Приложение. Решение Арбитражного суда Курской области от 21 мая 1997 года

Приложение

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 21 мая 1997 года

г. Курск Дело N 22/1"а"

Арбитражный суд Курской области

в составе:

председательствующего Михайловой Т.Л.,

судей Кузнецовой Т.В., Лымаря В.Н.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску предпринимателя Лукъянчиковой Л.В. к ГНИ по г. Курску о признании решения недействительным

при участии в заседании:

от истца - Лукъянчикова Л.В. предл. по ордеру Покрамович И.Б.

от отв-ка Рябцев В.Г. гл. ю/к по дов.,

Лица, привлеченные к участию в деле для дачи пояснений по существу спора, - Дмитриенко Г.М. ю/к по дов., Алексеенко О.В. ю/к по дов.

установил: Истец обратился в арбитражный суд с иском о признании недействительным решения Госналогинспекции по г. Курску N 08/1151 от 25.02.97 "О результатах рассмотрения акта N 24 от 22.02.97 проверки выполнения требований Закона Российской Федерации "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением", считая, что он не относится к категории субъектов, обязанных применять контрольно - кассовую машину.

Ответчик исковые требования не признал, сославшись на то, что в соответствии с Законом Российской Федерации "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" предприниматель Лукъянчикова Л.В. должна применять контрольно - кассовую машину при осуществлении торговой деятельности, т.к. она не относится к лицам, определенным Перечнем отдельных категорий предприятий (в т.ч. физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно - кассовых машин, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30.07.93 N 745 по применению контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением с изменениями, внесенными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.97 N 11 "Об усилении контроля за обязательным применением контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах и на крупных территориях, отведенных для осуществления торговли", поскольку, по мнению налоговой инспекции, предприниматель Лукъянчикова Л.В. осуществляет торговлю на рынке с обустроенного и приспособленного торгового места.

Рассмотрев представленные материалы дела, выслушав мнение представителей истца, ответчика, лиц, привлеченных к участию в деле для дачи пояснений по существу спора, суд считает исковые требования истца подлежащими удовлетворению.

Предприниматель Лукъянчикова Л.В. зарегистрирована в качестве лица, осуществляющего торгово - закупочную деятельность на основании свидетельства о государственной регистрации N 6238 от 28.11.94.

Торговля осуществляется ею на открытой территории муниципального унитарного предприятия "Центральный рынок" с торгового места, представляющего собой, как это видно из договора аренды N 2-35 от 06.07.95 прилавок (стол) размером 0,8 погонных метра, оборудованный металлическими стойками и полками для товара в соответствии с проектом типового сборно - разборного лотка для торговли, утвержденным Администрацией Ленинского р-на г. Курска. В день проведения проверки 22.02.97 предприниматель осуществляла торговлю верхней одеждой и обувью, как это видно из акта проверки N 24 от 22.02.97 и акта инвентаризации товара.

В соответствии с Законом РФ N 5215-1 от 18.06.93 "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории РФ должны производиться всеми предприятиями (в т.ч. физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказании услуг), организациями, учреждениями, их филиалами и другими обособленными подразделениями с обязательным применением контрольно - кассовых машин. Порядок и условия их применения, а также условия, когда применение контрольно - кассовых машин необязательно в силу специфики деятельности либо особенностей местонахождения отдельных категорий предприятий, определяется, в соответствии со статьями 1 и 3 названного Закона, Положением по применению ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденным Правительством РФ 30.07.93.

30.07.93 Правительство Российской Федерации Постановлением N 745 утвердило Положение по применению контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, из п. 1 которого усматривается, что применение контрольно - кассовых машин обязательно при приеме наличных денег предприятиями, учреждениями и организациями (включая киоски, ларьки, палатки и другую стационарную сеть) всех форм собственности, осуществляющими торговую деятельность и оказывающими платные услуги населению, а также Перечень отдельных категорий предприятий (в т.ч. физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказании услуг), организаций, учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения ККМ.

Таким образом, исходя из смысла названных нормативных актов, можно установить, что под субъектами, деятельность которых регулируется законодательством о применении контрольно - кассовых машин, имеются в виду предприятия, организации, учреждения, оказывающие населению торговые и иные платные услуги, в том числе физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица тогда, когда они оказывают названные услуги населению в помещениях, предназначенных для указанных целей.

С 1 апреля 1997 г. к лицам, обязанным применять контрольно - кассовые машины при осуществлении денежных расчетов с населением, отнесены предприятия (в том числе физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), организации, учреждения, их филиалы и др. обособленные подразделения, ведущие торговлю из находящихся на рынках, ярмарках, выставочных комплексах и других территориях, отведенных для осуществления торговли, палаток, киосков, ларьков, павильонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и приспособленных торговых мест, автофургонов, а также открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами.

Соответствующие изменения в действующее Положение по применению контрольно - кассовых машин и Перечень отдельных категорий предприятий, имеющих право осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно - кассовых машин, внесены Постановлением Правительства РФ от 06.01.97 N 11 "Об усилении контроля за обязательным применением ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах и других территориях, отведенных для осуществления торговли".

Таким образом, предприниматель Лукъянчикова Л.В., осуществлявшая 22 февраля 1997 г. торговлю на рынке, не обязана была применять контрольно - кассовую машину при осуществлении расчетов с населением, поскольку требование об обязательном применении контрольно - кассовых машин при осуществлении торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах и на других территориях, отведенных для осуществления торговли определенными категориями субъектов предпринимательской деятельности, введено в действие в соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 06.01.97 N 11 с 01.04.97.

При решении вопроса о наличии у лиц, торгующих на рынках и иных аналогичных территориях после 1 апреля 1997 г., обязанности по применению контрольно - кассовых машин следует, по мнению суда, руководствоваться вышеперечисленными нормативными актами РФ, а также Постановлением Губернатора Курской обл. от 01.04.97 N 433 "Об упорядочении работы мелкорозничной торговой сети на территории области", принятым в соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 08.10.93 N 995 "О правилах продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров" и письмом Комитета Российской Федерации по торговле от 17.03.94 N 1-314/32/9 "О примерных правилах работы предприятия розничной торговли и основных требованиях к работе мелкорозничной торговой сети".

Расходы по оплате госпошлины относятся на ответчика.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 13, 14, 95, 124, 132, 134, 135, 197 АПК РФ, судебная коллегия решила:

Признать недействительным решение Государственной налоговой инспекции по г. Курску N 08/1151 от 25.02.97 "О результатах рассмотрения акта N 24 от 22.02.97 проверки выполнения требований Закона Российской Федерации "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" от 18.06.93 N 5215-1.

Обязать Госналогинспекцию по г. Курску возвратить предпринимателю Лукъянчиковой Л.В. госпошлину из бюджета в сумме 16700 руб.

Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в апелляционную инстанцию арбитражного суда Курской области в течение месяца со дня его принятия, по истечении месяца в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в г. Брянске в кассационном порядке.

Председательствующий судья

Т.Л.МИХАЙЛОВА

Судьи

Т.В.КУЗНЕЦОВА

В.Н.ЛЫМАРЬ