Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Раздел 3. Порядок проведения и оформления аудиторских проверок

РАЗДЕЛ 3. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ

АУДИТОРСКИХ ПРОВЕРОК

3.1. Перед началом проверки руководитель аудиторской группы знакомит руководителя проверяемого Объекта аудита с программой аудиторской проверки, представляет проверяющих и решает организационно-технические вопросы.

3.2. Руководитель Объекта аудита обязан создать надлежащие условия для проведения проверки: предоставить необходимое помещение, персональные компьютеры с подключенными базами данных или удаленный доступ к ним, копировально-множительную и другую оргтехнику, услуги связи, автотранспорт, канцелярские принадлежности и издать приказ "Об организационном обеспечении проведения аудиторской проверки внутреннего финансового аудита", в соответствии с которым назначается должностное лицо, ответственное за организационное обеспечение контрольного мероприятия и своевременное предоставление запрашиваемой информации, а также указывается обязанность руководителей структурных подразделений (или иных должностных лиц) Объекта аудита в предоставлении проверяющим требуемой для проведения аудиторской проверки информации и оказании содействия в проведении аудиторской проверки.

Требования и запросы проверяющих, связанные с осуществлением ими своих должностных полномочий, являются обязательными для исполнения должностными лицами Объекта аудита.

(п. 3.2 в ред. Приказа ФНС России от 07.08.2015 N АС-7-16/338@)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.3. В ходе аудиторской проверки проводится исследование:

осуществления внутреннего финансового контроля;

законности выполнения внутренних бюджетных процедур и эффективности использования средств федерального бюджета;

ведения учетной политики, принятой Объектом аудита, в том числе на предмет ее соответствия изменениям в области бюджетного учета;

применения автоматизированных информационных систем Объектом аудита при осуществлении внутренних бюджетных процедур;

вопросов бюджетного учета, в том числе вопросов, по которым принимается решение исходя из профессионального мнения лица, ответственного за ведение бюджетного учета;

наделения правами доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий;

формирования финансовых и первичных учетных документов, а также наделения правами доступа к записям в регистрах бюджетного учета;

бюджетной отчетности.

3.4. Аудиторские проверки проводятся путем выполнения:

инспектирования, представляющего собой изучение записей и документов, связанных с осуществлением операций внутренней бюджетной процедуры и (или) материальных активов;

наблюдения, представляющего собой систематическое изучение действий должностных лиц и работников Объекта аудита, выполняемых ими в ходе исполнения операций внутренней бюджетной процедуры;

запроса, представляющего собой обращение к осведомленным лицам в пределах или за пределами Объекта аудита в целях получения сведений, необходимых для проведения аудиторской проверки;

подтверждения, представляющего собой ответ на запрос информации, содержащейся в регистрах бюджетного учета;

пересчета, представляющего собой проверку точности арифметических расчетов, произведенных Объектом аудита, либо самостоятельного расчета работником подразделения внутреннего финансового аудита;

аналитических процедур, представляющих собой анализ соотношений и закономерностей, основанных на сведениях об осуществлении внутренних бюджетных процедур, а также изучение связи указанных соотношений и закономерностей с полученной информацией с целью выявления отклонений от нее и (или) неправильно отраженных в бюджетном учете операций и их причин и недостатков осуществления иных внутренних бюджетных процедур.

3.5. При проведении аудиторской проверки должны быть получены достаточные надлежащие надежные доказательства. К доказательствам относятся достаточные фактические данные и достоверная информация, основанные на рабочей документации и подтверждающие наличие выявленных нарушений и недостатков в осуществлении внутренних бюджетных процедур Объектами аудита, а также являющиеся основанием для выводов и предложений по результатам аудиторской проверки.

3.6. Проведение аудиторской проверки подлежит документированию. Рабочая документация, то есть документы и иные материалы, подготавливаемые или получаемые в связи с проведением аудиторской проверки, должна содержать:

документы, отражающие подготовку аудиторской проверки, включая ее программу;

сведения о характере, сроках, об объеме аудиторской проверки и о результатах ее выполнения;

сведения о выполнении внутреннего финансового контроля в отношении операций, связанных с темой аудиторской проверки;

перечень договоров, соглашений, протоколов, первичной учетной документации, документов бюджетного учета и бюджетной отчетности, подлежавших изучению в ходе аудиторской проверки;

письменные заявления и объяснения, полученные от должностных лиц и иных работников Объектов аудита;

копии обращений, направленных органам государственного финансового контроля, экспертам и (или) третьим лицам в ходе аудиторской проверки, и полученные от них сведения;

копии финансово-хозяйственных документов Объекта аудита, подтверждающих выявленные нарушения;

акт аудиторской проверки.

