Схема реализации механизма управления интеллектуальной собственностью в автомобильной промышленности

Эффективное развитие любой высокотехнологичной отрасли экономики, в том числе автомобилестроения, основывается не столько на принятии мер специального характера, сколько на их сочетании с общими государственными мерами, стимулирующими инновационную активность.

Схемы и принципы развития национальной базы НИОКР в настоящее время связаны с необходимостью встраивания отечественного автомобилестроения в мировую систему разделения труда. Несмотря на меры, принятые в рамках реализации Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, в России значительная часть нововведений является имитационной, а по уровню инновационного развития наша страна продолжает отставать не только от развитых, но и развивающихся стран, закрепляясь в статусе мировой периферии и по-прежнему технологически отсталое производство не предъявляет спроса на инновации высокого уровня, а доминирующие в корпорациях собственники не заинтересованы в долгосрочном развитии.

Реализация новых технологий в отечественном автомобилестроении возможна:

- при трансфере таких новых технологий из смежных отраслей;

- при внедрении новых технологий на предприятиях отрасли стратегическими партнерами (Рено-Ниссан, Ford и др.);

- при создании и развитии таких технологий у отечественных производителей (особое место должно быть отведено внедрению новых технологий у производителей автокомпонентов).

Инновационную деятельность предприятий следует рассматривать как деятельность, которая в своей основе включает целый комплекс научных, правовых, организационных, финансовых, технологических и коммерческих мероприятий, которые в своей совокупности приводят к инновациям. Она подвержена воздействию целого ряда аспектов, оказывающих существенное влияние на ее результат.

Основной проблемой инновационной деятельности является финансовый аспект. Система финансирования инновационной деятельности состоит из взаимосвязанных элементов, обладает специфическими функциональными особенностями, связана не только с привлечением финансовых средств на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (далее - НИОКТР), но и эффективным процессом капитализации результатов научно-технической деятельности (далее - РНТД).

Предлагаемый ниже механизм эффективного управления интеллектуальной собственностью (далее - ИС) основывается на взаимодействии производителей (автомобилей и автокомпонентов), центров генерации результатов интеллектуальной деятельности (далее - РИД) и инвесторов (рисунок 33).

Рисунок 34 - Предложения по организации взаимодействия

участников процесса создания интеллектуального капитала

┌──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤

│┌──────────────┐ ┌────────────────┐ ┌───────────────────┐ │

││ ИСТОЧНИКИ │ │ ГЕНЕРАЦИЯ ИС │ │КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ И │ \

││ФИНАНСИРОВАНИЯ│ │ │ │ КАПИТАЛИЗАЦИЯ ИС │ /

│└──────────────┘ └────────────────┘ └───────────────────┘ │

└──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤

┌──────────────────────────────┐ ┌────────────────┐

│ Научно-технические и │ │ Производители │

│инжиниринговые структуры (НТЦ)│ └────────────────┘

└──────────────────────────────┘

┌ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─┐ ┌ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─┐

┌───────────────┬─┐ ┌─────────────┬───┐

│ Государство │ │ │ │ НТЦ │ │ │ │ ┌───────┐ │

│(ФЦП, ВИП, НИР)│$├─────> │ отраслевой │ИС │ │ OEM │

├───────────────┴─┤ │ │(федеральный)│ │ │ │ └───────┘ │

┌<───┤ ИС │<──── └─────────────┴───┘

└─────────────────┘ │ │ │ ┌───────┐ │

│ │ OES │

┌───────────────┬─┐ │ ┌─────────────┬───┐ │ │ └───────┘ │

│ │ Независимыый │ │ │ НТЦ │ │ ───────>

│отраслевой Фонд│ │ │ │высшей школы │ИС │ │ │ │

│ │ НТ развития │$├─────> └─────────────┴───┘

│(доконкурентный│ │ │ │ │ │

│ │ уровень) │ │ ┌─────────────┬───┐

├───────────────┴─┤ │ │ НТЦ │ │ │ │ │

│┌<──┤ ИС │<──── │ независимый │ИС │

└─────────────────┘ │ └─────────────┴───┘ │ │ │

││

┌───────────────┬─┐ │ ┌─────────────┬───┐ │ │ │

││ │ Собственные и │ │ │ НТЦ │ │

│ привлеченные │$├─────>│ │производителя│ИС │ │ │ │

││ │ средства │ │ └─────────────┴───┘

└───────────────┴─┘ │ │ │ │

││ └ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─┘ └ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─┘

/\ /\

││ │ │

└ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┘

└ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┘

Каждое из трех звеньев цепочки создания интеллектуальной собственности представляет собой взаимодействие несколько блоков.

Первый блок определяет множество источников финансирование НИОКТР; их, как правило, три вида <1>:

--------------------------------

<1> Прочие источники в данном случае не рассматриваются ввиду низкой доли их влияния.

1) средства федерального и региональных бюджетов, выделяемые в рамках реализации федеральных (региональных) целевых программ (далее - ФЦП); важнейших инновационных проектов (далее - ВИП) государственного значения и выполнения отдельных НИР, как правило, предконкурентного уровня перспективных исследований;

2) средства государственных и внебюджетных фондов технологического и (или) научно-технологического развития;

3) собственные и привлеченные средства организаций на реализацию проектов по исследованиям и разработкам.

