7.2. О соответствии решения праву Союза

7.2.1. В отношении предусмотренной статьей 45 Регламента судебной проверки факта нарушения прав и законных интересов истца в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности Коллегия Суда исходит из того, что в названной статье Регламента закреплен перечень подлежащих исследованию Судом обстоятельств, необходимых для разрешения спора по существу и установления соответствия (несоответствия) решения Комиссии положениям Договора и (или) международных договоров в рамках Союза, не обязывающий соблюдать приведенную в норме последовательность доказывания.

Коллегия Суда считает, что без оценки соответствия решения Комиссии праву Союза не представляется возможным установить факт нарушения прав и законных интересов субъекта хозяйствования, предоставленных Договором и (или) международными договорами в рамках Союза.

Суд полагает, что нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности может повлечь только действие (применение) решения Комиссии, не соответствующего праву Союза. Поэтому проверке факта нарушения прав и законных интересов истца в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, предоставленных ему Договором и (или) международными договорами в рамках Союза, должно предшествовать осуществление проверки правомерности оспариваемого акта Комиссии.

Проверка Судом правомерности решения Комиссии или его отдельных положений означает оценку содержания оспариваемого решения Комиссии на предмет соответствия правовым нормам Договора и (или) международных договоров в рамках Союза.

Предметом настоящего спора является вопрос о классификации для таможенных целей кормовой добавки для животных, состоящей из смеси карбоновых кислот и их солей, нанесенных на диоксид кремния, обладающей бактерицидными, бактериостатическими свойствами, предназначенной для добавления в корм или в воду животным.

Критериями классификации товара для таможенных целей являются объективные характеристики и свойства товара, которые должны соотноситься с текстами товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам. Предполагаемое назначение товара также представляет собой критерий при классификации для таможенных целей.

7.2.2. Согласно ТН ВЭД ЕАЭС к группе 38 отнесены прочие химические продукты.

В соответствии с текстом товарной позиции 3808 ТН ВЭД ЕАЭС к ней относятся инсектициды, родентициды, фунгициды, гербициды, противовсходовые средства и регуляторы роста растений, средства дезинфицирующие и аналогичные им, расфасованные в формы или упаковки для розничной продажи или представленные в виде готовых препаратов или изделий (например, ленты, обработанные серой, фитили и свечи, и бумага липкая от мух).

Согласно примечанию 1 (а) к группе 38 в данную группу не включаются отдельные элементы или соединения определенного химического состава за исключением инсектицидов, родентицидов, фунгицидов, гербицидов, противовсходовых средств и регуляторов роста растений, дезинфицирующих средств и аналогичных продуктов, расфасованных как описано в товарной позиции 3808 ТН ВЭД ЕАЭС.

Квалифицирующими признаками для включения товара в товарную позицию 3808 ТН ВЭД ЕАЭС является наличие у него следующих характеристик и свойств:

товар относится к инсектицидам, родентицидам, фунгицидам, гербицидам, противовсходовым средствам и регуляторам роста растений, средствам дезинфицирующим и аналогичным им;

товар расфасован в формы или упаковки для розничной продажи либо представлен в виде готового препарата или в виде изделия.

Коллегия Суда учитывает, что в тексте товарной позиции 3808 ТН ВЭД ЕАЭС использована формулировка "и аналогичные им" как свидетельство того, что перечень видов соответствующих товаров не является закрытым.

Данный вывод подтверждает и анализ Пояснений к ТН ВЭД ЕАЭС в части, касающейся товарной позиции 3808, которые предусматривают, что в товарную позицию включается ряд продуктов, предназначенных для уничтожения патогенных микробов, насекомых (москитов, моли, колорадских жуков, тараканов и т.д.), мхов и плесени, сорняков, грызунов, диких птиц и т.д.

В отношении дезинфицирующих средств товарной позиции 3808 ТН ВЭД ЕАЭС в Пояснениях указано, что они представляют собой вещества, которые уничтожают или необратимо дезактивируют вредные бактерии, вирусы или другие микроорганизмы обычно на неживых объектах. Дезинфицирующие средства используются, например, в больницах для мытья стен и т.д. или для стерилизации инструментов. Также применяются они в сельском хозяйстве для дезинфекции семян и при производстве кормов для животных для контроля за нежелательными микроорганизмами.

