Некоторые примеры аварий, зарегистрированных Госархстройнадзором России, и причины их происхождения

Некоторые примеры аварий, зарегистрированных

Госархстройнадзором России, и причины

их происхождения

- Пристройка - одноэтажное производственное здание размером в плане 30 х 18 м. В каркасе из стальных конструкций. Производилось опробование смонтированной установки пекопропитки электродов. Поставка оборудования и шефмонтаж - фирма "Файст - Инкон" (Германия). В период опробования установки произошел выброс пека и возгорание его паров, что привело к пожару в цехе. В результате пожара произошло обрушение конструкций покрытия на площади 450 кв. м и деформации в рядом стоящих конструкциях. Основной причиной аварии послужили неправильные действия обслуживающего персонала завода, что привело к разгерметизации установки. Поставка инофирмой некачественного оборудования и невыполнение ею требований контракта об оформлении завершения сборки установки.

- Одноэтажное здание размером в плане 84 х 36 м (2 пролета по 18) с каркасом из сборных железобетонных конструкций. Обрушилась 18-метровая балка покрытия и опирающиеся на нее плиты с кровлей на площади 260 кв. м. Причиной аварии послужило низкое качество кровли. При обильном таянии снега и сильных дождях произошло переувлажнение и утяжеление утеплителя. При обследовании обрушившейся балки было установлено, что прочность бетона в 3-х м от конька составила 75 кг/кв. см при 300 кг/кв. см по проекту.

- Здание 5-этажное крупноблочное по типовому проекту 1-439А-37. Обрушилась плита пустотного настила над техподпольем под кухней и санузлом одной из квартир. Плита разломилась посередине пролета. Основной причиной аварии явилось отсутствие рабочей арматуры в плите.

- Плотина земляная насыпная с проезжей частью. Ширина по гребню 10,5 метров, протяженность 275 м. Образовались промоины в грунтовом теле вдоль оголовка водовода водосбросного сооружения из железобетонных труб. Основной причиной аварии явилось то, что вместо гранитного щебня под трубами был уложен известковый. Пленочный противофильтрационный экран был выполнен некачественно.

- Сооружение кирпичное круглое диаметром 6 м. Высотой 30 м. Металлический бак емкостью 90 куб. м установлен на металлические балки, опирающиеся на железобетонный пояс. Разрушилась опорная часть из стальных конструкций и обрушилась емкость. Основной причиной аварии явилась потеря несущей способности стальных балок из-за сильной коррозии металла. В связи с частым хлорированием воды создавалась сильно агрессивная среда для металла. Контроль за состоянием конструкций не производился, защита металла не выполнялась.

- Здание из легких металлических конструкций размером в плане 252 х 60 метров запроектировано в каркасе из индивидуальных сварных рам пролетом 60 метров со средней стойкой (подпоркой). Шаг рам 8 м и 10 м. Элементы рамы двутаврового сечения сварные из металла толщиной 8 - 20 мм. Стыки элементов рамы фланцевые на высокопрочных болтах. Опирание рам на фундаменты - шарнирное. Конструкция рамы экспериментальная, аналогов не имеет. Готовность здания - 80%. Обрушились конструкции в средней части здания на площади 4680 кв. м (78 х 60 м). С обеих сторон от обрушившейся части конструкции каркаса деформировались. Отдельные рамы отклонились от вертикали от 50 мм до 350 мм. Основной причиной аварии являются ошибки проекта, вследствие которых не были обеспечены: а) устойчивость стенок составных сечений ригелей и стоек рам; б) прочность фланцевых соединений на высокопрочных болтах и сварных соединений крепления фланцев; в) общая устойчивость элементов рам, не подкрепленных надежными связями. Снеговая нагрузка при расчете конструкций учтена неверно. Авария произошла в период сильного снегопада.

- Одноэтажное производственное здание в каркасе из сборного железобетона размером в плане 36 х 54 м (3 пролета по 18 м). Подстропильные и стропильные фермы стальные. Обрушилась одна подстропильная ферма и 7 плит покрытия. Причиной аварии послужило морозное пучение грунта, в результате которого сместились фундаменты и отклонились колонны, что привело к выходу из плоскости подстропильной фермы.

- Одноэтажное здание в каркасе из сборного железобетона, размером 18 х 72 м (3 пролета по 6 м). Наружные стены кирпичные несущие. Частично разрушились простенки наружной несущей стены с обрушением несущих перемычек и карниза. Во многих оставшихся простенках возникли трещины. Нарушена перевязка наружной и внутренней версты в "колодцевой" кладке стен. Переувлажнение стен из-за неудовлетворительной эксплуатации.

- Напорный трубопровод длиною 800 м, диаметр трубы 1040 мм на ж/б опорах размером 2,4 х 0,6 х 0,3. В результате сильного дождя произошел подмыв 3-х опор с полной деформацией. Пострадало 40 м смонтированного трубопровода.

- По пути на строительную площадку водитель автогрейдера попытался избежать столкновения с встречным тяжелым грузовиком. Однако он сделал слишком крутой поворот, в результате чего грейдер упал с набережной высотой 15 м. Повреждения были настолько значительны, что его восстановление стало соизмеримо с приобретением новой машины.

- Во время прокладки туннеля для подземной железнодорожной линии была повреждена труба водопровода. Течь не заметили, и вытекающая вода за несколько часов подмыла магистральный газопровод. Труба просела и треснула, в результате газ заполнил полости, возникшие при подземном строительстве, и другие подземные каналы снабжения. Произошло несколько взрывов, приведших к серьезным разрушениям.

- Возведение земляного полотна железнодорожной линии в гористой местности. Земляное полотно высотой 1,8 - 2 м возводилось из песчано - глинистых грунтов с включением галечника. Для возведения земляного полотна параллельно построена автомобильная дорога с железобетонными прямоугольными водопропускными трубами.

При сильном летнем паводке, вызванном таянием льда в горах, водопропускные трубы оказались заиленными, в результате чего смогли лишь частично пропускать воду. Поэтому паводок пошел поверх трубы и размыл готовую насыпь железнодорожного земляного полотна на протяжении 50 метров.