Документ не применяется. Подробнее см. Справку

Комитет РСПП по экологии и природопользованию, ОАО "Интер РАО"

32.

1. О сохранении избыточных административных барьеров при нормировании сбросов, установленных приказом N 333, и дополнении их новыми.

В 2013 - 2014 гг. Минэкономразвития России провело экспертизу приказа Минприроды России от 17.12.2007 N 333 "Об утверждении методики разработки НДС для водопользователей" и по итогам этой экспертизы подготовило заключение от 20.08.2014 N 20758-ОФ/Д26и, которое размещено на сайте Минэкономразвития России (Заключение МЭР).

Основные выводы этого заключения следующие:

1) Существующее правовое регулирование, установленное Методикой, представляется избыточным и не позволяет использовать имеющиеся технологии очистки сточных вод (в том числе наилучшие доступные технологии) для обеспечения снижения Cндс в сбросах сточных вод до установленных действующим законодательством нормативов. Требуется анализ корректности установленных ПДКрыбхоз для целого ряда веществ и их пересмотр с учетом опыта стран Европейского Союза.

2) Административным барьером существующего правового регулирования является отсутствие порядка установления перечня нормируемых веществ. Так, согласно Методике перечень нормируемых веществ формируется на основе исходной информации об использовании веществ на конкретном предприятии и анализе данных о качестве исходной и сточной вод. Поскольку состав исходной информации и методы ее анализа не регламентированы, данное положение допускает возможность злоупотребления органами государственной власти, согласующими проект НДС, в части установления указанного перечня.

3) Избыточным административным барьером при установлении НДС является процедура согласования проекта НДС. До утверждения проекта НДС в территориальном органе Росводресурсов его необходимо согласовать в территориальных органах четырех ФОИВ: Роспотребнадзора, Росприроднадзора, Росрыболовства, Росгидромета.

При этом пределы полномочий каждого органа не определены, не установлены критерии отклонения проекта НДС, что предоставляет каждому органу возможность отклонения проекта НДС по субъективным основаниям, что повышает коррупциогенность регулирования.

Поскольку разработка НДС осуществляется с использованием большого объема информации, полученной по итогам различных процедур, и сложных расчетов, проверка которых фактически невозможна, т.к. требует повторения всех этих процедур и расчетов, то результатом функционирования этой системы нормирования является абсолютно непрозрачные, непроверяемые значения НДС.

Требование о согласовании проекта НДС при отсутствии четкого разграничения полномочий между согласующими органами и критериев отклонения проекта НДС представляется нецелесообразным.

4) Методика не может быть применена для сбросов сточных вод в канализационные системы, поскольку эти системы не являются водными объектами.

В соответствии с частью 1 статьи 27 ФЗ N 416 отдельные категории абонентов отождествляются с водопользователями, хотя согласно Водному кодексу РФ (далее - ВК РФ) таковыми не являются. В частности, нормы, устанавливающие требования к разработке и согласованию НДС абонентами, не соответствуют части 1 статьи 23 ФЗ "Об охране окружающей среды" (ФЗ N 7), согласно которой НДС устанавливаются для источников воздействия на окружающую среду. Источником воздействия на водный объект являются водоканалы, а не их абоненты. Поэтому в соответствии с ВК РФ и ФЗ N 7 проекты НДС абоненты централизованных систем водоотведения разрабатывать и согласовывать не должны.

Основной целью приказа N 339 является распространение регулятивных норм, установленных приказом Минприроды России от 17 декабря 2007 г. N 333 (далее - Методика) для водопользователей, на абонентов централизованных систем водоотведения (далее - ЦСВ).

При этом не устранены положения Методики, необоснованно затрудняющие ведение хозяйственной деятельности, выявленные при проведении экспертизы этого приказа, указанные в Заключении МЭР.

Приказом N 339 дополнительно к существующим в Методике положениям, необоснованно затрудняющим ведение хозяйственной деятельности, добавляются новые положения, которые направлены на установление дополнительных избыточных административных барьеров в регулировании нормирования сбросов веществ в водные объекты.

33.

2. По подпункту 2 пункта 2 приложения к приказу N 339.

Подпунктом 2 п. 2 приложения к приказу N 339 введена новая редакция пункта 3 Методики: ПДКрыбхоз заменены нормативами качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, которые включают ПДКрыбхоз. При этом какие нормативы качества имеются в виду, понять не представляется возможным. Этой нормой установлены неопределенные требования к организациям, что является коррупциогенным фактором.

На практике почти все водопользователи нормируются на уровне рыбохозяйственных ПДК. Это связано с применением статьи 17 ФЗ N 166 (ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов"), согласно которой "к водным объектам рыбохозяйственного значения относятся водные объекты, которые используются или могут быть использованы для добычи (вылова) водных биоресурсов". Эта формулировка позволяет относить к водным объектам рыбохозяйственного значения практически все водные объекты на территории РФ.

Таким образом, даже реки в черте городов определяются Росрыболовством как рыбохозяйственные водоемы 1 - 2 категории, что абсурдно с учетом их загрязненности и назначения.

