведения о руководителях и главных (ведущих) специалистах, в том числе по охране труда, проверяемого юридического лица или индивидуального предпринимателя (должности, фамилии, имена и отчества, размер заработной платы);

сведения о проводимых юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (на его территории) работах, выполняемых на основе заключенных гражданско-правовых договоров, с указанием реквизитов подрядных организаций;

сведения о результатах проверок данного юридического лица или индивидуального предпринимателя, ранее проведенных уполномоченными органами федерального государственного надзора по вопросам, связанным с целью проводимой проверки;

данные о состоянии производственного травматизма у данного юридического лица или индивидуального предпринимателя, включая количество пострадавших в результате несчастных случаев на производстве, в том числе в результате групповых несчастных случаев, несчастных случаев с тяжелым или смертельным исходом, происшедших в течение трех лет, предшествовавших проверке, с указанием структурных подразделений;

копии журналов регистрации несчастных случаев на производстве, происшедших в течение трех лет, предшествовавших проверке;

персональные сведения о количестве работников, уволенных работодателем в течение трех лет, предшествовавших проверке, вследствие их смерти либо установления стойкой утраты трудоспособности (инвалидности), с указанием структурных подразделений, в которых они работали;

копии актов о расследовании несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями, происшедших у юридического лица или индивидуального предпринимателя в текущем и предыдущем годах;

изданные работодателем приказы (распоряжения) по результатам расследования несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями, происшедших у юридического лица или индивидуального предпринимателя в текущем и предыдущем годах;

сведения о результатах выполнения мероприятий по устранению причин несчастных случаев с тяжелыми последствиями, выработанных и предложенных в ходе расследования несчастных случаев на производстве, происшедших в текущем и предыдущем годах.

При проведении проверок запрещается требовать у проверяемого лица представления документов и (или) информации, включая разрешительные документы, имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, предусмотренные пунктом 50(1) Административного регламента, и (или) информации, которая была представлена ранее в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и (или) находится в государственных или муниципальных информационных системах, реестрах и регистрах.

(абзац введен Приказом Минтруда России от 21.04.2017 N 380н)

50(1). В рамках межведомственного информационного взаимодействия уполномоченные органы запрашивают следующие документы и (или) информацию, содержащиеся в перечне, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2016 г. N 724-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 18, ст. 2647; N 42, ст. 5972):

а) сведения об отсутствии (наличии) задолженности по страховым взносам, по пеням и штрафам;

б) сведения из санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) видов деятельности (работ, услуг) требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов;

в) сведения из санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) проектной документации требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов;

г) сведения из реестра сертификатов соответствия;

д) сведения из реестра деклараций о соответствии;

е) сведения из бухгалтерской (финансовой) отчетности;

ж) сведения из Единого государственного реестра юридических лиц;

з) сведения из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;

и) сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год;

к) сведения о размере ежемесячных страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

(п. 50(1) введен Приказом Минтруда России от 21.04.2017 N 380н)

51. Указанные в запросе документы представляются в виде копий, заверенных печатью (при наличии печати) и подписью руководителя (уполномоченного должностного лица) юридического лица или индивидуального предпринимателя, в течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса.

(в ред. Приказа Минтруда России от 03.11.2016 N 605н)

(см. текст в предыдущей редакции)

52. В случае, если в ходе документарной проверки представленных материалов и документов уполномоченным работником территориального органа Роструда, проводящим проверку, выявлены ошибки и (или) противоречия либо несоответствие представленных сведений данным, имеющимся в территориальном органе Роструда, информация об этом направляется юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, в отношении которых проводится проверка, с требованием представить в течение десяти рабочих дней дополнительные материалы и необходимые пояснения в письменном виде.

В случае, если после рассмотрения представленных пояснений и документов уполномоченным работником территориального органа Роструда, проводящим проверку, будут установлены признаки нарушения обязательных требований, указанное уполномоченное должностное лицо территориального органа Роструда вправе провести выездную проверку юридического лица или индивидуального предпринимателя в порядке, установленном в пунктах 63 - 73 Административного регламента.

53. По результатам плановой проверки уполномоченным работником территориального органа Роструда, проводящим проверку, оформляется Акт о результатах проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права <1>, по типовой форме, утвержденной Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. N 141, в котором указываются:

--------------------------------

<1> Далее - акт проверки.

дата, время и место составления акта проверки;

наименование территориального органа Роструда, проводившего проверку;

дата и номер распоряжения руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Роструда, на основании которого проведена проверка;

фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), проводившего (проводивших) проверку;

наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, фамилия, имя, отчество, должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, уполномоченного представителя индивидуального предпринимателя <1>, присутствовавших при проведении проверки;

--------------------------------

<1> Далее - полномочные представители юридического лица или индивидуального предпринимателя.

дата, время, продолжительность и место проведения проверки;

сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях законодательства о труде или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;

сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки полномочных представителей юридического лица или индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у юридического лица или индивидуального предпринимателя указанного журнала;

подпись уполномоченного работника территориального органа Роструда (уполномоченных работников), проводивших проверку.

54. К акту проверки прилагаются протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников проверяемого юридического лица или индивидуального предпринимателя, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.

55. Акт проверки оформляется уполномоченным работником территориального органа Роструда, проводящим проверку, непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия полномочных представителей юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле территориального органа Роструда.

В случае, если для составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, специальных расследований, экспертиз, акт проверки составляется в срок, не превышающий трех рабочих дней после завершения мероприятий по контролю, и вручается полномочным представителям юридического лица или индивидуального предпринимателя под расписку либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле территориального органа Роструда.

56. В случае выявления при проведении проверки нарушений обязательных требований, уполномоченные работники территориального органа Роструда в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны:

выдать предписание работодателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения;

принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.

В случае, если при проведении проверки установлено, что деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя, его филиала, представительства, структурного подразделения, эксплуатация принадлежащих ему зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств представляют непосредственную угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан или такой вред причинен, уполномоченные работники территориального органа Роструда обязаны незамедлительно принять в установленном законодательством порядке меры по недопущению причинения вреда или прекращению его причинения, включая применение в исключительных случаях временного запрета деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг на срок, не превышающий 5 суток, до рассмотрения дела судом в порядке, установленном КоАП.