Второй блок представляют организации или специализированные подразделения организаций и предприятий, основным видом деятельности которых является деятельность научно-техническая, определяемая в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике". Именно в "недрах" данного блока осуществляется генерация РИД, которым может быть предоставлена соответствующая правовая охрана, и которая составляет основу последующих процессов коммерциализации полученных результатов.

При этом представляется целесообразным создание независимого отраслевого фонда научно-технического развития технологий автомобилестроения, участниками которого могли стать сами автопроизводители и иные заинтересованные лица и организации для координации и консолидации ресурсов для проведения перспективных НИР доконкурентного уровня. Создание такого фонда позволило бы снизить нагрузку и повысить эффективность государственного финансирования научно-технических проектов в области автомобилестроения, разделив при этом риски недостижения заданного результата с будущими потенциальными потребителями новых технологий.

Область генерации РИД в Российской Федерации в настоящее время представлена следующими видами:

1) государственные научные организации, осуществляющие деятельность в области автомобилестроения;

2) научно-технические подразделения государственных образовательных учреждений высшей школы (МАМИ, МАДИ, МГТУ им. Н.Э. Баумана, НГТУ им. Р.Е. Алексеева, Казанский государственный технический университет и др.);

3) независимые научно-технические (инжиниринговые) центры, в том числе зарубежные (AVL, RICARDO и др.);

4) научно-технические подразделения компаний-автопроизводителей (прежде всего НТЦ ОАО "АВТОВАЗ", НТЦ ОАО "КАМАЗ").

Третий блок объединяет представителей автомобильного производства и производства автомобильных компонентов различного уровня агрегации. В этом блоке результаты научно-технической интеллектуальной деятельности становятся источником инноваций в технологиях и продукции автомобилестроения и, в последующем, капитализированным ресурсом создания конкурентных преимуществ конечной продукции, выступающей на рынке.

Следуя по представленной на рисунке 33 схеме, можно увидеть, что в зависимости от вида участников научно-технической деятельности и источников финансирования могут быть реализованы несколько видов цепочек генерации и коммерциализации РИД:

1) проведение НИОКР за счет собственных средств входящим в структуру предприятия научно-техническим подразделением или центром. Однако нужно учитывать, что уровень компетенций, ограниченный корпоративными рамками (в том числе и финансовыми), как правило, не позволяет создавать прорывных технико-технологических решений, способных существенным образом повлиять на уровень конкурентоспособности продукции;

2) привлечение к проведению НИОКР за счет собственных средств независимых от производителя научных организаций и инжиниринговых компаний, что чаще всего влечет за собой увеличение затрат и необходимость решения вопроса о распределении интеллектуальных прав между партнерами;

3) использование для проведения НИОКР средств, направляемых из федерального и регионального бюджетов на реализацию научно-технических проектов.

Возможные пути осуществления государственной поддержки научно-технической деятельности как основы реализации инновационной политики в автомобилестроении:

1) формирование предложений, выработанных на отраслевом уровне в рамках деятельности Технологических платформ, и (или) отраслевого научно-технического совета. Предварительная оценка целесообразности и реализуемости перспективных направлений и тематик научных работ и предлагаемых к реализации научно-технических проектов, финансируемых за счет средств бюджета, должна проводиться ведущими экспертами отрасли на базе единого отраслевого центра компетенций с учетом соответствующей методологии;

2) передача от государственного заказчика агентских функций и полномочий по реализации прав Российской Федерации на РИД ведущим государственным научным организациям, осуществляющим научную деятельность в соответствующей области, с целью управления РИД, созданными по государственному заказу (за счет средств бюджета), что приведет к формированию и (или) развитию на их базе или в их составе так называемых центров трансферта технологий;

3) установление коммерциализации (внедрения) результатов научно-технической деятельности в сфере материального производства в качестве обязательного условия государственного контракта на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

4) осуществление государственной поддержки на проведение НИОКР в виде целевого финансирования - грантов или субвенций, ввиду невозможности полноценной капитализации РИД, используемых при производстве инновационной продукции, в условиях существующей сегодня в качестве основной формы государственного заказа на проведение НИОКР.

Комплекс мер по совершенствованию финансовых инструментов и механизмов поддержки научной деятельности в Российской Федерации:

а) развитие системы государственных и негосударственных фондов, осуществляющих финансовое обеспечение научной и научно-технической деятельности путем предоставления грантов научным организациям, коллективам и отдельным исследователям на проведение научных исследований, рассчитанных на среднесрочный период (3 - 5 лет) и долгосрочный период (десять лет), в том числе на проведение исследований мирового уровня, а также на поддержку программ и проектов, направленных на перспективное развитие научных организаций и образовательных учреждений высшего профессионального образования;

б) финансирование поисковых научных исследований за счет средств государственных и негосударственных фондов, создаваемых в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике", а не за счет средств, выделяемых на реализацию федеральных целевых программ;

в) финансирование опытно-конструкторских работ в рамках федеральных целевых программ с учетом перспектив практического применения их результатов;

г) создание системы адресного финансирования содержания научного оборудования, находящегося в центрах коллективного пользования, и уникальных установок в объеме, достаточном для их эффективного использования;

д) совершенствование механизма регулирования труда научных работников в научных организациях и образовательных учреждениях высшего профессионального образования, в том числе механизма заключения и прекращения трудового договора с научными работниками.