II. Порядок взаимодействия правоохранительных и контролирующих органов при назначении и проведении выездной налоговой проверки

II. ПОРЯДОК ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ

И КОНТРОЛИРУЮЩИХ ОРГАНОВ ПРИ НАЗНАЧЕНИИ И ПРОВЕДЕНИИ

ВЫЕЗДНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ

2. Подразделениями территориальных органов МВД России, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в территориальные органы ФНС России в порядке, предусмотренном ст. 36 Налогового кодекса Российской Федерации <1>, направляется информация о налогоплательщиках, в отношении которых имеются сведения, позволяющие предполагать о совершении налогового правонарушения.

--------------------------------

<1> Далее - НК РФ.

3. Следственными органами Следственного комитета при выявлении в процессе расследования уголовных дел обстоятельств, свидетельствующих о совершении налогового правонарушения, соответствующие материалы направляются в территориальные органы ФНС России в порядке, предусмотренном ст. 36 НК РФ.

Копии указанных материалов направляются в территориальные органы МВД России для оперативного использования.

4. Органами прокуратуры Российской Федерации поступившие заявления, сообщения и иная информация, содержащие сведения о признаках налоговых правонарушений, направляются в территориальные органы ФНС России. Проверка таких сведений органами прокуратуры берется на контроль.

При наличии в обращениях информации о признаках налогового или иного преступления, сопряженного с незаконным возмещением налогов, материалы направляются в соответствии с требованиями ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации <1> в органы предварительного следствия.

--------------------------------

<1> Далее - УПК РФ.

5. Территориальными органами ФНС России:

при разработке и утверждении плана выездных налоговых проверок на следующий квартал учитывается информация, поступившая из подразделений территориальных органов МВД России, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, Следственного комитета и органов прокуратуры Российской Федерации;

по результатам ее рассмотрения не позднее квартала, следующего за кварталом поступления, в план включаются и назначаются выездные налоговые проверки налогоплательщиков, в отношении которых имеются сведения о возможных нарушениях законодательства о налогах и сборах;

не позднее 10 суток после утверждения плана выездных налоговых проверок на следующий квартал с целью своевременного проведения комплекса оперативно-розыскных мероприятий информируются соответствующие подразделения территориальных органов МВД России об имеющихся в отношении конкретных налогоплательщиков сведениях о возможном уклонении от уплаты налогов и (или) сборов на сумму, подпадающую под признаки налогового преступления.

6. Территориальными органами ФНС России при назначении выездной налоговой проверки, а также в ходе ее проведения при выявлении признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, влекущего уголовную ответственность, направляется мотивированный запрос об участии в выездной (повторной выездной) налоговой проверке сотрудников территориальных органов МВД России.

Подразделениями территориальных органов МВД России, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, обеспечивается участие сотрудников в проведении выездной налоговой проверки в соответствии с п. 9 Инструкции о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок, утвержденной приказом МВД России и ФНС России от 30.06.2009 N 495/ММ-7-2-347.

7. Территориальными органами ФНС России в целях обеспечения надзора за исполнением федерального законодательства и организации взаимодействия правоохранительных и контролирующих органов по защите публичных интересов, в том числе по пресечению возможного сокрытия имущества, за счет которого может быть возмещен причиненный ущерб, и иных неправомерных действий, при вынесении решения по результатам налоговой проверки о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, свидетельствующего об уклонении налогоплательщика от уплаты налоговых платежей либо незаконном возмещении налогов в особо крупных размерах, незамедлительно направляется информация в прокуратуру города (района) по месту фактического нахождения налогоплательщика (его структурного подразделения, филиала), в отношении которого проводилась налоговая проверка.

8. Территориальными органами ФНС России после проведения выездной налоговой проверки и вынесения решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности в случаях и порядке, предусмотренных п. 10 ст. 101 НК РФ, своевременно принимаются обеспечительные меры (запрет на отчуждение, передачу в залог имущества, приостановление операций по счетам налогоплательщика) и используются предоставленные полномочия в соответствии со ст. 31, 33, 46, 47, 77 НК РФ для обеспечения взыскания недоимки, пеней и штрафов по всем проверкам, выявившим признаки налогового преступления.

9. Территориальными органами ФНС России, МВД России в процессе проведения налоговой проверки и до вынесения решения по ее результатам осуществляется сбор сведений о действиях налогоплательщика в отношении принадлежащих ему денежных средств и имущества. Данные сведения отражаются в материалах, направляемых в порядке п. 3 ст. 32 НК РФ.

10. Территориальными органами ФНС России информируется прокуратура города (района) по месту фактического нахождения налогоплательщика (его структурного подразделения, филиала) обо всех материалах, направленных в территориальный орган Следственного комитета для решения вопроса о возбуждении уголовного дела о налоговом преступлении.

Прокурорами городов (районов) ежемесячно сверяются данные о материалах, направленных из территориальных органов ФНС России, подразделений территориальных органов МВД России и поступивших в следственные органы Следственного комитета.

О результатах надзорной деятельности на указанном направлении, наиболее серьезных нарушениях закона и возникающих проблемах правоприменения информируется Главное управление по надзору за следствием и Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации по итогам работы за полугодие и год в срок не позднее 20 августа и 20 февраля соответственно.

11. Органами прокуратуры Российской Федерации по каждому поступившему в следственные органы Следственного комитета материалу проверяется исполнение налоговым органом предписаний закона о взыскании налоговой задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

При выявлении нарушений органы прокуратуры требуют от территориальных органов ФНС России исполнения данной обязанности или представления документов, свидетельствующих о невозможности взыскания недоимки, пеней и штрафов с указанием причин. В случае реализации предусмотренных ст. 77 НК РФ полномочий руководствуются соответствующим приказом Генерального прокурора Российской Федерации об осуществлении органами прокуратуры полномочий по санкционированию решений налоговых органов о наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации в качестве способа обеспечения взыскания налогов, пеней и штрафов.