V. Расчеты с использованием векселей

Вексельные сделки регулируются в первую очередь нормами специального вексельного законодательства, к которому относятся Федеральный закон от 11 марта 1997 г. N 48-ФЗ "О переводном и простом векселе" и постановление Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров СССР от 7 августа 1937 г. N 104/1341 "О введении в действие Положения о переводном и простом векселе", а в случае отсутствия специальных норм в вексельном законодательстве регулирование осуществляется общими нормами о сделках и обязательствах.

Согласно позиции, изложенной в постановлениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2000 г. N 33, N 14 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с обращением векселей" обязательство уплатить по векселю является денежным обязательством и прекращается исполнением, то есть уплатой обязанным лицом (нерезидентом) суммы вексельного долга (часть 1 статьи 408 ГК РФ).

Изменение порядка расчетов за переданные нерезидентам товары либо возврата в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные в Российскую Федерацию (не полученные на территории Российской Федерации) товары, путем замены безналичной формы расчетов на долговое обязательство, выраженное в передаче нерезидентом резиденту ценной бумаги (векселя), удостоверяющей денежное требование, должно рассматриваться лишь как изменение сроков расчетов по внешнеторговой сделке.

При этом указанные изменения сами по себе не порождают у резидента обязательство вносить изменения в паспорт сделки (переоформить паспорт сделки).

В соответствии с пунктом 12.14 Инструкции резиденты не вправе закрывать паспорт сделки до момента получения денежных средств от нерезидентов в оплату ценных бумаг (векселей) либо переуступки их по индоссаменту и (или) в связи с уступкой требования (цессии) путем совершения именных передаточных надписей (далее - передача по индоссаменту).

Информация об указанных ценных бумагах (векселях), а также об их оплате или передаче отражается уполномоченным банком в ведомости банковского контроля по контракту в порядке, установленном приложением 6 к Инструкции, с учетом следующего.

В случае передачи нерезидентом резиденту ценных бумаг (векселей) в оплату товаров резидент в соответствии с подпунктом 9.1.4 пункта 9.1 и приложением 5 к Инструкции должен представлять справку о подтверждающих документах и соответствующие ценные бумаги (векселя) в качестве подтверждающих документов, указав в справке о подтверждающих документах код вида подтверждающего документа 10_3. Информация о ценной бумаге (векселе), переданной в оплату товаров, отражается в соответствующей строке подраздела III.I раздела III ведомости банковского контроля (графа 13):

- срок платежа по ценной бумаге (векселю);

- дата составления ценной бумаги (векселя);

- место составления ценной бумаги (векселя).

В случае оплаты такой ценной бумаги (векселя) либо передачи по индоссаменту в графе 13 подраздела III.I раздела III ведомости банковского контроля по контракту в соответствующей строке при закрытии паспорта сделки дополнительно указывается следующая информация:

- фактическая дата оплаты ценной бумаги (векселя) либо дата ее передачи по индоссаменту;

- признак оплаты ценной бумаги (векселя) - указывается цифра "1" либо при ее передаче по индоссаменту и (или) в связи с уступкой требования (цессии) путем совершения на ней именных передаточных надписей - цифра "2";

- цифровой код валюты платежа;

- сумма платежа в единицах валюты.

Вследствие фактического наступления событий, с которыми норма по репатриации денежных средств из-за рубежа <1> связывает наступление гражданско-правовых последствий, у резидента возникает публично-правовая обязанность по обеспечению получения денежных средств на свои банковские счета.

--------------------------------

<1> Пункты 1 и 2 части 1 статьи 19 Федерального закона.

Поскольку ценная бумага (вексель) характеризуется абстрактностью закрепленного в ней обязательства, сама по себе передача ценной бумаги (векселя), удостоверяющей обязательство эмитента (должника) по выплате денежных средств, в том числе для расчета за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, либо для возврата денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные в Российскую Федерацию (не полученные на территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, не может отождествляться с репатриацией резидентом иностранной валюты и валюты Российской Федерации.

Получение ценной бумаги (векселя), удостоверяющей обязательство эмитента (должника) по выплате денежных средств, эмитентом которых могут являться как иные резиденты, так и нерезиденты, порождает вексельные правоотношения, которые не обязывают резидента предъявлять ценную бумагу (вексель) к оплате векселедателю (плательщику), а денежные средства, причитающиеся по ценным бумагам (векселям), могут быть не зачислены на счета резидентом в уполномоченном банке или зачислены не в полном объеме (с дисконтом).