3.7. Предельный срок аудиторской проверки, установленный пунктом 2.3 настоящего Регламента, может быть продлен распоряжением заместителя руководителя ФНС России (УФНС), курирующего Субъект внутреннего финансового аудита, на основании мотивированного обращения руководителя аудиторской группы на срок не более пятнадцати календарных дней в следующих случаях:

(в ред. Приказа ФНС России от 02.10.2015 N ММВ-7-16/433@)

(см. текст в предыдущей редакции)

- проведение аудиторской проверки Объекта аудита, имеющего большое количество получателей средств федерального бюджета, а также проверяемых и анализируемых документов;

- получение в ходе проведения аудиторской проверки от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных официальных источников информации, свидетельствующей о наличии в деятельности Объекта аудита нарушений законодательства Российской Федерации и требующей дополнительной проверки;

- наличие обстоятельств непреодолимой силы.

Субъект внутреннего финансового аудита в течение двух рабочих дней с даты распоряжения о продлении срока аудиторской проверки извещает об этом Объект аудита, с указанием причин, послуживших основанием для продления.

(в ред. Приказа ФНС России от 02.10.2015 N ММВ-7-16/433@)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.8. Проведение аудиторской проверки может быть приостановлено распоряжением заместителя руководителя ФНС России (УФНС), курирующего Субъект внутреннего финансового аудита, на основании мотивированного обращения начальника Субъекта внутреннего финансового аудита в следующих случаях:

(в ред. Приказа ФНС России от 02.10.2015 N ММВ-7-16/433@)

(см. текст в предыдущей редакции)

- при отсутствии или неудовлетворительном состоянии бюджетного (бухгалтерского) учета у Объекта аудита - на период восстановления Объектом аудита документов, необходимых для проведения аудиторской проверки, а также приведения Объектом аудита в надлежащее состояние документов учета и отчетности;

- в случае непредставления Объектом аудита документов, материалов и информации, необходимых для проведения аудиторской проверки, а также представления неполного комплекта таких документов, материалов и информации, воспрепятствование проведению аудиторской проверки и (или) уклонения от проведения аудиторской проверки - на период устранения перечисленных обстоятельств.

На время приостановления аудиторской проверки течение ее срока прерывается.

Субъект внутреннего финансового аудита в течение двух рабочих дней с даты распоряжения о приостановлении аудиторской проверки извещает об этом Объект аудита, с указанием причин, послуживших основанием для приостановления.

(в ред. Приказа ФНС России от 02.10.2015 N ММВ-7-16/433@)

(см. текст в предыдущей редакции)

Проведение аудиторской проверки возобновляется по распоряжению заместителя руководителя ФНС России (УФНС), курирующего Субъект внутреннего финансового аудита, при получении информации об устранении причин, послуживших основанием для приостановления проведения аудиторской проверки.

(в ред. Приказа ФНС России от 02.10.2015 N ММВ-7-16/433@)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.9. Должностные лица Субъекта внутреннего финансового аудита при проведении аудиторских проверок имеют право:

(в ред. Приказа ФНС России от 02.10.2015 N ММВ-7-16/433@)

(см. текст в предыдущей редакции)

запрашивать и получать на основании мотивированного запроса документы, материалы и информацию в целях проведения аудиторских проверок, в том числе информацию об организации и о результатах проведения внутреннего финансового контроля;

посещать помещения и территории, которые занимают Объекты аудита, в отношении которых осуществляется аудиторская проверка;

привлекать независимых экспертов.

Соответствующий запрос должностного лица Субъекта внутреннего финансового аудита должен быть исполнен в срок не позднее трех рабочих дней с даты его получения, если иной срок не установлен в запросе.

(в ред. Приказа ФНС России от 02.10.2015 N ММВ-7-16/433@)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 3.9 в ред. Приказа ФНС России от 07.08.2015 N АС-7-16/338@)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.10. Должностные лица Субъекта внутреннего финансового аудита обязаны:

(в ред. Приказа ФНС России от 02.10.2015 N ММВ-7-16/433@)

(см. текст в предыдущей редакции)

соблюдать требования нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;

проводить аудиторские проверки в соответствии с программой аудиторской проверки;

знакомить руководителя или уполномоченное должностное лицо Объекта аудита с программой аудиторской проверки, а также с результатами аудиторских проверок.