В целях устранения искусственного административного барьера, связанного с отнесением всех водных объектов к объектам рыбохозяйственного значения, необходимо внести изменения в приказ Росрыболовства N 818 от 17.09.2009 "Об установлении категорий водных объектов рыбохозяйственного значения и особенности добычи (вылова) водных биологических ресурсов, обитающих в них и отнесенных к объектам рыболовства" в части установления четких критериев отнесения водных объектов к объектам рыбохозяйственного значения и устранения неопределенностей в этой части, необоснованно затрудняющих ведение хозяйственной деятельности.

Пунктом 3 Методики предусматривается, что нормативы качества воды водного объекта включают в себя: (а) общие требования к составу и свойствам поверхностных вод, (б) ПДКхозбыт, (в) ПДКрыбхоз.

Однако на практике ПДКхозбыт практически не применяются, поскольку пунктом 6 Методики устанавливается, что "в случае одновременного использования водного объекта или его участка для различных нужд для состава и свойств его вод принимаются наиболее жесткие нормы качества воды из числа установленных".

Требование, установленное пунктом 6 Методики, не предусмотрено федеральными законами, т.е. общеобязательные правила поведения установлены в подзаконном акте в условиях отсутствия закона, что является превышением полномочий, предоставленных Минприроды.

Пункт 6 должен быть исключен из Методики, как не соответствующий требованиям федеральных законов.

Также следует отметить, что в соответствии с ФЗ N 7 НДС - это масса вещества, допустимая для поступление в водный объект. Какое отношение к НДС (или к установлению масс веществ, поступающих в водный объект) имеют "плавающие примеси", "окраска", "температура", "ХПК", "ВПК" и целый набор других общих требований к сточным водам, которые Методикой предписывается "прицепить" к НДС, понять не представляется возможным.

Установление в Методике этих требований, не предусмотренных федеральными законами, является установлением общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона, что является коррупциогенным фактором. Норму по установлению иных "навязанных Методикой" требований, кроме ограничений по массам сбрасываемых веществ, должны быть исключены из Методики, как не соответствующие Федеральному закону.

34.

2. По подпункту 3 пункта 2 приложения к приказу N 339.

Подпунктом 3 пункта 2 приложения к приказу N 339 введена новая редакция пункта 4 Методики, которая необоснованно ужесточает требования к сбросам сточных вод в водные объекты, используемые для целей питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения, а также для рекреационных целей.

В соответствии с предыдущей редакцией п. 4 Методики нормативы качества вод таких водных объектов или их природный состав и свойства должны выдерживаться на водотоках, начиная со створа, расположенного на 1 км выше ближайшего по течению пункта водопользования (водозабор для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, места купания, организованного отдыха, территория населенного пункта и т.п. вплоть до самого места водопользования), а на водоемах - на акватории в радиусе 1 км от пункта водопользования. Таким образом, Методика содержала требование соответствия качества воды нормам только в местах действительного использования данного водного объекта для тех нужд, для которых установлены нормы.

В соответствии с новой редакцией пункта 4 Методики вся вода водных объектов, даже не используемая для целей питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения или рекреационных целей, должна соответствовать требованиям к воде питьевого и хозяйственно-бытового назначения. Исключение делается для небольшого 500-метрового участка водного объекта вокруг выпуска сточных вод, где качество воды водного объекта может не соответствовать нормам.

Нет никаких оснований для распространения требований к воде водных объектов, используемых для целей питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения (ПДКхозбыт) на воду, которая не используется для этих нужд. Это требование избыточно, налагает необоснованные ограничения на водопользователей. Для водопользователей, которым ранее были установлены НДС по прежним правилам, нормирование по новым правилам означает ужесточение требований, что приведет к необходимости реконструкции очистных сооружений.

Предлагается отменить пункт 2 (подпункт 3) приложения к приказу N 339 и вернуться к прежней редакции пункта 4 Методики.

35.

3. По подпункту 4 пункта 2 приложения к приказу N 339.

Подпунктом 4 (пункт 2) приказа N 339 введена новая редакция пункта 5 Методики, которой установлено, что при сбросе сточных вод в водные объекты рыбохозяйственного значения, нормативы качества вод должны соблюдаться в максимально загрязненной струе контрольного створа на расстоянии не далее 500 метров от места сброса сточных вод. Установление расстояния между местом выпуска и контрольным створом имеет определяющее значение для расчета НДС.

В общем случае НДС определяется по формуле (4) из п. 26 Методики: Cндс = n * (ПДК - Cф) + Cф, где n = nн * n0. Расчет коэффициентов разбавления является наиболее сложной частью Методики, требует учета множества параметров и переменных. В то же время, при любых параметрах водного объекта и сточных вод на достаточно большом расстоянии от выпуска произойдет полное перемешивание сточных вод и воды водного объекта. При этом расчетная формула (4) радикально упрощается Cндс = (Q + q) / q * (ПДК - Cф) + Cф, где Q - расход воды в водном объекте, q - расход сточных вод.

