V. Требования к хранению и транспортировке материалов, оборудования, деталей и отходов производства для обеспечения охраны труда работников

V. ТРЕБОВАНИЯ К ХРАНЕНИЮ И ТРАНСПОРТИРОВКЕ

МАТЕРИАЛОВ, ОБОРУДОВАНИЯ, ДЕТАЛЕЙ И ОТХОДОВ ПРОИЗВОДСТВА

ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ

5.1. В восстановительном поезде должны быть определены лица, ответственные за хранение и выдачу легковоспламеняющихся, огнеопасных материалов, вредных и опасных химических веществ. Допуск посторонних лиц к обращению с этими материалами запрещается.

5.2. Для хранения и выдачи легковоспламеняющихся, огнеопасных материалов, вредных и опасных химических веществ должны быть отведены специальные помещения, оборудованные вентиляцией, изолированные от других помещений.

Емкости для хранения огнеопасных веществ должны иметь плотно закрывающиеся крышки (люки).

5.3. Выдача легковоспламеняющихся и огнеопасных материалов (бензин, керосин, спирт, лаки, эмали, масла и т.п.) должна производиться в емкости с плотно закрывающейся крышкой. Наполнять посуду такими материалами необходимо в специально отведенном пожаробезопасном помещении.

5.4. Для хранения использованного обтирочного материала на участках восстановительного поезда должны быть установлены отдельные промаркированные емкости (контейнеры) с плотно закрывающимися крышками, которые должны очищаться по мере накопления.

Совместное накопление обтирочного материала с твердыми бытовыми (коммунальными) отходами не допускается.

5.5. Сбор мусора и отходов на территории восстановительного поезда должен производиться в специальную тару, размещенную в отведенных для нее местах.

По мере накопления, мусор и отходы должны своевременно вывозиться.

5.6. Мусороприемники и контейнеры с горючими отходами, а также тара из-под лакокрасочных материалов должны храниться на специальных площадках, расположенных на расстоянии не менее 20 метров от зданий и сооружений.

5.7. Материалы, детали и прочие грузы должны складироваться и храниться на специально подготовленных площадках, складах и стеллажах.

При укладке деталей и материалов в штабель необходимо применять стойки, упоры и прокладки. Способ и высота укладки штабелей должны определяться исходя из устойчивости укладываемых предметов и удобства зачаливания при использовании грузоподъемных механизмов.

5.8. Складирование деталей и материалов вдоль железнодорожных путей разрешается производить не ближе 2 метров от наружной головки рельса при высоте груза до 1,2 метра и не ближе 2,5 метра - при высоте груза более 1,2 метра.

5.9. Инструмент, материалы, детали, заготовки, приспособления должны храниться в специально отведенных местах (склад, кладовая, вагон) на стеллажах или в специальных шкафах.

Конструкция стеллажей должна обеспечивать жесткость, прочность, устойчивость и безопасность в соответствии с ГОСТ Р 55525. На стеллажах и столах, предназначенных для складирования, должны быть четко нанесены предельно допустимые нагрузки.

Элементы стеллажей не должны иметь острых углов, кромок и поверхностей с неровностями.

Стеллажи, столы, и подставки по прочности должны соответствовать массе укладываемых на них материалов. Для тяжелых предметов должно быть отведено место на нижней полке.

Колесные пары должны складироваться в один ряд в специально отведенном месте в закрепленном состоянии.

Для складирования и транспортирования мелких деталей и заготовок должна быть предусмотрена специальная тара, обеспечивающая безопасную транспортировку и удобную строповку при перемещении ее кранами.

Производственная тара должна эксплуатироваться по ГОСТ 12.3.010, ГОСТ 19822.

5.10. В соответствие с требованиями Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, Порядка обеспечения работников ОАО "РЖД" средствами индивидуальной защиты в восстановительном поезде должно быть организовано хранение спецодежды, спецобуви и других СИЗ.

На складе (в кладовой, в вагоне) восстановительного поезда спецодежда, спецобувь и другие СИЗ, ДСИЗ должны быть рассортированы по видам и размерам, как новые, так и бывшие в употреблении.

Спецодежда должна размещается на вешалках или в упаковке изготовителя.