3.11. По результатам проведения аудиторской проверки составляется акт аудиторской проверки по форме согласно приложению N 3 к настоящему Регламенту.

Результаты проверки деятельности Объекта аудита по отдельным вопросам программы проверки в соответствии с их распределением между членами проверяющей группы согласно пункту 2.7 Регламента оформляются в виде справок аудиторской проверки.

Акт аудиторской проверки формирует руководитель аудиторской группы на основании данных и фактов, изложенных в справках проверок, а также иных фактов, имеющих документальное подтверждение, но не вошедших в справки проверки.

В акте аудиторской проверки также подлежат отражению нарушения и недостатки в деятельности Объекта аудита, выявленные по результатам анализа представленных материалов, документов и информации в рамках проводимой проверки, но относящихся к правоотношениям, возникшим за рамками проверяемого периода, при условии, что они не отражались в актах ранее проведенных аудиторских проверок.

(абзац введен Приказом ФНС России от 02.10.2015 N ММВ-7-16/433@)

(п. 3.11 в ред. Приказа ФНС России от 07.08.2015 N АС-7-16/338@)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.12. Акт аудиторской проверки по результатам проведения камеральной либо комбинированной проверки составляется в 2-х экземплярах, каждый из которых подписывается в день окончания аудиторской проверки руководителем аудиторской группы.

Один экземпляр акта камеральной либо комбинированной проверки направляется руководителю Объекта аудита в течение 2 (двух) рабочих дней с даты окончания камеральной либо комбинированной проверки".

При наличии возражений по нарушениям, указанным в акте камеральной либо комбинированной проверки, руководитель Объекта аудита направляет в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня окончания аудиторской проверки на имя заместителя руководителя ФНС России (УФНС), курирующего Субъект внутреннего финансового аудита, возражения, оформленные официальным письмом средствами системы электронного документооборота, с приложением электронных копий документов, подтверждающих обоснованность таких возражений.

(в ред. Приказа ФНС России от 02.10.2015 N ММВ-7-16/433@)

(см. текст в предыдущей редакции)

По результатам рассмотрения представленных возражений Объекта аудита готовится заключение ФНС России (УФНС), которое приобщается к материалам камеральной либо комбинированной проверки.

(в ред. Приказа ФНС России от 02.10.2015 N ММВ-7-16/433@)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 3.12 в ред. Приказа ФНС России от 07.08.2015 N АС-7-16/338@)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.13. Акт аудиторской проверки по результатам проведения выездной проверки составляется в 2-х экземплярах, каждый из которых подписывается руководителем аудиторской группы и руководителем Объекта аудита в день окончания аудиторской проверки.

Один экземпляр акта аудиторской проверки остается у руководителя аудиторской группы, другой экземпляр вручается руководителю Объекта аудита или иному уполномоченному руководителем Объекта аудита лицу в день окончания аудиторской проверки.

В случае отказа руководителя Объекта аудита от получения второго экземпляра акта аудиторской проверки в нем проставляется отметка "От получения экземпляра отказался".

При наличии возражений по нарушениям, указанным в акте аудиторской проверки, руководитель Объекта внутреннего финансового аудита делает на акте аудиторской проверки отметку "С возражениями" и направляет в течении 5 (пяти) рабочих дней со дня окончания выездной проверки на имя заместителя руководителя ФНС России (УФНС), курирующего Субъект внутреннего финансового аудита, возражения, оформленными официальным письмом средствами системы электронного документооборота, с приложением электронных копий документов, подтверждающих обоснованность таких возражений.

(в ред. Приказа ФНС России от 02.10.2015 N ММВ-7-16/433@)

(см. текст в предыдущей редакции)

По результатам рассмотрения представленных возражений готовится заключение ФНС России (УФНС), которое приобщается к материалам выездной проверки.

(в ред. Приказа ФНС России от 02.10.2015 N ММВ-7-16/433@)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 3.13 введен Приказом ФНС России от 07.08.2015 N АС-7-16/338@)

3.14. При выявлении аудиторской группой нарушений по результатам аудиторской проверки Объект аудита в течение 20 (двадцати) рабочих дней после окончания аудиторской проверки разрабатывает и утверждает План устранения выявленных нарушений с указанием сроков и должностных лиц Объекта аудита, а также направляет копию указанного Плана в Субъект внутреннего финансового аудита.

(п. 3.14 введен Приказом ФНС России от 07.08.2015 N АС-7-16/338@; в ред. Приказа ФНС России от 02.10.2015 N ММВ-7-16/433@)

(см. текст в предыдущей редакции)