11. Особенности проведения проверок субъектов надзора, эксплуатирующих отдельные виды объектов

11. Особенности проведения проверок субъектов надзора,

эксплуатирующих отдельные виды объектов

11.1. Проведение проверок субъектов надзора, эксплуатирующих опасные производственные объекты, предусматривает:

анализ выполнения требований нормативно-правовых документов по размещению объекта, производственного персонала на объекте и населения на прилегающей территории, которая может оказаться в зоне действия поражающих факторов в случае аварии;

проверку выполнения ранее принятых решений органов государственной власти, государственных надзорных и контрольных органов по вопросам готовности объекта к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и достаточности мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

проверку наличия количественных показателей риска чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера для работников объекта и населения, проживающего в зоне воздействия поражающих факторов источников возможных чрезвычайных ситуаций, как на самом объекте, так и на рядом расположенных опасных объектах, методов их определения;

анализ полноты выполнения мероприятий, направленных на снижение риска и смягчения последствий возможных чрезвычайных ситуаций;

проверку выполнения комплекса мероприятий, предусмотренных актами расследования случаев аварий на промышленном объекте;

анализ соответствия объектового Плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, существующим нормам и требованиям;

проверку наличия на объекте и работоспособности технических систем предупреждения и локализации чрезвычайных ситуаций; эффективности систем и средств, исключающих разгерметизацию оборудования и высвобождение потенциально опасных веществ в количестве, способном вызвать образование полей поражающих факторов за пределами территории объекта;

контроль выполнения технических решений по защите людей, технологического оборудования, зданий и сооружений от воздушной ударной волны и продуктов горения, радиоактивного загрязнения, химического заражения, катастрофического затопления;

анализ состояния и характеристик систем обнаружения взрывоопасных концентраций, контроля радиационной и химической обстановки, обеспечивающих оповещение персонала аварийно-восстановительных подразделений или газоспасательных бригад в соответствии с установленными нормативами;

контроль выполнения решений по обеспечению устойчивости пунктов и систем управления производственным процессом, безопасности находящегося в нем персонала и возможности управления процессом в условиях чрезвычайной ситуации;

оценку наличия, мест размещения и надежности резервных источников электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, систем связи, обеспечивающих функционирование объекта при чрезвычайной ситуации и действия аварийно-восстановительных подразделений при ликвидации чрезвычайных ситуаций;

анализ наличия и состояния систем оповещения о чрезвычайных ситуациях, систем контроля за безопасностью, включая системы по предотвращению постороннего вмешательства в деятельность объекта (по системам физической защиты и охраны объекта);

анализ готовности сил и средств к локализации и ликвидации возможной чрезвычайной ситуации (укомплектованность личным составом аварийно-восстановительных подразделений, укомплектованность приборами и оборудованием, подготовка руководящего, производственного персонала и личного состава аварийно-восстановительных подразделений и готовность к действиям при чрезвычайных ситуаций);

оценку выполнения решений по обеспечению беспрепятственной эвакуации производственного персонала с территории объекта, ввода и передвижения на объекте сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

проверка наличия предусмотренных для данного объекта законодательством Российской Федерации декларации промышленной безопасности и паспорта безопасности критически важного или потенциально опасного объекта;

контроль соблюдения установленных сроков разработки декларации промышленной безопасности и паспорта безопасности критически важного или потенциально опасного объекта;

анализ выводов экспертизы декларации безопасности и выполнения рекомендаций экспертной организации по предупреждению чрезвычайных ситуаций;

проверку наличия и размещения резервов финансовых и материальных средств для ликвидации возможной чрезвычайной ситуации (из декларации безопасности);

проверку наличия договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

11.2. Проведение проверок субъектов надзора, эксплуатирующих гидротехнические сооружения, предусматривает нижеследующие дополнительные требования:

определение характера возможных чрезвычайных ситуаций при аварии на гидротехнических сооружениях в соответствии с действующей классификацией;

анализ границ зон возможного затопления для рассматриваемых сценариев аварий на гидротехническом сооружении (для хранилищ жидких отходов промышленных предприятий - дополнительно границ зон вредного воздействия на окружающую среду);

