3. Требования охраны труда во время работы

3.1. Кондуктор грузовых поездов должен выполнять работу, которая определена его должностными обязанностями, была поручена руководителем смены, начальником железнодорожной станции или его заместителем. При выполнении работы кондуктор грузовых поездов должен соблюдать требования техническо-распорядительного акта, технологического процесса (технологической карты) работы железнодорожной станции, настоящей Инструкции.

Кондуктор грузовых поездов является руководителем маневровой работы.

Руководитель маневровой работы должен работать во взаимодействии с локомотивной бригадой, дежурным по железнодорожной станции (сортировочной горке), дежурным по парку, диспетчером маневровым (станционным).

(абзац введен распоряжением ОАО "РЖД" от 02.09.2019 N 1919/р)

3.2. До начала технологического перерыва в работе кондуктор грузовых поездов должен докладывать непосредственному руководителю (руководителю смены) о своем местонахождении и по его окончании - о готовности приступить к работе.

3.3. Спецодежду и спецобувь кондуктор грузовых поездов не должен снимать в течение всего рабочего времени. Головной убор при работе не должен ухудшать слышимость звуковых сигналов.

3.4. Кондуктор грузовых поездов в качестве руководителя маневровой работы обязан:

обеспечивать правильную расстановку и согласованность действий всех работников, участвующих в маневрах;

четко и своевременно подавать сигналы и передавать машинисту локомотива указания, касающиеся маневровых передвижений;

единолично руководить движением локомотива, производящего маневры;

(абзац введен распоряжением ОАО "РЖД" от 02.09.2019 N 1919/р)

организовывать маневровую работу с обязательным условием обеспечения безопасности движения поездов, личной безопасности, безопасности работников, участвующих в маневрах, а также других работников, находящихся на станционных путях на маршруте следования маневрового состава вагонами вперед.

Должен обеспечивать порядок безопасного производства маневровой работы на железнодорожных путях железнодорожных станций, территориях подразделений, путях общего и необщего пользования, порядок ограждения и закрепления подвижного состава в соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации с учетом местных условий, предусмотренных техническо-распорядительным актом железнодорожной станции, технологической документацией, а также требованиями Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования.

(абзац введен распоряжением ОАО "РЖД" от 02.09.2019 N 1919/р)

Кондуктору грузовых поездов передачу команд машинисту локомотива необходимо производить с соблюдением требований Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации.

(абзац введен распоряжением ОАО "РЖД" от 02.09.2019 N 1919/р)

Передача команд руководителя маневровой работы машинисту локомотива через третье лицо (дежурного по железнодорожной станции, диспетчера маневрового (станционного) запрещается.

(абзац введен распоряжением ОАО "РЖД" от 02.09.2019 N 1919/р)

Передача указаний при маневровой работе должна выполняться с использованием средств радиосвязи или устройств двусторонней парковой связи. Подача сигналов при маневровой работе разрешается ручными сигнальными приборами.

(абзац введен распоряжением ОАО "РЖД" от 02.09.2019 N 1919/р)

3.5. Кондуктор грузовых поездов перед началом передвижения состава (локомотивом вперед или вагонами вперед) должен:

убедиться, что все работники, участвующие в маневрах, находятся на своих местах, ознакомить их с планом и способами выполнения предстоящей маневровой работы;

убедиться в том, что все вагоны сцеплены между собой и с локомотивом;

проверить исправность специальных подножек, поручней, тормозных площадок и других устройств;

выбрать безопасное место своего нахождения таким образом, чтобы обеспечивалась лучшая видимость сигналов и маршрута передвижения маневрового состава.

3.6. Во время маневровых передвижений кондуктор грузовых поездов может осуществлять проезд на подвижном составе, располагаясь на переходной площадке грузового вагона или площадке маневрового локомотива, в тамбуре пассажирского вагона, на специальной подножке вагона, соответствующей требованиям, при этом держась руками за специальный поручень, стоя обеими ногами на поверхности подножки.

3.7. Кондуктор грузовых поездов должен подниматься на специальные подножки и подножки переходных площадок вагонов и локомотивов, а также сходить с них при полной остановке подвижного состава. Запрещается сходить с подвижного состава в негабаритных и опасных местах, в местах погрузки и выгрузки навалочных грузов, в пределах стрелочных переводов и других устройств, а также идти рядом с движущимся подвижным составом в негабаритных и опасных местах при отсутствии прохода.

