Прием на обучение в соответствии со стандартом, утвержденным данным документом, прекращается 31 декабря 2020 года (Приказ Минобрнауки России от 02.06.2020 N 700).

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ СПЕЦИАЛИТЕТА

5.1. В результате освоения программы специалитета у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные и профессионально-специализированные компетенции.

5.2. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

способностью действовать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, исполнять свой гражданский и профессиональный долг, руководствуясь принципами законности и патриотизма (ОК-1);

способностью осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе морально-нравственных и правовых норм, соблюдать принципы профессиональной этики (ОК-2);

способностью осуществлять научный анализ социально значимых явлений и процессов, в том числе политического и экономического характера, мировоззренческих и философских проблем, использовать основные положения и методы гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-3);

способностью понимать движущие силы и закономерности исторического и социального процессов, уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-4);

способностью понимать социальную значимость своей профессии, цели и смысл государственной службы, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, защите интересов личности, общества и государства (ОК-5);

способностью к работе в многонациональном коллективе, к трудовой кооперации, к формированию в качестве руководителя подразделения целей его деятельности, к принятию организационно-управленческих решений в ситуациях риска и способностью нести за них ответственность, а также применять методы конструктивного разрешения конфликтных ситуаций (ОК-6);

способностью логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь на русском языке, готовить и редактировать тексты профессионального назначения, публично представлять собственные и известные научные результаты, вести дискуссии (ОК-7);

готовностью к письменной и устной деловой коммуникации, к чтению и переводу текстов по профессиональной тематике на одном из иностранных языков (ОК-8);

способностью к логическому мышлению, обобщению, анализу, критическому осмыслению, систематизации, прогнозированию, постановке исследовательских задач и выбору путей их решения (ОК-9);

готовностью самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для приобретения новых знаний и умений, в том числе в новых областях, непосредственно не связанных с основной сферой деятельности, развивать социальные и профессиональные компетенции, изменять вид и характер своей профессиональной деятельности (ОК-10);

способностью к осуществлению воспитательной и обучающей деятельности в профессиональной сфере, применению творчества, инициативы и настойчивости в достижении социальных и профессиональных целей (ОК-11);

способностью самостоятельно применять методы физического воспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья, достижения и поддержания должного уровня физической подготовленности в целях обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-12).

5.3. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:

способностью выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, и применять соответствующий физико-математический аппарат для их формализации, анализа и выработки решения (ОПК-1);

способностью применять математический аппарат, в том числе с использованием вычислительной техники, для решения профессиональных задач (ОПК-2);

способностью использовать алгоритмические языки, системы и инструментальные средства программирования в профессиональной деятельности (ОПК-3);

способностью применять достижения современных информационных технологий для поиска и обработки больших объемов информации по профилю деятельности в глобальных компьютерных системах, сетях, в библиотечных фондах и в иных источниках информации (ОПК-4);

способностью применять методологии научно-исследовательской и практической деятельности (ОПК-5);

способностью использовать нормативные правовые акты в своей профессиональной деятельности (ОПК-6);

способностью использовать основные методы защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОПК-7);

способностью к освоению новых образцов программных, технических средств и информационных технологий (ОПК-8).

5.4. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа специалитета:

эксплуатационно-техническая деятельность:

способностью выполнять весь комплекс работ по эксплуатации специальных систем жизнеобеспечения (ПК-1);

способностью использовать низкотемпературные технологии охлаждения, ожижения и разделения газовых смесей для получения промышленных газов (ПК-2);

способностью осуществлять мероприятия по приведению и поддержанию специальных систем жизнеобеспечения в установленные степени готовности к использованию по назначению (ПК-3);

способностью оценивать качество технического обслуживания специальных систем жизнеобеспечения (ПК-4);

способностью контролировать и прогнозировать техническое состояние специальных систем жизнеобеспечения (ПК-5);

способностью выполнять инженерные расчеты по применению специальных систем жизнеобеспечения, обосновывать потребные силы и средства при их эксплуатации и ремонте (ПК-6);

способностью вести учет наличия и состояния специальных систем жизнеобеспечения, средств их эксплуатации и ремонта по установленным формам, составлять заявки на истребование необходимых запасных частей (ПК-7);

способностью оценивать и прогнозировать влияние эксплуатационных факторов на технические характеристики специальных систем жизнеобеспечения (ПК-8);

способностью осуществлять контроль за соблюдением нормативных требований по сохранению в исправности специальных систем жизнеобеспечения (ПК-9);

способностью контролировать соблюдение экологической безопасности специальных систем жизнеобеспечения (ПК-10);

организационно-управленческая деятельность:

способностью планировать и организовывать мероприятия на объектах специальных систем жизнеобеспечения (ПК-11);

способностью организовывать техническое обслуживание специальных систем жизнеобеспечения при выполнении специальных задач (ПК-12);

способностью осуществлять метрологическое и материально-техническое обеспечение процессов технической эксплуатации специальных систем жизнеобеспечения (ПК-13);

способностью осуществлять долгосрочное и краткосрочное планирование деятельности в области технической эксплуатации специальных систем жизнеобеспечения с учетом качества, безопасности, стоимости и сроков выполнения работ (ПК-14);

способностью выявлять опасные факторы, влияющие на безопасность эксплуатации специальных систем жизнеобеспечения, разрабатывать, планировать и проводить мероприятия по их предупреждению (ПК-15);

