1. Введение

1. Введение.

Регулятор требует от страховщика разработать и внедрить структуру корпоративного управления, направленную на достижение поставленных целей деятельности страховщика, обеспечивающую соблюдение требований законодательства, защищающую интересы страхователей.

1.1. Система корпоративного управления страховщика:

внедрение и эффективный контроль четко формализованных внутренних политик и процедур, направленных на поддержание целей деятельности страховщика;

определяет роли и обязанности лиц, ответственных за управление и контроль деятельности страховщика, обладающих обязанностями и полномочиями действовать в определенных обстоятельствах от имени страховщика, а также

определяет требования к порядку принятия решений, в том числе документальное обоснование важных или существенных решений;

содержит положения по политике вознаграждений, учитывающей долгосрочные интересы страховщика с учетом политики по управлению рисками и предотвращению принятия чрезмерных рисков;

обеспечивает надлежащее и своевременное взаимодействие страховщика с органом страхового надзора и принятие надлежащих мер при несоблюдении или недостатках в надзоре, контроле или управлении.

1.2. Эффективное корпоративное управление обеспечивает гибкость, прозрачность и ответственность за деятельность страховщика путем принятия своевременных решений и правильного распределения ресурсов.

Система корпоративного управления поддерживает и усиливает потенциал отвечающих за корпоративное управление ключевых лиц страховщика, а именно совета директоров (наблюдательного совета), старшего менеджмента и лиц, выполняющих контрольные функции, с целью надежного и пруденциального управления деятельностью страховщика.

1.3. Организационные структуры.

Страховщик с целью достижения стратегических целей должен создать прозрачную организационную структуру. Совет директоров (наблюдательный совет) и старший менеджмент должны знать и понимать организационную структуру и риски, которым она может подвергаться.

Способы выбора организационной структуры могут зависеть от ряда факторов:

действующее корпоративное право, разрешающее или требующее создания различных структур совета директоров (одно- или двухуровневый);

особенностей организационно-правовой формы;

осуществления деятельности в качестве самостоятельной организации, в качестве филиала или в составе группы.

Эти особенности могут влиять на создание и реализацию страховщиком системы корпоративного управления и рассматриваются далее более подробно. Для регулятора важно понимать эти особенности с целью адекватной оценки эффективности системы корпоративного управления страховщика.

1.4. Стандарты корпоративного управления в рамках ICP разработаны с достаточной гибкостью в целях осуществления эффективного надзора вне зависимости от различий в корпоративных структурах и правовых системах.

1.5. Понятие "совет директоров (наблюдательный совет)" включает его контрольную и управленческую роль вне зависимости от его структуры.

1.6. Общества взаимного страхования.

Органы корпоративного управления страховщиков, учрежденных в форме обществ взаимного страхования, отличаются от таковых у страховых организаций, учрежденных в форме акционерных компаний. Тем не менее универсальность данных стандартов позволяет адаптировать их к обществам взаимного страхования с целью сближения действий и интересов совета директоров (наблюдательного совета) и старшего менеджмента с интересами более широкого круга страхователей. Все упоминания в настоящем документе акционеров или бенефициаров должны рассматриваться как указания на страхователей обществ взаимного страхования, если иное не оговорено отдельно.

1.7. Страховые группы.

Страховщики должны обеспечить соответствие принципов системы корпоративного управления структуре, деятельности и рискам страховой группы и ее членов. Принципы корпоративного управления должны включать внутренние политики, процессы и инструменты контроля за рисками страховой группы и ее членов.

1.8. Создавая или оценивая систему корпоративного управления, страховым группам следует выявлять особые риски, характерные для принятой группой организационной модели (например, централизованная или децентрализованная). В основе рисков лежат следующие факторы:

распределение полномочий и ответственности между ключевыми лицами на уровне группы и ее членов;

эффективность управления и координации в масштабе всей группы;

учет правовых обязательств и управленческих обязанностей на уровне группы и ее членов;

эффективность коммуникации внутри группы и обмен информацией на всех уровнях.

1.9. Регулятору следует учитывать особенности организационной структуры группы при оценке качества ее управления. Недостаточно оценивать качество управления только на уровне организации, особенно если управленческая структура группы отличается от структуры юридического лица. В таком случае важно, чтобы надлежащая структура управления существовала в масштабах всей группы и чтобы регулятор оценивал ее на уровне всей группы.

1.10. Работа филиалов.

Если страховщик осуществляет свою деятельность в качестве филиала, то данные стандарты обычно будут применяться к юридическому лицу в его местной юрисдикции. Однако надзорный орган может требовать введения подотчетности и механизмов контроля и/или управления в филиале, в том числе в некоторых случаях наличия выделенного лица, ответственного за управление работой филиала. В таких случаях данные стандарты также должны применяться к функциям контроля и управления, осуществляющимся в рамках работы филиала, с учетом структуры и механизмов управления, определенных принимающим надзорным органом.