(в ред. распоряжения ОАО "РЖД" от 02.09.2019 N 1919/р)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.8. Перед пользованием подножками, поручнями, лестницами грузовых вагонов кондуктор грузовых поездов обязан проверить их соответствие установленным техническим требованиям (согласно ОСТ 24.050.67-87 "Лестницы, подножки и поручни грузовых вагонов. Размеры и общие технические требования") в части:

подножки, поручни грузовых вагонов должны быть неподвижные, располагаться максимально к концу вагона - на боковой стене, не выходить за пределы габарита подвижного состава, прикреплены к кузову вагона заклепками;

при использовании нижней части лестницы на боковой стене в качестве подножки, поручнем служат тетивы (элемент подножки или лестницы, предназначенный для крепления к ней ступеней), ступени лестницы служат подножками;

поручень на боковой стене размещается в пространстве, ограниченном продолжением тетив подножки, вертикально или наклонно под углом 30 - 35 градусов со смещением верхней точки крепления к середине вагона (допускается смещение поручня относительно вертикальной оси подножки на расстояние не более 480 мм), на концевой балке рамы - поручень должен располагаться справа от автосцепки, горизонтально или наклонно под углом 15 градусов к горизонтали со смещением ближней к оси рамы вагона точки крепления поручня вниз относительно другой точки крепления;

рабочая часть поручня должна быть одного диаметра, длиной не менее 700 мм на боковой стене (допускается уменьшение длины до 550 мм, для вагона-хоппера - до 500 мм) и не менее 500 мм на концевой балке рамы (допускается уменьшение длины до 350 мм для вагона-думпкара);

зазор между рабочей частью поручня и элементами вагонов - не менее 150 мм на боковой стене и не менее 65 мм на концевой балке рамы, расстояние от нижней части поручня до уровня головки рельсов - не более 1500 мм для поручней на боковой стене и не более 850 мм для поручней на концевых балках;

подножки должны быть шириной не менее 350 мм, глубиной не менее 250 мм (допускается уменьшение размеров по глубине для полувагонов с люками в полу до 100 мм);

расстояние от опорной поверхности нижней ступени лестницы или подножки до уровня головки рельса - не более 580 мм;

верхние ступени подножек должны быть рифленые, смещены по отношению к нижней ступени в сторону кузова или расположены в одной плоскости, при этом передняя кромка нижней ступени отбортована вниз, а задняя кромка - вверх, образуя ограничитель.

3.9. При движении маневрового состава по станционным путям вагонами вперед кондуктор грузовых поездов обязан находиться на первой по ходу движения специальной подножке грузовых вагонов (подножке, совмещенной с лестницей цистерны, подножке переходной площадки, в тамбуре локомотива, моторвагонного подвижного состава, специального подвижного состава, пассажирских вагонов) и следить за показаниями маневровых светофоров, положением стрелок по маршруту следования, отсутствием препятствий и людей на пути, сигналами, подаваемыми работниками, работающими на путях, сигналами ограждения, сигнальными указателями и знаками, при необходимости принимать меры к остановке маневрового состава.

(в ред. распоряжения ОАО "РЖД" от 02.09.2019 N 1919/р)

(см. текст в предыдущей редакции)

При сопровождении подвижного состава, находясь в тамбуре пассажирского вагона (локомотива, моторвагонного подвижного состава), кондуктор грузовых поездов обязан держаться за поручень с соблюдением мер личной безопасности.

(абзац введен распоряжением ОАО "РЖД" от 02.09.2019 N 1919/р)

Дополнительно: при плохой видимости пути, неисправности или отсутствии подножки и поручней (платформы, думпкары, битумовозы и другие вагоны), неисправности переходной площадки или закрытом тамбуре пассажирского вагона кондуктор грузовых поездов обязан идти посередине междупутья или по обочине железнодорожного пути впереди осаживаемых вагонов на безопасном расстоянии, постоянно держа связь с машинистом локомотива по радиосвязи или визуально. Скорость осаживания состава не должна превышать 3 км/ч.

При производстве маневров в кривых участках пути или в условиях плохой видимости (туман, метель, снегопад и т.д.), когда отсутствует видимость состава в целом, необходимо принимать дополнительные меры для обеспечения безопасности - чаще подавать сигналы и указания машинисту локомотива.