Допущение полного смешивания устраняет необходимость учета десятков параметров, используемых в настоящее время для расчета коэффициентов смешения nн и n0. При таком упрощении методики расчет НДС можно будет выполнять без применения специализированных программ, радикально снизится трудозатратность и ресурсоемкость процедуры сбора исходных данных и расчета НДС, повысится прозрачность процедуры установления НДС. Кроме того, при этом будет исключена необходимость осуществления мониторинга качества воды в контрольных створах, что приведет к существенному снижению расходов водопользователей на производственный экологический контроль.

Проведенные расчеты по Методике показывают, что на расстоянии 500 м и более от места выпуска более 70% воды водного объекта смешивается со стоками.

Учитывая нормативные требования, предъявляемые к точности измерений, например, Cф (+/- (5...80)%, (согласно приказу Минприроды России от 07.12.2012 N 425 "Об утверждении перечня измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений и выполняемых при осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды, и обязательных метрологических требований к ним, в том числе показателей точности измерений"), точность расчета НДС при таком упрощении не изменится.

Таким образом, Методика будет существенно упрощена при допущении, что происходит полное смешение сточных вод и воды водных объектов. Установление этого допущения существенно упрощает расчеты НДС, позволит избавиться от навязанной разработчиками Методики расчета НДС на основе многопараметрической модели с использованием большого объема информации, полученной по итогам различных процедур, и сложных расчетов, проверка которых фактически невозможна.

Предлагается упростить Методику за счет исключения из нее понятия "контрольный створ". Расчет НДС следует производить исходя из предположения полного смешения сточных вод и воды водных объектов.

Подпункт 4 (пункт 2) приказа N 339 предлагается изложить в следующей редакции:

"4) пункт 5 изложить в следующей редакции:

5. При сбросе сточных, в том числе дренажных вод в водные объекты расчет нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ осуществляется исходя из предположения полного смешения сточных вод и воды водных объектов".

Пункты Методики, касающиеся расчета НДС следует переработать с учетом этого требования.

36.

4. По подпункту 6 пункта 2 приложения к приказу N 339.

Подпунктом 6 (п. 2) приказа N 339 введена новая редакция пункта 8 Методики, в котором даются противоречивые указания по нормированию сбросов сточных вод в границе населенного пункта.

В первом абзаце нового пункта 8 Методики устанавливается, что для сбросов в границе населенного пункта НДС определяется исходя из отнесения требований к качеству воды в водном объекте в местах сброса сточных вод к самим сточным водам независимо от типа выпуска сточных вод. То есть в любых случаях Cндс = ПДК.

Однако во втором абзаце п. 8 указано, что при сбросе сточных вод через рассеивающие выпуски нормативные требования к составу и свойствам воды должны обеспечиваться в створе начального разбавления рассеивающего выпуска. То есть при расчете НДС для рассеивающих выпусков должна применяться формула (4) Методики с применением только коэффициента начального разбавления: Cндс = n0 (ПДК - Cф) + Cф.

Таким образом, новая формулировка пункта 8 Методики содержит противоречивые инструкции по методу нормирования сбросов сточных вод в границе населенного пункта. При этом результаты нормирования по двум приведенным формулам будут существенно различаться.

Для устранения противоречия предлагается изменить новую формулировку пункта 8 Методики, включив после слов "независимо от типа выпуска сточных вод" слова ", кроме рассеивающих выпусков".

37.

5. По подпункту 7 пункта 2 приложения к приказу N 339.

Подпунктом 7 (п. 2) приказа N 339 введена новая редакция пункта 9 Методики, согласно которой слово "пункте" заменено на "пункте (створе)" без изменения содержания нормы, установленной пунктом 9 Методики:

"9. Если фоновая загрязненность водного объекта по каким-либо показателям не позволяет обеспечить нормативное качество воды в контрольном пункте (створе), то НДС по этим показателям разрабатываются исходя из отнесения нормативных требований к составу и свойствам воды водных объектов к самим сточным, в том числе дренажным водам".

При этом при применении основной формулы (4) для расчета Cндс, установленной пунктом 26 Методики, Cндс может принимать отрицательные значения, что указывает на некорректность самой формулы, приводящей к абсурду.

Пункт 9 Методики также приводит к абсурду (противоречию здравому смыслу). Поскольку многие водные объекты имеют фоновое природное содержание загрязняющих веществ выше ПДК, забор воды производится с уже повышенным содержанием загрязняющих веществ. При этом в соответствии с пунктом 9 Методики концентрация этих загрязняющих веществ в сбросе устанавливаются равной ПДКрыбхоз. Это означает, что хозяйствующий субъект должен производить очистку речной воды до ПДКрыбхоз.

Пунктом 9 Методики, сохраненным приказом N 339, установлены требования, необоснованно затрудняющие ведение хозяйственной деятельности, выполнение этих требований часто невозможно и бессмысленно, поскольку они абсурдны по сути.

Нормироваться должны только вещества, привносимые в водный объект в результате хозяйственной деятельности (происхождение которых обусловлено исключительно хозяйственной деятельностью), иные случаи поступления веществ, не связанные с хозяйственной деятельностью (например, поступающие из любых систем водоснабжения или с осадками) нормированию подлежать не должны.

