ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ

ПИСЬМО

от 31 марта 2010 г. N 1692-ВБ/Сек

О ПРИМЕНЕНИИ

ВРЕМЕННОЙ МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ УЩЕРБА, НАНОСИМОГО РЫБНЫМ ЗАПАСАМ

В настоящее время работа по оценке влияния различных направлений планируемой хозяйственной деятельности на состояние водных биоресурсов и среду их обитания осуществляется в соответствии с "Временной методикой оценки ущерба, наносимого рыбным запасам в результате строительства, реконструкции и расширения предприятий, сооружений и других объектов и проведения различных видов работ на рыбохозяйственных водоемах", утвержденной в 1989 году Минрыбхозом СССР и Госкомприродой СССР, согласованной Минфином СССР, Госстроем СССР и Госпланом СССР (далее - Методика).

Методика регламентирует порядок оценки непредотвращаемого предупредительными рыбоохранными мерами ущерба рыбным запасам, наносимого в результате намечаемой (планируемой) хозяйственной деятельности на водных объектах рыбохозяйственного значения и определения направлений компенсационных мероприятий, обеспечивающих сохранение рыбных запасов, в том числе расчетов объемов капитальных вложений на их осуществление.

В качестве основного направления осуществления компенсационных мероприятий по сохранению рыбных запасов Методикой предусматривается строительство самостоятельных рыбоводно-мелиоративных объектов, (рыбоводные заводы, рыбопитомники, нерестово-выростные хозяйства, инкубационные цеха), устройство искусственных нерестилищ, а также гидротехническое строительство с целью улучшения условий размножения и обитания рыб), в том числе на основе аккумулирования (до 1991 года - Минрыбхозом СССР) средств долевого участия в осуществлении компенсационных мероприятий, в том или ином регионе.

В связи с этим, одним из элементов Методики являлся расчет объемов капитальных вложений и строительно-монтажных работ на осуществление рыбоводно-мелиоративных мероприятий, компенсирующих ущерб рыбным запасам.

При этом в Методике указывается, что выполняемая оценка ущерба (в том числе и расчет объемов капитальных вложений на осуществление мероприятий по его компенсации) носит ориентировочный характер и подлежит уточнению в процессе разработки и утверждения проектно-сметной документации.

Методика в полной мере соответствовала принципам формирования и реализации плановой экономики советского периода.

В связи с изменившейся экономической основой развития страны, ее законодательной базы, переходом к рыночным принципам ведения экономического развития, формированием института частной собственности ряд положений Методики может быть использован в ограниченном формате.

Так, в современных нормативно-правовых актах отсутствуют положения, регламентирующие возможность аккумулирования средств долевого осуществления компенсационных мероприятий, отсюда вытекает необходимость эффективной организации компенсации отдельных, в том числе незначительных ущербов.

В условиях рыночной экономики юридические и физические лица, осуществляющие планируемую хозяйственную деятельность, наносящую ущерб водным биоресурсам и среде их обитания, в силу определенного профиля деятельности не осуществляют компенсационные мероприятия самостоятельно, а привлекают к их исполнению на возмездной договорной основе специализированные рыбоводно-мелиоративные организации и предприятия.

Указанные организации и предприятия, относятся к различным формам государственной и частной собственности и имеют разный уровень производственных затрат, что создает для хозяйствующего субъекта возможность выбора исполнителя и оптимизации расходов.

При этом очевидно, что договорная стоимость работ может не совпадать с ориентировочными показателями их стоимости, рассчитанными в соответствии с разделом 4 Методики.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. N 569 "Об утверждении Правил согласования размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрения новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биоресурсов и среду их обитания" предусмотрено представление заявителем, планирующим хозяйственную деятельность, оказывающую негативное влияние на водные биоресурсы и среду их обитания, сведений о планируемых мероприятиях по возмещению наносимого вреда (компенсации ущерба), с учетом которых Росрыболовство принимает решение о согласовании или отказе в согласовании осуществления того или иного вида хозяйственной деятельности.

Однако анализ представляемых на согласование в Росрыболовство материалов указывает, что их разработчики, несмотря на требования, изложенные в вышеуказанном Постановлении и пункте 2.1.3 Методики, не осуществляют определение (обоснование) натуральных показателей компенсационных мероприятий, в основное внимание уделяют расчету стоимостных показателей ущерба.

В связи с изложенным, обращаем внимание научных и проектных организаций, выполняющих разработку соответствующих разделов ОВОС при осуществлении хозяйственной деятельности на водных объектах рыбохозяйственного значения, а также территориальных и бассейновых управлений Росрыболовства на следующие особенности современного применения отдельных положений Методики, касающиеся определения (обоснования) натуральных показателей компенсационных рыбоводно-мелиоративных мероприятий и стоимости их осуществления.