Перед сцеплением с составом локомотив должен остановиться на расстоянии 10 - 15 м от первого вагона. По команде кондуктора грузовых поездов локомотив должен подъезжать к составу поезда со скоростью не более 3 км/ч. Перед прицепкой вагонов составитель поездов, прежде чем подъехать к составу, должен убедиться в отсутствии сигналов ограждения, поднятии переходных площадок пассажирских вагонов. При проведении маневровых работ переходные устройства (площадки) железнодорожного подвижного состава должны быть в транспортном (поднятом) положении. До завершения машинистом прицепки к составу поезда, в том числе до окончания проверки надежности сцепления кратковременным движением от состава, кондуктор грузовых поездов не должен приближаться к составу.

(абзац введен распоряжением ОАО "РЖД" от 02.09.2019 N 1919/р)

3.10. Запрещается проезд кондукторов грузовых поездов на автосцепках, буксе, стоя на платформе или сидя на ее бортах, а также на гильзах контрштоков паровоза, тележках колесных пар, раме цистерны и других выступающих частях вагона, на вагоне, имеющем подножку, переходную площадку или поручень, не соответствующие техническим требованиям безопасности, на подножке в торцевой части вагона.

Запрещается нахождение кондуктора грузовых поездов на специальной подножке грузовых вагонов (пассажирских вагонов) при движении маневрового состава у высоких платформ, в негабаритных и других опасных местах, при скорости движения более 40 км/ч, а также в момент соединения маневрового состава со стоящими на пути вагонами.

(в ред. распоряжения ОАО "РЖД" от 02.09.2019 N 1919/р)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.11. Кондукторам грузовых поездов разрешается проезд на порожних платформах при соблюдении следующих мер безопасности:

перед подъемом на платформу требуется предварительно проверить исправность пола и бортов платформы, обратить внимание на надежность их закрепления;

проезд осуществлять на полу платформы, сидя "на корточках" на максимальном расстоянии от торцевого борта вагона, держась за боковой борт.

Запрещается проезд на платформе, имеющей неисправный пол (борта), на груженых платформах (за исключением специальных платформ, оборудованных местами для проезда руководителя маневровой работы). Сопровождать данные вагоны требуется пешком (вышеустановленным порядком).

3.12. При движении одиночного локомотива или маневрового состава локомотивом вперед на расстояние более 1 км, когда в составе отсутствуют вагоны с переходной площадкой или открытыми дверями тамбуров пассажирских вагонов, кондуктору грузовых поездов разрешается находиться в кабине локомотива, а при движении вагонами вперед - в голове состава должен быть поставлен вагон с переходной площадкой или порожняя платформа.

При подаче (уборке) вагонов на железнодорожный путь необщего пользования или железнодорожный путь, находящийся в ведении структурного подразделения ОАО "РЖД", вагонами вперед на расстояние более 1 км при отсутствии возможности постановки в голову осаживаемого состава платформы или вагона с переходной площадкой кондуктор грузовых поездов должен находиться на специальной подножке (лестнице) первого по ходу движения вагона. При необходимости отдыха кондуктор грузовых поездов должен передать машинисту маневрового локомотива команду на остановку и сойти со специальной подножки (лестницы) вагона после полной остановки подвижного состава с соблюдением мер безопасности. В период отдыха (не более 5 минут) кондуктор грузовых поездов должен находиться в безопасном месте. Дальнейшее движение маневрового состава осуществляется по команде кондуктора грузовых поездов.

(абзац введен распоряжением ОАО "РЖД" от 02.03.2018 N 413/р)

При движении на расстояние до 1 км руководитель маневровой работы должен находиться на подножке вагона или площадке локомотива со стороны машиниста (не затрудняя ему видимость).

(абзац введен распоряжением ОАО "РЖД" от 02.09.2019 N 1919/р)

3.13. Перед производством маневровой работы вагонами вперед кондуктор грузовых поездов должен узнать у машиниста локомотива о наличии мест производства работ по маршруту следования. Машинист локомотива обязан убедиться в правильности восприятия переданного сообщения кондуктором грузовых поездов.

3.14. При маневровых передвижениях вагонами вперед через ворота предприятий по путям необщего пользования, охраняемые и неохраняемые переезды, а также у негабаритных и опасных мест, высоких платформ, перед стоящими вагонами кондуктор грузовых поездов обязан остановить маневровый состав на расстоянии не менее 5 м до этого места, сойти со специальной подножки вагона (выйти из тамбура), определить безопасность своего передвижения, пройти переезд, ворота или опасное место по обочине пути и из безопасного места дать команду машинисту локомотива на дальнейшее движение.