Специальная обувь, не упакованная в картонные коробки, должна быть разложена по размерам на полках стеллажей.

Спецодежда из прорезиненных тканей и резиновая спецобувь должны храниться в затемненных помещениях при температуре от +5 °C до +20 °C и относительной влажности воздуха 50 - 70% на расстоянии не менее 1 метра от отопительных систем.

Изолирующие костюмы, средства защиты органов дыхания, средства защиты рук, средства защиты головы, средства защиты лица, средства защиты органа слуха, средства защиты глаз, предохранительные приспособления, дерматологические средства должны храниться в сухих помещениях (при температуре не выше +25 °C и относительной влажности не более 80%), и должны быть защищены от воздействия прямых солнечных лучей.

Запрещается хранение всех СИЗ и ДСИЗ рядом с тепловыделяющими приборами, кислотами, щелочами, маслами, бензином, органическими растворителями и другими химическими агрессивными веществами.

Фильтрующие респираторы должны быть упакованы в бумажные (полиэтиленовые) пакеты или коробки. Не допускаются перегибы пакетов и упакованных в них респираторов.

Респираторы со сменными фильтрами должны быть в индивидуальной упаковке в коробках или ящиках.

Очки должны быть в индивидуальной упаковке и храниться в коробках.

Лицевые щитки могут храниться как в собранном виде, так и в разобранном, в коробках.

Каски должны храниться в коробках на стеллажах, расположенных на расстоянии одного метра от отопительных систем.

Страховочные системы (предохранительные пояса, страховочные привязи, соединительно-амортизирующая подсистема) следует хранить в подвешенном состоянии или разложенными на полках в один ряд.

5.11. Для транспортирования узлов, деталей и материалов должны использоваться подъемно-транспортные средства.

5.12. Движение авто- и электрокар, других транспортных средств на территории базы восстановительного поезда должно производиться только по предназначенным для этих целей проездам со скоростью не более 10 км/ч, на ремонтных участках (цех, ангар, боксы гаража) - не более 5 км/ч, а в узких проходах - не более 3 км/ч.

Транспортные дорожки должны быть обозначены габаритными линиями.

Движение транспортных средств на территории должно производиться в соответствии со схемой движения транспортных средств, устанавливаемой на щите на видном месте. В местах интенсивного движения транспортных средств должны быть установлены знаки, организующие в нужном режиме движение транспорта и перемещение работников.

Расстояние между движущимися друг за другом транспортными средствами должно быть не менее 20 метров.

Схема движения транспортных средств и дорожные знаки должны выполняться в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52290.

5.13. Транспортирование баллонов для углеводородных газов производится в соответствии с Межотраслевыми правилами по охране труда при эксплуатации газового хозяйства организаций.

5.14. Транспортирование баллонов с газами должно осуществляться только с навинченными на их горловины предохранительными колпаками. При транспортировке баллонов нельзя допускать толчков и ударов. К местам сварочных (газорезательных) работ баллоны должны доставляться на специальных тележках, носилках, санках с установкой прокладок между баллонами и ограждением их от возможного падения.

Допускается транспортировка баллонов с газами на рессорном транспорте или на автокарах в горизонтальном положении с установкой прокладок между баллонами.

Разрешается перевозка баллонов в специальных контейнерах, а также без контейнеров в вертикальном положении с применением прокладок между баллонами и ограждением их от возможного падения.

В качестве прокладок могут применяться деревянные бруски с вырезанными гнездами для баллонов, а также веревочные или резиновые кольца толщиной не менее 25 мм (по два кольца на баллон) или другие прокладки, предохраняющие баллоны от ударов друг о друга. Баллоны во время транспортировки укладываются вентилями в одну сторону.

Запрещается переносить баллоны на плечах и в руках.

5.15. Разрешается транспортировать газовые баллоны на тягачах в контейнере, жестко укрепленном на корпусе машины с соблюдением следующих условий:

металлический футляр для хранения баллона должен быть прикреплен к машине в удалении от выхлопных труб на расстояние не менее 2 метров;

внутренняя поверхность футляра выстилается войлоком толщиной не менее 25 мм. Размеры футляра в закрытом состоянии должны исключать какое-либо перемещение баллонов.