анализ размеров зон действия вторичных поражающих факторов (от аварий на промышленных объектах, вызванных воздействием волны прорыва на здания и сооружения промышленных объектов в зонах затопления);

анализ возможного количества погибших, пострадавших и численности населения, у которого могут быть нарушены условия жизнедеятельности (с учетом воздействия вторичных поражающих факторов и возможного вредного воздействия на окружающую среду);

оценку степеней разрушения зданий и сооружений в зонах возможного затопления (с учетом воздействия вторичных поражающих факторов);

оценку величины возможного ущерба физическим и юридическим лицам в случае аварии;

проверку наличия предусмотренных для данного объекта законодательством Российской Федерации декларации безопасности гидротехнического сооружения и паспорта безопасности критически важного или потенциально опасного объекта;

контроль соблюдения установленных сроков разработки декларации безопасности гидротехнического сооружения и паспорта безопасности критически важного или потенциально опасного объекта;

проверку наличия договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;

оценку возможностей по локализации и ликвидации аварий на гидротехническом сооружении силами объекта;

анализ необходимости привлечения сил и средств территориальных, региональных или федеральных органов РСЧС к локализации и ликвидации аварий на гидротехническом сооружении.

11.3. Проведение проверок субъектов надзора, эксплуатирующих объекты, расположенные в районах возможного воздействия опасных природных факторов, предусматривает нижеследующие дополнительные требования:

исследование всех возможных опасных природных воздействий на данный объект;

анализ значений природных нагрузок по каждому из опасных природных воздействий с учетом их периодичности и интенсивности воздействия на объект;

оценку последствий возможного воздействия сверх расчетных опасных природных нагрузок на здания, сооружения и технологическое оборудование объекта, выявление степени и характера возможных повреждений;

анализ полученных зон возможного поражения персонала объектов и населения с учетом воздействия вторичных поражающих факторов от аварий, возникающих при повреждении зданий, сооружений и технологического оборудования;

оценку возможного количества погибших, пострадавших, а также количество населения, для которого могут быть нарушены условия жизнедеятельности;

оценку возможной величины и структуры материального ущерба в результате воздействия опасных природных факторов;

анализ мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций в районах возможного воздействия опасных природных факторов с учетом периодичности и интенсивности воздействия сверх расчетных природных нагрузок на здания, сооружения и технологическое оборудование объектов и возможных последствий чрезвычайных ситуаций;

исследование возможностей по локализации и ликвидации вероятной чрезвычайной ситуации силами объекта;

необходимости привлечения сил и средств территориальных, региональных или федеральных органов РСЧС к локализации и ликвидации возможной чрезвычайной ситуации.

11.4. Проведение проверок субъектов надзора, эксплуатирующих опасные объекты, на которых обращаются опасные отходы, предусматривает нижеследующие дополнительные требования:

анализ соответствия класса опасности отходов, определенного по критериям, установленным специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами;

контроль наличия паспорта опасных отходов;

проверку наличия и состояния технических систем, исключающих распространение опасных отходов и возможность возникновения чрезвычайных ситуаций;

контроль подготовки лиц, допущенных к обращению с опасными отходами в части вопросов локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и достаточности мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, наличия у них свидетельств (сертификатов) на право работы с опасными отходами;

анализ значений возможных воздействий при обращении с опасными отходами на производственный персонал, население и окружающую природную среду при возникновении чрезвычайной ситуации;

анализ мероприятий по предупреждению и готовности к ликвидации чрезвычайных ситуаций с учетом возможных воздействий и последствий чрезвычайных ситуаций, возникающих при обращении с отходами;

оценку возможного количества погибших, пострадавших, а также количество населения, для которого могут быть нарушены условия жизнедеятельности с учетом обращения опасных отходов;

оценку возможной величины и структуры материального ущерба в результате опасных воздействий при чрезвычайной ситуации, возникающей при обращении с опасными отходами;

исследование возможностей по локализации и ликвидации вероятной чрезвычайной ситуации при обращении с опасными отходами силами промышленного объекта;

анализ необходимости привлечения сил и средств территориальных, региональных или федеральных органов РСЧС к локализации и ликвидации возможной чрезвычайной ситуации при обращении с опасными отходами.