ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ ПО ПРОВЕРКЕ ЗАКОННОСТИ

И ОБОСНОВАННОСТИ СУДЕБНЫХ АКТОВ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ,

ВСТУПИВШИХ В ЗАКОННУЮ СИЛУ

7 августа 1997 г. Дело N 22/1"а"

Федеральный арбитражный суд Центрального округа

председательствующего Панченко С.Ю.

судей Орешиной Н.М.

Александрова В.Н.

при участии в заседании: не явились, о месте

от истца и времени слушания дела

надлежаще уведомлены

ответчика не явились, о месте

и времени слушания дела

надлежаще уведомлены

рассмотрев кассационную жалобу Государственной налоговой инспекции по г. Курску на решение Арбитражного суда Курской обл. (судьи Михайлова Т.Л., Кузнецова Т.В., Лымарь В.Н.) от 21.05.97 по делу N 22/1"а" по иску предпринимателя Лукъянчиковой Л.В. о признании недействительным решения ГНИ по г. Курску о наложении штрафных санкций за нарушение Закона Российской Федерации "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением", установил:

Предприниматель Лукъянчикова Л.В. обратилась в суд с иском о признании недействительным решения ГНИ по г. Курску N 08/1151 от 25.02.97 о наложении штрафа в сумме 29 221 500 руб. за нарушение Закона Российской Федерации "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением". Истец полагал, что штраф за неприменение ККМ наложен необоснованно, т.к. торговля осуществлялась с лотка, что исключает необходимость применения кассового аппарата.

Решением Арбитражного суда Курской области от 21.05.97 исковые требования удовлетворены. При этом суд исходил из смысла Закона Российской Федерации "О применении ККМ... ", понимая под субъектом правоотношений, регулируемых указанным актом, юридическое либо физическое лицо (предпринимателя), осуществляющего торговлю в помещениях, предназначенных для этих целей. Учитывая, что лотки не относятся к таким помещениям, суд признал неправомерными требования налогового органа об установке и применении кассового аппарата при осуществлении торговых операций предпринимателем Лукъянчиковой Л.В.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе ГНИ по г. Курску просит отменить решение по делу, как противоречащее нормам материального права.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, кассационная инстанция считает, что решение по делу N 22/1"а" надлежит отменить, в иске отказать по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, решение о применении к предпринимателю Лукъянчиковой штрафа в сумме 29 221 500 руб. было вынесено ГНИ по г. Курску 25.02.97 по результатам рассмотрения акта N 24 от 22.02.97 проверки выполнения требований Закона РФ "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" от 18.06.93 N 5215-1. Указанной проверкой было установлено, что предприниматель Лукъянчикова Л.В. осуществляла торговлю обувью (в к-ве 112 пар) и верхней одеждой (куртки в количестве 17 штук) без применения ККМ.

Признавая неправомерными действия налогового органа по наложению штрафа, суд исходил из требований Закона Российской Федерации "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" от 18.06.93 N 5215-1 и Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.93 N 745, которым утвержден Перечень отдельных категорий предприятий (в т.ч. физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно - кассовых машин (в дальнейшем - Перечень). Однако при этом судом сделан безосновательный вывод о том, что обязанность применять кассовый аппарат возникала лишь в случае осуществления торговли (оказания услуг) в помещениях, специально предназначенных для этих целей, и только с 1 апреля 1997 г. (с момента введения в действие Постановления Правительства Российской Федерации от 06.01.97 N 11 "Об усилении контроля за обязательным применением контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах и на других территориях, отведенных для осуществления торговли") законодательно закреплено требование о применении ККМ при реализации населению непродовольственных товаров из находящихся на рынках киосков, ларьков, павильонов, автофургонов и т.д.

Законом РФ от 18.06.93 N 5215-1 "О применении ККМ..." установлено, что денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории Российской Федерации производятся всеми предприятиями (в т.ч. физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организациями, учреждениями, их филиалами и другими обособленными подразделениями с обязательным применением контрольно - кассовых машин.

