См. Доклад о результатах мониторинга правоприменения в Российской Федерации за 2016 год.

Обеспечение в Вооруженных Силах Российской Федерации законности, правопорядка, воинской дисциплины, безопасности дорожного движения, охраны объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, а также противодействие преступности

Обеспечение в Вооруженных Силах Российской

Федерации законности, правопорядка, воинской дисциплины,

безопасности дорожного движения, охраны объектов

Вооруженных Сил Российской Федерации, а также

противодействие преступности

В соответствии с пунктом 2 плана мониторинга Минобороны России проведен мониторинг правоприменения в сфере действия УИК РФ, УПК РФ, КоАП РФ, федеральных законов от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации", от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов", от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" (далее - Федеральный закон N 61-ФЗ), от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон N 76-ФЗ), от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства", от 1 декабря 2006 г. N 199-ФЗ "О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста", от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации", от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции", а также подзаконных нормативных правовых актов.

В результате осуществления мониторинга установлено следующее.

Федеральным законом от 3 февраля 2014 г. N 7-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации" были внесены изменения в законодательные акты Российской Федерации, согласно которым на военную полицию Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - военная полиция) возложены задачи по защите жизни, здоровья, прав и свобод военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, лиц гражданского персонала, граждан, проходящих военные сборы в Вооруженных Силах Российской Федерации, обеспечению в Вооруженных Силах Российской Федерации законности, правопорядка, воинской дисциплины, безопасности дорожного движения, охраны объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, а также в пределах своей компетенции задачи по противодействию преступности и защите других охраняемых законом правоотношений в области обороны.

Кроме того, на военную полицию были возложены задачи по охране, содержанию и конвоированию военнослужащих, находящихся на гауптвахтах, в иных местах содержания задержанных и заключенных под стражу, по осуществлению мер безопасности в отношении судей военных судов, прокуроров военной прокуратуры, руководителей и следователей военных следственных органов, потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства из числа военнослужащих, а равно их близких, по исполнению в отношении военнослужащих уголовных наказаний в виде содержания в дисциплинарной воинской части и ареста, а также дисциплинарного наказания в виде дисциплинарного ареста, по осуществлению полномочий органа дознания, участию в рассмотрении гарнизонными военными судами материалов о грубых дисциплинарных проступках, совершенных военнослужащими, и иные задачи.

В целях совершенствования законодательства Российской Федерации принят один федеральный конституционный закон, 3 федеральных закона, а также 6 подзаконных нормативных правовых актов, необходимость принятия которых связана с реализацией положений рассматриваемых федеральных законов (приложение N 6).

Вместе с тем при анализе правоприменительной практики по показателю наличия нормативных правовых актов, необходимость принятия (издания) которых предусмотрена актами большей юридической силы (подпункт "б" пункта 8 методики), установлено, что до настоящего времени не реализовано 14 положений Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 25 марта 2015 г. N 161 "Об утверждении Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации" (приложения N 9 и 10).

При проведении анализа правоприменительной практики по показателю неполноты в правовом регулировании общественных отношений (подпункт "ж" пункта 8 методики) установлено следующее.

В настоящее время в соответствии со статьей 28.8 Федерального закона N 76-ФЗ разбирательство проводится по каждому факту совершения военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы, исключительно дисциплинарного проступка, то есть противоправного, виновного действия (бездействия), выразившегося в нарушении воинской дисциплины.

Вместе с тем на практике не всегда наступление негативных последствий связано с совершением военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы, дисциплинарного проступка. К таким последствиям можно отнести отказ техники или происшествие, не повлекшие последствий в виде причинения вреда здоровью или материального ущерба, перерасход моторесурса, пережог горючего и иные события.

В связи с этим предлагается в статье 28.8 Федерального закона N 76-ФЗ предусмотреть возможность назначения разбирательства командиром (начальником) военнослужащего в подобных случаях. Для решения данного вопроса планируется поручить Минобороны России с участием заинтересованных органов разработать проект федерального закона "О внесении изменений в статью 28.8 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в части регламентации вопроса разбирательства в отношении военнослужащих или граждан, призванных на военные сборы" (пункт 2 приложения N 14).

Согласно статье 164 УИК РФ осужденные военнослужащие привлекаются к труду на объектах дисциплинарной воинской части. При этом 50 процентов заработной платы, начисленной осужденным военнослужащим, перечисляется на счет дисциплинарной воинской части для возмещения расходов на содержание осужденных военнослужащих, для обустройства дисциплинарной воинской части, создания и развития собственной производственной базы, образования фонда материального поощрения и решения социально-бытовых нужд осужденных военнослужащих. Остальная часть заработной платы осужденных военнослужащих зачисляется на их лицевые счета (часть пятая статьи 164 УИК РФ).