Исходя из текста решения от 6 ноября 2014 года N 197 обязательным критерием классифицируемой кормовой добавки является наличие у нее бактерицидных и бактериостатических свойств.

В судебном заседании привлеченный в качестве специалиста Пономаренко Ю.А. пояснил, что продукт, состоящий из смеси карбоновых кислот и их солей, растворенных в воде и пропандиоле или нанесенных на диоксид кремния, обладает бактерицидным действием при попадании в желудочно-кишечный тракт животных. Указанная смесь проявляет бактерицидные, бактериостатические свойства внутри организма путем снижения уровня pH в пищеварительном тракте животных с сопутствующими бактерицидными свойствами.

Специалист Сехин А.А. пояснил, что продукт, состоящий из смеси карбоновых кислот и их солей, растворенных в воде и пропандиоле или нанесенных на диоксид кремния, обладающий бактерицидными, бактериостатическими свойствами, предназначенный для добавления в корм или в воду животным, является кормовой добавкой, действие которой направлено на предотвращение попадания вредной микрофлоры в последующие участки пищеварительного тракта. Основная задача смеси карбоновых кислот и их солей - подкисление, со всеми вытекающими из этого последствиями: частичное уничтожение патогенных микроорганизмов, создание необходимой микрофлоры для полезных бактерий. При этом наибольший эффект достигается при добавлении продукта в сухом виде.

В представленном Суду заключении специалисты Ашанин А.И. и Жазылбеков Н.И. утверждают, что средства, обладающие фунгицидным, бактерицидным и бактериостатическим действием, относятся к дезинфицирующим или аналогичным им. Смеси карбоновых кислот и их солей, растворенные в воде, обладающие бактерицидными, бактериостатическими свойствами, предназначенные для добавления в корм или в воду животным, являются дезинфицирующими средствами.

Из заключения Голушко В.М. также следует, что средства, обладающие бактерицидными и бактериостатическими свойствами, являются дезинфицирующими и аналогичными им средствами, поскольку уничтожение возбудителей заболеваний во внешней среде называется дезинфекцией, а в организме - химиотерапией. Смеси карбоновых кислот и их солей, растворенные в воде, обладающие бактерицидными, бактериостатическими свойствами, предназначенные для добавления в корм или в воду животным, являются химиотерапевтическими физиологически активными веществами.

С учетом изложенного Коллегия Суда приходит к выводу, что кормовая добавка для животных, состоящая из смеси карбоновых кислот и их солей, нанесенных на диоксид кремния, обладающая бактерицидными, бактериостатическими свойствами, предназначенная для добавления в корм или в воду животным, имеет своей основной целью контроль за нежелательными микроорганизмами и по своим характеристикам и свойствам относится к средствам дезинфицирующим и аналогичным им.

7.2.3. По доводу заявителя, основанному на примечании 1 (а) к группе 38 ТН ВЭД ЕАЭС, о том, что в товарной позиции 3808 следует классифицировать дезинфицирующие и аналогичные им средства только в том случае, если они расфасованы в формы или упаковки для розничной продажи или представлены в виде готовых препаратов или изделий, Коллегия Суда отмечает следующее.

Толкование текста товарной позиции 3808 ТН ВЭД ЕАЭС в совокупности с примечанием к группе 38 свидетельствует о том, что в соответствующую товарную позицию включаются дезинфицирующие и аналогичные им средства при выполнении альтернативного условия: либо расфасованы в упаковки для розничной продажи, либо имеют свойства готового препарата или готового изделия. Таким образом, соблюдение одного из условий дополнительных квалифицирующих свойств товара, таких как расфасовка в формы или упаковки для розничной продажи либо представленность в виде готовых препаратов или изделий, является достаточным для его классификации в рассматриваемой товарной позиции.

В контексте товарной позиции 3808 ТН ВЭД ЕАЭС термин "препарат" следует понимать как химический или фармацевтический продукт лабораторного или фабричного изготовления.

Кормовая добавка, состоящая из смеси карбоновых кислот и их солей, нанесенных на диоксид кремния, представляет собой готовый препарат в силу того, что уже обладает требуемыми свойствами и не нуждается в дальнейшей модификации.

Данный вывод согласуется с заключениями специалистов Ашанина А.И. и Жазылбекова Н.А., Голушко В.М., Дуборезова В.М. и Фомичева Ю.П., Каграманяна Дж.А. и Камаляна Р.Г., Пономаренко Ю.А., Сехина А.А.

