О статусе и применении данного документа с 01.01.2020 см. Письма Минфина России N 02-02-05/98727 и N 02-02-05/98728 от 17.12.2019.

III. Проведение внутреннего аудита

21. Основанием для проведения внутреннего аудита является распоряжение Росморречфлота о проведении внутреннего аудита (далее - распоряжение).

22. Проект распоряжения разрабатывается Отделом внутреннего аудита, планирования и анализа деятельности предприятий и содержит программу внутреннего аудита, указания на объект аудита, форму аудита, перечень должностных лиц, включенных в состав Комиссии по проведению аудита, председателя и заместителя председателя Комиссии, срок проведения аудита, проверяемый период, срок представления руководителю Росморречфлота результатов аудита.

23. Предложения управлений, привлекаемых к участию в аудите, о включении в состав Комиссии должностных лиц, ответственных за проведение аудита, а также о направлениях деятельности (вопросах), подлежащих аудиту, представляются в Отдел внутреннего аудита, планирования и анализа деятельности предприятий в течение пяти рабочих дней со дня получения запроса.

24. Участниками аудита являются председатель Комиссии, заместитель председателя Комиссии, члены Комиссии, руководитель и должностные лица объекта аудита, обеспечивающие взаимодействие с Комиссией и уполномоченные на подписание актов по результатам аудита (далее - ответственные должностные лица объекта аудита).

25. Состав Комиссии назначается распоряжением руководителя Росморречфлота.

26. Состав ответственных должностных лиц объекта аудита, обеспечивающих взаимодействие с Комиссией и уполномоченных на подписание актов аудита, устанавливается руководителем объекта аудита.

27. В целях обеспечения координации действий участников внутреннего аудита председателем Комиссии или его заместителем до начала аудита:

- доводятся указания членам Комиссии об аудите отдельных вопросов деятельности объекта аудита;

- доводится информация членам Комиссии о перечне ответственных должностных лиц объекта аудита;

- рассматриваются предложения руководства объекта аудита о размещении Комиссии и информация о подготовке рабочих мест.

28. Аудит подразделяется:

- на камеральный аудит, который проводится по месту нахождения субъекта аудита на основании представленных по запросу информации и материалов;

- на выездной аудит, который проводится по месту нахождения объектов аудита;

- на комбинированный аудит, который проводится как по месту нахождения субъекта аудита на основании представленных по запросу информации и материалов, так и по месту нахождения объектов аудита.

29. Метод проведения аудита (сплошной, выборочный), объем выборки, способ проведения аудита (документальный, фактический) определяются членами Комиссии самостоятельно, исходя из принципа достижения разумной уверенности в том, что выбранный подход с достаточной степенью надежности обеспечивает достижение цели аудита.

30. Сплошной аудит заключается в изучении всех операций деятельности (документов, имущества, обязательств) объекта аудита за весь период аудита.

31. Выборочный аудит заключается в изучении части операций деятельности (документов, имущества, обязательств) объекта аудита в выбранном интервале периода аудита.

32. Документальный аудит проводится путем изучения информации о деятельности объекта аудита, содержащейся в документах.

33. Фактический аудит проводится путем установления информации о количественных, качественных и иных характеристиках объекта аудита на основании инвентаризации, обследования, осмотра, обмера, пересчета, экспертизы, получения объяснений и других способов.

34. В рамках внутреннего финансового аудита Отделом внутреннего аудита, планирования и анализа деятельности предприятий проводится исследование:

- осуществления внутреннего финансового контроля;

- законности выполнения внутренних бюджетных процедур и эффективности использования средств федерального бюджета, иных денежных средств и ресурсов;

- ведения учетной политики, принятой объектом аудита, в том числе на предмет ее соответствия изменениям в области бюджетного учета;

- применения автоматизированных информационных систем объектом аудита при осуществлении внутренних бюджетных процедур;

- вопросов бюджетного учета, в том числе вопросов, по которым принимается решение исходя из профессионального мнения лица, ответственного за ведение бюджетного учета;

- наделения правами доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий;

- формирования финансовых и первичных учетных документов, а также наделения правами доступа к записям в регистрах бухгалтерского (бюджетного) учета;

- бюджетной отчетности.