Для устранения абсурда, следующего из пункта 9 Методики, предлагается Пункт 9 Методики изложить в следующей редакции:

"Если загрязненность водного объекта по каким-либо показателям не позволяет обеспечить нормативное качество воды в контрольном пункте (створе), то НДС по этим показателям разрабатываются исходя из соблюдения требований к составу и свойствам сточных, вод в том числе дренажных вод, на уровне природного фонового качества воды водного объекта."

38.

5. По подпункту 8 пункта 2 приложения к приказу N 339.

Подпунктом 8 (п. 2) приказа N 339 введена новая редакция пункта 12 Методики, в которой уточняются требования к случаям, когда фактический сброс загрязняющего вещества меньше расчетного НДС. При этом величина НДС необоснованно занижается и, кроме того, ставится в зависимость от неконтролируемых случайных факторов.

В соответствии с частью 1 ст. 23 ФЗ "Об охране окружающей среды" нормативы сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.

В то же время, в соответствии с новым пунктом 12 Методики водопользователю может быть установлен НДС исходя из уровня достигнутого фактического сброса, без учета нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов, как того требует часть 1 ст. 23 ФЗ "Об охране окружающей среды". При этом величина фактического сброса является случайной величиной, которая зависит от различных неконтролируемых факторов: влияния уровня гидравлической нагрузки на очистные сооружения, уровня загрузки предприятий - источников сточных вод, которые определяются общей экономической ситуацией в стране, изменения состава сточных вод абонентов. Эффективность очистных сооружений, как и прочих сложных технических устройств, не является постоянной величиной и постепенно снижается в межремонтный период.

Кроме того, установление НДС на фактически достигнутом уровне приводит к дестимуляции водопользователей к улучшению качества очистки стоков. Какой бы уровень эффективности очистки не был достигнут водопользователем, этот уровень будет установлен ему в качестве НДС. При таких условиях водопользователи не заинтересованы в улучшении качества очистки стоков.

Применение данного положения приводит к установлению НДС ниже ПДКрыбхоз в случае, если фактический сброс ниже ПДКрыбхоз, когда поступающее в водный объект вещество не является загрязняющим веществом, поскольку не оказывает негативное воздействие на этот объект. Таким образом, установленное пунктом 12 Методики требование к нормированию сброса веществ ниже ПДК, приводит к установлению нормативов для веществ, которые фактически не являются загрязняющими, что является абсурдом.

Таким образом, новая редакция пункта 12 Методики противоречит требованию ст. 23 ФЗ "Об охране окружающей среды", необоснованно занижает величину НДС и влечет избыточные затраты водопользователей на очистку сточных вод.

Предлагается исключить из Методики возможность установления НДС на уровне фактического сброса. НДС должен устанавливаться на уровне максимального допустимого сброса загрязняющего вещества, обеспечивающего установленные нормативы качества окружающей среды - водного объекта, т.е. расчетного НДС.

39.

6. По подпункту 9 пункта 2 приложения к приказу N 339.

Подпунктом 9 (п. 2) изменена формулировка пункта 14 Методики, при этом срок действия НДС при его установлении с учетом разбавления снижен до трех лет, изменен перечень причин пересмотра НДС до истечения их срока действия. Учитывая сроки разработки и согласования НДС, практическую неограниченность поводов для пересмотра НДС и их неопределенность (например, изменение технологии производства или очистки стоков, параметров сброса, причем не только у водопользователя, но и у других водопользователей в пределах участка), разработка НДС становится непрекращающимся процессом. Между тем, именно НДС служит основой для проектирования и реализации водоохранных мероприятий, определяет затраты на их реализацию. Постоянный риск изменения условий функционирования предприятий, требований к качеству и объему сточных вод существенно ухудшает условия ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности.

Учитывая длительность реализации инвестиционных проектов и с целью поддержания благоприятных инвестиционных условий предлагается установить срок действия НДС не менее 10 лет, исключив все возможные причины для их досрочного пересмотра. Кроме того, содержание нового пункта 14 Методики в редакции приказа Минприроды N 339 противоречит содержанию нового пункта 84 Методики в редакции приказа Минприроды N 339.

В соответствии с пунктом 14 срок действия НДС может составлять 3 или 5 лет.

В соответствии с пунктом 84 НДС для абонентов ЦСВ устанавливается на срок действия НДС для выпуска организации, осуществляющей водоотведение. Учитывая, что НДС для абонентов ЦСВ может быть разработан только после утверждения НДС для организации, осуществляющей водоотведение, срок действия НДС абонентов может быть любым, но не более 5-ти лет.

Для устранения противоречия необходимо в пункте 14 Методики указать, что его нормы не относятся к порядку установления НДС абонентов ЦСВ.

40.

7. По подпункту 11 пункта 2 приложения к приказу N 339.

Подпунктом 11 (п. 2) приказа N 339 внесено изменение в пункт 17 Методики, которым из Методики исключено приложение 3 с конкретными требованиями к эффективности обеззараживания сточных вод. Вместо этих конкретных требований включена отсылочная норма на санитарно-эпидемиологические требования Российской Федерации.

В настоящее время в законодательстве отсутствуют нормативные правовые акты, регламентирующие требования к эффективности обеззараживания сточных вод. Документ, содержащий такие требования - "Организация госсанэпиднадзора за обеззараживанием сточных вод. Методические указания. МУ 2.1.5.800-99" (утв. Минздравом РФ 27.12.1999) - не является нормативным правовым актом, т.к. не проходил государственную регистрацию.