Смешивание классифицируемого товара необходимо исключительно для приготовления готового корма, а в товарной позиции рассматривается готовый препарат - кормовая добавка.

Аналогичное мнение в отношении классификации в товарной позиции 3808 ТН ВЭД ЕАЭС высказали специалисты в области классификации товаров для таможенных целей Гайчук Т.М., Федотова Г.Ю. и Щеглов А.В.

Учитывая представленность кормовой добавки для животных, состоящей из смеси карбоновых кислот и их солей, нанесенных на диоксид кремния, в виде готового препарата, не имеет правового значения вопрос о расфасовке кормовой добавки в упаковки для розничной продажи.

С учетом изложенного Коллегия Суда приходит к выводу, что кормовая добавка для животных, состоящая из смеси карбоновых кислот и их солей, нанесенных на диоксид кремния, обладающая бактерицидными, бактериостатическими свойствами, предназначенная для добавления в корм или в воду животным, правомерно классифицирована в товарной позиции 3808 ТН ВЭД ЕАЭС.

7.2.4. Коллегия Суда также принимает во внимание мнение Комитета по Гармонизированной системе, принятое в 1999 году на 23-ей сессии, о классификации в позиции 3808, субпозиции 3808.94 (до 2007 года - в субпозиции 3808.40) препаратов, состоящих из смеси муравьиной и пропионовой кислоты, с добавлением или без добавления формиата аммония, растворенных в воде и используемых при производстве кормов для животных благодаря своим противомикробным свойствам, чтобы контролировать нежелательные микроорганизмы, такие как бактерии, дрожжи и плесень. Соответствующая информация содержится в классификационном мнении 3808.94/1.

Коллегия Суда приходит к выводу, что в данном случае не имеет правового значения указание в классификационном мнении носителя товара, которым является вода, поскольку, как пояснили в судебном заседании специалисты Пономаренко Ю.А. и Сехин А.А., характеристики и свойства товару придает не носитель, а действующее вещество - карбоновые кислоты и их соли.

Кроме того, по доводу ООО "Севлад" о недопустимости расширительного толкования Комиссией классификационного мнения Комитета по Гармонизированной системе, Коллегия Суда отмечает следующее.

В соответствии со статьей 1 Конвенции Гармонизированная система означает Номенклатуру, включающую в себя товарные позиции, субпозиции и относящиеся к ним цифровые коды, примечания к разделам, группам и субпозициям, а также Основные правила интерпретации Гармонизированной системы, приведенные в приложении к Конвенции.

Подпунктом a) пункта 1 статьи 3 Конвенции предусмотрено, что каждая Договаривающаяся Сторона обязуется по отношению к своим таможенно-тарифной и статистическим номенклатурам применять основные правила интерпретации Гармонизированной системы, а также все примечания к разделам, группам, товарным позициям и субпозициям и не изменять содержания разделов, групп, товарных позиций или субпозиций Гармонизированной системы.

Согласно подпункту b) пункта 1 статьи 7 Конвенции с учетом положений статьи 8 Комитет по Гармонизированной системе разрабатывает пояснения, классификационные мнения и иные рекомендации, необходимые для интерпретации Гармонизированной системы.

Таким образом, исходя из подпункта b) пункта 1 статьи 7 и пункта 2 статьи 8 Конвенции классификационные мнения представляют собой рекомендации, целью которых является обеспечение единообразной интерпретации и применения Гармонизированной системы.

Классификационные мнения, имеющие рекомендательный характер и необходимые для интерпретации Гармонизированной системы, не являются частью Гармонизированной системы, и на Договаривающиеся стороны не возлагается обязанность по их применению.

Классификационное мнение Комитета по Гармонизированной системе подлежит добровольному и добросовестному соблюдению государствами - участниками Конвенции с учетом того, что оно возникло при их непосредственном участии и согласии.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Договора решения Комиссии, принятые в рамках полномочий, предусмотренных Договором и международными договорами в рамках Союза, входят в право Союза.

Исходя из пункта 7 статьи 52 Таможенного кодекса и пункта 13 Положения о Комиссии, решение Комиссии о классификации товара является юридически обязательным источником права Союза.

Пунктом 1 статьи 45 Регламента установлено, что при рассмотрении дела по заявлению хозяйствующего субъекта об оспаривании решения Комиссии или его отдельных положений Суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого решения или его отдельных положений на соответствие их Договору и (или) международным договорам в рамках Союза.

