Документ не применяется. Подробнее см. Справку

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЛИЦЕНЗИРОВАНИЮ ПЛАТНЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ УСЛУГ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ЛИЦЕНЗИРОВАНИЮ ПЛАТНЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ УСЛУГ

(ВЫПУСК 1)

1. Какие виды юридической деятельности охватываются понятием "оказание платных юридических услуг"?

В Положении о лицензировании деятельности по оказанию платных юридических услуг на территории Российской Федерации <*>, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.95 N 344, понятие "платные юридические услуги" носит обобщающий характер. Оно охватывает значительный объем юридических услуг, оказываемых на коммерческой основе, т.е. за плату. Сюда относятся, в частности, юридический консалтинг по всем отраслям права; правовая работа по обеспечению хозяйственной и иной деятельности предприятий, учреждений и организаций любой организационно - правовой формы; защита прав и законных интересов клиента в суде и других органах; правовая экспертиза учредительных и иных документов юридических лиц; составление заявлений, договоров, исков, соглашений, контрактов, претензий и других документов, имеющих юридический характер; подбор и систематизация нормативных актов, составление справочников по юридическим вопросам; научно - исследовательская работа в области права и т.д. и т.п.

-------------------------------

<*> Далее - Положение, Положение о лицензировании.

Не подпадает под действие Постановления Правительства РФ от 15.04.95 N 344 и не подлежит лицензированию деятельность адвокатов, а также юридических служб, состоящих в структуре юридических лиц (независимо от их организационно - правовой формы), в задачу которых входит правовое обслуживание только самих юридических лиц.

2. Какая работа учитывается в требуемый трехлетний стаж по юридической специальности при оформлении лицензии?

Исчерпывающего перечня работ и должностей, которые можно было бы отнести к юридической специальности, не существует.

Концептуальный подход к решению этого вопроса заключается в следующем: в стаж по юридической специальности включается работа на предприятиях, учреждениях и организациях любых форм собственности, если она непосредственно связана с защитой прав и законных интересов граждан, укреплением законности и правопорядка, требует определенных знаний в каких-либо отраслях права и умения применять их на практике.

В частности, в стаж работы по юридической профессии включается работа на должностях руководителей и специалистов юридических подразделений, юрисконсультов; работа в органах юстиции, прокуратуры и судов на должностях, по которым предусмотрено присвоение классного чина; служба в органах военной юстиции и аппарате военных судов на должностях, по которым предусмотрено присвоение воинских званий; служба в органах внутренних дел, разведки, налоговой полиции на должностях, по которым предусмотрено присвоение специальных званий среднего, старшего и высшего начальствующего состава; работа в органах нотариата, адвокатуры, арбитража соответственно нотариусами, адвокатами, арбитрами или на должностях руководителей и специалистов этих учреждений, организаций, подразделений; научная работа в области права, а также работа в высших и средних специальных образовательных учреждениях на должностях, связанных с преподаванием юридических дисциплин и т.д.

Стаж работы по юридической специальности определяется на основе записей в трудовой книжке и других документов, подтверждающих работу заявителя. В необходимых случаях могут быть истребованы копии приказов о назначении на должность, должностные инструкции и иные сведения о характере выполняемой или выполнявшейся работы. Трудовой стаж подсчитывается общий, независимо от его прерывности. Можно учесть время работы по совместительству и по гражданско - правовому договору подряда. При этом учитывается работа на территории как Российской Федерации, так и республик СНГ, и других иностранных государств.

3. Признаются ли при получении лицензии дипломы о высшем образовании, выданные иностранными государствами?

Государства - участники Содружества Независимых Государств подписали в г. Ташкенте 15 мая 1992 года Соглашение о содружестве в области образования. В статье 5 декларируется, что государства - участники гарантируют бесспорное признание на своих территориях документов государственного образца об образовании, в том числе и высшем, а также переподготовке кадров, о присуждении ученых степеней, выданных в государствах - участниках к моменту заключения Соглашения.

Вопросы признания документов об образовании в последующем государства - участники будут решать по взаимной договоренности.

Лица, получившие дипломы в республиках СНГ позже 15.05.92, а также имеющие дипломы других иностранных государств о высшем образовании, вправе оказывать платные юридические услуги на территории Российской Федерации в виде консультаций по законодательству государства, выдавшего диплом.

Лицензии иностранным лицам, а также российским юридическим лицам с участием иностранных лиц и лиц без гражданства выдаются Министерством юстиции Российской Федерации.

4. Принимаются ли в подтверждение высшего образования дипломы негосударственных образовательных учреждений?

