Прием на обучение в соответствии со стандартом, утвержденным данным документом, прекращается 31.12.2020 (Приказ Минобрнауки России от 18.08.2020 N 1056).

IV. Характеристика профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу магистратуры

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВЫПУСКНИКОВ, ОСВОИВШИХ ПРОГРАММУ МАГИСТРАТУРЫ

4.1. Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу магистратуры, включает научно-исследовательскую, педагогическую, организационно-управленческую, экспертно-аналитическую, культурно-просветительскую работу.

4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу магистратуры, являются:

человек и общество в культурном многообразии;

процессы межкультурной коммуникации в условиях глобализации современного мира;

государственная национальная политика;

этнонациональные и федеративные отношения;

современные этнические и этноконфессиональные процессы;

этнические конфликты, национализм, ксенофобия и экстремизм;

миграционные процессы;

организация социальной жизни в различных сообществах;

современные межнациональные сети развитие культур мира;

универсальные эволюционно-биологические аспекты поведения (этология человека);

права этнических и религиозных меньшинств;

пол и возраст в различных культурах;

этика и этикет в различных культурах;

вариативные формы духовной жизни человека.

4.3. Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу магистратуры:

научно-исследовательская;

педагогическая;

организационно-управленческая;

экспертно-аналитическая;

культурно-просветительская.

При разработке и реализации программы магистратуры организация ориентируется на конкретный вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовится магистр, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательских и материально-технических ресурсов организации.

Программа магистратуры формируется организацией в зависимости от видов деятельности и требований к результатам освоения образовательной программы:

ориентированной на научно-исследовательский и (или) педагогический вид (виды) профессиональной деятельности как основной (основные) (далее - программа академической магистратуры);

ориентированной на производственно-технологический, практико-ориентированный, прикладной вид (виды) профессиональной деятельности как основной (основные) (далее - программа прикладной магистратуры).

4.4. Выпускник, освоивший программу магистратуры, в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа магистратуры, готов решать следующие профессиональные задачи:

научно-исследовательская деятельность:

профессиональная деятельность в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой в научных организациях, на предприятиях, в организациях, государственных органах на должностях, требующих высшего антропологического и этнологического образования;

подготовка и проведение научно-исследовательских работ, анализ и обобщение результатов научного исследования на основе современных междисциплинарных подходов;

применение знаний, умений и навыков в поиске и аналитической обработке информации, необходимой для решения стоящих перед ним профессиональных проблем (в том числе, в условиях полевой работы);

поиск путей и способов прикладного применения полученных знаний и навыков в соответствии с требованиями, определенными работодателями;

подготовка и проведение научных конференций, семинаров, редактирование научных публикаций, в том числе мультимедийного характера и на интернет-ресурсах;

письменное и устное изложение результатов проделанной работы на высоком профессиональном уровне, в том числе и на английском (или ином иностранном) языке;

подготовка аналитических обзоров, рецензий, аннотаций, библиографии по тематике проводимых исследований;

использование в исследовательской практике современного компьютерного программного обеспечения, в том числе в целях разработки мультимедийных изданий, тематических сетевых ресурсов и баз данных;

педагогическая деятельность:

преподавание в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования: разработка и написание образовательных программ, программных документов и учебно-методических материалов, содержание которых определяется областью и объектами профессиональной деятельности антрополога и этнолога;

практическое использование знаний в области педагогики в преподавании курсов антропологии и этнологии в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования;

реализация в процессе преподавания таких задач, как воспитание приверженности демократическим принципам, патриотизма, уважения к культуре народов нашей страны и мира, толерантности, неприятия этнической и религиозной нетерпимости, национализма, экстремизма;

применение современных информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе;

организационно-управленческая деятельность:

применение в профессиональной деятельности основ организации и планирования;

организация полевых антропологических и этнографических работ, участие в проведении мониторингов, этносоциологических опросов, подготовка и проведение конференций, семинаров и других мероприятий различного уровня;

сбор и подготовка информации для обсуждения проблем и принятия решений в органах власти и управления;

участие в организации управленческих процессов государственных организаций, управление проектами, включая анализ рисков;

работа с базами данных и информационными системами по реализации организационно-управленческих функций;

экспертно-аналитическая деятельность:

сбор и обработка аналитической информации, консалтинговая деятельность для органов государственного управления, местного самоуправления, учреждений и организаций сферы науки, образования и культуры;

информационное обеспечение практической деятельности государственных и общественных организаций, корпораций, средств массовой информации, аналитических центров;

культурно-просветительская деятельность:

разработка проектов и участие в проектах, направленных на сохранение культурного наследия, противодействие ксенофобии и экстремизму, защиту прав национальных и религиозных меньшинств;

распространение через средства массовой информации, в том числе электронные, кино и телевидение правдивой информации о народах, этнонациональных и культурных традициях;

популяризация антропологических и этнологических знаний.