С учетом изложенного, имея в виду, что классификационное мнение не имеет юридически обязательной силы, а решение Комиссии о классификации товара является юридически обязательным источником права Союза, решение Комиссии не подлежит проверке на соответствие классификационному мнению.

Одновременно классификационное мнение, хотя и не порождает для Союза юридических обязательств, тем не менее имеет важную роль в выявлении нормативного содержания текстов товарных позиций, являясь значимым источником толкования Гармонизированной системы и принятой на ее основе ТН ВЭД ЕАЭС.

7.2.5. По доводу ООО "Севлад" о необходимости включения товара, описанного в решении от 6 ноября 2014 года N 197, в товарную позицию 2309 ТН ВЭД ЕАЭС Коллегия Суда отмечает следующее.

ТН ВЭД ЕАЭС и Гармонизированная система к товарной позиции 2309 ТН ВЭД ЕАЭС относят продукты, используемые для кормления животных.

В соответствии с примечанием 1 к группе 23 в товарную позицию 2309 ТН ВЭД ЕАЭС включаются продукты, используемые для кормления животных:

в другом месте не поименованные или не включенные;

полученные в результате переработки растительного или животного сырья до такой степени, что они утратили основные свойства исходного материала, кроме растительных отходов, растительных остатков и побочных продуктов такой переработки.

Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС в части, касающейся товарной позиции 2309 ТН ВЭД ЕАЭС, гласят, что препараты, являющиеся по своей природе антимикробными дезинфицирующими средствами, используемые при производстве кормов для животных для контроля за нежелательными микроорганизмами, в данную товарную позицию не включаются, а относятся к товарной позиции 3808 ТН ВЭД ЕАЭС.

Из заключений Голушко В.М., Дуборезова В.М. и Фомичева Ю.В., Пономаренко Ю.А., следует, что кормовая добавка, состоящая из смеси карбоновых кислот и их солей, нанесенная на диоксид кремния, получена не в результате переработки продуктов растительного и животного происхождения, а химическим путем.

Учитывая, что кормовая добавка для животных, состоящая из смеси карбоновых кислот и их солей, нанесенных на диоксид кремния, по своим объективным характеристикам подлежит отнесению к товарной позиции 3808 ТН ВЭД ЕАЭС, получена химическим путем, она в силу текста товарной позиции 2309 ТН ВЭД ЕАЭС и примечания 1 к группе 23 не может быть классифицирована в товарной позиции 2309 ТН ВЭД ЕАЭС.

Указанная в решении от 6 ноября 2014 года N 197 кормовая добавка на носителе в виде диоксида кремния не может классифицироваться в товарной позиции 2309 ТН ВЭД ЕАЭС и с учетом Пояснений к ТН ВЭД ЕАЭС, в соответствии с которыми в нее включаются подслащенные корма и готовые корма для животных, состоящие из смеси нескольких питательных веществ.

Как видно из пояснений специалистов Ашанина А.И. и Жазылбекова Н.А., Дуборезова В.М. и Фомичева Ю.П., Пономаренко Ю.А., препарат, состоящий из смеси карбоновых кислот и их солей, нанесенных на диоксид кремния, не содержит питательных веществ; продукт не имеет свойства корма и не является кормом для животных.

В этой связи мнение специалиста Сехина А.А. о том, что препарат содержит незначительный уровень питательных веществ, не влияет на вывод Суда о том, что основным свойством товара является дезинфицирующее и аналогичное ему свойство.

7.2.6. Коллегия Суда отклоняет ссылку ООО "Севлад" на таможенно-тарифное определение, выданное таможенным органом государства - члена Европейского союза. Согласно статье 12 Таможенного кодекса Сообщества (Регламент Совета 2913/92 от 12 октября 1992 года) таможенно-тарифное определение (Binding Tariff Information) таможенный орган выносит по письменному заявлению правомочного лица, декларирующего товар. Это определение обязывает таможенный орган в отношении правомочного лица только в части классификации того товара, в отношении которого таможенное оформление было произведено после вынесения определения.

В соответствии со статьей 10 Регламента Комиссии Европейского экономического сообщества от 2 июля 1993 года N 2454/93 на таможенно-тарифные определения, принятые органами государств - членов Европейского союза, может ссылаться только то лицо, в отношении которого они приняты.