При этом законодатель не устанавливает каких-либо исключений, в т.ч. не указывает, что действие этого Положения о применении ККМ распространяется только на торговые операции, осуществляемые в специально приспособленных для реализации товаров населению помещениях.

Истец Лукъянчикова Л.В. утверждает, что не обязана была применять ККМ, т.к. торговала на рынке с арендованного у администрации рынка торгового места, которое представляет собой лоток.

В утвержденном Постановлением Правительства РФ от 30.07.97 N 745 (в редакции от 23.10.95 N 1028) Перечне указано исчерпывающее количество субъектов (и обстоятельств), которым (при которых) разрешается не применять ККМ. Это, в частности (п. 2), предприятия и предприниматели, осуществляющие:

- мелкорозничную торговлю с ручных тележек, из цистерн, с лотков, из корзин, в развал овощами и бахчевыми культурами;

- торговлю сельхозпродукцией на колхозных, муниципальных и приравненных к ним рынках.

Ни к одной из указанных категорий предприниматель Лукъянчикова Л.В. не относится.

В соответствии с Правилами мелкорозничной сети, утвержденными Приказом Министерства торговли РСФСР от 12.09.73 N 325 под мелкорозничной торговлей понимается реализация несложного ассортимента в стационарной и передвижной торговой сети. Аналогичное определение содержится в письме Комитета Российской Федерации по торговле от 28.04.94 N 1-574/38-9 "О понятии мелкорозничной торговли", которым установлено, что к стационарной мелкорозничной торговой сети относятся палатки, ларьки, киоски, а к передвижной - специально оборудованные помещения для развозной и разносной торговли (автомагазины или автолавки, ручные тележки, лотки, корзины и т.д.).

Торговое место, арендуемое Лукъянчиковой Л.В., не подпадает под определение "лоток", а товары, реализуемые ею, не относятся к мелкорозничному ассортименту. Следовательно, осуществляя реализацию курток и обуви со специально оборудованного стационарного торгового места, расположенного на Центральном рынке, предприниматель Лукъянчикова Л.В. в силу действующих на момент проверки нормативных актов обязана была применять контрольно - кассовый аппарат при осуществлении денежных расчетов с населением.

Вывод суда о том, что обязанность продавцов применять ККМ при реализации товаров населению на территории рынков возникла только с 01.04.97, т.е. с даты, указанной в Постановлении Правительства РФ от 06.01.97 N 11, несостоятелен. Указанное Постановление не отменяет ранее принятые нормативные акты, регламентирующие порядок осуществления денежных расчетов с населением, а лишь конкретизирует его, подчеркивая обязанность использования ККМ, в т.ч. и на рынках.

В соответствии со ст. 95 АПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке освобождена одна сторона, взыскивается с другой стороны в доход федерального бюджета. Госпошлина за подачу кассационной жалобы в сумме 8350 руб. подлежит взысканию с предпринимателя.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 95, п. 2 ст. 175, ч. 1, 2 ст. 176, ст. 177 Арбитражного процессуального кодекса РФ, постановил:

Решение Арбитражного суда Курской области от 21.05.97 по делу N 22/1"а" по иску предпринимателя Лукъянчиковой Л.В. о признании недействительным решения ГНИ по г. Курску о наложении штрафа в сумме 29 221 500 руб. отменить.

В удовлетворении исковых требований предпринимателя Лукъянчиковой Л.В. о признании недействительным решения ГНИ по г. Курску N 08/1151 от 25.02.97 о применении штрафа в сумме 29 221 500 руб. отказать.

Взыскать с предпринимателя Лукъянчиковой Л.В. в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 8350 руб.

Выдать исполнительный лист.

Постановление вступает в силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.

Председательствующий

С.Ю.ПАНЧЕНКО

Судьи

Н.М.ОРЕШИНА

В.Н.АЛЕКСАНДРОВ