При выдаче лицензии учитываются дипломы о высшем юридическом образовании только государственного образца.

В соответствии с Законом РФ "Об образовании" от 10.07.92 право на образовательную деятельность возникает у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии. Право образовательного учреждения на выдачу своим выпускникам документа об образовании государственного образца возникает с момента его государственной аккредитации, подтвержденной соответствующим свидетельством (ст. 33, п. 16).

В спорных случаях признания дипломов о высшем юридическом образовании рекомендуется обращаться в Управление лицензирования, аккредитации и нострификации Государственного комитета РФ по высшему образованию, в компетенцию которого входит установление федеральных компонентов государственных образовательных стандартов и эквивалентности документов об образовании на территории Российской Федерации, нострификация иностранных документов об образовании (ст. 28, п. 14). По данным Госкомвуза РФ, в настоящее время получили государственную аккредитацию четыре негосударственных образовательных учреждения, реализующих программы высшего образования, в том числе по специальности юриспруденция (Международный университет, г. Москва; Академия труда и социальных отношений, г. Москва; Институт молодежи, г. Москва; Санкт - Петербургский гуманитарный университет профсоюзов).

5. Обязательно ли должна быть указана в уставе юридического лица деятельность по оказанию платных юридических услуг?

Юридическое лицо действует на основании устава либо учредительного договора. В предусмотренных законом случаях юридическое лицо может действовать на основании общего положения об организациях данного вида. В статье 52 Гражданского кодекса РФ (первая часть) говорится об учредительных документах юридического лица. В частности, указывается, что в учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица. Предмет и определенные цели деятельности коммерческих организаций могут быть предусмотрены учредительными документами в случаях, когда по закону это не является обязательным.

6. Какие требования предъявляются к списку лиц, которые будут осуществлять платные юридические услуги?

Юридическое лицо к заявлению на получение лицензии прикладывает список лиц, которые будут непосредственно осуществлять платные юридические услуги. Список составляется произвольной формы. В нем могут быть указаны только фамилия, имя и отчество юриста. Нередко заявитель отражает более полную информацию: должность, наличие высшего юридического образования, стаж работы по юридической специальности и другое.

Вместе с тем, учитывая важное значение этого документа, рекомендуется запрашивать представление списка на фирменном бланке, с подписью руководителя (его заместителя) юридического лица, заверенного печатью, проставлением даты подписания.

Список подшивается к заявлению и хранится в лицензионном деле. Не предусмотрено внесение фамилий юристов, представленных в списке, в лицензию, а также приобщение списка к лицензии.

Все последующие изменения, вносимые в список лиц, оказывающих платные юридические услуги от имени юридического лица, регистрируются в органе юстиции и приобщаются к лицензионному делу.

В приложении N 1 к настоящим Методическим рекомендациям приведена форма обязательства руководителей юридического лица с напоминанием ему о возможных последствиях несообщения в орган юстиции о последующих изменениях лицензионных условий. Полагаем такой документ уместным для хранения в лицензионном деле, так как практика показала, что не все руководители юридических лиц имеют юридическое образование и хорошо осведомлены о законодательстве, регулирующем лицензионную деятельность.

При осуществлении органом юстиции контроля за соблюдением лицензиатом требований, установленных законодательством Российской Федерации и Положением о лицензировании, это обязательство может иметь определенное значение.

7. Какой вид деятельности следует указывать в лицензии в строке "разрешает осуществление"?

Как правило, в этой строке указывается "разрешает осуществление платных юридических услуг". Поскольку это понятие является обобщающим, то все уставные функции юридического лица по оказанию платных юридических услуг им охватываются.

Вместе с тем иногда лицензиат в своем заявлении указывает более конкретный вид деятельности (например, "консалтинг по налоговому законодательству"), подчеркивая тем самым свою специализацию. В этом случае в лицензии делается соответствующая запись.

8. Что следует отразить в лицензии в строке "условия осуществления данного вида деятельности"?

В этой строке указывается территория действия лицензии. При этом территория действия лицензии подтверждается также обозначенной на бланке учетной серией, закрепленной за каждым субъектом Российской Федерации Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 04.05.95 N 19-01-55-95.

В эту строку лицензии можно внести при необходимости какие-либо другие условия, которые не будут противоречить Положению о лицензировании.

9. Кто определяет срок действия лицензии?

В Положении о лицензировании установлен трехлетний срок действия лицензии. Более короткий срок может быть указан в соответствии с заявлением лицензиата. А также в случае оформления лицензии при предоставлении лицензиатом временного свидетельства о государственной регистрации юридического лица в пределах срока действия временного свидетельства.

