Прием на обучение в соответствии со стандартом, утвержденным данным документом, прекращается 31 декабря 2021 года (Приказ Минобрнауки России от 15.04.2021 N 297).

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ СПЕЦИАЛИТЕТА

5.1. В результате освоения программы специалитета у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные и профессионально-специализированные компетенции.

5.2. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-1);

способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития России, ее место и роль в современном мире в целях формирования гражданской позиции и развития патриотизма (ОК-2);

способностью ориентироваться в политических и социальных процессах (ОК-3);

способностью выполнять профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета (ОК-4);

способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, культурные, конфессиональные и иные различия, предупреждать и конструктивно разрешать конфликтные ситуации в процессе профессиональной деятельности (ОК-5);

способностью проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных условиях, применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психологического состояния (ОК-6);

способностью к логическому мышлению, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, вести полемику и дискуссии (ОК-7);

способностью принимать оптимальные организационно-управленческие решения (ОК-8);

способностью организовывать свою жизнь в соответствии с социально значимыми представлениями о здоровом образе жизни (ОК-9);

способностью осуществлять письменную и устную коммуникацию на русском языке (ОК-10);

способностью к деловому общению, профессиональной коммуникации на одном из иностранных языков (ОК-11);

способностью работать с различными информационными ресурсами и технологиями, применять основные методы, способы и средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации (ОК-12).

5.3. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:

способностью использовать закономерности и методы педагогики и психологии в профессиональной деятельности (ОПК-1).

5.4. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать следующими профессиональными компетенциями, соответствующими видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа специалитета:

воспитательная (социально-педагогическая) деятельность:

способностью анализировать социально-педагогические явления, психолого-педагогические условия эффективности процесса воспитания, социализации и развития личности (ПК-1);

способностью осуществлять практическую деятельность по социально-педагогической, правовой и психологической поддержке семьи, детей и подростков, защите их прав и законных интересов, социальному оздоровлению семьи (ПК-2);

способностью взаимодействовать с различными категориями воспитуемых, в том числе в сложных социально-педагогических ситуациях, осуществлять контроль кризисных ситуаций, предупреждение и конструктивное разрешение конфликтов, оказывать помощь в разрешении межличностных конфликтов (ПК-3);

способностью разрабатывать и использовать средства социально-педагогического и психологического воздействия на межличностные и межгрупповые отношения и на отношения субъекта с реальным миром, осуществлять коррекцию воспитательных воздействий, оказываемых на детей и подростков со стороны семьи и социальной среды, в том числе и неформальной, формировать сети социальной и психолого-педагогической поддержки детей и подростков (ПК-4);

способностью реализовывать педагогические и психологические технологии, ориентированные на личностный рост детей и подростков, их гармоничное развитие, формирование установок в отношении здорового образа жизни, толерантности во взаимодействии с окружающим миром, продуктивного преодоления жизненных трудностей (ПК-5);

способностью разрабатывать, реализовывать и оценивать эффективность программ, направленных на формирование нравственно-правовой устойчивости детей и подростков, предупреждение нарушений и отклонений в социальном и личностном статусе, рисков асоциального поведения (ПК-6);

способностью обеспечивать ресоциализацию несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе в процессе отбывания наказания, и последующую адаптацию после освобождения из пенитенциарного учреждения или выпуска из специального учебно-воспитательного учреждения для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением (ПК-7);

диагностико-коррекционная деятельность:

способностью выявлять специфику психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической и другим социальным группам, диагностировать психологические свойства и состояния человека, характеристики психических процессов и проявлений в различных видах деятельности, проводить мониторинг личностного развития и социального поведения индивидов и групп, составлять психодиагностические заключения и рекомендации по их использованию (ПК-8);

способностью выделять лиц группы риска, осуществлять психолого-педагогическую диагностику несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание в пенитенциарных учреждениях или содержащихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением (ПК-9);

способностью устанавливать причины отклоняющегося поведения личности, причины кризиса, в котором оказался ребенок (подросток), причины социального неблагополучия семьи, изучать личностные особенности и социально-бытовые условия жизни детей, семьи и социального окружения, выявлять позитивные и негативные влияния на ребенка (подростка), а также различного рода проблемы в развитии личности и межличностных взаимоотношениях (ПК-10);

способностью осуществлять психолого-педагогическое консультирование, разрабатывать модели психолого-педагогической диагностики проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях, разрабатывать, выбирать, реализовывать и оценивать эффективность форм, методов коррекционных мероприятий, программ психолого-педагогической помощи и поддержки лиц, склонных к девиантному поведению, социально-психологической реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание, их адаптации к среде пенитенциарного учреждения или специального учебно-воспитательного учреждения (ПК-11);