35. При проведении внутреннего аудита соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок проводится исследование:

- соблюдения ограничений и запретов, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок;

- соблюдения требований к обоснованию закупок и обоснованности закупок;

- соблюдения требований о нормировании в сфере закупок;

- правильности определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);

- соответствия информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до сведения заказчика;

- соответствия информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансового обеспечения для осуществления данных закупок, содержащейся:

- в планах-графиках, - информации, содержащейся в планах закупок;

- в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), - информации, содержащейся в документации о закупках;

- в условиях проектов контрактов, направляемых участникам закупок, с которыми заключаются контракты, - информации, содержащейся в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

- реестра контрактов, заключенных заказчиками, - условиям контрактов;

- предоставления учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, организациям инвалидов преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта;

- соблюдения требований, касающихся участия в закупках субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций;

- соблюдения требований по определению поставщика (подрядчика, исполнителя);

- обоснованности в документально оформленном отчете невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цены контракта и иных существенных условий контракта в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения контракта;

- применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

- соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;

- своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;

- соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.

36. Аудит проводится путем выполнения:

- инспектирования, представляющего собой изучение записей и документов, связанных с осуществлением операций, в том числе внутренней бюджетной процедуры, и (или) материальных активов;

- наблюдения, представляющего собой систематическое изучение действий должностных лиц и работников объекта аудита, выполняемых ими в ходе исполнения операций, в том числе внутренней бюджетной процедуры;

- запроса, представляющего собой обращение к осведомленным лицам в пределах или за пределами объекта аудита в целях получения сведений, необходимых для проведения аудита;

- подтверждения, представляющего собой ответ на запрос информации, содержащейся в регистрах учета;

- пересчета, представляющего собой проверку точности арифметических расчетов, произведенных объектом аудита, либо самостоятельного расчета членом Комиссии;

- аналитических процедур, представляющих собой анализ соотношений и закономерностей, основанных на сведениях об осуществлении внутренних процедур (внутренних бюджетных процедур), а также изучение связи указанных соотношений и закономерностей с полученной информацией с целью выявления отклонений от нее и (или) неправильно отраженных в бухгалтерском (бюджетном) учете операций и их причин и недостатков осуществления иных внутренних процедур (внутренних бюджетных процедур).

37. При проведении аудиторской проверки должны быть получены достаточные надлежащие надежные доказательства. К доказательствам относятся достаточные фактические данные и достоверная информация, основанные на рабочей документации и подтверждающие наличие выявленных нарушений и недостатков, а также являющиеся основанием для выводов и предложений по результатам аудита.

38. Предоставление ответственными должностными лицами объекта аудита документов, объяснений, иной необходимой информации осуществляется на основании устных или письменных запросов Комиссии.

Документы предоставляются членам Комиссии незамедлительно, а в случае, если в силу объективных факторов незамедлительное представление документов невозможно, не позднее рабочего дня, следующего за днем представления требования.

Доступ к документам объекта аудита, содержащим государственную тайну, предоставляется в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации.

По окончании рабочего дня указанные документы и материалы остаются в служебном помещении, предназначенном для размещения Комиссии, а при необходимости все или часть этих документов и материалов ежедневно возвращаются на места их постоянного хранения.

По окончании рабочего дня служебное помещение, выделенное для размещения Комиссии, должно закрываться на ключ и сдаваться под охрану объекта аудита.

39. По окончании аудита председателем Комиссии:

1) заслушивается информация членов Комиссии об основных результатах аудита и объяснения ответственных должностных лиц объекта аудита по указанной информации;

2) рассматриваются возражения ответственных должностных лиц объекта аудита к акту и разъяснения членов Комиссии по изложенным в возражениях вопросам;

3) рассматриваются предложения ответственных должностных лиц объекта аудита о принятии мер, направленных на устранение выявленных аудитом нарушений.