Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

1. Общие требования охраны труда

1.1. Настоящая Инструкция разработана на основе Трудового кодекса Российской Федерации, Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.01.2003 N 6, Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 08.07.2002 N 204, Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.07.2013 N 328н, Правил разработки, построения, оформления и обозначения нормативных документов по охране труда, утвержденных распоряжением ОАО "РЖД" от 29.12.2011 N 2849р, и других нормативных актов в области промышленной безопасности и охраны труда.

Инструкция устанавливает требования для слесаря-электрика по ремонту электрооборудования (далее - слесарь-электрик), занятого на техническом обслуживании и текущем ремонте технологического оборудования в структурных подразделениях вагонного хозяйства (далее - ВЧДЭ) ОАО "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД").

1.2. В ВЧДЭ на основе настоящей Инструкции, технической документации на технологическое оборудование с учетом местных условий должны быть разработаны инструкции по охране труда для конкретного рабочего места слесаря-электрика или вида выполняемой им работы.

1.3. К самостоятельной работе в качестве слесаря-электрика допускаются работники не моложе 18 лет:

прошедшие обязательный предварительный (при поступлении на работу) медицинский осмотр, вводный инструктаж по охране труда и пожарной безопасности, первичный инструктаж по охране труда и пожарной безопасности на рабочем месте обучение, проверку знаний требований охраны труда, стажировку и дублирование;

имеющие профессиональную подготовку с проверкой знаний, согласно Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭЭП), Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок и СТО РЖД 15.013-2011 "Система управления охраной труда в ОАО "РЖД". Электрическая безопасность. Общие положения" и других нормативных документов, устанавливающих основные требования безопасной и безаварийной эксплуатации электрооборудования и электроустановок, а также имеющие соответствующую группу по электробезопасности на допуск к работе в электроустановках;

умеющие пользоваться средствами коллективной и индивидуальной защиты;

знающие способы оказания первой помощи пострадавшим.

1.4. В процессе работы слесарь-электрик должен проходить повторные, внеплановые, целевые инструктажи по охране труда и пожарной безопасности на рабочем месте, обучение по охране труда, по оказанию первой помощи пострадавшим при несчастных случаях на производстве, очередные и внеочередные проверки знаний требований охраны труда и электробезопасности.

1.5. К самостоятельной работе по техническому обслуживанию и текущему ремонту электрооборудования допускаются слесари-электрики, имеющие группу по электробезопасности не ниже III в электроустановках напряжением до 1000 В.

1.6. При приеме впервые на работу или при перерыве в работе более 3 лет слесарь-электрик должен проходить первичную проверку знаний требований электробезопасности с присвоением II группы по электробезопасности.

Присвоение II группы по электробезопасности проводится после подготовки по 72-х часовой Программе профессионального обучения для рабочих основных профессий, эксплуатирующих электрические установки ОАО "РЖД" по курсу "Безопасная эксплуатация электрических установок ОАО "РЖД".

Работникам, проходившим ранее проверку знаний норм и правил работы в электроустановках, имеющим соответствующие документы и перерыв в работе не более 3-х лет, после проведения испытаний подтверждается ранее присвоенная группа.

1.7. Работник, впервые принимаемый на работу, перед проведением первичной проверки знаний по электробезопасности проходит стажировку (производственное обучение). Стажировка на рабочем месте также проводится при перерыве в работе свыше 1 года.

Стажировка на рабочем месте работника проводится под руководством ответственного работника, имеющего стаж практической работы по данной профессии не менее 2 лет, в соответствии с программой стажировки, утвержденной начальником ВЧДЭ. Продолжительность стажировки должна быть от 2 до 14 смен.

После прохождения стажировки работнику в комиссии предприятия проводится первичная проверка знаний норм и правил работы в электроустановках.

1.8. Очередную проверку знаний требований охраны труда слесарь-электрик обязан проходить не реже одного раза в 12 месяцев.

1.9. Внеочередную проверку знаний требований охраны труда слесарь-электрик проходит независимо от срока проведения предыдущей проверки:

при введении в действие новых или переработанных норм и правил Ростехнадзора и ОАО "РЖД", связанных с эксплуатацией электроустановок;

при назначении или переводе на другую работу, связанную с эксплуатацией электроустановок, если новые обязанности требуют дополнительных знаний норм и правил;

при нарушении работником требований нормативных актов по охране труда при эксплуатации электроустановок, в том числе при изъятии талона по охране труда (талона предупреждения);

по требованию органов Ростехнадзора;

по требованию ответственного за электрохозяйство ОАО "РЖД";

по требованию ответственных за электрохозяйство подразделений ОАО "РЖД";

по заключению комиссии, расследовавшей несчастный случай электротравмирования с людьми или нарушения в работе объекта электроснабжения;

при повышении на более высокую группу по электробезопасности;

при проверке знаний по электробезопасности после получения неудовлетворительной оценки;

при перерыве в работе в должности, связанной с эксплуатацией электроустановок, более 6 месяцев;

при установке нового оборудования, реконструкции или изменении главных электрических и технологических схем (по решению ответственного за электрохозяйство).