В связи с этим предлагается исключить из Методики пункт 17, а также из форм согласования и утверждения НДС (приложения 1 и 2 к Методике) пункты, содержащие нормативы допустимого сброса микроорганизмов.

41.

8. По подпункту 14 пункта 2 приложения к приказу N 339.

Подпунктом 14 (п. 2) приказа N 339 изменена формулировка пункта 19 Методики, в котором даются указания по формированию перечня нормируемых веществ: теперь он должен формироваться на основе исходной информации об использовании веществ на конкретном предприятии и анализе данных о качестве исходной и сточных вод, а для организаций, осуществляющих водоотведение, должен включать вещества, принимаемые со сточными абонентов.

Содержание перечня во многом определяет необходимость и объемы капитальных и эксплуатационных затрат на водоохранные мероприятия, объем производственного контроля.

В то же время эти указания в пункте 19 Методики очевидно недостаточны для однозначного установления перечня нормируемых веществ для конкретного выпуска. В результате для однотипных предприятий, использующих одинаковые технологии, устанавливаются совершенно различные перечни нормируемых веществ. Например, для нескольких газомазутных тепловых электростанций количество нормируемых веществ, включенных в НДС и разрешения на сброс, изменяется от единиц до нескольких десятков. Недостаточная регламентация правил формирования перечня предоставляет государственным органам, согласующим и утверждающим НДС, право совершенно произвольно и избирательно предъявлять требования к перечням нормируемых веществ конкретных водопользователей.

Кроме того, в соответствии со статьей 4.1 ФЗ "Об охране окружающей среды" Правительство РФ определяет перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования, в том числе и установление НДС. То есть выбор нормируемых веществ ограничен данным перечнем, формируемым Правительством РФ. Однако в пункте 19 Методики отсутствуют какие-либо ограничения для перечней нормируемых веществ.

Таким образом, пункт 19 Методики в редакции Приказа N 339 содержит нормы:

- предоставляющие государственным органам возможности для избирательного применения норм права, что является коррупциогенным фактором;

- противоречащие нормам ст. 4.1 ФЗ "Об охране окружающей среды".

Для устранения этих недостатков предлагается дополнить Методику исчерпывающими (закрытыми) перечнями нормируемых веществ для различных видов экономической деятельности с установлением возможностей их пересмотра. Все хозяйствующие субъекты, осуществляющие конкретные виды деятельности, будут обязаны нормировать и контролировать сбросы веществ, включенных в упомянутые перечни. Данный подход применяется, например, в ЕС, в Директиве N 2010/75/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского Союза "О промышленных выбросах (о комплексном предотвращении загрязнения и контроле над ним) (новая редакция)".

42.

9. По подпункту 17 "б" пункта 2 приложения к приказу N 339.

Подпунктом 17 "б" (п. 2) приказа N 339 изменена редакция пункта 25 Методики, в соответствии с которой в случае, если фоновая концентрация загрязняющего вещества в водном объекте превышает ПДК, то Cндс определяется в соответствии с пунктами 1, 9 Методики. Предыдущая редакция пункта 25 предлагала использовать в данном случае пунктом 1 Методики. Пункты 1 и 9 содержат противоречивые указания по методам нормирования сбросов при Cф > ПДК.

Пунктом 1 Методики установлено, что величины НДС определяются исходя из условий соблюдения в контрольном пункте сформировавшегося природного фонового качества воды, то есть Cндс = Cф.

Пунктом 9 для таких же случаев установлено, что НДС разрабатываются исходя из отнесения нормативных требований к составу и свойствам воды водных объектов к самим сточным водам, то есть Cндс = ПДК.

Требование пункта 9 является избыточным. Очистка сточных вод до более высокого качества, чем имеет вода в водоеме-приемнике не может привести к повышению качества воды в водном объекте, т.к. формирование состава воды водного объекта происходит за счет влияния природных условий. При этом на водопользователей возлагаются избыточные требования, повышающие капитальные и эксплуатационные затраты на очистку сточных вод.

Предлагается вернуть прежнюю редакцию пункта 25 Методики и исключить пункт 9 из Методики.

43.

10. По подпункту 18 пункта 2 приложения к приказу N 339.

В последнем абзаце подпункта 18 (п. 2) приказа N 339 установлены требования к изменению температуры водных объектов рыбохозяйственного значения при сбросе в него сточных вод.

Поскольку НДС - это масса веществ, допустимая для сброса в водные объекты, такие показатели, как pH, температура, токсичность не имеют никакого отношения к установлению НДС, регулирование отношений, связанных с этими показателями, находится вне сферы регулирования Методики.

Последний абзац подпункта 18 (п. 2) приказа N 339 подлежит исключению.

44.

11. По подпункту 30 пункта 2 приложения к приказу N 339.

