2. Соблюдение требований статьи 27 Закона о СМИ

2. Соблюдение требований статьи 27 Закона о СМИ.

Каждый выпуск периодического печатного издания должен содержать следующие сведения:

1) наименование (название) издания;

2) учредитель (соучредители);

3) фамилия, инициалы главного редактора;

4) порядковый номер выпуска и дата его выхода в свет;

5) индекс - для изданий, распространяемых через предприятия связи;

6) тираж;

7) цена, либо пометка "Свободная цена", либо пометка "Бесплатно";

8) адреса редакции, издателя, типографии;

9) знак информационной продукции в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".

Все вышеперечисленные сведения являются обязательными для указания в выходных данных.

При подготовке выходных данных необходимо особое внимание обратить на то, что:

- наименование (название) средства массовой информации должно полностью соответствовать наименованию (названию), указанному в записи о государственной регистрации средства массовой информации;

- необходимо указывать всех соучредителей СМИ;

- в случае временного отсутствия главного редактора допускается указание фамилии и инициалов и.о. главного редактора или врио главного редактора;

- дата выхода издания в свет должна быть указана в формате: день, месяц и год выпуска продукции.

- недопустимо использование пометок "общий тираж", "предполагаемый тираж" или иных синонимов.

- допускается формулировка "Адрес редакции и издателя", формулировка "Наш адрес" не отвечает в полной мере требованиям ст. 27 Закона о СМИ. Не допускается указание в выходных данных в качестве адресов редакции, издателя, типографии только адреса электронной почты. Допускается указание в качестве адреса издателя или типографии как юридический, так и фактический (почтовый адрес).

- знак информационной продукции должен соответствовать содержанию распространяемой информации и классификации, установленной Федеральным законом от 29.12.2010 N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".

Обращаем Ваше внимание, что в выходных данных СМИ указывается фактический тираж, который в случае возникновения вопроса о достоверности сведений, размещенных в выходных данных СМИ, может быть подтвержден типографией.

Кроме того, в соответствии со ст. 27 Закона о СМИ, зарегистрированное средство массовой информации обязано указывать в выходных данных зарегистрировавший его орган и регистрационный номер государственной регистрации СМИ.

Регистрирующим органом является тот территориальный орган Роскомнадзора, которым выдано свидетельство о регистрации СМИ, а для периодических печатных изданий, предназначенных для распространения на всей территории Российской Федерации, за ее пределами или на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, регистрирующим органом выступает Роскомнадзор.

Допускается использование в выходных данных СМИ сокращенной формы наименования Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций - "Роскомнадзор", "Управление Роскомнадзора по...".

Обращаем Ваше внимание, что в случае внесения изменений в запись о регистрации СМИ в выходных данных указывается тот регистрирующий орган, который провел процедуру внесения изменений в запись о регистрации СМИ, и новый регистрационный номер (при наличии).

Основной целью объявления выходных данных является идентификация конкретного СМИ потребителями информационных услуг.

Ст. 2 Закона о СМИ закреплено, что под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное наименование (название), текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год. Таким образом, эти формы периодического распространения массовой информации должны иметь "постоянное название". Название СМИ является одним его из отличительных признаков, позволяющих идентифицировать СМИ и его редакцию.

Ст. 13 Закона о СМИ и п. 94 Административного регламента предоставления Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной услуги по регистрации средств массовой информации (утвержден приказом Роскомнадзора от 17.05.2019 N 100) предусматривают отказ в регистрации СМИ, если ранее было зарегистрировано средство массовой информации с теми же названием и формой распространения информации, что позволяет исключить возможность распространения двух радиоканалов (радиопрограмм) с одинаковыми названиями.

При регистрации СМИ учредителем (соучредителями) указывается, в том числе, язык, на котором СМИ планирует выходить. Размещение выходных данных только на национальном языке, указанном при регистрации СМИ, не расценивается как нарушение. Вместе с тем, для предоставления возможности ознакомления с выходными данными лицам, не владеющим национальными языками, рекомендуем дублировать выходные данные на русском языке (Федеральный закон от 01.06.2005 N 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации").

Действующим законодательством Российской Федерации не установлены какие-либо требования к месту размещения выходных данных.

Дополнительно сообщаем, что в случае размещения периодическим печатным изданием материалов, подготовленных информационным агентством, они должны сопровождаться его наименованием (названием).

Для сведения сообщаем, что статус информационного агентства определен ст. 23 Закона о СМИ: на них одновременно распространяются статус редакции, издателя, распространителя и правовой режим средства массовой информации.

Закрепляя статус информационного агентства, Закон о СМИ не дает определения данному термину. Действующее федеральное законодательство вообще не содержит трактовки информационного агентства. До 2005 г. определение данного понятия можно было найти в Федеральном законе от 1 декабря 1995 г. N 191-ФЗ "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации", понимающем под информационным агентством "организацию, осуществляющую сбор и оперативное распространение информации". Однако Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ данный нормативный акт признан утратившим силу с 1 января 2005 г.

Специфика информационных агентств заключается в том, что информацию они распространяют не периодически, а по мере появления.

Основными потребителями информации информационных агентств являются средства массовой информации.

Закон распространяет на информационные агентства правовой режим средства массовой информации.

Информационные агентства создаются, регистрируются, действуют и ликвидируются по общим правилам, предусмотренным для всех средств массовой информации.

Выпуск (изготовление) или распространение продукции СМИ без указания в установленном порядке выходных данных, а равно с неполными или заведомо ложными выходными данными в соответствии со ст. 13.22 КоАП РФ влечет административную ответственность в виде предупреждения или административного штрафа:

- на граждан в размере от 300 до 500 рублей с конфискацией продукции средства массовой информации или без таковой;

- на должностных лиц - от 500 рублей до 1 тысячи рублей с конфискацией продукции средства массовой информации или без таковой;

- на юридических лиц - от 5 тысяч до 10 тысяч рублей с конфискацией продукции средства массовой информации или без таковой.