1.10. При исполнении служебных обязанностей слесарь-электрик должен иметь при себе служебное удостоверение, удостоверение о проверке знаний норм труда и правил работы в электроустановках, удостоверение о проверке знаний по охране труда и предупредительный талон по охране труда.

1.11. В соответствие с законодательством Российской Федерации общая продолжительность рабочего времени должна быть установлена в правилах внутреннего трудового распорядка для работников вагонного хозяйства и их структурных подразделений.

На слесаря-электрика в процессе производственной деятельности могут воздействовать следующие опасные и вредные производственные факторы:

движущиеся машины и механизмы, подвижные части производственного оборудования;

повышенная (пониженная) температура воздуха рабочей зоны;

повышенная (пониженная) температура поверхности оборудования;

повышенная (пониженная) влажность воздуха;

повышенная подвижность воздуха;

поражение электрическим током;

термические ожоги;

падение с высоты;

повышенный уровень статического электричества;

недостаточная освещенность рабочей зоны.

1.12. Слесарь-электрик должен знать:

требования настоящей Инструкции;

назначение, устройство, принцип действия и электрические схемы электрооборудования, испытательных стендов, измерительных приборов, приспособлений, электроинструмента и механизмов;

требования инструкций по эксплуатации технологического оборудования, испытательных стендов, измерительных приборов, приспособлений, электроинструмента и механизмов;

опасное и вредное воздействие электрического тока и других вредных факторов, связанных с выполнением работы, и основные способы защиты от их воздействия;

правила применения средств индивидуальной защиты (СИЗ);

способы оказания первой помощи пострадавшим при несчастных случаях на производстве;

места хранения аптечки для оказания первой помощи пострадавшим;

телефоны экстренных служб;

требования производственной санитарии;

требования пожарной и электробезопасности при выполнении работ и уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения.

1.13. Слесарь-электрик должен иметь группу по электробезопасности не ниже III.

1.14. В процессе работы слесарь-электрик обязан использовать электрозащитные средства, выдаваемые в соответствии с требованиями Инструкции по применению и испытанию средств защиты, используемых в электроустановках, утвержденной приказом Минэнерго России от 30.06.2003 N 261, и средства индивидуальной защиты, выдаваемые в соответствии с требованиями Типовых норм бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам железнодорожного транспорта Российской Федерации, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденных приказом Минзравсоцразвития России от 22.10.2008 N 582н.

При выполнении работ на пунктах технического обслуживания слесарю-электрику выдается следующий комплект СИЗ:

-

костюм "Механик"

2 шт. на 2 года

-

ботинки юфтевые на полиуретановой подошве

1 пара

-

плащ для защиты от воды

1 шт. на 3 года

-

сапоги резиновые

1 пара

-

головной убор сигнальный

1 шт.

-

перчатки комбинированные или с полимерным покрытием

8 пар

-

перчатки трикотажные

6 пар

-

очки защитные открытые

до износа

-

каска защитная

1 шт. на 2 года

-

жилет сигнальный (класс защиты 2)

2 шт.

При работе в неотапливаемых помещениях или на наружных работах зимой дополнительно:

-

комплект для защиты от пониженных температур "Механик"

по поясам

-

подшлемник для защиты от пониженных температур со звукопроводными вставками (под каску)

по поясам

-

рукавицы утепленные или

по поясам

перчатки утепленные, или

по поясам

перчатки утепленные с защитным покрытием, нефтеморозостойкие

по поясам

-

сапоги, юфтевые утепленные на нефтеморозостойкой подошве или

по поясам

валенки (сапоги валяные) с резиновым низом

по поясам

Выдача, хранение и использование спецодежды, спецобуви и других СИЗ производиться в соответствии с Порядком обеспечения работников ОАО "РЖД" средствами индивидуальной защиты, утвержденным распоряжением ОАО "РЖД" от 28.12.2012 N 2738р.

Слесарю-электрику, занятому на работах, связанных с трудно смываемыми загрязнениями, выдаются смывающие и обезвреживающие средства для рук в соответствии Типовыми нормами бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств, утвержденными приказом Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 N 1122н:

средства комбинированного действия (работы при попеременном воздействии водорастворимых и водонерастворимых материалов и веществ) - 100 мл на одного работника в месяц;

средства для защиты кожи при негативном влиянии окружающей среды (от раздражения и повреждения кожи) - 100 мл на одного работника в месяц;

средства для защиты от биологических вредных факторов (от укусов членистоногих) - 200 мл на одного работника в месяц;

мыло или жидкие моющие средства (для мытья рук) - 200 г (мыло туалетное) или 250 мл (жидкие моющие средства в дозирующих устройствах) на одного работника в месяц.