7.2.7. Коллегия Суда принимает во внимание мнение департамента налогообложения и таможенного союза Европейской комиссии Европейского союза, который в своей информации указал, что отдельный вид товара, описание которого дано в решении от 6 ноября 2014 года N 197, может быть классифицирован в субпозиции 3808.94 "дезинфицирующие средства" Гармонизированной системы с учетом классификационного мнения Комитета по Гармонизированной системе и пункта IV Пояснений к позиции 3808 Гармонизированной системы, который гласит: "Также применяются они (дезинфицирующие средства) в сельском хозяйстве для дезинфекции семян и при производстве кормов для животных для контроля за нежелательными микроорганизмами".

Из сообщения Европейской комиссии усматривается, что точная химическая формула и пропорции содержания кислот в товаре могут влиять только на соответствующую субпозицию Комбинированной номенклатуры Европейского союза.

7.2.8. Коллегия Суда отклоняет довод ООО "Севлад" о несоответствии решения от 6 ноября 2014 года N 197 положениям Конвенции.

Подпунктом a) пункта 1 статьи 3 Конвенции предусмотрено, что каждая Договаривающаяся Сторона обязуется, что ее таможенно-тарифная и статистическая номенклатуры будут соответствовать Гармонизированной системе. Тем самым Договаривающаяся сторона обязуется по отношению к своим таможенно-тарифной и статистической номенклатурам использовать все позиции и субпозиции Гармонизированной системы, а также относящиеся к ним цифровые коды без каких-либо дополнений и изменений.

Реализация обязательств государств - членов Союза, принятых на себя в соответствии с Конвенцией, предусмотрена в статье 51 Таможенного кодекса.

Статья 51 Таможенного кодекса предусматривает право Комиссии на утверждение ТН ВЭД ЕАЭС, внесение в нее изменений.

Вместе с тем решение от 6 ноября 2014 года N 197 принято Комиссией не в рамках реализации статьи 51 Таможенного кодекса, а в рамках полномочий, предоставленных пунктом 7 статьи 52 Таможенного кодекса, в целях обеспечения единообразного толкования ТН ВЭД ЕАЭС на основании предложений таможенных органов о классификации отдельных видов товаров. При этом решение не вносит каких-либо изменений или дополнений в ТН ВЭД ЕАЭС, не изменяет содержание разделов, групп, позиций или субпозиций ТН ВЭД ЕАЭС и ее международной основы - Гармонизированной системы.

Норма пункта 3 статьи 3 Конвенции не ограничивает дискрецию Союза по принятию решений о классификации отдельных видов товаров на уровне товарной позиции ТН ВЭД ЕАЭС с указанием более общих характеристик, на уровне более глубокой классификации - в субпозициях (6 знаков) и далее.

Право Союза, предоставляя Комиссии полномочия по классификации отдельных видов товаров (пункт 7 статьи 52 Таможенного кодекса), ограничивает случаи принятия решений о классификации целями обеспечения единообразного толкования ТН ВЭД ЕАЭС и соблюдением процедуры, установленной Порядком.

Коллегия Суда приходит к выводу, что в случае, если формулировка товарной позиции или субпозиции ТН ВЭД ЕАЭС допускает неоднозначное толкование, что подтверждается неединообразной практикой классификации товаров в государствах-членах, то обеспечение единообразного толкования и применения ТН ВЭД реализуется Комиссией путем принятия решений о классификации в соответствии с пунктом 7 статьи 52 Таможенного кодекса.

7.2.9. Коллегия Суда отклоняет довод ООО "Севлад" о неправомерном указании в решении от 6 ноября 2014 года N 197 на необходимость классифицировать кормовую добавку для животных, состоящую из смеси карбоновых кислот и их солей, нанесенную на диоксид кремния, в соответствии с ОПИ ТН ВЭД 1.

Согласно подпункту a) пункта 1 статьи 3 Конвенции каждая Договаривающаяся Сторона обязуется по отношению к своим таможенно-тарифной и статистическим номенклатурам применять основные правила интерпретации Гармонизированной системы.

Данное обязательство в Союзе реализовано посредством закрепления в ЕТТ ЕАЭС ОПИ, аналогичных ОПИ Гармонизированной системы.

Согласно пункту 5 Положения о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 28 января 2011 года N 522 (далее - Положение), ОПИ предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодированной на необходимом уровне.

