Банком России утверждены Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2000 год.

Приложение 1. Примерный перечень мер, применяемых в рамках программы реструктуризации

Приложение 1

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ

МЕР, ПРИМЕНЯЕМЫХ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ

РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ

Правительство России и Банк России могут применять или предписывать банкам к применению с учетом возможностей, предоставляемых законодательством, следующие меры по реструктуризации и финансовому оздоровлению банков:

1. Увеличение капитала банков

1.1. Преобразование требований кредиторов, по их желанию, в участие в уставном капитале банка (капитализация долга).

1.2. Привлечение денежных средств новых инвесторов, в том числе иностранных, в капитал банка.

1.3. Привлечение субординированных займов, в том числе в иностранной валюте.

1.4. Внесение Правительством России дополнительных средств в капитал банка путем передачи ему государственных ценных бумаг.

1.5. Внесение Банком России непосредственно или опосредованно дополнительных средств в капитал банка путем передачи ему государственных ценных бумаг из своего портфеля либо облигаций, выпускаемых самим Банком России.

2. Улучшение качества активов банков

2.1. Передача неработающих активов (просроченных кредитов, дебиторской задолженности, неликвидных ценных бумаг, нереализуемой недвижимости) в распоряжение АРКО взамен приема работающих активов либо срочных требований на АРКО.

2.2. Межбанковский обмен одних активов на другие, более приемлемые для данного банка, через систему многостороннего межбанковского обмена активов и пассивов.

2.3. Осуществление реальной оценки активов по рыночной стоимости или по стоимости их возможной реализации за разумный период.

2.4. Списание части стоимости "плохих" активов против резервов, созданных ранее под возможные потери, связанные с этими активами; создание более благоприятных регулятивных возможностей для таких действий банков.

3. Реструктуризация пассивов банков

3.1. Достижение договоренности с кредиторами о переоформлении их срочной задолженности в участие в капитале банка, включая переоформление в субординированные займы.

3.2. Достижение договоренности с кредиторами о продлении срока истребования кредиторской задолженности.

3.3. Превращение кредиторской задолженности в долговые ценные бумаги: облигации, депозитные сертификаты, векселя ("секьюритизация" долгов).

3.4. Достижение договоренности с кредиторами о рассрочке или пересмотре графика выплаты процентов.

3.5. Передача обязательств перед частными вкладчиками в другие банки.

3.6. Приведение уставного капитала в соответствие с величиной собственных средств банка.

3.7. Законодательное введение моратория на исполнение исковых требований, предъявленных к корреспондентским счетам банков в Банке России, на период действия плана финансового оздоровления.

4. Повышение ликвидности баланса

4.1. Прием Банком России ценных бумаг, ранее внесенных Правительством России и Банком России в капитал банков, в качестве обеспечения под предоставляемые банкам кредиты.

4.2. Обмен активами между банками и АРКО: вместо работающих, но низколиквидных активов банкам предоставляются ликвидные активы.

4.3. Уточнение, реструктуризация и "стыковка" сроков исполнения обязательств банков и сроков истребования активов, необходимых для исполнения таких обязательств.

5. Управление финансовыми результатами

5.1. Обмен активами между банками и АРКО: вместо низкодоходных активов банкам предоставляются активы с большей доходностью, но либо менее ликвидные, либо большей срочности.

5.2. Сокращение административных и капитальных расходов, увольнение излишнего персонала, отмена "незарплатных" форм поощрения менеджеров и сотрудников, реализация неиспользуемого имущества.

5.3. Отмена выплат дивидендов владельцам банков в течение определенного периода времени, направление прибыли на покрытие убытков прошлых лет.

5.4. Достижение договоренности с кредиторами о капитализации их требований к банку за счет временно не выплачиваемых причитающихся им процентов по кредитам.

5.5. Проверка крупных сделок по поводу обоснованности ожидаемых доходов и расходов с целью выявления и оспаривания в судебном порядке случаев недобросовестной коммерческой деятельности.

5.6. Сокращение расходов, которые не вытекают из договорных обязательств банка и не связаны непосредственно с банковской деятельностью.

6. Реструктуризация балансов и внебалансовых требований и обязательств банков в согласованном с кредиторами порядке исходя из международного опыта реструктуризации банков.

7. Изменение организационной структуры банков

7.1. Сокращение убыточной филиальной сети, продажа филиалов и некоторых структурных подразделений, оформленных как отдельный "бизнес".

7.2. Упрощение административной структуры, удаление лишних управленческих звеньев.

7.3. Применение различных форм реорганизации юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение).

7.4. Привлечение к участию в руководстве отдельными банками управленческих команд, составленных из иностранных специалистов и финансируемых на средства иностранной технической помощи.

7.5. Привлечение к участию в высшем руководстве банков высокопрофессиональных российских менеджеров, которые высвобождаются из среднего звена руководства ликвидируемых банков и не были ранее вовлечены в операции, противоречащие законодательству или деловой этике.

8. Временные администрации и представители Банка России

8.1. Введение Банком России в случае необходимости временных администраций в реструктурируемые банки с целью оказать содействие персоналу банка в правильном составлении и реализации планов финансового оздоровления и управления банком.

8.2. Привлечение в состав временных администраций, назначаемых Банком России, иностранных специалистов и специалистов финансово стабильных банков для оказания поддержки при составлении и реализации планов финансового оздоровления, а также для проведения переговоров с кредиторами.

8.3. Введение в руководство реструктурируемых банков наблюдателей и консультантов Банка России с определением их правового статуса.

8.4. Определение в рамках планов финансового оздоровления банков порядка и сроков приведения обязательных нормативов к общеустановленным требованиям.

8.5. Определение бухгалтерского учета отдельных специфических операций, используемых в ходе реструктуризации.

Вышеуказанные меры могут применяться в различных сочетаниях в отношении разных групп банков, как это изложено в разделе III настоящей Программы.

В связи с передачей банками значительной суммы обязательств по вкладам населения в Сбербанк России его дополнительная капитализация должна осуществляться по отдельной программе. Дальнейшее развитие деятельности Сбербанка России должно осуществляться на основе перспективного плана развития, учитывающего значение банка для банковской и экономической системы страны и особенности его функционирования.