Кроме того, передача ценной бумаги (векселя), удостоверяющей обязательство эмитента (должника) по выплате денежных средств, эмитентом которой выступает иной резидент, не может признаваться исполнением резидентом - стороной по внешнеторговой сделке требований части 1 статьи 19 Федерального закона в связи с тем, что:

- полученные в дальнейшем по таким ценным бумагам (векселям) от иных резидентов денежные средства не реализуют возложенного на резидентов требования по обеспечению зачисления на банковские счета денежных средств от нерезидента, направленного на поддержание устойчивости платежного баланса Российской Федерации <1>;

--------------------------------

<1> Статья 6 Федерального закона.

- по наступлении срока платеж по ценной бумаге, удостоверяющей денежное требование, может быть истребован только от прямого должника, но не от должника, обязанного в порядке регресса.

Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.

Вне зависимости от наличия (отсутствия) фактов декларирования ценных бумаг в случае, если они использовались в качестве средства платежа по внешнеторговой сделке и были представлены в уполномоченный банк в качестве подтверждающих документов, необходимо провести проверку соблюдения участником внешнеторговой деятельности валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, руководствуясь при этом следующим.

В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты, если иное не предусмотрено Федеральным законом, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить получение от нерезидентов (возврат в Российскую Федерацию) иностранной валюты или валюты Российской Федерации, являющихся встречным обязательством нерезидентов - контрагентов по внешнеторговым сделкам.

В целях выявления объекта проверок предлагаем осуществлять мониторинг баз данных валютного контроля на наличие информации, свидетельствующей о прекращении обязательств или об изменении (снижении суммы) обязательств по сделке посредством передачи векселей (наличие кодов "10_3" или "10_4" в графе 4 подразделов III.I и (или) III.II раздела III ведомости банковского контроля) <1>, а также иных источников информации (внешнеторговых договоров (контрактов), указывающих на перемещение через таможенную границу ЕАЭС векселей.

--------------------------------

<1> Наличие кодов "10_3" или "10_4" в графе 4 подразделов III.I и (или) III.II раздела III ведомости банковского контроля в соответствии с пунктом 5 Порядка заполнения справки о подтверждающих документах приложения 5 к Инструкции.

При выявлении сомнительных операций, связанных с заменой денежных обязательств нерезидентов по внешнеторговым сделкам долговыми обязательствами, выраженными в ценных бумагах (векселя), для принятия решения в соответствии с административным и (или) уголовным законодательством Российской Федерации, руководствуясь статьей 23 Федерального закона, для установления наличия события нарушения требований валютного законодательства Российской Федерации предлагаем запрашивать:

- у субъекта контрольно-надзорного мероприятия документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты) и дополнения и (или) изменения к ним, связанные с заменой денежных обязательств нерезидентов по внешнеторговым сделкам долговыми обязательствами, выраженными в ценных бумагах, ценные бумаги, документы, подтверждающие факт их передачи, а также таможенные декларации, подтверждающие ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации ценных бумаг в документарной форме;

- у таможенных органов информацию о декларировании указанными лицами соответствующих ценных бумаг.

Информация из ведомости банковского контроля (графа 13 подраздела III.I раздела III) используется для отслеживания соблюдения резидентами требований о репатриации денежных средств по внешнеторговым договорам (контрактам), по которым произошла замена денежных обязательств нерезидентов по внешнеторговым сделкам долговыми обязательствами, выраженными в ценных бумагах, с учетом следующего:

- в случае наличия в графе 13 подраздела III.I раздела III ведомости банковского контроля информации об оплате ценной бумаги рекомендуем проверить соответствие срока оплаты требованиям, установленным статьей 19 Федерального закона;

- в случае наличия в графе 13 подраздела III.I раздела III ведомости банковского контроля информации о передаче ценной бумаги по индоссаменту рекомендуем обратить особое внимание на такую сделку и, если возникает подозрение о ее фиктивности, рассмотреть вопрос об организации проведения проверочных мероприятий в отношении деятельности резидента.