способностью к комплексному воздействию на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сфер, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека, осуществлять психологическое и педагогическое вмешательство с целью оказания индивиду, группе психологической помощи (ПК-12);

правоохранительная деятельность:

способностью выполнять служебные обязанности по обеспечению законности, правопорядка, охране общественного порядка (ПК-13);

способностью соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, принимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав несовершеннолетних (ПК-14);

способностью выявлять лиц, совершающих в отношении несовершеннолетних противоправные деяния, а также родителей несовершеннолетних или их законных представителей и должностных лиц, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению, содержанию несовершеннолетних; в установленном порядке вносить предложения о применении к ним мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации (ПК-15);

способностью проводить индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних, а также в отношении родителей или законных представителей несовершеннолетних, не исполняющих свои обязанности по их обучению, воспитанию, содержанию, отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними, осуществлять мероприятия по предупреждению безнадзорности и беспризорности, употребления спиртных напитков, наркомании и токсикомании среди несовершеннолетних, взаимодействовать с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (ПК-16);

способностью выявлять причины и условия, способствующие безнадзорности и беспризорности, совершению правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетними и принимать меры к их устранению (ПК-17);

способностью выявлять несовершеннолетних лиц, занимающихся бродяжничеством, попрошайничеством, совершающих противоправные деяния, объявленных в розыск, а также нуждающихся в помощи государства, и направлять их в установленном порядке в соответствующие органы или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (ПК-18);

способностью рассматривать в установленном порядке заявления и сообщения об административных правонарушениях, общественно опасных деяниях несовершеннолетних, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность (ПК-19);

способностью осуществлять подготовку материалов для рассмотрения возможности временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей, а также материалов, необходимых для внесения в суд предложений о применении к несовершеннолетним, их родителям или законным представителям мер воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации (ПК-20);

способностью вносить в уголовно-исполнительные инспекции органов юстиции предложения о применении к несовершеннолетним, контроль за поведением которых осуществляют указанные учреждения, мер воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации (ПК-21);

способностью выявлять и пресекать правонарушения и антиобщественные действия, в том числе экстремистской направленности, совершаемые несовершеннолетними либо в отношении них (ПК-22);

способностью участвовать в расследовании в форме дознания преступлений, совершенных несовершеннолетними (ПК-23);

способностью реализовывать мероприятия по получению юридически значимой информации, ее анализу, оценке и эффективному использованию в интересах предупреждения, пресечения, раскрытия и расследования преступлений, совершаемых несовершеннолетними (ПК-24);

способностью использовать при решении профессиональных задач особенности тактики проведения оперативно-служебных мероприятий в соответствии со спецификой будущей профессиональной деятельности (ПК-25);

способностью правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в процессуальной и служебной документации (ПК-26);

способностью использовать для решения профессиональных задач специальную технику, оружие, специальные средства (ПК-27);

способностью соблюдать в профессиональной деятельности требования правовых нормативных актов в области защиты государственной тайны и информационной безопасности, обеспечивать соблюдение режима секретности (ПК-28);

способностью выполнять профессиональные задачи в особых условиях, чрезвычайных обстоятельствах, чрезвычайных ситуациях, в условиях режима чрезвычайного положения и в военное время, оказывать первую медицинскую помощь, обеспечивать личную безопасность и безопасность граждан в процессе решения служебных задач (ПК-29);

экспертно-консультационная деятельность:

способностью консультировать по проблемам семьи и защиты прав и законных интересов детей и подростков (ПК-30);

способностью осуществлять социально-педагогическую и психологическую экспертизы нормативных правовых актов в части охраны прав и законных интересов детей и подростков, в том числе правил и норм охраны труда несовершеннолетних (ПК-31);

способностью осуществлять психолого-педагогическую экспертизу личностного и социального развития детей и подростков, социальной среды, профилактических и коррекционно-реабилитационных программ и мер (ПК-32);

способностью консультировать детей с отклонениями в развитии, их родителей и педагогов по проблемам обучения, развития, жизненного и профессионального самоопределения (ПК-33);

способностью консультировать в области интерперсональных отношений, профориентации, планирования личностного роста (ПК-34);

научно-исследовательская деятельность:

способностью обрабатывать, анализировать и систематизировать научную информацию, отечественный и зарубежный опыт по теме научного исследования (ПК-35);

способностью применять методы проведения прикладных научных исследований, анализировать, обрабатывать и интерпретировать их результаты (ПК-36);

способностью формулировать выводы по теме научного исследования, готовить отчеты и рекомендации по результатам выполненных исследований (ПК-37);

организационно-управленческая деятельность:

способностью принимать оптимальные управленческие решения (ПК-38);

способностью планировать и организовывать служебную деятельность исполнителей, осуществлять контроль и учет результатов их деятельности (ПК-39);