При укладке баллона в футляр следует:

протереть поверхность баллона насухо чистой ветошью до исчезновения следов масла;

проверить давление газа в баллоне;

проверить мыльным раствором плотность соединений запорного вентиля. При обнаружении утечки газа баллон заменить;

завернуть предохранительный колпак до отказа;

соблюдать чистоту внутренних и наружных стенок футляра.

5.16. По прибытии тягача к месту работы газовые баллоны следует немедленно снять и установить в безопасное место, защищенное от воздействия солнечных лучей и других источников тепла (не ближе 10 метров от места производства огневых работ), исключив возможность попадания на них масла или наезда транспортного средства.

При погрузке и выгрузке с транспортных средств не допускается снимать баллоны вентилем вниз, бросать, ударять их, перемещать путем перетаскивания по металлу.

5.17. Помещение для хранения моющих средств должно быть отделено капитальной перегородкой от помещений для хранения других материалов и запасных частей.

5.18. Лестницы должны храниться в сухих помещениях (крытых вагонах), в местах, где исключены их случайные механические повреждения.

5.19. При транспортировке и хранении аккумуляторной кислоты, щелочи, кислотного или щелочного электролита необходимо соблюдать следующие условия:

перенос и подъем бутылей с кислотой, щелочью и электролитом осуществлять только в исправной таре;

стеклянные бутыли с кислотами и щелочами перевозить в тележках и переносить следует вдвоем. Бутыль вместе с корзиной следует переносить в специальном деревянном ящике с ручками или на специальных носилках с отверстием посередине и обрешеткой, в которые бутыль должна входить вместе с корзиной на 2/3 высоты;

во избежание выплескивания кислоты из бутылей при переноске, они должны быть плотно закупорены стеклянными или керамическими пробками, а пробки надежно привязаны к горлышку бутыли;

кислота должна храниться в стеклянных бутылях с притертыми пробками в корзинах или деревянных обрешетках на полу.

5.20. При транспортировке и хранении аккумуляторной кислоты, щелочи, кислотного или щелочного электролита запрещается:

при переносе и подъеме бутылей с кислотой и щелочью браться за бутыль;

перемещать бутыли за горлышко или прижимая к себе;

переносить и перемещать бутыли с кислотой, щелочью и электролитом с открытыми пробками;

ставить на транспортную тележку бутыли или тару с кислотой и щелочью вместе с тарой с легковоспламеняющимися жидкостями (бензином, растворителями и др.);

хранить и заряжать кислотные и щелочные аккумуляторные батареи в одном помещении или объединять их общей приточно-вытяжной вентиляцией;

совместно хранить кислоты с щелочами и щелочными аккумуляторами, а щелочи - с кислотными аккумуляторами;

хранить бутыли с кислотой и флаконы с щелочью в аккумуляторном помещении в количестве, большем суточной потребности.

5.21. Запас дистиллированной воды для приготовления электролита следует хранить в плотно закупоренных бутылях с надписью "Дистиллированная вода". Использование этих бутылей для других целей не допускается.

5.22. Тормозные башмаки, используемые для закрепления подвижного состава, являются инвентарем строгого учета.

Требования по учету, маркировке (клеймению), выдаче и хранению тормозных башмаков должны соответствовать Правилам учета, маркировки (клеймения), выдачи и хранения тормозных башмаков.

Тормозные башмаки, используемые для закрепления подвижного состава, должны быть окрашены в яркий цвет и иметь три поперечные полосы на горизонтальной плоскости и обоих бортах полоза, а также инвентарный номер на боковой или торцевой поверхности корпуса опорной колодки, которые наносятся белой краской.

Каждый эксплуатируемый тормозной башмак должен иметь маркировку (клеймение), которая наносится специальными клеймами на верхнюю горизонтальную поверхность полоза тормозного башмака на расстоянии не более 70 мм от опорной колодки.

Эксплуатация неисправных, немаркированных (не клейменных) тормозных башмаков или с неясной маркировкой (клеймом) запрещается.

В местах хранения тормозных башмаков должны быть вывешены инвентарные описи с указанием количества, места хранения тормозных башмаков и их инвентарных номеров, а также должности и фамилии работников, ответственных за их сохранность.