(в ред. распоряжения ОАО "РЖД" от 02.09.2019 N 1919/р)

(см. текст в предыдущей редакции)

Перед прицепкой вагонов кондуктор грузовых поездов обязан убедиться в отсутствии сигналов ограждения, поднятии переходных площадок пассажирских вагонов.

Проезд ворот разрешается после проверки кондуктором грузовых поездов их надежной фиксации в открытом положении и информирования об этом машиниста маневрового локомотива.

(в ред. распоряжения ОАО "РЖД" от 02.09.2019 N 1919/р)

(см. текст в предыдущей редакции)

Скорость проследования вагонами вперед негабаритных и опасных зон на железнодорожных путях необщего пользования не должна превышать 3 км/ч.

Посадка кондуктора грузовых поездов на вагон производится после полного проследования вагоном опасного (негабаритного) места при полной остановке.

При проследовании маневрового состава негабаритных и опасных мест кондуктор грузовых поездов и машинист локомотива обязаны соблюдать установленный регламент переговоров.

3.15. В случае нарушения работы радиосвязи между машинистом локомотива и кондуктором грузовых поездов (отсутствие ответа от машиниста локомотива), необходимо принять меры к прекращению маневровой работы. При отсутствии ответа машиниста локомотива на указания или сигналы по радиосвязи, кондуктор грузовых поездов должен связаться с дежурным по железнодорожной станции по радиосвязи, доложить об отсутствии связи с машинистом маневрового локомотива и через дежурного по железнодорожной станции дать команду машинисту маневрового локомотива на остановку, сойти с подвижного состава в безопасном месте.

Маневровая работа может быть продолжена после восстановления работы радиосвязи. Если невозможно немедленно заменить радиостанцию, кондуктор грузовых поездов совместно с машинистом локомотива должен определить дальнейший порядок производства работы. При переходе на ручные сигналы, маневровую работу требуется производить с особой бдительностью, с количеством вагонов, позволяющим машинисту видеть сигналы, подаваемые руководителем маневров.

В случае неполучения ответа по радиосвязи или потери видимости сигналов кондуктора грузовых поездов, машинист локомотива обязан немедленно остановить состав для выяснения причин создавшейся обстановки. При отсутствии видимости маневровые работы должны быть приостановлены.

(в ред. распоряжения ОАО "РЖД" от 02.09.2019 N 1919/р)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.16. Во время движения маневрового состава кондуктору грузовых поездов запрещается входить в пространство между вагонами, расцеплять вагоны.

Расцепка стоящих вагонов должна производиться кондуктором грузовых поездов сбоку от вагона, без захода в междувагонное пространство. При невозможности расцепления вагонов маневровая работа прекращается, до устранения неисправности расцепного привода автосцепки.

3.17. Перекрытие концевых кранов воздушной магистрали, соединение и разъединение соединительных рукавов тормозной магистрали производится только после полной остановки маневрового состава и предупреждения машиниста маневрового локомотива о нахождении кондуктора грузовых поездов в пространстве между вагонами (между вагоном и локомотивом) внутри колеи и убеждения в правильности восприятия машинистом локомотива информации о заходе в межвагонное пространство. Работу эту разрешается производить только в рукавицах (перчатках).

Передача команды машинисту маневрового локомотива на движение разрешается только после выхода кондуктора грузовых поездов из пространства между вагонами на междупутье или обочину пути.

В маневровых составах с заряженной сжатым воздухом тормозной магистралью кондуктору грузовых поездов необходимо:

перед расцепкой вагонов в первую очередь перекрыть концевые краны, а затем разъединять соединительные рукава между вагонами;

при сцеплении вагонов в первую очередь соединить рукава, а затем открыть концевые краны.

При расцепке вагонов первым перекрывается концевой кран вагона, расположенного со стороны питательной магистрали (со стороны локомотива).

Кондуктору грузовых поездов разрешается производить соединение или разъединение соединительных рукавов тормозной магистрали в составе пассажирского поезда только после получения информации от машиниста поезда лично или через дежурного по железнодорожной станции об отключении электропитания электропневматических тормозов в составе поезда.

3.18. Кондуктору грузовых поездов запрещается производить ремонт автосцепного устройства (механизма, расцепного привода и другого оборудования) или устранение сверхдопустимой разницы по высоте между продольными осями автосцепок соседних вагонов путем подкладывания клина и других посторонних предметов между шляпкой маятникового болта и центрирующей балочкой.

