I. Общие положения

1. Настоящая Концепция определяет приоритетные цели и задачи государственной политики Российской Федерации в отношении общего образования на русском языке в международном образовательном пространстве, подходы к обеспечению доступа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства к общему образованию на русском языке за рубежом, а также виды государственной поддержки образовательных организаций, осуществляющих преподавание на русском языке в зарубежных странах.

2. Нормативно-правовую основу настоящей Концепции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы от 24 мая 1999 г. N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" и от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", указы Президента Российской Федерации от 11 августа 1994 г. N 1681 "Об Основных направлениях государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом", от 8 ноября 2011 г. N 1478 "О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации" и от 7 мая 2012 г. N 605 "О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации", Концепция внешней политики Российской Федерации и Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, регулирующие деятельность федеральных органов государственной власти в сфере международных гуманитарных связей, в том числе в сфере образования.

3. Настоящая Концепция дополняет и развивает Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества, утвержденные Президентом Российской Федерации 18 декабря 2010 г.

4. Происходящие в мире процессы глобализации и интернационализации вызвали резкую активизацию мобильности населения во многих странах и регионах. В результате этого, а также вследствие распада СССР существенно выросло число российских граждан и соотечественников, проживающих в настоящее время за пределами Российской Федерации. По оценкам МИДа России, только в странах Содружества Независимых Государств сейчас проживает около 17 млн. российских граждан и соотечественников, из них на Украине - около 7 млн., в Казахстане - около 5 млн., в Белоруссии - более 1 млн., в Узбекистане - около 1 млн., в остальных странах и регионах мира - более 12,5 млн. человек. Основными странами компактного проживания российских граждан и соотечественников являются: Германия - около 4 млн. человек, США - более 3 млн., Израиль - более 1,5 млн., Латвия - около 750 тыс., Эстония - около 400 тыс., Канада - около 400 тыс., Греция - более 350 тыс., Аргентина - более 300 тыс., Литва - около 220 тыс., Австралия - более 200 тыс., Великобритания - около 200 тыс., Иордания - около 120 тыс. человек.

5. Для многих постоянно проживающих за рубежом российских граждан и соотечественников в последние годы все большую остроту приобретает проблема получения их детьми образования на русском языке. В связи с этим общее образование на русском языке за рубежом необходимо рассматривать в контексте реализации основных направлений государственной политики Российской Федерации по оказанию систематической и разносторонней поддержки российским гражданам и соотечественникам, проживающим за рубежом, защите их прав, в том числе права на получение образования на русском языке, а также в контексте поддержки, продвижения и реализации стратегических внешнеполитических интересов Российской Федерации.

6. Поддержка и продвижение за рубежом общего образования на русском языке является важным фактором гуманитарного и политического влияния Российской Федерации в мировом сообществе, служит укреплению позиций русского языка и распространению российской культуры в мире.

7. Поддержка организаций, осуществляющих образовательную деятельность в сфере общего образования на русском языке в зарубежных странах, способствует углублению и совершенствованию интеграционных процессов в мире с учетом глобализации и интернационализации, расширению возможностей для реализации новых программ и проектов в сфере международного гуманитарного сотрудничества.