Подпунктом 30 (п. 2) приказа N 339 Методика дополнена пунктом 84, в котором определено, что НДС разрабатываются абонентами на срок действия НДС для выпуска организации, осуществляющей водоотведение. Срок действия НДС для выпуска организации, осуществляющей водоотведение, может быть 3 или 5 лет и может измениться в любой момент в случаях, предусмотренных пунктом 14 Методики. Таким образом, срок действия НДС абонента в зависимости от времени подключения к водоотводящим сетям может быть любым от 1-го месяца до 5 лет. Столь небольшой срок действия НДС создает неблагоприятные условия для инвестиционной деятельности, поскольку исходя из значений НДС планируются водоохранные мероприятия, параметры проектируемых очистных сооружений. За период действия НДС абонент может не успеть выполнить даже проектные работы по очистным сооружениям.

Учитывая длительность реализации инвестиционных проектов, с целью поддержания благоприятного инвестиционного климата предлагается установить срок действия НДС абонентов не менее 10 лет, вне зависимости от любых изменений НДС для выпуска организации, осуществляющей водоотведение.

Кроме того, по истечении срока действия НДС водоотводящей организации (и, соответственно, НДС абонента) в период от получения абонентом информации об утверждении новых НДС организации, осуществляющей водоотведение, и до утверждения на их основе своих НДС абонент гарантированно не будет иметь разрешительных документов на водоотведение в ЦСВ и, соответственно, будет нарушать законодательство и вносить сверхнормативные платежи. То есть, Методика заранее обеспечивает любому абоненту статус нарушителя законодательства, что недопустимо.

45.

12. По подпункту 34 пункта 2 приложения к приказу N 339.

Подпунктом 34 (п. 2) приказа N 339 Методика дополнена приложением 4, содержащим порядок определения допустимых концентраций для сточных вод абонентов ЦСВ. Для определения значений допустимых концентраций для абонентов предлагается использовать значения показателей эффективности очистки сточных вод для каждого нормируемого вещества, а также значения Q, Qпр, Qж, Qпов, Cж, Cпов, Cрас. Эти значения должны определяться, публиковаться, предоставляться организациями, осуществляющими водоотведение.

При этом отдельные показатели такие как Qпов, Cпов, не связаны с хозяйственной деятельностью абонентов и эти показатели не могут навязываться абонентам для разработки ими НДС. Кроме того, пунктом 8 статьи 1 ФЗ N 219 установлено, что с 01.01.2016 из перечня видов негативного воздействия на окружающую среду, за которые взимается плата, исключены "сбросы загрязняющих веществ на водосборные площади".

Это только подтверждает тот факт, что нормироваться должны только вещества, привносимые в водный объект в результате хозяйственной деятельности (происхождение которых обусловлено исключительно хозяйственной деятельностью), иные случаи поступления веществ, не связанные с хозяйственной деятельностью (например, поступающие с осадками или при заборе воды из водного объекта) нормированию подлежать не должны.

Следует также подчеркнуть, что порядок определения указанных показателей действующим законодательством не установлен, что предоставляет широкие возможности для злоупотреблений.

Действующим законодательством также не предусмотрен контроль действий организаций, осуществляющих водоотведение, по определению и публикации значений показателей эффективности очистки сточных вод для каждого нормируемого вещества, Q, Qпр, Qж, Qпов, Cж, Cпов, Cрас.

Отсутствие регулирования этой деятельности и контроля за ней со стороны государства создает благоприятные условия для злоупотреблений со стороны организаций, осуществляющих водоотведение, различного применения нормативных требований по определению допустимых концентраций для сточных вод абонентов ЦСВ. Учитывая, что деятельность по водоотведению носит монопольный характер, организации, осуществляющие водоотведение, заинтересованы в ужесточении требований к абонентам с целью получения платы за превышение нормативных концентраций в сточных водах. В то же время значения допустимых концентраций имеют для абонентов большую важность, т.к. от их значений зависит необходимость или отсутствие необходимости различных водоохранных мероприятий, строительства очистных сооружений, размер платы за водоотведение.

Кроме того, порядком определения допустимых концентраций для сточных вод абонентов ЦСВ не определена возможность и периодичность пересмотра показателей, используемых для определения допустимых концентраций. Очевидно, что эти показатели будут непрерывно изменяться в зависимости от текущего технического состояния очистных сооружений, количества объектов, подключенных к ЦСВ, объема атмосферных осадков и прочих факторов. В то же время, частое изменение требований к стокам создает неблагоприятные условия для производственной и инвестиционной деятельности абонентов.

Необходимо дополнить Методику исчерпывающими указаниями по определению значений показателей эффективности очистки сточных вод для каждого нормируемого вещества, Q, Qпр, Qж, Qпов, Cж, Cпов, Cрас, а также указаниями по периодичности их пересмотра не чаще, чем 1 раз в 10 лет.

Также в Методике должна быть установлена норма, согласно которой нормироваться должны только вещества, привносимые в водный объект в результате хозяйственной деятельности (происхождение которых обусловлено исключительно хозяйственной деятельностью), иные случаи поступления веществ, не связанные с хозяйственной деятельностью (например, поступающие с осадками, либо из водных объектов), нормированию подлежать не должны.

46.

13. По подпункту 29 пункта 2 приложения к приказу N 339.