1.15. Специальную и личную одежду и обувь необходимо хранить в специально оборудованных местах санитарно-бытовых помещений. Выносить спецодежду, спецобувь и другие СИЗ за пределы территории предприятия запрещается.

Слесарь-электрик обязан следить за исправностью спецодежды и спецобуви, своевременно сдавать спецодежду и спецобувь в химчистку (стирку) и ремонт, а также содержать места для хранения спецодежды в чистоте и порядке.

1.16. Прием пищи и хранение пищевых продуктов на рабочих местах запрещается. Принимать пищу следует только в столовых, буфетах или в специально оборудованных комнатах приема пищи.

Для питья следует пользоваться водой, соответствующей санитарным нормам. Запрещается пользоваться не питьевой водой или питьевой водой из не предназначенных для этого емкостей, а также хранить емкости с техническими жидкостями в местах приема пищи.

Емкости с техническими жидкостями должны иметь надписи о характере содержащихся веществ и храниться в установленных местах.

1.17. В случае получения травмы на производстве или ухудшения состояния своего здоровья, в том числе при проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления), слесарь-электрик должен поставить в известность своего непосредственного или вышестоящего руководителя.

В случае получения травмы на производстве другим работником или ухудшения состояния его здоровья, слесарь-электрик должен принять меры по оказанию первой помощи пострадавшему, немедленно сообщить своему непосредственному или вышестоящему руководителю и сохранить до начала расследования обстановку, какой она была на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью других лиц.

1.18. При обнаружении нарушений требований охраны труда, пожарной безопасности, неисправностей оборудования, инструмента, защитных приспособлений, средств защиты, освещения, отопления, вентиляции, создающих опасность для жизни и здоровья работников или являющихся предпосылкой к аварии, пожару, несчастному случаю, слесарь-электрик обязан прекратить работу и немедленно сообщить об этом мастеру (бригадиру), а в его отсутствие - вышестоящему руководителю, оповестить окружающих, при необходимости вывести людей из опасной зоны и принять меры к ограждению опасного места.

1.19. Слесарю-электрику запрещается:

приступать к выполнению работы без прохождения в установленном порядке инструктажей по охране труда и пожарной безопасности, очередной проверки знаний требований охраны труда и электробезопасности;

приступать к выполнению работы, не связанной с его прямыми обязанностями, без получения от мастера (бригадира) целевого инструктажа о безопасных методах ее выполнения;

приступать к выполнению работы без СИЗ, применение которых предусмотрено соответствующими инструкциями, правилами и другой нормативно-технической документацией, а также пользоваться неисправными индивидуальными средствами защиты или с истекшим сроком их испытаний;

прикасаться к арматуре общего освещения, к оборванным, оголенным электропроводам, зажимам (клеммам) токоведущим частям;

заходить за защитные ограждения электрооборудования;

при осмотре электроустановок напряжением выше 1000 В не допускается входить в помещения, камеры, не оборудованные ограждениями или барьерами, препятствующими приближению к токоведущим частям;

наступать на электрические провода и кабели;

без соответствующей подготовки выполнять ремонт вышедшего из строя цехового электрооборудования, электроустановок и электроинструмента;

находиться под поднятым грузом и на пути его перемещения;

работать вблизи вращающихся частей оборудования не защищенных ограждающими сетками или щитками;

снимать без необходимости ограждения и защитные кожухи токоведущих частей оборудования;

производить работу, если пол на рабочем месте скользкий (облит маслом, другими ГСМ);

использовать в процессе работы мобильные телефоны, плейеры, наушники и другие устройства, отвлекающие внимание при выполнении своих должностных обязанностей, кроме специально отведенных мест для отдыха;

находиться на работе в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения.

1.20. При нахождении на железнодорожных путях слесарь-электрик обязан соблюдать следующие требования безопасности:

переходить железнодорожные пути по специально оборудованным пешеходным мостам, тоннелям, дорожкам (настилам), переездам, путепроводам, по специально установленным маршрутам, обозначенным указателями "Служебный проход";

переходить пути под прямым углом, перешагивая через рельсы, не наступая на концы шпал и масляные пятна на шпалах;

соблюдать требования знаков безопасности, видимых и звуковых сигналов;

следить за передвижением единиц подвижного состава;

обходить группу вагонов, стоящих на пути, на расстояние не менее 5 м от их автосцепки;

