3.2.2. Анализ результатов реализации обновленного режима "Промышленной сборки" в сравнении со старым режимом при изменении законодательной базы в условиях членства России в ВТО и Таможенном союзе

3.2.2. Анализ результатов реализации обновленного

режима "промышленной сборки" в сравнении со старым режимом

при изменении законодательной базы в условиях членства

России в ВТО и Таможенном союзе

В целях создания условий для привлечения иностранных инвестиций в развитие российского автомобилестроения, обеспечения технологического развития отечественной автомобильной отрасли, создания новых рабочих мест, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 29 марта 2005 г. N 166 "О внесении изменений в Таможенный тариф Российской Федерации в отношении автокомпонентов, ввозимых для промышленной сборки" и постановлению Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2006 г. N 566 "О внесении изменений в Таможенный тариф Российской Федерации в отношении автокомпонентов, ввозимых для промышленной сборки", были введены режимы "промышленной сборки" автомобилей и автомобильных компонентов. Режим "промышленной сборки" был введен на основе прогнозов роста автомобильного рынка, изменения предпочтений потребителей в условиях растущего импорта автомобилей и стагнации отечественного автопрома.

При реализации инвестиционных проектов в рамках данного режима производителям автомобильной техники и автокомпонентов предоставляются таможенные льготы при выполнении обязательств по созданию современных автопроизводств полного цикла, достижении высокого уровня локализации и добавленной стоимости на территории России.

Введение режима обеспечило приток иностранных инвестиций в развитие российского автомобилестроения, создание современных производств, перенос в Россию передовых технологий и инженерных компетенций. Ведущие международные автоконцерны, выпускающие более 90% мирового объема автомобилей, создали свои производства в российских регионах.

Сегодня в России реализуется 31 проект по производству современных автомобилей: Volkswagen, General Motors, Toyota, Ford, Nissan, Renault, Citroen, Kia, Hyundai, Peugeot, Mitsubishi, Hyundai, Mazda, Skoda и пр.

Для создания производства автокомпонентной базы, обеспечивающей локализацию производимых автомобилей с ведущими международными производителями автомобильных компонентов, Минэкономразвития России заключило уже более 80 соглашений. Сейчас на территории субъектов Российской Федерации построены современные заводы с суммарной производственной мощностью более 2 млн. автомобилей в год.

Автопроизводители инвестировали более 180 млрд. руб., ими создано более 25 тыс. новых рабочих мест. Объем инвестиций производителей автокомпонентов в созданные проекты составил 33 млрд. руб. Применение режима "промышленной сборки" позволило увеличить общий объем производства новых легковых автомобилей в стране до 1,95 млн. штук в год по сравнению с 2005 годом, когда объемы производства составляли 1,07 млн. штук в год.

Совместным приказом Минэкономразвития России N 678, Минпромторга России N 1289, Минфина России N 184н от 24 декабря 2010 г. утвержден новый порядок "промышленной сборки", определяющий дополнительные условия - требования по локализации производства. Новый порядок дал возможность автопроизводителям продлить действующие соглашения о "промышленной сборке" на 8 лет при условии увеличения действующих производственных мощностей до 350 тысяч автомобилей в год (или создания новых с производственной мощностью до 300 тыс. автомобилей в год), достижения уровня локализации производства до 60%, установки двигателей не менее чем на 30% произведенных автомобилей, установку штамповки и создания собственных научно-технических центров (далее - НТЦ). Для производителей автокомпонентов срок действия соглашений продлен до 2020 года при условии достижения уровня локализации в среднем свыше 40%.

По состоянию на 1 апреля 2013 г. Минэкономразвития России в рамках нового порядка подписало следующие соглашения о промышленной сборке автомобилей:

- ООО "Фольксваген групп РУС", сборка автомобилей Фольксваген и Шкода в Калуге и в Нижнем Новгороде (на автомобильном заводе "ГАЗ");

- ООО "СОЛЛЕРС" - ЗАО "Форд Мотор Компани" (сборка легковых и коммерческих автомобилей Форд в Ленинградской области и Республике Татарстан);

- ОАО "АВТОВАЗ", ОАО "Автофрамос" (РЕНО), ООО "Ниссан", ООО "Объединенная Автомобильная Группа" (ИЖ-Авто), ОАО "КАМАЗ", ООО "Мерседес-Бенц Тракс Восток" (сборка легковых и грузовых автомобилей в г. Тольятти, г. Ижевске, Ленинградской области и Республике Татарстан);

- ООО "Дженерал Моторз Авто" (сборка автомобилей Шевроле, Опель в Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде (на автомобильном заводе "ГАЗ").

Новый порядок "промышленной сборки" оказывает поддержку отечественным автопроизводителям за счет кооперации с иностранными. Это позволит, в частности, ОАО "АВТОВАЗ" наладить производство новых моделей и увеличить загрузку мощностей завода до 1 млн. автомобилей в год. Новые проекты в рамках режима "промышленной сборки" позволят привлечь дополнительные инвестиции в размере свыше 5 млрд. долл. США.

В настоящий момент в рамках Таможенного союза ведутся работы по гармонизации индустриальных политик стран-участников. Действующие правила в отношении производства автомобильной техники в Российской Федерации, Республике Беларусь и Республике Казахстан приведены в Таблице 4.