Определение Конституционного Суда РФ от 06.10.2015 N 2314-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества "Оренбургнефть" на нарушение конституционных прав и свобод абзацем первым пункта 4 статьи 43 Закона Российской Федерации "О недрах"

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 6 октября 2015 г. N 2314-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ

ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "ОРЕНБУРГНЕФТЬ"

НА НАРУШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД АБЗАЦЕМ ПЕРВЫМ

ПУНКТА 4 СТАТЬИ 43 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О НЕДРАХ"

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

заслушав заключение судьи Л.М. Жарковой, проводившей на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы ОАО "Оренбургнефть",

установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации ОАО "Оренбургнефть" оспаривает конституционность абзаца первого пункта 4 статьи 43 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах", в соответствии с которым регулярные платежи за пользование недрами уплачиваются пользователями недр ежеквартально не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом, равными долями в размере одной четвертой от суммы платежа, рассчитанного за год.

Как следует из представленных материалов, ОАО "Оренбургнефть" на основании выданных (зарегистрированных) лицензий от 14 ноября 2011 года (на разведку и добычу подземных вод, используемых для целей технологического обеспечения водой объектов Красного месторождения нефти, сроком до 1 ноября 2021 года) и от 28 декабря 2011 года (на геологическое изучение, разведку и добычу углеводородного сырья на территории Новобоголюбовского лицензионного участка сроком до 31 декабря 2036 года) осуществляет пользование участками недр и уплачивает платежи, в том числе регулярные, за пользование недрами. При этом размер регулярных платежей за IV квартал 2011 года общество исчислило с момента государственной регистрации лицензий - с 14 ноября 2011 года (48 дней) и с 28 декабря 2011 года (4 дня) соответственно.

Решением Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Оренбургской области от 17 мая 2013 года, вынесенным по результатам камеральной проверки расчета ОАО "Оренбургнефть" регулярных платежей за пользование недрами за IV квартал 2011 года, обществу со ссылкой на пункт 4 статьи 43 Закона Российской Федерации "О недрах" было предложено уплатить задолженность в сумме 15 691 руб., т.е. из расчета за квартал в целом.

Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 2 декабря 2013 года, с которым согласились суды вышестоящих инстанций (постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 февраля 2014 года, постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 3 июля 2014 года, определение судьи Верховного Суда Российской Федерации от 29 октября 2014 года), обществу было отказано в признании данного решения налогового органа недействительным. Суды при этом сослались также на пункт 4 статьи 43 Закона Российской Федерации "О недрах", как предусматривающий ежеквартальный регулярный платеж в размере одной четвертой суммы платежа, рассчитанного за год, поскольку иного порядка расчета регулярных платежей за пользование недрами указанный Закон не предусматривает.

По мнению заявителя, оспариваемое законоположение не соответствует Конституции Российской Федерации, ее статьям 8, 19, 34, 35, 46, 55 и 57, в той мере, в какой по смыслу, придаваемому правоприменительной практикой, оно предусматривает исчисление и уплату регулярных платежей за пользование недрами до начала действия лицензии на право пользования участком недр и после истечения ее действия.

2. Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9). В развитие данной конституционной нормы Закон Российской Федерации "О недрах", определяя правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, устанавливает в целях обеспечения защиты интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр разрешительный режим пользования недрами: согласно части первой его статьи 11 предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.

2.1. Названным Законом определено, что лицензия - это документ, удостоверяющий право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий (часть третья статьи 11); оформление, государственная регистрация и выдача лицензий на пользование участками недр осуществляются федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами (часть пятая статьи 16).

При этом согласно приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 сентября 2009 года N 315 сроки, необходимые Федеральному агентству по недропользованию или его территориальным органам для исполнения государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, не должны превышать 65 дней.

Из приведенных нормативных положений следует, что момент выдачи лицензии зависит, во-первых, от времени подачи заявки на предоставление права пользования недрами и, во-вторых, от сроков ее рассмотрения.

2.2. Одним из принципов пользования недрами, установленных Законом Российской Федерации "О недрах", является принцип платности. Согласно данному Закону в систему платежей при пользовании недрами, наряду с разовыми платежами за пользование недрами и сбором за участие в конкурсе (аукционе), входят регулярные платежи за пользование недрами (статьи 39 - 43), причем между получением лицензии на пользование недрами и возникновением обязанности по внесению регулярных платежей установлена тесная связь; так, права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр (часть седьмая статьи 9), а сама лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать, в частности, условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами (пункт 6 части первой статьи 12).

Таким образом, Закон Российской Федерации "О недрах" для возникновения права пользования недрами предусматривает, с одной стороны, получение соответствующей лицензии, а с другой - плату за предоставление исключительных прав на пользование недрами, что согласуется с обозначенной в названном Законе целью комплексного рационального использования и охраны недр. При этом федеральный законодатель связывает обязанность по внесению платежей за пользование недрами исключительно с возникновением у недропользователя права пользования участком недр на основе выданной ему лицензии, содержащей условия, связанные с внесением соответствующих платежей, а не с обстоятельствами его хозяйственной деятельности.

Определяя в Законе Российской Федерации "О недрах" порядок взимания регулярных платежей за пользование недрами с недропользователей, получивших лицензию (а значит, и исключительное право пользования участком недр), федеральный законодатель установил, что соответствующие платежи уплачиваются ими ежеквартально, равными долями, в размере одной четвертой от суммы платежа, рассчитанного за год (пункт 4 статьи 43). Каких-либо положений, конкретизирующих данное общее правило для случаев, когда недропользователь не обладает правом пользования участком недр в течение всего квартала, в данном Законе не предусмотрено. При этом, как следует из части пятой его статьи 10 и абзаца пятого пункта 2 статьи 43, период исчисления регулярных платежей (календарный год) не связывается законодателем со сроком действия лицензии (сроком пользования участками недр) для целей уплаты данных платежей.

Поскольку момент выдачи лицензии, как следует из приведенного нормативного регулирования, зависит от момента подачи заявки на предоставление права пользования недрами и предельных сроков ее рассмотрения, он объективно не может быть привязан к какой-то конкретной дате в рамках того или иного периода (недели, месяца или квартала). Учитывая, что размер платежа не ставится в зависимость от начала фактического пользования недрами, количества добытых полезных ископаемых, колебаний их стоимости и т.п., недропользователь как субъект предпринимательской деятельности реализует свои права и свободы по собственному усмотрению в соответствии с установленным регулированием, включая необходимость уплачивать сумму поквартальных платежей в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О недрах" и лицензионным соглашением. При этом само по себе несение издержек, связанных с выполнением основанных на законе требований, предъявляемых к ведению предпринимательской деятельности, не может рассматриваться как нарушение конституционных прав и свобод: как следует из статьи 34 (часть 1) Конституции Российской Федерации, реализация права на предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность зависит от способностей и имущественного положения самого субъекта такой деятельности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 1 июля 1998 года N 105-О).

2.3. Таким образом, установленный федеральным законодателем в абзаце первом пункта 4 статьи 43 Закона Российской Федерации "О недрах" в пределах предоставленной ему дискреции порядок расчета и уплаты регулярных платежей за пользование недрами - в той части, в какой он ставится под сомнение заявителем, - не может рассматриваться как нарушающий его конституционные права в указанном в жалобе аспекте.

Проверка же обоснованности судебных решений к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не относится.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества "Оренбургнефть", поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель

Конституционного Суда

Российской Федерации

В.Д.ЗОРЬКИН