Что касается срока действия лицензии, выдаваемой индивидуальному предпринимателю без образования юридического лица, то здесь надо иметь в виду, что в соответствии с Указом Президента РФ от 08.07.94 N 1482 "Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации" свидетельство о государственной регистрации в качестве предпринимателя выдается бессрочное. Следовательно, лицензия на оказание платных юридических услуг выдается предпринимателю на максимальный срок (3 года), независимо от срока, указанного в свидетельстве. При этом не допускается требовать продления срока действия свидетельства о регистрации предпринимателя.

10. Какой регистрационный номер указывается в лицензии?

Регистрация лицензий осуществляется путем присвоения лицензиату очередного номера в Реестре лицензий, выданных органом юстиции. Именно этот порядковый номер проставляется в строке лицензии "регистрационный номер __________ от "__" ______________ 199_ г.".

Эта же запись дублируется в графе 5 Реестра. Вносить сюда сведения о номере и серии бланка лицензии не следует.

Регистрационный номер лицензии и номер бланка лицензии можно указать в решении органа юстиции о выдаче лицензии. В этом же решении рекомендуется делать отметку о выдаче лицензии (дата, подпись лицензиата или доверенного лица). Поскольку решение о выдаче лицензии хранится в лицензионном деле, эти важные факты будут надлежащим образом зафиксированы.

В целях унификации лицензионного делопроизводства рекомендуется использовать Регистрационную карточку (приложение N 2 к настоящим рекомендациям), в которой отражаются основные этапы движения лицензионного дела. Карточка подшивается к лицензионному делу первым листом.

11. Какие лицензии, выданные Министерством юстиции Российской Федерации, регистрируются органом юстиции субъекта Российской Федерации?

Министерство юстиции Российской Федерации выдает лицензии на оказание платных юридических услуг (серия бланков 99МЮ) двух видов: действующих на всей территории России и действующих на территории нескольких субъектов РФ (пункт 7 Положения).

Если в лицензии Минюста России указано: "лицензия действительна на всей территории Российской Федерации", то никакой дополнительной регистрации в органах юстиции субъектов РФ не производится (пункт 6 Постановления Правительства РФ от 24.12.94 N 1418 "О лицензировании отдельных видов деятельности", СЗ РФ, 1995, N 1, ст. 69).

В случае, если в лицензии, выданной Минюстом России, например, указано: "лицензия действительна на территории г. Москвы, Московской, Тульской и Калужской областей", то лицензиат обязан зарегистрировать свою лицензию в указанных органах юстиции. Регистрация проводится в срок до 30 дней с момента предъявления лицензии с проверкой при необходимости указанных в лицензии данных. В лицензии делается отметка о занесении ее в Реестр (пункт 9 Положения).

Однако разработчики формы лицензии (Министерство экономики РФ) в бланке отвели место лишь для одной регистрации на территории субъекта РФ. В связи с этим рекомендуем последующие регистрации проводить на оборотной стороне лицензии с соблюдением тех же реквизитов, что указаны на ее лицевой стороне (наименование органа юстиции, регистрационный номер, дата, подпись руководителя, печать).

12. Имеет ли право лицензиат, получивший лицензию органа юстиции субъекта РФ, представлять интересы своих клиентов на территории других субъектов Федерации? Нужно ли в этом случае получать лицензию Минюста России или регистрировать лицензию в соответствующих органах юстиции?

Лицензиат (юридическое или физическое лицо), получивший лицензию, действующую на территории одного или нескольких субъектов РФ, вправе заключать договоры на правовое обслуживание с клиентами, проживающими или имеющими юридические адреса на территории этих субъектов. Представительствовать от имени клиентов, защищать их права и законные интересы (по доверенности клиентов) лицензиат может в любом регионе Российской Федерации без дополнительной регистрации в соответствующих органах юстиции. Лицензия Министерства юстиции РФ в этих случаях не требуется.

13. Обязательно ли заявителю лично представлять в орган юстиции заявление о выдаче лицензии?

Да, такое требование содержится в пункте 11 Положения о лицензировании. Не допускается пересылка заявления и требуемых документов по почте.

Вместе с тем лицензиат может выдать надлежащим образом заверенную доверенность любому физическому лицу представлять его интересы при оформлении и получении лицензии в органе юстиции. В этом случае доверенное лицо совершает необходимые действия, расписывается в документах с указанием "по доверенности". Доверенность подшивается в лицензионное дело.