способностью организовывать межведомственное полипрофессиональное взаимодействие при решении задач комплексной профилактики девиантного поведения, сопровождения, коррекции и реабилитации лиц с девиантным поведением (ПК-40);

способностью выявлять и способствовать пресечению коррупционных проявлений в служебном коллективе (ПК-41);

педагогическая деятельность:

способностью проводить правовое воспитание, формировать у детей и подростков правосознание, законопослушное поведение и правовую культуру (ПК-42);

способностью проектировать, осуществлять, контролировать и оценивать результаты образовательного процесса по дисциплинам (модулям) психолого-педагогического профиля в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывать коммуникацию и взаимодействие обучающихся (ПК-43);

способностью к осуществлению работы, направленной на повышение психолого-педагогической и правовой компетентности взрослых, участвующих в воспитании детей и подростков, в работе с лицами, склонными к девиантному поведению (ПК-44).

5.5. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать профессионально-специализированными компетенциями, соответствующими специализации программы специалитета:

содержание профессионально-специализированных компетенций специализаций N 1 "Социальная педагогика" и N 2 "Пенитенциарная педагогика" определяется квалификационными требованиями к военно-профессиональной, специальной профессиональной подготовке выпускников, установленными федеральными государственными органами, в ведении которых находятся федеральные государственные организации, реализующие соответствующие программы специалитета;

специализация N 3 "Психолого-педагогическая профилактика девиантного поведения":

способность использовать в профессиональной деятельности концепции и теоретические принципы профилактики (ПСК-3.1);

способность проводить мониторинг социальной среды (включая образовательную), в том числе оценку рисков и ресурсов развития (ПСК-3.2);

способность разрабатывать и применять программы, направленные на предупреждение отклоняющегося и виктимного поведения (ПСК-3.3);

способность выявлять семейную, школьную, социальную дезадаптацию и организовывать психологическую помощь лицам группы риска (ПСК-3.4);

специализация N 4 "Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска":

способность применять методологию сопровождения детей и подростков группы риска (ПСК-4.1);

способность проводить динамическую диагностику психосоциальных проблем и отклонений развития, признаков семейной дисфункции, жестокого обращения и насилия (ПСК-4.2);

способность планировать и реализовывать программы системного пролонгированного сопровождения (ПСК-4.3);

способность проводить психологическое просвещение специалистов смежных профилей, а также других лиц, участвующих в процессе сопровождения (ПСК-4.4);

специализация N 5 "Психолого-педагогическая коррекция и реабилитация лиц с девиантным поведением":

способность владеть концептуальными основами и принципами комплексной реабилитации (ПСК-5.1);

способность проводить анализ социальной ситуации развития, факторов риска девиантного поведения (в том числе рецидива) и ресурсов позитивного социального развития для организации замещающей среды (ПСК-5.2);

способность разрабатывать программы комплексной реабилитации с учетом деятельности специалистов других учреждений и ведомств (ПСК-5.3);

способность проводить работу с персоналом учебно-вспомогательных учреждений для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением на основе комплексного подхода к работе с клиентами для повышения эффективности реабилитации и профилактики профессионального выгорания специалистов (ПСК-5.4).

5.6. При разработке программы специалитета все общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные компетенции и профессионально-специализированные компетенции, отнесенные к выбранной специализации, включаются в набор требуемых результатов освоения программы специалитета.

5.7. При разработке программы специалитета организация вправе дополнить набор компетенций выпускников с учетом направленности программы специалитета на конкретные области знания и (или) виды деятельности или специализации программы.

5.8. При разработке программы специалитета требования к результатам обучения по отдельным дисциплинам (модулям), практикам организация устанавливает самостоятельно с учетом требований соответствующих примерных основных образовательных программ.

5.9. Программы специалитета, реализуемые в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка в федеральных государственных организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, указанных в части 1 статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - федеральные государственные органы), разрабатываются на основе требований, предусмотренных указанным Федеральным законом, а также квалификационных требований к военно-профессиональной подготовке, специальной профессиональной подготовке выпускников, устанавливаемых федеральным государственным органом, в ведении которого находятся соответствующие организации <1>.

--------------------------------

<1> Часть 2 статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4217, ст. 4257, ст. 4263; 2015, N 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72; N 14, ст. 2008; N 27, ст. 3951, ст. 3989; N 29, ст. 4339, ст. 4364; N 51, ст. 7241; 2016, N 1, ст. 8, ст. 9, ст. 24, ст. 78; N 10, ст. 1320; N 23, ст. 3289, ст. 3290; N 27, ст. 4160, ст. 4219, ст. 4223, ст. 4238, ст. 4239, ст. 4245, ст. 4246, ст. 4292).