При технических неисправностях автосцепки вагонов для их устранений привлекаются работники пункта технического обслуживания вагонов. При производстве осмотрщиком вагонов операций по устранению неисправностей автосцепки кондуктор грузовых поездов должен находиться в безопасном месте (на междупутье или на обочине пути), при этом оставляемая без локомотива группа вагонов должна быть закреплена.

По окончании устранения неисправностей автосцепки вагонов кондуктор грузовых поездов дает команду машинисту локомотива на движение после выхода осмотрщика вагонов из межвагонного пространства и уборки тормозных башмаков.

При несоответствии разницы по высоте между продольными осями автосцепных устройств головного вагона и локомотива для определения неисправности автосцепного устройства локомотив должен быть отведен от состава поезда на расстояние не менее 10 м.

(абзац введен распоряжением ОАО "РЖД" от 02.09.2019 N 1919/р)

При невозможности прицепки (отцепки) локомотива следует прекратить работу и доложить о сложившейся ситуации дежурному по станции для принятия решений. Кондуктору грузовых поездов запрещается самостоятельно устранять неисправности автосцепного устройства.

(абзац введен распоряжением ОАО "РЖД" от 02.09.2019 N 1919/р)

3.19. Кондуктор грузовых поездов перед заездом состава на железнодорожные пути районов, где стрелочные переводы не обслуживаются дежурными стрелочных постов, должен проверить положение стрелочных переводов в районе подачи или уборки вагонов, убедиться в наличии габарита для передвижения локомотива и вагонов и предупредить о предстоящих маневрах причастных лиц.

При переводе стрелочных переводов ручного управления запрещается оставлять рычаг переводного механизма в вертикальном или не доведенном до конца положении, придерживать ногой стрелочный противовес (балансир).

При переводе нецентрализованных стрелочных переводов кондуктор грузовых поездов должен располагаться в междупутье или на обочине пути, не перемещаясь внутрь колеи.

После перевода стрелочного перевода, перед началом маневрового передвижения кондуктор грузовых поездов должен заблаговременно отойти в безопасное место на обочину пути или междупутье.

3.20. Маневровая работа в местах погрузки, выгрузки грузов производится при прекращении погрузочно-разгрузочных работ и проверки соблюдения габарита выгруженных или подготовленных к погрузке грузов. Грузы при высоте до 1200 мм должны располагаться не ближе 2 м от наружной грани головки крайнего рельса, а при большей высоте - не ближе 2,5 м.

Производить маневры с вагонами, погрузка и выгрузка которых не закончены, кондуктору грузовых поездов разрешается после согласования действий с руководителем погрузочно-разгрузочных работ, и получения от него разрешения.

(в ред. распоряжения ОАО "РЖД" от 02.09.2019 N 1919/р)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае, если при подаче вагонов в негабаритных местах, в местах погрузки (выгрузки) вагонов, когда по каким-либо причинам возникает необходимость расположения кондуктора грузовых поездов с противоположной стороны от машиниста маневрового локомотива, кондуктор грузовых поездов переходит на противоположную сторону, заблаговременно предупреждает об этом машиниста маневрового локомотива, определяет безопасный проход для себя и докладывает о своем местонахождении.

При проведении маневровой работы производить любые (в том числе ремонтные) работы на железнодорожном подвижном составе запрещается.

(абзац введен распоряжением ОАО "РЖД" от 02.09.2019 N 1919/р)

3.21. Маневровая работа на ремонтных путях, переданных в ведение других служб, путях необщего пользования организаций должна производиться с учетом особых условий работы, отраженных в инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования, а также железнодорожном пути, находящемся в ведении функционального филиала или структурного подразделения ОАО "РЖД", с соблюдением мер безопасности, под наблюдением ответственного работника данного подразделения.

3.22. При осмотре вагонов с грузом, находящимся на открытом подвижном составе, кондуктор грузовых поездов должен проходить вдоль состава поезда по середине междупутья, соблюдая меры безопасности при нахождении на железнодорожных путях.

При недостаточном обозрении верхней части погруженного груза допускается переход на соседнее междупутье, после убеждения в отсутствии движущегося подвижного состава по смежному пути. Переходить путь следует только под прямым углом, не наступая при этом на головку рельса, осмотр проводить с соблюдением всех требований безопасности.

