3.16. Государственная программа "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности"

3.16. Государственная программа "Развитие промышленности

и повышение ее конкурентоспособности"

Предельные объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета сформированы с учетом следующих положений и направлений:

- на предоставление субсидий российским производителям колесных транспортных средств на компенсацию части затрат, связанных с выпуском и поддержкой гарантийных обязательств по колесным транспортным средствам, соответствующим нормам Евро-4, Евро-5 (в 2017 году - 30 795,1 млн. рублей, в 2018 году - 32 124,8 млн. рублей, в 2019 году - 33 274,6 млн. рублей);

- на предоставление субсидий российским производителям колесных транспортных средств на компенсацию части затрат на использование энергоресурсов энергоемкими предприятиями автомобильной промышленности (в 2017 году - 3 951,1 млн. рублей, в 2018 году - 4 121,7 млн. рублей, в 2019 году - 4 269,2 млн. рублей);

- на предоставление субсидий российским производителям колесных транспортных средств на компенсацию части затрат на содержание рабочих мест в размере (в 2017 году - 47 190,1 млн. рублей, в 2018 году - 49 227,7 млн. рублей, в 2019 году - 50 989,7 млн. рублей);

- на предоставление субсидий российским производителям самоходной и прицепной техники на компенсацию части затрат, связанных с выпуском и поддержкой гарантийных обязательств в отношении высокопроизводительной самоходной и прицепной техники (в 2017 году - 7 269,9 млн. рублей, в 2018 году - 7 536,5 млн. рублей, в 2019 году - 7 854,0 млн. рублей);

- на предоставление субсидий российским производителям самоходной и прицепной техники на компенсацию части затрат на использование энергоресурсов энергоемкими предприятиями автомобильной промышленности (в 2017 году - 1 597,6 млн. рублей, в 2018 году - 1 673,9 млн. рублей, в 2019 году - 1 779,2 млн. рублей);

- на предоставление субсидий российским производителям самоходной и прицепной техники на компенсацию части затрат на содержание рабочих мест в размере (в 2017 году - 4 543,7 млн. рублей, в 2018 году - 4 710,3 млн. рублей, в 2019 году - 4 908,7 млн. рублей).

При распределении бюджетных ассигнований предлагается руководствоваться необходимостью достижения установленных приоритетов социально-экономического развития и повышения эффективности расходования средств федерального бюджета, сфокусировав объемы бюджетных ассигнований на поддержке реализации первоочередных приоритетных проектов федерального значения, обеспечивающих производство продукции, конкурентоспособной на мировом рынке, в том числе по которым приняты соответствующие решения Президента Российской Федерации.

В частности, при распределении предельных объемов бюджетных ассигнований целесообразно предусмотреть требуемые объемы бюджетных ассигнований на реализацию следующих проектов (с представлением необходимых расчетов и обоснований):

1. Пилотный проект по разработке и постановке на производство отечественных автомобилей на базе единой модульной платформы с обеспечением объемов бюджетных ассигнований в соответствии с потребностью, необходимой для завершения проекта (указание Президента Российской Федерации от 31 марта 2016 года N Пр-572).

2. Проект по развитию модельного ряда автомобилей КАМАЗ и модернизации производственных мощностей для его производства (указание Президента Российской Федерации от 12 февраля 2016 года N Пр-318).

3. Проект по стабилизации финансово-экономического состояния ОАО "ГАЗ" (указание Президента Российской Федерации В.В. Путина от 11 февраля 2015 года N Пр-252).

4. Проект развития мощностей полного цикла производства автомобилей в г. Владивостоке с учетом сокращения объемов поддержки перевозок готовой продукции и увеличения объемов государственной поддержки в рамках схемы реализации проекта, предусматривающей повышение эффективности автосборочного производства за счет направления части ранее предусмотренных частных инвестиций на цели создания производства автомобильных двигателей, предусматривающего в том числе отправку части продукции на экспорт (указание Президента Российской Федерации от 26 марта 2014 года N Пр-625), информация по указанному проекту предоставляется в информационной системе на базе приложения N 88 "Паспорт комплексного инвестиционного проекта" к Приказу N 38н. Дополнительно отмечаем необходимость обеспечения согласования паспорта комплексного инвестиционного проекта с ФТС в части поступлений в федеральный бюджет в форме таможенных пошлин в установленном порядке.

5. Программа субсидирования закупки газомоторной техники на период 2017 - 2020 годов (указания Президента Российской Федерации от 22 июня 2016 года N Пр-1197 и N Пр-1203).