проходить вдоль путей по обочине или посередине междупутья, обращая внимание на движущийся по смежным путям подвижной состав (включая снегоочиститель и другую путевую спецтехнику). При обнаружении (визуальном или звуковом) приближающегося подвижного состава слесарь-электрик, оказавшийся на пути следования поезда в габарите подвижного состава, должен отойти и убрать инструменты, приспособления, материалы и изделия с путей на обочину земляного полотна, а при отсутствии достаточного места - на обочину смежного пути, на расстояние не менее 2,5 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения поездов до 120 км/ч, не менее 4 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения 121 - 140 км/ч, а на скоростных и высокоскоростных участках железной дороги (при установленных скоростях движения более 140 км/ч) на расстояние не менее 5 м от крайнего рельса за 10 мин. до прохода поезда;

проходить между расцепленными вагонами, локомотивами и секциями локомотивов, если расстояние между их автосцепками не менее 10 м, при этом идти следует по середине разрыва;

следуя по маршруту служебного или технологического прохода слесарь-электрик должен соблюдать осторожность и не наступать на электроприводы, путевые коробки, устройства заземления и другие напольные (наземные) устройства;

при пропуске проходящего подвижного состава располагаться к нему лицом;

при переходе пути, занятого стоящим подвижным составом, разрешается, при наличии, пользоваться переходными площадками вагонов. Перед подъемом и при спуске с площадки необходимо предварительно убедиться в исправности поручней, подножек и пола площадки. Прежде чем начать подъем на переходную площадку вагона, следует убедиться в отсутствии разрешающего показания светофора и звуковых сигналах, подаваемых локомотивом перед отправлением состава. При подъеме на переходную площадку и сходе с нее необходимо держаться за поручни и располагаться лицом к вагону, при этом руки должны быть свободны от каких-либо предметов. Перед спуском с переходной площадки вагона на междупутье следует осмотреть место схода на предмет нахождения на междупутье посторонних предметов, о которые можно споткнуться при сходе, а также убедиться в отсутствии движущегося по смежному пути подвижного состава.

В темное время суток необходимо пользоваться фонарем.

1.21. При выходе из помещения вблизи железнодорожных путей в условиях плохой видимости, следует предварительно убедиться в отсутствии движущегося подвижного состава, а в темное время суток подождать, пока глаза привыкнут к темноте, сознательно переключив свое внимание на обеспечение безопасного перемещения.

1.22. При выполнении работ вблизи железнодорожных путей слесарь-электрик должен находиться в застегнутом сигнальном жилете со световозвращающими накладками и надписью с указанием о наименовании принадлежности к структурному подразделению и хозяйству.

1.23. При нахождении на железнодорожных путях запрещается:

переходить или перебегать перед приближающимся подвижным составом, а также отходить на соседний путь (внутрь колеи пути или на край его балластной призмы) на время пропуска подвижного состава;

пролезать под подвижным составом, влезать на автосцепки или под них при переходе через железнодорожные пути;

протаскивать инструменты и материалы под вагонами;

находиться в междупутье во время следования поездов по смежным путям, а также в местах отмеченных знаками "Негабаритное место";

становиться или садиться на рельсы;

наступать на рельсы и концы железобетонных шпал;

запрыгивать на подножки вагонов или локомотивов и сходить с них во время движения;

переходить через стрелочные переводы, оборудованные электрической централизацией в местах расположения остряков и крестовин, ставить ногу между остряком и рамным рельсом, подвижным сердечником и усовиком и в желоба.

1.24. Слесарь-электрик должен выполнять следующие требования пожарной безопасности:

курить только в установленных местах, оборудованных средствами пожаротушения и обозначенных знаком "Место для курения";

не пользоваться открытым огнем вблизи легковоспламеняющихся жидкостей и горючих материалов, у газосварочных аппаратов, газовых баллонов, окрасочных камер и аккумуляторных батарей;

не использовать электроплитки, электрочайники и другие электронагревательные приборы, не имеющие устройств тепловой защиты, без подставок из негорючих теплоизоляционных материалов, исключающих опасность возникновения пожара;

не оставлять без присмотра включенные в электрическую сеть электронагревательные приборы, а также электроприборы, в том числе находящиеся в режиме ожидания, за исключением электроприборов, которые могут и (или) должны находиться в круглосуточном режиме работы в соответствии с инструкцией завода-изготовителя;

не размещать (не складировать) в электрощитовых (у электрощитов), у электродвигателей и пусковой аппаратуры горючие (в том числе легковоспламеняющиеся) вещества и материалы;

не использовать для затемнения электроламп (светильников) бумагу, ткань и другие горючие материалы;

не использовать некалиброванные плавкие вставки или другие самодельные аппараты защиты от перегрузки и короткого замыкания;

не применять для освещения открытый огонь (факелы, свечи, керосиновые лампы и другие);

не допускать загромождения тарой, материалами и оборудованием проходы и проезды к средствам пожаротушения, эвакуационным выходам.

1.25. Слесарь-электрик, не выполняющий требования настоящей Инструкции, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.