1. Анализ сети и выбор типа с учетом отраслевой специфики

1. Анализ сети и выбор типа с учетом отраслевой специфики.

В целях определения типа государственного (муниципального) учреждения или оценки целесообразности принятия решения об изменении типа государственного (муниципального) учреждения рекомендуется использовать следующую группу критериев:

1. Критерии, основанные на положениях законодательных актов Российской Федерации:

а) Исполнение функций органов государственной власти.

Государственное (муниципальное) учреждение может быть отнесено к определенному типу исходя из возможности исполнения указанным учреждениям государственных (муниципальных) функций в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти.

Для исполнения государственных функций может создаваться только казенное учреждение, за исключением случаев, прямо установленных федеральными законами.

Автономное учреждение и бюджетное учреждение создаются публично-правовым образованием для выполнения государственных (муниципальных) работ, оказания государственных (муниципальных) услуг и не вправе исполнять государственные функции, за исключением случаев, прямо установленных федеральными законами.

б) Сфера деятельности учреждения.

Автономное учреждение может быть создано в сфере науки, образования, здравоохранения, социальной защиты, занятости населения, а также в иных сферах, если это установлено федеральными законами.

Сферы деятельности бюджетных учреждений не ограничены.

Сферы деятельности казенных учреждений не ограничены.

2. Критерии, основанные на учете финансово-экономической и административно-управленческой оценке деятельности (оценка финансово-экономических показателей производится на основе отчетного финансового года и двух предшествующих финансовому году лет):

средний рост балансовой стоимости основных фондов государственного (муниципального) учреждения;

средний рост расходов бюджетных средств на единицу государственной (муниципальной) услуги;

средний рост заработной платы работников государственного (муниципального) учреждения в среднем по учреждению;

достаточность обеспечения недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепляемым за бюджетным или автономным учреждением в соответствии с установленными нормативными требованиями, а также стандартами качества предоставления государственных (муниципальных) услуг (оценивается положительно, если имущество создаваемого бюджетного или автономного учреждения соответствует нормативным требованиям, требованиям стандартов качества, либо превышает их);

степень износа основных фондов (нефинансовых активов), определяемая как отношение суммы накопленного износа к балансовой стоимости основных фондов на конец отчетного финансового года (оценивается положительно, если это значение составляет не более 85 процентов);

отношение среднемесячной заработной платы работников государственного (муниципального) учреждения к среднемесячной заработной плате работников по субъекту Российской Федерации в целом, в котором располагается государственное муниципальное учреждение, в соответствующей сфере деятельности за отчетный финансовый год (оценивается положительно, если это значение превышает 100 процентов);

наличие в текущем финансовом году просроченной кредиторской задолженности (оценивается положительно в случае отсутствия указанной задолженности);

способность административно-управленческого персонала эффективно осуществлять организационно-управленческую и финансово-хозяйственную деятельность, в том числе направленную на развитие соответствующего государственного (муниципального) учреждения, после изменения типа государственного (муниципального) учреждения (оценка производится на основе метода экспертных оценок, социологических методов и (или) иных методов);

наличие плана (программы) учреждения по внедрению энергосберегающих технологий.

В субъекте Российской Федерации предложенные показатели могут быть использованы частично, либо состав показателей может быть расширен.

Кроме того, при прочих равных условиях, с учетом возможности получать внебюджетные источники финансирования, в бюджетные учреждения могут быть переведены:

государственные и муниципальные стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома для умственно-отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками); комплексные центры социального обслуживания населения; центры социального обслуживания; геронтологические (геронтопсихиатрические) центры.

К данному типу учреждений могут быть отнесены и другие учреждения стационарного и нестационарного социального обслуживания, источником финансирования которых, помимо средств бюджетов субъектов Российской Федерации, являются дополнительные внебюджетные источники финансирования (доход от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности предприятий, учреждений и организаций системы социальной защиты населения, осуществляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации; средства, поступившие от граждан пожилого возраста и инвалидов в качестве платы за стационарное обслуживание и социальные услуги; благотворительные взносы и пожертвования и другие источники, не запрещенные законом).

В казенные учреждения, финансируемые по смете, исходя из позиции, изложенной в подпункте "в" пункта 1, части 1 ст. 31 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ, могут быть переведены:

социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;

территориальные центры социальной помощи семье и детям;

социальные приюты для детей и подростков.

В названный тип учреждений, если они оказывают государственные (муниципальные) услуги за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы (статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона N 83-ФЗ)) и их деятельность не направлена на извлечение доходов, также могут быть переведены дома ночного пребывания, центры социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий и другие государственные и муниципальные учреждения социального обслуживания.

По вопросу определения типа государственного учреждения в отношении государственных учреждений службы занятости населения.

Государственные учреждения службы занятости населения по своей правовой природе являются учреждениями, финансируемыми за счет средств соответствующих бюджетов, созданными для оказания государственных услуг и исполнения государственных функций в области содействия занятости населения.

Следовательно, государственные учреждения службы занятости населения могут быть отнесены к казенным учреждениям, которыми являются государственные учреждения, осуществляющие оказание государственных услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов), финансовое обеспечение деятельности которых осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы (статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона N 83-ФЗ)).

В части определения типа государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения.

В соответствии с пунктом 19 статьи 31 Федерального закона N 83-ФЗ государственные учреждения субъектов Российской Федерации и муниципальные учреждения, участвующие в реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования, не могут быть созданы в виде казенных учреждений.