6. Проведение централизованной закупки уполномоченным федеральным органом исполнительной власти школьных автобусов с последующей передачей на баланс субъектов Российской Федерации (поручение Председателя Правительства Российской Федерации от 30 июня 2016 года N ДМ-П8-3861р).

В целях реализации задачи, поставленной в послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 3 декабря 2015 года, по сохранению уровня дефицита федерального бюджета не более 3% ВВП, а также повышения эффективности бюджетных расходов требуется изменение подходов к формированию федерального бюджета и переход на финансирование расходных обязательств непосредственно влияющих на достижение целевых показателей, заявленных в основных параметрах прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и способствующих обеспечению экономического роста.

Данная задача может быть решена за счет перехода на оказание государственной поддержки предприятиям в отраслях промышленности на основе проектного финансирования, позволяющего обеспечить достижение установленных показателей эффективности, в том числе положительных социально-экономических результатов при эффективном использовании ресурсов и времени, а также реализации политики государственной поддержки, которая будет учитывать основные цели и порядок отбора проектов, критерии оценки качества проектов, методологию распределения ресурсного обеспечения на их реализацию, управление рисками.

В связи с этим, при распределении предельных объемов бюджетных ассигнований необходимо руководствоваться следующими предложениями по повышению эффективности расходов.

Предлагается осуществить переход на структурирование государственных программ Российской Федерации исходя из поддержки реализации отдельных приоритетных проектов.

Данная мера позволит сформировать в рамках государственных программ перечень приоритетных инвестиционных проектов с указанием конкретных этапов их реализации, а также определить необходимые объемы финансирования и перечень мероприятий для достижения целей и результатов, на которые направлены проекты. Привязка мероприятий к проектам позволит обеспечить качественный контроль за их реализацией и целевым расходованием средств.

Также данные предложения позволят в приоритетном порядке осуществить поддержку проектов, имеющих экспортный потенциал, позволяющих увеличить долю Российской Федерации на международных рынках, обеспечить инвестиционную привлекательность российской промышленности у международных инвесторов, а также направить высвобождающиеся средства с "непроектных" расходов на финансирование перспективных проектов, обеспечивающих увеличение ВВП, темпов экономического роста и объема частных инвестиций. Такие проекты за счет мультипликативного эффекта позволят в последствии обеспечить замещение средств федерального бюджета внебюджетными источниками.

В рамках перехода на проектное управление предлагается осуществить консолидацию субсидий, реализация которых не увязана с конкретными инвестиционными проектами, в зависимости от стадий реализации проектов, в том числе по следующим критериям:

- предпроектное финансирование (НИОКР). Указанная стадия может осуществляться с привлечением Фонда "Сколково", ФГБУ "Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере" и ФГАУ "Российский фонд технологического развития";

- инвестиционная стадия (техническое перевооружение предприятий, сертификация и иные мероприятия, связанные с организацией производства). Финансирование и отбор проектов на данной стадии может осуществляться при участии Внешэкономбанка, АО РОСЭКСИМБАНК и других институтов развития;

- эксплуатационная стадия (выпуск и реализация готовой продукции, в том числе на внешние рынки, сервисное обслуживание, утилизация и иные мероприятия, направленные на обеспечение использование произведенной продукции). Финансирование и отбор проектов на данной стадии может осуществляться при участии Внешэкономбанка, АО РОСЭКСИМБАНК и других институтов развития и кредитных организаций.

Применение указанных подходов позволит обеспечить повышение эффективности расходов на предоставление субсидий за счет оптимизации процедурных мероприятий их отбора и предоставления, переход к возвратному финансированию вместо компенсации затрат по кредитам с завышенными процентными ставками, а также обеспечить соответствие уровня развития проекта и отрасли инвестирующим и финансирующим институтам.

Также, привлечение институтов развития при предоставлении субсидий будет способствовать применению современных практик проектного управления, использование международного опыта при реализации проектов, а также в случае финансирования проектов за счет указанных институтов развития обеспечит сопровождение отобранных проектов на всех стадиях его реализации.

Оценка проектов институтами развития будет отражать потенциал к коммерциализации результатов их реализации и возможность окупаемости проекта, что в свою очередь за счет мультипликативного эффекта позволит в последствии обеспечить замещение средств федерального бюджета внебюджетными источниками.

Необходимо отказаться от расходов, не увязанных с реализацией проектов и созданием конечного продукта, в том числе расходов на закупку консалтинговых услуг, в том числе по подготовке отчетов о ходе и итогах реализации государственных программ и федеральных целевых программ и не проектных НИОКР.