I. Цель регулирования, установленного актом

I. Цель регулирования, установленного актом.

1.1. Федеральным законом от 4 марта 2013 г. N 22-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившим силу подпункта 114 пункта 1 статьи 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" введен правовой режим эксплуатации, капитального ремонта, консервации и ликвидации ОПО на основе требований, установленных в обосновании его безопасности. При этом в соответствии с редакцией части 3 статьи 4 закона N 116-ФЗ требования к обоснованию безопасности должны быть установлены федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности. ФНП такие требования установлены.

1.2. ФНП позволяет разрабатывать обоснования безопасности ОПО в установленных законом N 116-ФЗ случаях, что на практике должно служить стимулом для эксплуатирующих ОПО организаций осуществлять внедрение в производственные процессы новых технологий при условии обеспечения промышленной безопасности, а также к повышению промышленной безопасности.

1.3. В международной практике существуют аналоги механизма обоснования безопасности, установленным ФНП. В соответствии с Конвенцией о трансграничном воздействии промышленных аварий <1> для осуществления положений этой Конвенции Стороны принимают соответствующие законодательные, регулирующие, административные и финансовые меры в целях предотвращения аварий, обеспечения готовности к ним и ликвидации их последствий. В рамках своей правовой системы Сторона происхождения с целью сведения к минимуму риска для населения и окружающей среды всех затрагиваемых Сторон принимает меры к формированию политики в области размещения новых и значительной модификации существующих объектов, на которых осуществляется опасная деятельность.

--------------------------------

<1> Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий Е/ЕСЕ/1268 от 17.03.1992. Принята постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 04.11.1993 N 1118 (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 45, ст. 4346; Бюллетень международных договоров, 2000, N 6).

В соответствии с Конвенцией о предотвращении крупных промышленных аварий <1> в свете национального законодательства, условий и практики и после консультаций с наиболее представительными организациями предпринимателей и трудящихся и с другими заинтересованными сторонами, которых это может касаться, каждое государство-член разрабатывает, осуществляет и периодически пересматривает согласованную национальную политику, направленную на защиту трудящихся, населения и окружающей среды от опасности крупных аварий. Эта политика осуществляется с помощью предупредительных и защитных мер, применяемых на объектах повышенной опасности, и, по мере возможности, способствует использованию наиболее безопасной технологии. Компетентный орган должен разрабатывать всестороннюю политику размещения объектов, предусматривая соответствующее удаление планируемых объектов повышенной опасности от производственных и жилых районов и сооружений общественного пользования, а также соответствующие меры в отношении существующих объектов. В отношении каждого объекта повышенной опасности предприниматели создают и обеспечивают функционирование документированной системы контроля за факторами повышенного риска, которая предусматривает, в числе прочего, технические мероприятия, включая проектирование, системы обеспечения безопасности, строительство, выбор химических веществ, эксплуатацию, техническое обслуживание и систематическую инспекцию объекта.

--------------------------------

<1> Конвенция о предотвращении крупных промышленных аварий (Конвенция N 174). Принята на 80-й сессии Генеральной конференции Международной организации труда в городе Женеве 22.06.1993. Ратифицирована Федеральным законом от 30.11.2011 N 366-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7044).

В промышленно развитых странах проблема гармоничного сочетания технологической рациональности (экономической эффективности) производств и обеспечения промышленной безопасности решается установлением государственных требований не к организационно-техническим параметрам производства (предписывающее регулирование), а к показателям безопасности производства. Перед эксплуатирующей организацией (собственником) общество (в лице государства) ставит цель - предотвратить аварии и смягчить их последствия в случае возникновения (то есть сделать производство безопасным). При этом способов достижения цели закон не предписывает. Закон предоставляет эксплуатирующей организации (собственнику) свободу выбора способа достижения цели (целеустанавливающее регулирование), например, по критерию приемлемости риска.

Существует значительное многообразие законодательных, нормативных и методических документов по регулированию безопасности в разных странах и компаниях. При этом принимается во внимание общий фактор - экономическая заинтересованность большинства зарубежных компаний в промышленной безопасности, так как любая авария связана не только с прямой утратой имущества, выплатой ущерба, но и с риском потери репутации, падением курса акций, ухудшением условий страхования. В этой связи, для зарубежных законов, норм и правил характерны общие (функциональные) требования. Детальные же, в том числе количественные (предписывающие) требования изложены в стандартах, разработка которых, как правило, финансируется заинтересованными компаниями. При этом количественные критерии приемлемого риска устанавливаются в основном не в законодательных актах, а именно в стандартах компаний и взаимосвязаны с методическим, в том числе информационным (в виде баз данных по надежности, аварийности), обеспечением процедуры анализа риска. Обычно зарубежные компании при проектировании опасных объектов сопровождают проектирование рядом исследований, в том числе с помощью методов качественного анализа риска (HAZID, HAZOP, HAZAN, определение SIL и других).

В рамках целеустанавливающего регулирования проектировщик (проектная организация) на основе задания на проектирование, которое содержит требования к энергетической эффективности производства, качеству и составу продукции, разрабатывает варианты технологически рациональных решений. Проектировщик может использовать стандарты или рекомендации лучшей отраслевой практики, а может, сообразуясь со спецификой конкретного проекта, включать в него новейшие технологии или оригинальные решения, еще не вошедшие в стандарты или лучшую практику. Единственное ограничение - безопасность проектного решения, так как риск производства не должен превышать допустимый, установленный государством.