Подпунктом 29 (п. 2) приказа N 339 изменена редакция пункта 77 Методики, но сохранены следующие требования к расчетным условиям, порядок выполнения которых не установлен:

- расчетные характеристики речного стока, его составляющих и влияющей на реки хозяйственной деятельности ввиду асинхронности их изменений должны рассматриваться совмещение во времени и по условиям водности года;

- расчетные значения речного стока, его составляющих и влияния хозяйственной деятельности должны быть сбалансированы по течению реки, что достигается при максимальной детализации их рассмотрения;

- расчетное качество воды в фоновых и контрольных створах должно определяться для условий достижимых на наилучших существующих технологиях очистки сточных, в том числе дренажных вод характеристик сбрасываемых сточных, в том числе дренажных вод, чтобы исключить неоптимальное использование ассимилирующей способности рек из-за отсутствия или неудовлетворительной работы водоохранных сооружений;

- лимитирующие расчетные условия рек должны соответствовать совмещенным во времени значениям их количественных и качественных характеристик с учетом влияния хозяйственной деятельности, формирующим лимитирующие величины ассимилирующей способности рек по отдельным нормированным веществам или их группам на участках между контрольными створами; допускается при надлежащем обосновании определять лимитирующие расчетные условия рек бассейна по результатам расчетов для наиболее неблагоприятных сезонов (зимнего, летнего и, в ряде случаев, осеннего) маловодного года с учетом рассмотрения, при необходимости, лет более высокой расчетной водности;

- расчетные условия для проектирования водоохранного сооружения должны соответствовать наиболее неблагоприятным значениям прогнозных характеристик реки, принимающей сточные, в том числе дренажные воды, за период эксплуатации данного сооружения.

Этими положениями установлены неопределенные основания или условия принятия решения, что предоставляет правоприменителю необоснованно широкие пределы усмотрения и повышает коррупциогенность системы регулирования.

Пункт 77 Методики должен быть исключен.

47.

14. По подпунктам 30 и 34 пункта 2 приложения к приказу N 339.

В соответствии с главой X и приложением 4 Методики, введенными подпунктами 30 (п. 2) и 34 (п. 2) приказа N 339, разработка НДС для абонентов ЦСВ производится на основании НДС организации, осуществляющей водоотведение, а также иных сведений, предоставляемых абонентам организацией, осуществляющей водоотведение (Q, Qпр, Qж, Qпов, Cж, Cпов, Cрас). При неисполнении организацией, осуществляющей водоотведение, своих обязанностей по разработке и получению НДС и предоставлению сведений, абоненты не могут разработать НДС для своих выпусков и будут нести административную и финансовую ответственность в соответствии с законодательством. Такая ситуация несправедлива, т.к. абоненты лишены возможности исполнить требования Методики.

Для устранения таких случаев предлагается предусмотреть в главе X и приложении 4 Методики порядок установления НДС для абонентов ЦСВ в отсутствие у организации, осуществляющей водоотведение, НДС и непредставления ею исходных сведений, предусмотренных приложением 4 (Q, Qпр, Qж, Qпов, Cж, Cпов, Cрас).

48.

15. По подпунктам 31 и 32 пункта 2 приложения к приказу N 339.

1) Подпунктами 31 (п. 2), 32 (п. 2) приказа N 339 введены формы для согласования и утверждения НДС (приложения 1 и 2 к Методике). Во все эти формы включены пункты 8, в которых предполагается устанавливать требования к общим свойствам сточных вод, в том числе ограничения по наличию плавающих примесей, температуре, pH и т.д. В то же время нормативные основания для установления таких ограничений отсутствуют.

Ранее общие требования к сточным водам, сбрасываемым в водные объекты, устанавливались на основании "Правил охраны поверхностных вод (Типовые положения)" (утв. Госкомприроды СССР 21.02.1991). Однако этот документ утратил силу в связи с принятием Водного кодекса РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ.

В настоящее время общие требования к сточным водам, сбрасываемым в водные объекты, используемые или намечаемые к использованию для нужд населения, на практике обычно устанавливаются на основании "СанПиН 2.1.5.980-00. 2.1.5. Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод. Санитарные правила и нормы" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 22.06.2000) (с изм. от 04.02.2011, с изм. от 25.09.2014). Однако данный документ не является нормативным правовым актом. По заключению Минюста РФ данный документ не нуждается в государственной регистрации (письмо Минюста РФ от 01.11.2000 N 9295-ЮД), и, значит, не содержит обязательных нормативных требований.

Общие требования к воде рыбохозяйственных водных объектов установлены в приложении 6 к "Методическим указаниям по разработке нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения" (утв. приказом Росрыболовства от 04.08.2009 N 695, зарегистрирован в Минюсте РФ 03.09.2009 N 14702). Однако, данные методические указания предназначены для научно-исследовательских и иных организаций, выполняющих работы по разработке нормативов качества воды и ПДК веществ (п. 1.1), не для установления НДС для водопользователей. Нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, применяемые для разработки НДС, установлены приказом Росрыболовства от 18.01.2010 N 20 "Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения" (зарегистрировано в Минюсте РФ 09.02.2010 N 16326). В данном документе требования к общим свойствам воды рыбохозяйственных водных объектов (pH, температура, наличие плавающих примесей, содержание кислорода, минерализация, токсичность) не установлены.

