Прием на обучение в соответствии со стандартом, утвержденным данным документом, прекращается 31.12.2020 (Приказ Минобрнауки России от 18.08.2020 N 1056).

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ МАГИСТРАТУРЫ

5.1. В результате освоения программы магистратуры у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции.

5.2. Выпускник, освоивший программу магистратуры, должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1);

готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2);

готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3);

способностью к профессиональной эксплуатации современного оборудования, приборов и компьютерных программ (ОК-4);

готовностью к организации исследовательских и проектных работ, также владением навыками руководства исследовательским или проектным коллективом (ОК-5);

способностью логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, как на русском, так и на иностранных языках (ОК-6);

способностью к самостоятельной постановке исследовательских и практических задач, выбору путей их достижения (ОК-7);

способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения (ОК-8).

5.3. Выпускник, освоивший программу магистратуры, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:

готовностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-1);

готовностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОПК-2);

способностью понимать значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации (ОПК-3);

готовностью принимать и нести нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе (ОПК-4);

владением широкой эрудицией в области общенаучных знаний о человеке и его социальных системах, а также способностью глубоко понимать процессы развития социальных, гуманитарных и биологических наук (ОПК-5);

владением навыками творческой работы, способностью организовать свой труд, оценить качество результатов своей деятельности, готовностью к принятию ответственности за свои решения в рамках профессиональных компетенций (ОПК-6);

способностью в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей; готовностью использовать самые разнообразные формы обучения (ОПК-7).

5.4. Выпускник освоивший программу магистратуры, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа магистратуры:

научно-исследовательская деятельность:

владением глубокими знаниями в области истории, теории и методологии этнологии, социокультурной и биологической антропологии их ведущих дисциплин (ПК-1);

способностью понимать прикладные задачи и возможности социо-антропологических и биолого-антропологических знаний (ПК-2);

владением практическими профессиональными навыками, прежде всего, навыками сбора этнологической, социо-антропологической и биолого-антропологической информации в полевых условиях, в архивах, музеях и библиотеках (ПК-3);

способностью формировать программы научного исследования, собирать, понимать, критически анализировать и использовать антропологическую и этнографическую информацию (ПК-4);

владением навыками подготовки и редактирования текстов профессионального и социально-значимого содержания (ПК-5);

владением новыми информационными технологиями как средствами поиска и обработки информации, необходимой для решения широкого спектра профессиональных задач, и прикладного, и научно-исследовательского характера, в том числе для создания разнообразных этнологических и антропологических баз данных (ПК-6);

педагогическая деятельность:

готовностью применять знания в педагогической деятельности (ПК-7);

владением навыками составления образовательных программ и разработки учебно-методических материалов, содержание которых определяется областью и объектами профессиональной деятельности антрополога и этнолога (ПК-8);

способностью реализовать в процессе преподавания такие задачи, как воспитание уважения к истории и традициям народов, приверженности демократическим принципам, толерантности, неприятия национализма, ксенофобии и экстремизма (ПК-9);

способностью обучать новые поколения методикам антропологического и этнологического научного поиска, приемам работы с различными источниками антропологической и этнографической информации, в том числе электронными и аудиовизуальными (ПК-10);

организационно-управленческая деятельность:

готовностью адаптироваться к новым социальным и профессиональным ситуациям, готовностью принимать организационно-управленческие решения в условиях различных мнений и в нестандартных ситуациях (ПК-11);

готовностью работать в кооперации с коллегами в рамках международных и междисциплинарных проектов, работать в смежных областях (ПК-12);

владением принципами организации и методами проведения полевых антропологических и этнографических работ, мониторингов, этносоциологических опросов (ПК-13);

владением навыками организации и проведения конференций, семинаров, круглых столов, тренингов и других мероприятий различного уровня (ПК-14);

способностью выполнять функции лидера (ПК-15);

экспертно-аналитическая деятельность:

владением навыками разработки квалифицированных рекомендаций для решения политических, экономических и социальных злободневных проблем, тесно сопряженных с различными сферами этнологии и социокультурной антропологии (ПК-16);

способностью и готовностью использовать знание методов и теорий биологической антропологии при осуществлении экспертных и аналитических работ (ПК-17);

готовностью к работе с информацией для подготовки решений органов государственного управления, местного самоуправления (ПК-18);

способностью организовывать консалтинговые мероприятия для обеспечения практической деятельности учреждений науки и культуры, государственных и общественных организаций, корпораций, средств массовой информации, аналитических центров, организаций коммерческого и некоммерческого секторов (ПК-19);

культурно-просветительская деятельность:

способностью и готовностью пропагандировать в широкой общественности уважительное и бережное отношение к историческому наследию и культурным традициям различных народов, толерантное восприятие социальных, культурных, конфессиональных и расовых различий между людьми (ПК-20);

готовностью осознавать значимость роли своей профессии в социуме и ее просветительских функций, готовностью участвовать в научном информационном освещении истории и культуры народов мира, их этнонациональных традиций, популяризировать антропологические и этнологические знания (ПК-21);

готовностью к организации проектов, направленных на противодействие национализму, ксенофобии и экстремизму, на защиту прав национальных меньшинств, сохранение их культурного наследия, а также к поиску эффективных путей для разрешения этнополитических, этноконфессиональных социальных конфликтов (ПК-22).

5.5. При разработке программы магистратуры все общекультурные и общепрофессиональные компетенции, а также профессиональные компетенции, отнесенные к тем видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа магистратуры, включаются в набор требуемых результатов освоения программы магистратуры.

5.6. При разработке программы магистратуры организация вправе дополнить набор компетенций выпускников с учетом направленности программы магистратуры на конкретные области знания и (или) вид (виды) деятельности.

5.7. При разработке программы магистратуры требования к результатам обучения по отдельным дисциплинам (модулям), практикам организация устанавливает самостоятельно с учетом требований соответствующих примерных основных образовательных программ.