У некоторых лицензиатов, особенно у индивидуальных предпринимателей, возникают проблемы, зачастую финансового плана, при необходимости лично прибыть в Министерство юстиции РФ с заявлением на получение лицензии из отдаленных регионов России. И хотя отдел лицензирования юридических услуг принимает все возможные меры для ускорения процедуры рассмотрения заявления и выдачи лицензии, не всегда удается снять остроту этой проблемы.

В связи с этим рекомендуем органам юстиции субъектов РФ проявлять инициативу в решении этого вопроса. С учетом каких-то экстремальных жизненных обстоятельств у лицензиата (инвалиды, беженцы, пенсионеры и т.д.), в порядке исключения, направлять документы заявителя в Министерство юстиции РФ после их экспертизы на соответствие требованиям Положения о лицензировании. В заявлении будущего лицензиата должна содержаться просьба выдать лицензию на его имя в адрес органа юстиции субъекта РФ.

При выдаче лицензии в органе юстиции субъекта РФ лицензиат расписывается о получении лицензии в прилагаемом к лицензии решении Министерства юстиции РФ о выдаче лицензии. Затем это решение с росписью лицензиата следует возвратить в Минюст РФ для приобщения к лицензионному делу, которое будет храниться в Минюсте РФ.

Конечно, эта процедура несколько усложнена, но она позволяет, максимально соблюдая требования Положения о лицензировании, помочь юристу - коллеге в, казалось бы, безысходной ситуации.

Для сведения сообщаем дни и часы приема заявлений на получение лицензий в Министерстве юстиции РФ. Прием проводится в здании, расположенном по адресу: г. Москва, ул. Воронцово поле (бывшая ул. Обуха), дом 4, приемная Министерства юстиции РФ, по вторникам и четвергам с 10 часов до 13 часов. Телефоны для справок: 208-00-48, 916-19-80, 917-42-17 (отдел лицензирования юридических услуг).

14. В каких случаях может быть отказано в выдаче лицензии на основании части третьей пункта 17 Положения?

Эта часть пункта 17 Положения содержит по сути два самостоятельных основания для отказа в выдаче лицензии.

"Представленные документы не подтверждают необходимой профессиональной подготовки заявителя" - означает отсутствие подтверждения основных квалификационных требований, предъявляемых к нему: наличие высшего юридического образования либо требуемого трехлетнего стажа работы по юридической специальности.

"Представленные документы не подтверждают возможности заявителя обеспечить оказание юридических услуг в соответствии с требованиями законодательства" - это основание может быть применимо, например, в случае, когда у органа юстиции субъекта РФ достаточно веские сомнения в дееспособности лицензиата. При этом орган юстиции может запросить в соответствующих органах справку о состоянии здоровья лицензиата на предмет выяснения, может ли он выполнять работу по оказанию юридических услуг, или в судебных органах - нет ли решения о признании заявителя недееспособным (частично дееспособным).

Другой пример - орган юстиции располагает документами о привлечении заявителя к уголовной ответственности (возбуждено уголовное дело, вынесен судебный приговор и т.д.). В этом случае также следует принять решение об отказе в выдаче лицензии, основываясь на третьей части пункта 17 Положения.

Нельзя отказывать в выдаче лицензии лицам лишь на том основании, что они ранее привлекались к уголовной ответственности, если судимость с них снята или погашена в установленном порядке. Либо они были уволены по служебному несоответствию из органов МВД, адвокатуры, нотариата и т.д. Выдача лицензии на оказание платных юридических услуг не равнозначна приему в члены коллегии адвокатов и требовать от лицензиатов, чтобы они были "образцом моральной чистоты и безукоризненного поведения", пока, к сожалению, не реально.

15. Дает ли лицензия на оказание платных юридических услуг право лицензиату участвовать в суде в качестве защитника?

В связи с утверждением Правительством РФ Положения о порядке лицензирования деятельности по оказанию платных юридических услуг не вносились никакие изменения или дополнения в законодательство, регулирующее процессуальный порядок рассмотрения дел в уголовном или гражданском судопроизводстве.

В соответствии со ст. 46 ГПК РСФСР лицензиат может иметь полномочия представителя по доверенности, выданной представляемым на ведение дела в суде.

К участию в уголовном судопроизводстве в соответствии со ст. 47 УПК РСФСР лицензиат может быть допущен в качестве защитника по определению суда или постановлению судьи.

Лицензия на оказание платных юридических услуг сама по себе не дает права заниматься адвокатской деятельностью, в частности, участвовать на предварительном следствии, дознании в качестве защитника, и не освобождает лицензиата от уплаты государственных налогов и сборов.