Таким образом, без применения ОПИ невозможна классификация товаров, а, следовательно, и принятие решений Комиссии о классификации.

Исходя из пункта 6, подпункта 7.1 пункта 7 Положения товарная позиция (на уровне четырех знаков) определяется с помощью ОПИ 1, а при недостижении необходимого результата - с помощью последовательного применения ОПИ 2 - 5. ОПИ 6 применяется при необходимости определения кода субпозиции (подсубпозиции).

ОПИ 1 предусмотрено, что названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с положениями ОПИ 2 - 5.

Таким образом, ОПИ 1 устанавливает основной принцип отнесения товара в конкретную товарную позицию на уровне первых четырех знаков в зависимости от характеристик и свойств товара, как они описаны в ТН ВЭД ЕАЭС.

ОПИ 1, вопреки утверждению ООО "Севлад", не исключает, а прямо допускает возможность применения ОПИ 2 - 5, когда это необходимо.

7.2.10. По доводу о том, что в оспариваемой части решение повлекло нарушение предоставленных Договором и международными договорами в рамках Союза прав и законных интересов ООО "Севлад", Коллегия Суда приходит к следующему выводу.

Основанием для признания решения Комиссии или его положений не соответствующими Договору и международным договорам в рамках Союза может служить только нарушение тех прав и законных интересов, которые предоставлены самим Договором и международными договорами в рамках Союза.

Ставка таможенной пошлины по коду ТН ВЭД ЕАЭС 2309 90 990 0 (по которому ООО "Севлад" ранее классифицировало ввозимый им товар) и по коду 3808 94 900 0 (на который произведена переклассификация товара таможенным органом) одинакова и составляет 5 процентов от таможенной стоимости товара.

ООО "Севлад" указало, что нарушение его прав и законных интересов, предоставленных Договором и международными договорами в рамках Союза, выразилось в возникновении обязанности по уплате налога на добавленную стоимость (далее - НДС).

Коллегия Суда считает данный довод несостоятельным.

Указом Президента Республики Беларусь от 21 июня 2007 года N 287 "О налогообложении продовольственных товаров и товаров для детей" утвержден Перечень продовольственных товаров и товаров для детей, по которым применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов при их ввозе на территорию Республики Беларусь и (или) при реализации на территории Республики Беларусь (далее - Перечень).

В соответствии с Перечнем продукты, используемые для кормления животных из кода 2309 ТН ВЭД ТС, облагаются НДС в размере 10 процентов.

Исключение товара, ввозимого ООО "Севлад", из Перечня в связи с его переклассификацией стало основанием для доначисления обществу таможенными органами Республики Беларусь таможенных платежей в виде НДС по ставке 20 процентов.

НДС в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 70 Таможенного кодекса является частью таможенных платежей, взимаемых при ввозе товаров на таможенную территорию.

Порядок взимания НДС, осуществляемого при ввозе товара на таможенную территорию, предполагает двухуровневое правовое регулирование: таможенное законодательство Союза и национальное законодательство государства-члена.

В соответствии с пунктом 1 статьи 75 Таможенного кодекса объектом налогообложения НДС является товар, который при ввозе на таможенную территорию Союза подлежит классификации по ТН ВЭД ЕАЭС.

Порядок взимания таможенных пошлин строится на принципе свободного перемещения товаров, работ и услуг по территории Союза, в связи с этим порядок администрирования таможенных пошлин устанавливается международными нормами.

Установление юридического состава, который обуславливает уплату НДС, в свою очередь, связано с территориальной принадлежностью объекта налогообложения, то есть осуществляется на основе принципов резидентства и страны назначения. Являясь по сути налогом на потребление, бремя уплаты НДС, как косвенного налога, возлагается на конечных потребителей ввозимого товара, выпущенного в свободное обращение государств - членов Союза. Таким образом, государство - член Союза, исходя из своих экономических ориентиров, самостоятельно конкретизирует объект налогообложения, налоговую базу и налоговую ставку и, как следствие, вводит льготы по уплате НДС в виде установления пониженной налоговой ставки.

Системное толкование норм части третьей пункта 2 статьи 74, пункта 3 статьи 75, части второй пункта 4 статьи 76 Таможенного кодекса также свидетельствует о том, что администрирование НДС определяется национальным законодательством государств - членов Союза.