При ширине междупутья менее 4800 мм кондуктору грузовых поездов запрещается производить осмотр вагонов, если по соседнему пути движется поезд или локомотив.

Осмотр вагонов с автотранспортными средствами и техническими средствами на гусеничном ходу с уплотненной погрузкой необходимо производить с междупутья или с пола платформы, не влезая в кабины и кузова машин. Запрещается вставать или наступать на части перевозимых машин и их механизмов.

Запрещается осмотр вагонов с грузом на железнодорожных путях станции, где производятся маневровые передвижения.

3.23. Меры безопасности при разгрузке думпкаров, хоппер-дозаторов.

Перед заполнением воздухом рабочей магистрали необходимо убедиться в отсутствии людей внутри вагона-хоппера (хоппер-дозатора), а также на расстоянии 1 м от разгрузочно-дозировочных механизмов.

Подача воздуха в рабочую магистраль производится кондуктором грузовых поездов после получения разрешения от руководителя работ.

Перед разъединением рукавов тормозной (рабочей магистрали) кондуктор грузовых поездов должен закрыть концевые краны.

Запрещается производить удаление отдельных фракций щебня, мешающих закрытию крышек дозатора, при наличии сжатого воздуха в пневматической системе хоппер-дозатора.

При выгрузке вагонов-хопперов, хоппер-дозаторов кондуктору грузовых поездов запрещается:

находиться внутри вагона-хоппера, хоппер-дозатора;

пролезать через открытые люки (крышки) в бункер;

находиться на расстоянии менее 1 м от разгрузочно-дозировочных механизмов;

производить регулировку механизмов и находиться в зоне поднятия и опускания дозаторов при включенном воздухе.

Запрещено производить разгрузку думпкара от тормозной магистрали, а также находиться во время разгрузки вагона на его тормозной площадке. Недопустимо переключение кранов управления разгрузкой думпкаров во время движения состава, увеличение воздушного давления в разгрузочной магистрали свыше установленной заводом-изготовителем нормы.

Опрокидывание кузова думпкара и возвращение его после разгрузки в исходное транспортное положение должно осуществляться механизированно, без применения дополнительных приспособлений.

3.24. При нахождении в локомотиве кондуктору грузовых поездов запрещается:

высовываться из боковых окон кабины управления за пределы зеркала и поворотного предохранительного ветрового щитка (эркера);

открывать входные наружные двери и высовываться из них;

подниматься на локомотив, спускаться с локомотива при его движении, а также сходить с локомотива при остановке на мостах, не имеющих настила;

входить в высоковольтную камеру локомотива.

При движении встречного поезда по соседнему пути необходимо на время его проследования отойти к рабочему месту машиниста.

Кондуктор грузовых поездов при нахождении в локомотиве должен соблюдать следующие требования пожарной безопасности:

не провозить посторонние предметы;

не допускать использование открытого огня в локомотиве;

уметь пользоваться средствами пожаротушения и установками пожаротушения, используемыми на локомотивах.

Кондуктор грузовых поездов перед сходом с локомотива на железнодорожный путь должен надеть перчатки комбинированные (рукавицы) и сходить, повернувшись лицом к локомотиву, держась за поручни, предварительно осмотрев место схода и исправность подножек локомотива.

3.25. Закрепление вагонов на железнодорожных путях кондуктор грузовых поездов должен производить с соблюдением мер безопасности после их полной остановки, согласования действий с работниками, участвующими в технологической операции, с использованием исправных тормозных башмаков (тормозных упоров).

Хранить тормозные башмаки, используемые в работе, необходимо на специальных стеллажах (в ящиках, служебных помещениях, тумбочках), не допуская их разбрасывания на междупутьях и в колеи железнодорожных путей.

3.26. При закреплении стоящего подвижного состава тормозной башмак необходимо брать за рукоятку, работу производить в перчатках (рукавицах).

Запрещается:

устанавливать тормозной башмак под движущийся подвижной состав;

при укладке тормозного башмака заходить в колею железнодорожного пути;

подкладывать под колеса посторонние предметы вместо тормозных башмаков при закреплении подвижного состава.

Изъятие тормозных башмаков производить специальным крючком или рукой, предварительно надев перчатки (рукавицы), держась за рукоятку тормозного башмака.

