Документ не применяется. Подробнее см. Справку

Обеспечение пожарной безопасности при монтаже и эксплуатации систем временного электроснабжения

172. Проектирование, монтаж и эксплуатацию систем временного электроснабжения, а также контроль за их техническим состоянием при строительстве и ремонте судов необходимо осуществлять в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике.

173. Классификация взрывопожароопасных зон на строящихся и ремонтируемых судах должна осуществляться организацией-разработчиком проекта систем ТОС в соответствии с ПУЭ и главой 5 Федерального закона N 123-ФЗ от 22.07.2008.

174. Все оборудование временного энергоснабжения должно удовлетворять требованиям ПУЭ и иметь соответствующее исполнение.

175. Электроснабжение систем пожаротушения, вентиляции, аварийного освещения, пожарной сигнализации и стационарной системы контроля воздушной среды при проведении огнеопасных работ должно обеспечиваться по I категории надежности.

176. На всех стадиях постройки и ремонта судов допускается применение напряжений, не превышающих значений, указанных в РД 5Р.6207, РД 5.0346.

177. Светильники временного освещения должны быть защищены от горючей пыли.

178. При спуске судна на воду разрешается использовать сеть освещения, предусмотренную проектом систем ТОС. Каждый участник спуска, находящийся на судне, должен быть снабжен аккумуляторным или карманным фонарем.

179. Все электроустановки должны быть оснащены аппаратами защиты от токов короткого замыкания и других режимов, могущих привести к пожарам.

180. Временная осветительная электросеть должна быть смонтирована так, чтобы светильники не соприкасались со сгораемыми конструкциями и горючими материалами.

181. Применение на строящихся и ремонтируемых судах для временного электроснабжения проводов (кабелей) с алюминиевыми жилами (как для распределения электроэнергии, так и для заземления) ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

182. ЗАПРЕЩАЕТСЯ прокладка электропроводов над арматурой трубопроводов топлива масла и т.п., а также совместная прокладка электропроводов с трубопроводами ПК и ЛВЖ и газов, находящимися под давлением рабочей среды.

183. Прокладка кабелей временных сетей электроснабжения должна производиться по подволоку или по переборкам (не ниже 1,8 м). На открытых частях судна кабели сетей временного электроснабжения должны прокладываться согласно требованиям РД 5.0346 и РД 5Р.6207.

184. Проверка изоляции кабелей, проводов, надежности соединений, сопротивления изоляции должна производиться электриками предприятия в соответствии с требованиями ПУЭ, ПТЭЭП, ПОТ РМ-016-01 и РД153-34.0-150-00.

185. Соединение, обработку концов и ответвлений проводов и кабелей во избежание опасных в пожарном отношении переходных сопротивлений, необходимо производить при помощи прессования, сварки, пайки или специальными зажимами.

186. ЗАПРЕЩАЕТСЯ подавать питание от контактных соединений и частей электрооборудования, не предназначенных для этих целей (губок предохранителей и ножей рубильников, соединительных коробок, выключателей и т.д.), а также включать в осветительную сеть переносное силовое электрооборудование.

187. ЗАПРЕЩАЕТСЯ применять переносные светильники без защитных сеток и колпаков, с неисправными проводами и вилками.

188. Использование люков, лазов, горловин, дверей, иллюминаторов, штатных переборочных коробок, сальников и т.п. для ввода кабелей (проводов), за исключением сварочного кабеля и кабеля переносного освещения, категорически ЗАПРЕЩАЕТСЯ. Трассировка электрокабелей производится в соответствии со схемами, выполненными организацией-разработчиком проекта ТОС.

189. Для переносных светильников и другой переносной электроаппаратуры надлежит применять гибкие кабели и провода с медными жилами с резиновой изоляцией в оболочке, стойкой к окружающей среде. Для переносного освещения необходимо использовать светильники напряжением 12 В.

190. ЗАПРЕЩАЕТСЯ использовать в светильниках электролампы мощностью, превышающей проектную, а также снимать со светильников защитные плафоны.

191. Для аварийного освещения РЕКОМЕНДУЕТСЯ применять автономные аккумуляторные светильники взрывозащищенного исполнения.

Питание на щиты аварийного освещения необходимо подавать от двух независимых источников (двух подстанций). При исчезновении напряжения в сети основного освещения на щиты аварийного освещения автоматически должно подаваться питание с другой подстанции.

192. В соответствии с РД 5.0346, РД 5Р.6207, а также другими нормативными документами по электроэнергетике:

- на строящихся и ремонтируемых судах разрешается применять ручной электроинструмент и средства технологического оснащения напряжением не выше 42 В, частотой до 200 Гц, а также электрифицированный инструмент и средства технологического оснащения с двойной изоляцией напряжением 220 В, 50 Гц при условии применения блока питания с устройством защитного отключения и кабельных удлинителей, предусмотренных проектом систем ТОС;

- в замкнутых и труднодоступных помещениях, а также при наличии неблагоприятных условий допускается использовать ручной электрифицированный инструмент не выше 42 В, частотой до 200 Гц, а также электрифицированный инструмент и средства технологического оснащения с двойной изоляцией напряжением 220 В, 50 Гц при условии применения блока питания с устройством защитного отключения.

При этом электроинструмент и средства технологического оснащения к источнику питания должны подключаться только с помощью гибкого кабеля с негорючей маслостойкой оболочкой, оконцованного штепсельным соединением. Кабель должен иметь сечение жилы не менее 1,5 мм2 и быть рассчитан на рабочее напряжение не ниже 500 В.

193. К работам с применением электроинструмента допускаются лица с квалификацией не ниже второй группы по электробезопасности.

194. До начала проведения работ исполнитель обязан тщательно проверить электроинструмент внешним осмотром в отношении соответствия инструмента условиям работы, отсутствия механических повреждений, исправности заземления и изоляции проводов (кабелей), отсутствия оголенных токоведущих частей.

195. При прекращении подачи тока во время работы с электроинструментом, а также во время перерывов в работе, инструмент необходимо отключать от электросети.

196. При проведении работ в помещениях с повышенной опасностью взрыва разрешается применять ручной электроинструмент только напряжением не более 12 В во взрывозащищенном исполнении.

197. В период строительства и ремонта судов корпус судна или судовая магистраль заземления должны быть надежно присоединены к заводской магистрали заземления не менее, чем в двух точках, максимально удаленных друг от друга.

198. На строящихся и ремонтируемых судах с корпусом, изготовленным из неметаллических материалов, в качестве магистрали заземления следует использовать специально прокладываемые медные шины сечением от 35 до 70 мм, в зависимости от суммарной мощности источников питания, или шины из другого материала, который имеет проводимость не менее проводимости медных шин.

199. Присоединение заземляющих проводников электрооборудования к металлическому корпусу судна или к заземляющей шине должно производиться в соответствии с рабочей документацией систем ТОС, разработанной по действующей в отрасли документации.

200. Силовые сети систем ТОС должны быть взяты на контроль электротехническим персоналом, обслуживающим системы временного энергоснабжения, ежедневно осматриваться, а результаты осмотров должны фиксироваться в специальном журнале согласно РД 5.0346.

201. Профилактические осмотры и ремонт электроустановок и систем электроснабжения должны производиться в соответствии с эксплуатационными инструкциями завода-изготовителя, а также действующими в организации инструкциями, предусматривающими порядок и периодичность осмотров и ремонта.

202. Для тушения горящего электрооборудования и электросетей, находящихся под напряжением, применять только углекислотные, хладоновые или порошковые огнетушители.