Ни Договор, ни международные договоры, заключенные в рамках Союза, не регулируют порядок налогообложения товаров, ввозимых на территорию государств-членов из третьих государств, включая предоставление льгот по уплате налогов. К аналогичному выводу пришла Коллегия Суда в решении от 28 декабря 2015 года по делу по заявлению ИП Тарасика К.П., оставленном без изменения решением Апелляционной палаты Суда от 3 марта 2016 года.

Таможенный кодекс как международный договор предусматривает исключительную дискрецию государств - членов Союза по установлению и применению льгот по уплате налогов (статья 74 Таможенного кодекса).

При таких обстоятельствах Коллегия Суда считает, что установление льготы в виде пониженной ставки НДС по одному коду (2309 ТН ВЭД ЕАЭС) и отсутствие такой льготы по другому коду товара (3808 ТН ВЭД ЕАЭС) в Республике Беларусь является реализацией дискреции, предоставленной статьей 74 Таможенного кодекса государству-члену.

Таким образом, порядок реализации национального нормативно-правового акта (в рассматриваемом случае - в виде предоставления льготы) находится в безусловной компетенции государства, реализующего этот акт, поэтому права, предоставленные национальным законодательством, не могут быть защищены наднациональным интеграционным правом.

Наличие косвенной (опосредованной) связи между изменением кода ТН ВЭД ЕАЭС в соответствии с решением от 6 ноября 2014 года N 197 и прекращением действия льготы ООО "Севлад" по уплате НДС в отношении ввозимого товара означает, что решение по установлению льготы лежит за пределами правоотношений, возникших в рамках реализации оспариваемого решения, а, следовательно, за пределами юридически значимой причинной связи.

В связи с изложенным ссылка общества на то, что нарушение его прав и законных интересов, предоставленных Договором и международными договорами в рамках Союза, связано с прекращением действия льготы, установленной Указом Президента Республики Беларусь, в отношении ввозимого им товара, не обоснована.

7.2.11. Кроме того, в подтверждение доводов о нарушении прав и законных интересов оспариваемым решением истцом представлена копия таможенной декларации N 06529/290115/0001270 от 29 января 2015 года с обоснованием отказа в выпуске товара в связи с неверной классификацией и со ссылкой на решение от 6 ноября 2014 года N 197.

Коллегия Суда считает данный довод несостоятельным.

В соответствии со статьями 188 и 189 Таможенного кодекса декларант несет ответственность за неисполнение своих обязанностей, а также за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации.

Наступление последствий от нарушения декларантом требований вышеперечисленных норм при сохранении той же ставки таможенной пошлины не может быть расценено в качестве результата воздействия оспариваемого решения. Нарушение прав и законных интересов хозяйствующего субъекта может иметь место, когда принятие данного акта влечет неверную классификацию товара по ТН ВЭД ЕАЭС в нарушение обязательств по статье 3 Конвенции, что не установлено в результате судебного исследования.

Таким образом, Суд приходит к выводу, что решение от 6 ноября 2014 года N 197 в оспариваемой части соответствует Договору и международным договорам в рамках Союза.

Учитывая, что Судом не установлено несоответствие оспариваемого решения Договору и международным договорам в рамках Союза, нарушение прав и законных интересов истца в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, предоставленных Договором и международными договорами в рамках Союза, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

Пошлина, уплаченная ООО "Севлад" при обращении в Суд, в соответствии с пунктом 64 Статута возврату не подлежит.

Руководствуясь пунктом 108 Статута, статьями 77, 78, 80 и 82 Регламента, Суд Евразийского экономического союза

решил:

Отказать в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Севлад".

Признать решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 6 ноября 2014 года N 197 "О классификации кормовой добавки для животных по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза" в части указания в качестве носителя карбоновых кислот и их солей диоксида кремния, а также в части указания в решении на классификацию в товарной позиции 3808 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза в соответствии с Основным правилом интерпретации Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности 1, соответствующим Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, международным договорам в рамках Евразийского экономического союза.

Пошлина, уплаченная ООО "Севлад", возврату не подлежит.

Решение Коллегии Суда может быть обжаловано в Апелляционную палату Суда в течение 15 календарных дней с даты его вынесения.

Председательствующий

А.А.ФЕДОРЦОВ

Судьи

В.Х.СЕЙТИМОВА

А.Э.ТУМАНЯН

К.Л.ЧАЙКА