Поскольку НДС - это масса веществ, допустимая для сброса в водные объекты, такие показатели, как общие свойства, pH, температура, токсичность в сточных водах не имеют никакого отношения к установлению НДС, регулирование отношений, связанных с этими показателями, находится вне сферы регулирования Методики.

Таким образом, нормативные правовые документы не содержат обязательных требований к общим свойствам воды водных объектов, используемых для целей питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения, а также рыбохозяйственных водных объектов, следовательно, нормативные основания для установления таких требований к сточным водам отсутствуют. В связи с этим из форм для согласования и утверждения НДС в приложениях 1 и 2 Методики должны быть исключены пункты 8 для установления общих свойств сточных вод.

2) Во все формы для согласования и утверждения НДС (приложения 1 и 2 к Методике) включена фраза "Сброс веществ не указанных ниже запрещен", то есть в формы включен запрет сброса веществ, для которых не установлены нормативы сброса в составе НДС. Это требование противоречит действующему законодательству и является невыполнимым для водопользователей.

В частности, на основании статьи 4.1 ФЗ "Об охране окружающей среды" Правительство РФ определяет перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования, в том числе и установление НДС. Таким образом, водопользователь имеет полное право производить без ограничений сброс веществ, не включенных в упомянутый перечень и, соответственно - в НДС.

Кроме того, основной составляющей сточных вод является химическое соединение H2O. Содержание данного вещества в сточных водах не нормируется и не указывается в НДС. В то же время осуществление водоотведения без сброса воды невозможно. Имеются и иные вещества, всегда присутствующие в сточных водах, но не нормируемые, например - растворенные в воде азот, углекислый газ, инертные газы, карбонат- и гидрокарбонат-ионы.

Предлагается исключить фразу "Сброс веществ не указанных ниже запрещен" из всех форм для согласования и утверждения НДС (приложения 1 и 2 к Методике).

3) Кроме того, во всех формах (п. 5) в приложениях 1 и 2 необходимо указать категорию сточных, в том числе дренажных вод. Поскольку категории сточных, в т.ч. дренажных вод действующим законодательством не определены, данной нормой установлена юридико-лингвистическая неопределенность, что является коррупциогенным фактором.

Требуется дополнить Методику пояснением по заполнению данной графы.

49.

16. По пункту 10 Методики.

Пунктом 10 Методики установлен особый метод установления НДС для теплообменных вод ТЭС, АЭС и других подобных объектов. Для таких сточных вод НДС устанавливается на уровне концентраций нормированных веществ в воде водного объекта в месте водозабора. Учитывая, что концентрации нормированных веществ в воде водного объекта в месте водозабора постоянно меняются, для таких сточных вод не могут быть установлены постоянные численные значения НДС, могут быть установлены только некие правила, выраженные словесно или формулами, для ограничения концентраций веществ в сточных теплообменных водах.

Однако формы для согласования и утверждения НДС (в приложениях 1 и 2 Методики) не позволяют указывать в них текст или формулы.

Предлагается включить в п. 10 Методики следующие пояснения по заполнению форм в приложениях 1 и 2:

"При установлении и согласовании НДС для сбросов теплообменных вод ТЭС, АЭС и других подобных объектов в формах, приведенных в приложениях 1 и 2, в графах "Утвержденный норматив НДС, мг/дм3" и "Согласованный норматив НДС, мг/дм3" для каждого нормируемого вещества указывается формула 00000005.wmz. В графах 5 - 29 проставляются нули. В примечаниях к таблицам "Утвержденный..." или "Согласованный норматив допустимого сброса веществ в водный объект" указывается:

"Примечания:

1. Cвх, Cвых - концентрация нормируемого вещества в воде водного объекта в месте водозабора и в сточных теплообменных водах соответственно, мг/дм3.

2. 00000006.wmz, 00000007.wmz - абсолютная погрешность измерения величин Cвх и Cвых соответственно, мг/дм3.

3. Масса фактического сброса т/мес. рассчитывается по формуле: Расход сточных теплообменных вод 00000008.wmz".

50.

17. По подпункту 35 пункта 2 приложения к приказу N 339.

Подпунктом 35 (п. 2) приказа N 339 Методика дополнена приложением 5, в котором используются понятия, содержание которых не определено, не указаны ссылки на нормативные правовые акты, определяющие эти понятия:

- наименования и реквизиты канализационных выпусков абонента;

- категория сточных вод.

В этом же подпункте указано, что в состав НДС абонентов ЦСВ включается обоснование расхода (расходов на выпусках) сточных вод для установления НДС. Каких-либо указаний или пояснений по методам или содержанию такого обоснования Методика или иные нормативные правовые акты не содержат.

Поскольку приложение 5 устанавливает форму НДС абонентов ЦСВ, которую должны заполнять сами абоненты ЦСВ, на них возлагается неопределенная обязанность.

Необходимо включить в Методику исчерпывающие пояснения по содержанию понятий "наименование канализационных выпусков абонента", "реквизиты канализационных выпусков абонента", "категория сточных вод", а также пояснения по методам и/или содержанию обоснования расхода (расходов на выпусках) сточных вод для установления НДС.