1. Учет древесины

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 50.1 Лесного кодекса Российской Федерации древесина, полученная при использовании лесов и при осуществлении мероприятий по их охране, защите, воспроизводству, подлежит учету до ее вывоза из леса. При этом учет древесины осуществляется юридическими лицами, гражданами, использующими леса, осуществляющими мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов, за исключением случая, предусмотренного частью 3 указанной статьи.

Данные положения Федерального закона N 415-ФЗ вступают в силу с 1 января 2015 года.

Таким образом, с указанной даты подлежит учету до ее вывоза из леса вся древесина, полученная в результате рубок, в том числе:

- при всех видах использования лесов, включая виды использования лесов, предусмотренные статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации;

- в ходе осуществления санитарно-оздоровительных мероприятий;

- в ходе выполнения работ в соответствии со статьей 19 Лесного кодекса Российской Федерации.

При этом данное требование распространяется на древесину, заготовленную в лесах, то есть в лесничествах, лесопарках, расположенных на землях лесного фонда, а также на землях иных категорий, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации.

Древесина, заготовленная вне территории лесов (на дачных или приусадебных участках, на землях населенных пунктов вне городских лесов, на землях сельскохозяйственного назначения, на иных землях вне границ лесничеств, лесопарков), обязательному учету, предусмотренному статьей 50.1 Лесного кодекса Российской Федерации, не подлежит.

Также отмечаем, что Федеральный закон N 415-ФЗ предусматривает учет древесины как операцию, осуществляемую единожды: до вывоза древесины из леса.

Учет древесины как товарной продукции после ее вывоза из леса регулируется гражданским законодательством, законодательством о бухгалтерском учете, правилами приемки товара по количеству и качеству, а также иными нормативными правовыми актами, но не статьей 50.1 Лесного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, действие положений статьи 50.1 Лесного кодекса Российской Федерации распространяются исключительно на учет древесины, осуществляемый до ее вывоза из леса. Иные учетные и измерительные операции, в том числе осуществляемые в рамках исполнения обязательств по договорам, квалификации как учет древесины не подлежат.

Порядок учета древесины в настоящее время разрабатывается Федеральным агентством лесного хозяйства совместно с Минприроды России, иными заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. При этом планируется, что в порядке учета древесины будет максимально учтена сложившаяся практика измерения количества древесины (в том числе в рамках корпоративных систем учета), что позволит минимизировать изменения, которые потребуется предпринять лесозаготовителям.

Предполагается, что сведения об учете древесины, заготовленной лицами, использующими леса, будут включаться в отчеты об использовании лесов, что, по мнению Федерального агентства лесного хозяйства, позволит повысить достоверность информации в данных отчетах.

Отдельно Рослесхоз отмечает, что обязанность осуществлять учет древесины, заготавливаемой гражданами для собственных нужд, частью 3 статьи 50.1 Лесного кодекса Российской Федерации возложена на органы, уполномоченные в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан. В этой связи представляется, что уполномоченным органам государственной власти необходимо принять все меры, направленные на осуществление данного полномочия, в том числе провести обучение соответствующих лиц, внести изменения в должностные регламенты и иные документы, уточнить при необходимости штатную численность.

С 1 июля 2015 года нарушение порядка учета древесины влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до тридцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей (часть 3 статьи 8.28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

При этом отмечаем, что полномочия по составлению протоколов в случаях нарушения порядка учета древесины возложены на должностных лиц органов, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану).