Методические издания

Основная цель методических изданий по тематике противодействия подкупу иностранных должностных лиц заключается в оказании методической помощи членам саморегулируемой организации аудиторов в организации и осуществлении ими конкретных мер противодействия подкупу иностранных должностных лиц. Методические издания могут осуществляться в форме рекомендаций, пособий, брошюр. В таких изданиях целесообразно раскрывать, в частности, следующие основные вопросы:

состав законодательства Российской Федерации по тематике противодействия подкупу иностранных должностных лиц. Перечень основных законодательных и иных актов по тематике противодействия подкупу иностранных должностных лиц в ходе аудиторской деятельности приведен в приложение N 1 к настоящему письму;

содержание требований законодательства Российской Федерации по тематике противодействия подкупу иностранных должностных лиц;

методы, способы и формы исполнения требований законодательства Российской Федерации по тематике противодействия подкупу иностранных должностных лиц;

роль и задачи аудитора в отношении случаев подкупа иностранных должностных лиц;

требования стандартов аудиторской деятельности к действиям аудитора в отношении случаев подкупа иностранных должностных лиц;

признаки подкупа иностранных должностных лиц;

аудиторские процедуры, применяемые для выявления случаев подкупа иностранных должностных лиц;

документирование работы, выполненной аудитором в отношении случаев подкупа иностранных должностных лиц;

взаимодействие аудитора с руководством и представителями собственников аудируемого лица по тематике противодействия подкупу иностранных должностных лиц;

действия аудитора при выявлении случаев подкупа иностранных должностных лиц;

взаимодействие аудитора с уполномоченными государственными органами по тематике противодействия подкупу иностранных должностных лиц;

система противодействия подкупу иностранных должностных лиц в аудиторской организации;

роль руководства аудиторской организации и ее корпоративной культуры в противодействии подкупу иностранных должностных лиц.

Методические издания должны содержать конкретные примеры действий аудитора в отношении случаев подкупа иностранных должностных лиц. Особое внимание должно быть обращено на установление в аудиторской организации принципов и процедур, регулирующих порядок решения вопроса о принятии на обслуживание нового клиента или продолжении сотрудничества с уже существующим клиентом, обеспечивающих, среди прочего, разумную уверенность в том, что такие клиенты соблюдают требования законодательства Российской Федерации по тематике противодействия подкупу иностранных должностных лиц.

При подготовке методических изданий необходимо исходить, в частности, из требований Федерального закона "Об аудиторской деятельности", федеральных стандартов аудиторской деятельности ФСАД 5/2010 "Обязанности аудитора по рассмотрению недобросовестных действия в ходе аудита" и ФСАД 6/2010 "Обязанности аудитора по рассмотрению соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов", утвержденных приказом Минфина России от 17.08.2010 N 90н. В частности:

- согласно ФСАД 6/2010 аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности не имеет целью предотвращение случаев несоблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов, в том числе требований в отношении противодействия подкупу иностранных должностных лиц. Аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности не предполагает, что аудитор должен выявить все случаи несоблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов, в том числе требований в отношении противодействия подкупу иностранных должностных лиц. Согласно ФСАД 5/2010 в обязанности аудитора не входит правовая квалификация того, действительно ли аудируемым лицом было совершено недобросовестное действие;

- согласно ФСАД 6/2010 в ходе аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности аудитор обязан учесть (рассмотреть) соблюдение аудируемым лицом нормативных правовых актов Российской Федерации, в том числе требований в отношении противодействия подкупу иностранных должностных лиц. Кроме того, согласно ФСАД 5/2010 при планировании, выполнении и оценке результатов аудиторских процедур, а также при подготовке аудиторского заключения аудитор должен рассмотреть риск существенных искажений бухгалтерской (финансовой) отчетности, возникающих в результате недобросовестных действий. Указанные аудиторские процедуры и результаты их осуществления должны быть документально оформлены;

- при выявлении фактов несоблюдения аудируемым лицом требований в отношении противодействия подкупу иностранных должностных лиц аудитор обязан предпринять меры, предусмотренные законодательством, а также ФСАД 6/2010. В случае если аудитор выявил или подозревает недобросовестные действия, то он должен определить, обязан ли он сообщить о случае или подозрениях стороне, внешней по отношению к аудируемому лицу, в том числе уполномоченному государственному органу. В случае сомнения аудитор должен рассмотреть необходимость получения юридической консультации по данному вопросу;

- аудитор обязан информировать учредителей (участников) аудируемого лица или их представителей либо его руководителя о ставших известными ему случаях подкупа иностранных должностных лиц либо признаках таких случаев, либо риске возникновения таких случаев. Учредители (участники) аудируемого лица или их представители либо его руководитель обязаны рассмотреть такую информацию аудитора и в письменной форме проинформировать о результатах рассмотрения аудитора не позднее 90 календарных дней со дня, следующего за днем получения указанной информации. Если учредители (участники) аудируемого лица или их представители либо его руководитель не принимают надлежащих мер по рассмотрению указанной аудитором информации, последний обязан проинформировать об этом соответствующие уполномоченные государственные органы.

Методические издания необходимо довести до сведения всех членов саморегулируемой организации аудиторов и рекомендовать их для использования в работе.