Запрещается эксплуатировать тормозные башмаки:

с лопнувшей опорной колодкой;

с покоробленным или изогнутым или лопнувшим полозом;

с лопнувшим, надломленным, расплющенным или изогнутым носком полоза;

с ослабленным креплением опорной колодки с полозом;

с изогнутой или надломленной рукояткой или без нее;

с поврежденными или значительно изношенными бортами полоза;

немаркированные (не клейменные) или с неясной маркировкой (клеймом);

с обледенелым или замасленным полозом.

3.27. При закреплении подвижного состава с накатом колеса на тормозной башмак кондуктор грузовых поездов должен:

уложить тормозной башмак на рельс заблаговременно до передачи указания машинисту локомотива на движение;

отойти на безопасное расстояние не менее 1,5 м от места установки тормозного башмака в противоположную сторону движению локомотива (накатыванию на тормозной башмак), после этого доложить машинисту локомотива о своем местонахождении и дать указание на накатывание.

3.28. Очистка нецентрализованных стрелочных переводов кондуктором грузовых поездов должна производиться в период отсутствия поездной и маневровой работы в данном районе железнодорожной станции с разрешения дежурного по железнодорожной станции (который должен быть поставлен в известность о начале и об окончании таких работ) с соблюдением мер безопасности при проведении данных работ на железнодорожной станции.

При очистке нецентрализованного стрелочного перевода между остряком и рамным рельсом в дневное время должен устанавливаться щит красного цвета или шест с флагом красного цвета, а в ночное время ручной фонарь с красным огнем, запрещается пользоваться неисправным инструментом и работать без рукавиц (перчаток).

В темное время суток очистка стрелочных переводов разрешается только в случаях крайней необходимости, вызванной неблагоприятными метеорологическими условиями (снегопад, метель, ураган).

3.29. Кондуктор грузовых поездов должен производить проверку свободности стрелки от подвижного состава, перевод курбелем только с разрешения дежурного по железнодорожной станции (который должен быть поставлен в известность о начале и об окончании таких работ) с соблюдением мер безопасности при проведении данных работ на железнодорожной станции. Необходимо:

следуя к стрелке, соблюдать требования безопасности при нахождении на железнодорожных путях;

при переводе стрелки располагаться лицом к электроприводу;

слушать сообщения по громкоговорящей связи;

следовать к стрелке по установленным маршрутам служебного технологического прохода.

При включении кондуктора грузовых поездов в состав бригады II очереди по очистке централизованных стрелочных переводов от снега работа должна производиться с соблюдением установленных мер безопасности и ограждением работающих порядком, установленным в ОАО "РЖД".

3.30. В темное время суток, при условиях плохой видимости необходимо пользоваться переносным фонарем.

3.31. Прием и сдачу перевозочных документов на вагоны при работе со сборными поездами кондуктор грузовых поездов производит в установленных местах (конкретные места отражаются в инструкции по охране труда или технологическом процессе (технологической карте) работы железнодорожной станции).

3.32. Перед началом маневровой работы на обслуживаемой железнодорожной станции участка кондуктор грузовых поездов должен пройти ознакомление с мерами безопасности и особыми условиями работы на данной железнодорожной станции у руководителя смены (дежурного по железнодорожной станции) или порядком, установленным локальным нормативным актом начальника структурного подразделения. Результаты ознакомления фиксируются в отдельном журнале регистрации инструктажа по охране труда на рабочем месте.

3.33. При проведении работ вблизи находящихся на железнодорожных путях охраняемых воинских эшелонов необходимо:

выполнять все команды караульного, назвать фамилию и должность;

предъявить удостоверение, в темное время суток дать возможность караульному осветить лицо для сверки личности с фотографией на удостоверении;

после разрешения караульного продолжить работу с составом в сопровождении (по согласованию) караульного.

Запрещается:

подходить к караульному или убегать от него;

приступать к работам без разрешения караульного;

осуществлять действия, провоцирующие применение караульным огнестрельного оружия.

3.34. Производить работу при наступлении сложных метеорологических условий (туман, гололед, ледяной дождь, метель) необходимо с принятием дополнительных мер безопасности:

1) при гололеде (ледяном дожде) - посыпать песко-соляной смесью рабочую зону, маршрут служебного прохода;

2) при тумане (сильном ливне, метели, снегопаде), когда при движении вагонами вперед отсутствует видимость состава в целом - чаще подавать сигналы и указания машинисту локомотива, чаще передавать сигналы и указания по радиосвязи.

(п. 3.34 введен распоряжением ОАО "РЖД" от 26.06.2017 N 1194р)