готовностью осуществлять руководство коллективом исполнителей, контролировать их деятельность (ПК-16);

способностью организовывать инженерно-техническую подготовку, проводить специальные занятия с инженерно-техническим составом (ПК-17);

производственно-технологическая деятельность:

способностью осуществлять рациональное ведение технологических процессов на объектах специальных систем жизнеобеспечения (ПК-18);

способностью разрабатывать регламентирующие документы для выполнения всех видов работ по техническому обслуживанию специальных систем жизнеобеспечения (ПК-19);

способностью осуществлять сбор, учет, анализ информации о неисправностях специальных систем жизнеобеспечения, обобщать опыт их технической эксплуатации, вести рекламационную работу (ПК-20);

способностью организовывать хранение, учет и ведение учетной и отчетной документации специальных систем жизнеобеспечения (ПК-21);

способностью организовывать обеспечение мер безопасности, норм производственной санитарии, охраны окружающей среды (ПК-22);

испытательная и проектно-конструкторская деятельность:

способностью разрабатывать тактико-технические требования к новым образцам специальных систем жизнеобеспечения и контролировать их реализацию (ПК-23);

способностью проводить техническую и экономическую оценку образцов специальных систем жизнеобеспечения (ПК-24);

способностью оценивать эксплуатационно-технические характеристики образцов специальных систем жизнеобеспечения на всех этапах ее создания (ПК-25);

способностью оценивать эффективность мероприятий по устранению недостатков, выявленных на всех этапах создания, испытаний и эксплуатации образцов специальных систем жизнеобеспечения (ПК-26);

способностью читать схемы и чертежи, разрабатывать нормативно-технические документы по технической эксплуатации специальных систем жизнеобеспечения (ПК-27);

способностью проектировать машины и аппараты холодильной, криогенной техники, систем кондиционирования и жизнеобеспечения (ПК-28);

научно-исследовательская деятельность:

способностью проводить сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации по теме исследования, выбирать методики и средства решения научных задач (ПК-29);

способностью разрабатывать рабочие планы и программы проведения научных исследований, готовить задания для исполнителей (ПК-30);

способностью проводить исследования и эксперименты с образцами специальных систем жизнеобеспечения, обрабатывать и анализировать полученные результаты (ПК-31);

способностью использовать теоретические модели, позволяющие анализировать и прогнозировать свойства специальных систем жизнеобеспечения (ПК-32);

способностью производить математическое моделирование специальных систем и процессов жизнеобеспечения (ПК-33);

способностью подготавливать научно-технические отчеты, обзоры, публикации по результатам выполненных исследований (ПК-34).

5.5. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать профессионально-специализированными компетенциями, соответствующими специализации программы специалитета:

специализация N 1 "Криогенная техника и специальные системы жизнеобеспечения":

способностью понимать основополагающие принципы получения криогенных температур и самостоятельно проводить термодинамический анализ и расчет рабочих процессов в криогенных системах (ПСК-1.1);

способностью обеспечивать эффективное применение средств обеспечения газами воздушных судов государственной авиации (ПСК-1.2);

специализация N 2 "Специальные технические системы сооружений космических комплексов":

способностью проектировать специальные технические системы стартовых и технических комплексов (ПСК-2.1);

готовностью планировать и организовывать эксплуатацию специальных технических систем стартовых и технических комплексов (ПСК-2.2);

готовностью осуществлять контроль качества процессов эксплуатации и безопасности их выполнения (ПСК-2.3);

способностью организовывать и проводить эксплуатационно-техническую подготовку персонала по эксплуатации специальных технических систем и систем жизнеобеспечения стартовых и технических комплексов (ПСК-2.4);

способностью осваивать новые виды оборудования специальных технических систем стартовых и технических комплексов (ПСК-2.5).

5.6. При разработке программы специалитета все общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные компетенции, отнесенные к тем видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа специалитета, и профессионально-специализированные компетенции, отнесенные к выбранной специализации, включаются в набор требуемых результатов освоения программы специалитета.

5.7. При разработке программы специалитета организация вправе дополнить набор компетенций выпускников с учетом направленности программы специалитета на конкретные области знания и (или) вид (виды) деятельности или специализации программы.

5.8. При разработке программы специалитета требования к результатам обучения по отдельным дисциплинам (модулям), практикам организация устанавливает самостоятельно с учетом требований соответствующих примерных основных образовательных программ.

5.9. Программы специалитета, реализуемые в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка в федеральных государственных организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, указанных в части 1 статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - федеральные государственные органы), разрабатываются на основе требований, предусмотренных указанным Федеральным законом, а также квалификационных требований к военно-профессиональной подготовке, специальной профессиональной подготовке выпускников, устанавливаемых федеральным государственным органом, в ведении которого находятся соответствующие организации <1>.

--------------------------------

<1> Часть 2 статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4217, ст. 4257, ст. 4263; 2015, N 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72; N 14, ст. 2008, N 27, ст. 3951, ст. 3989; N 29, ст. 4339, ст. 4364; N 51, ст. 7241; 2016, N 1, ст. 8, ст. 9, ст. 24, ст. 78; N 10, ст. 1320; N 23, ст. 3289, ст. 3290; N 27, ст. 4160, ст. 4219, ст. 4223, ст. 4238, ст. 4239, ст. 4246, ст. 4292).