Между тем указанная норма не может быть реализована дисциплинарными воинскими частями на практике в связи с тем, что в соответствии со статьей 11.1 Федерального закона N 61-ФЗ, статьей 298 ГК РФ и статьей 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) воинские части могут осуществлять свою деятельность только в форме федеральных казенных учреждений с финансированием их деятельности по смете из федерального бюджета, доходы федерального казенного учреждения поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Таким образом, дисциплинарные воинские части лишены права использовать средства, полученные от осуществления производственной деятельности, на цели, указанные в части пятой статьи 164 УИК РФ.

Вместе с тем согласно пункту 10 статьи 241 БК РФ доходы, полученные от приносящей доход деятельности федеральными казенными учреждениями, исполняющими наказания в виде лишения свободы, в результате осуществления ими собственной производственной деятельности в целях исполнения требований уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации об обязательном привлечении осужденных к труду, направляются на финансовое обеспечение осуществления функций указанных казенных учреждений сверх бюджетных ассигнований.

С учетом изложенного предлагается внести изменения в БК РФ, предусматривающие возможность использования федеральными казенными учреждениями, исполняющими наказание в виде содержания в дисциплинарной воинской части, полученных доходов от производственной деятельности в аналогичном порядке.

В связи с этим планируется поручить Минобороны России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти разработать проект федерального закона "О внесении изменения в статью 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации" (в части использования полученных доходов от производственной деятельности федеральными казенными учреждениями, исполняющими наказание в виде содержания в дисциплинарной воинской части) (пункт 3 приложения N 14).

Статьей 25.1 Федерального закона N 61-ФЗ и Уставом военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации на военную полицию возложено обеспечение в Вооруженных Силах Российской Федерации законности, правопорядка и воинской дисциплины, предупреждение и пресечение административных правонарушений, совершаемых военнослужащими, гражданами, призванными на военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации и иными лицами на территории воинской части. Однако в настоящее время должностные лица военной полиции, за исключением должностных лиц военной автомобильной инспекции, не наделены полномочиями рассматривать дела об административных правонарушениях, в связи с чем на практике возникает ряд затруднений, связанных с фиксацией правонарушений и применением к виновным взысканий.

При совершении административных правонарушений военнослужащими, гражданами, призванными на военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации на территории воинской части или в связи с исполнением ими служебных обязанностей решение об их административном задержании принимается с учетом требований КоАП РФ. При этом должностные лица военной полиции не имеют права в установленном порядке применять в отношении указанных лиц меры обеспечения по делу об административном правонарушении (в частности доставление, административное задержание) и составлять протоколы об административных правонарушениях.

Учитывая изложенное, предлагается наделить должностных лиц военной полиции полномочиями рассматривать дела по некоторым административным правонарушениям, совершенным военнослужащими, гражданами, призванными на военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации на территории воинской части.

Разработку проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части наделения должностных лиц военной полиции полномочиями рассматривать дела по некоторым административным правонарушениям, совершенным военнослужащими, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации на территории воинской части) планируется поручить Минобороны России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти (пункт 4 приложения N 14).

При проведении анализа правоприменительной практики по показателю коллизии норм права (подпункт "з" пункта 8 методики) выявлено следующее.

В соответствии со статьей 83 Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации в случае применения физической силы, специальных средств или оружия начальник патруля обязан обеспечить оказание первой медицинской помощи лицам, получившим телесные повреждения. Вместе с тем данная норма противоречит статьям 31 и 32 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", в соответствии с которыми первая помощь, оказываемая гражданам при указанных случаях, не отнесена к видам медицинской помощи.

Кроме того, абзац второй пункта 23 приложения N 4 "О гауптвахте" к Уставу военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации предусматривает проведение профилактического медицинского осмотра военнослужащих, находящихся на гауптвахте. С учетом положений статьи 46 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" следует скорректировать вид медицинского осмотра на гауптвахте, а также проработать вопрос медицинских противопоказаний для содержания на гауптвахте.

По показателю наличия противоречий между нормативными правовыми актами общего характера и нормативными правовыми актами специального характера (подпункт "ж" пункта 8 методики) выявлено следующее.

В соответствии с пунктом 35 статьи 20 Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации функцией военной полиции является проведение в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации и учета транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации и транспортных средств федеральных органов исполнительной власти (кроме МВД России) по согласованию с Минобороны России, выдача регистрационных документов и государственных регистрационных знаков на зарегистрированные транспортные средства.

Вместе с тем пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" установлено, что регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют в том числе военные автомобильные инспекции (автомобильные службы) федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, и иных организаций, имеющих воинские формирования.

В целях устранения выявленных коллизий и противоречий в законодательстве Минобороны России разрабатывается проект указа Президента Российской Федерации "О внесении изменений в Устав военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 25 марта 2015 г. N 161" (пункт 2 приложения N 12).

При осуществлении мониторинга правоприменения по показателям, установленным пунктом 9 методики, коррупциогенные факторы в нормативных правовых актах, регулирующих соответствующие правоотношения, не выявлены.