16. Можно ли выдать лицензию на оказание платных юридических услуг физическому или юридическому лицу, осуществляющему аудиторскую деятельностью?

В соответствии с Временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденными Указом Президента РФ от 22.12.93 N 2263 "Об аудиторской деятельности в Российской Федерации", аудиторы и аудиторские фирмы не могут заниматься какой-либо предпринимательской деятельностью, кроме аудиторской и другой, связанной с ней, деятельности.

Помимо осуществления аудиторских функций, они могут оказывать услуги по консультированию в вопросах финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства (пункт 9 Правил). Получение лицензии на осуществление любого вида аудиторской деятельности предоставляет лицензиату право оказывать юридические услуги в виде консультаций по перечисленным отраслям права и не требует дополнительного получения лицензии на оказание платных юридических услуг, выдаваемой органами юстиции.

Более того, следует разъяснять аудиторам, что орган юстиции не вправе выдать такую лицензию, так как иная предпринимательская деятельность им запрещена.

В случае, если такое разъяснение аудиторов не устраивает и они продолжают настойчиво требовать от органа юстиции лицензию, то можно выдать лицензию со следующей ограничивающей формулировкой в соответствующей строке "разрешает осуществление платных юридических услуг, связанных с аудиторской деятельностью". Такое компромиссное решение согласовано Минюстом РФ с Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ и не противоречит действующему законодательству.

17. Если в Уставе общественного объединения в числе целей его создания указано оказание юридических услуг, можно ли выдать объединению лицензию?

Федеральный закон "Об общественных объединениях" от 19 мая 1995 г. предусматривает возможность осуществления общественными объединениями предпринимательской деятельности. Но эта деятельность допускается лишь постольку, поскольку она служит достижению уставных целей, ради которых они созданы и соответствуют этим целям.

Предпринимательская деятельность осуществляется общественными объединениями в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом "О введении в действие части первой ГК РФ" и другими законодательными актами РФ.

В связи со сказанным в запрашиваемом случае общественным объединениям можно выдавать лицензии на оказание платных юридических услуг.

18. В каком виде следует представлять в Минюст РФ отчеты о выданных органом юстиции лицензиях?

Органы юстиции ежеквартально представляют в Минюст РФ сведения о выданных, аннулированных лицензиях и лицензиях, действие которых приостановлено.

Форма реестра лицензий, выданных органом юстиции, утверждена Приказом Министра юстиции РФ от 21.04.95 N 19-01-51-95 (приложение N 10).

Направляемые в Минюст РФ сведения о лицензиатах абсолютно копируют эту форму и содержание Реестра по состоянию на конец квартала. Именно эти выписки (ксерокопии) из Реестра войдут составными частями в Сводный реестр лицензий, выданных на территории Российской Федерации, ведение которого возложено на Министерство юстиции Российской Федерации.

Органы юстиции по своему усмотрению могут направлять в Минюст РФ копии справок по результатам проведенного анализа содержащихся в Реестре сведений, другие необходимые пояснения к Реестру и т.д. Но эти справки не должны заменять собою ежеквартальные выписки из Реестра.

19. Какие установлены формы взаимодействия органов юстиции с лицензиатами?

Положение о лицензировании не регулирует какие-либо иные формы взаимодействия органов юстиции с лицензиатами, кроме осуществления контрольных функций за соблюдением лицензиатами требований, установленных законодательством Российской Федерации и Положением. По результатам этого контроля орган юстиции имеет право приостановить действие лицензии либо аннулировать ее (пункты 22 и 23 Положения).

Вместе с тем очевидно, что взаимодействие с лицензиатами только на основе контроля за их деятельностью, соблюдением ими лицензионных условий, явно не достаточно. Минюст РФ поощряет инициативу тех органов юстиции, которые продолжают деловые контакты с лицензиатами, используя при этом такую форму, как проведение семинаров - совещаний по актуальным вопросам законодательства и практики его применения.

Многие лицензиаты полагают необходимым объединиться в ассоциации, союзы на основе общности интересов, с целью выработки определенных морально - этических правил во взаимоотношениях с клиентами, друг с другом и т.д. Органы юстиции могут оказать в этом им посильную помощь или выступить инициаторами в этом заслуживающем внимания движении.

В дальнейшем возможно объединение региональных союзов в Российскую ассоциацию юристов - лицензиатов с такими внутриструктурными секциями, как юристы - индивидуалы, юридические фирмы, юристы - международники и т.д. В настоящее время в Москве создана инициативная группа лицензиатов Минюста РФ, которая прорабатывает возможные варианты учреждения и цели создания такой ассоциации.