Развитие малого и среднего предпринимательства
В соответствии с пунктом 16 плана мониторинга Минэкономразвития России и Росимуществом проведен мониторинг правоприменения в сфере действия федеральных законов от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 209), от 22 июля 2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 159).
В результате осуществления мониторинга установлено следующее.
В целях совершенствования законодательства Российской Федерации принято 4 федеральных закона.
В 2013 году издано 2 подзаконных нормативных правовых акта, необходимость принятия которых связана с реализацией положений Федерального закона N 209.
Вместе с тем при изучении материалов правоприменения по показателю наличия нормативных правовых актов, необходимость принятия (издания) которых предусмотрена актами большей юридической силы (подпункт "б" пункта 8 методики), установлено, что до настоящего времени не реализованы 2 положения Федерального закона N 209.
В целях совершенствования законодательства Российской Федерации в сфере развития малого и среднего предпринимательства и с учетом правоприменительной практики принят Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 144-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства". Данным Федеральным законом внесены изменения, а также пролонгировано действие Федерального закона N 159, в соответствии с которым субъектам малого и среднего предпринимательства предоставлены возможность выкупа арендуемых ими в течение двух лет помещений по состоянию на 1 июля 2013 г., а также преимущественное право на выкуп помещений, включенных в перечень недвижимого имущества, предназначенного для сдачи в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства, право оспаривания стоимости выкупаемого имущества в судебном порядке и исключено ограничение максимального размера площади помещений, которые могут быть выкуплены при использовании преимущественного права выкупа. Кроме того, закреплен минимальный срок рассрочки по выкупу имущества, составляющий 3 года.
В ходе анализа правоприменительной практики в сфере действия Федерального закона N 209 выявлена необходимость корректировки его положений.
В настоящее время в соответствии с требованием Федерального закона N 209 суммарная доля участия юридических лиц в уставном (складочном) капитале малых и средних предприятий не может превышать 25 процентов. На практике такое ограничение сдерживает рост инвестиций в сферу малого и среднего предпринимательства. В связи с этим в целях привлечения инвестиций необходимо расширение круга российских и иностранных юридических лиц, которые могут участвовать в уставном (складочном) капитале малых и средних предприятий, за счет увеличения порога участия с 25 до 49 процентов.
Для поддержки и развития инновационной деятельности требуется также отменить ограничение участия в структуре капитала малых и средних предприятий организаций, получивших статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 г. N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково". Кроме того, в связи с принятием Федерального закона от 28 ноября 2011 г. N 335-ФЗ "Об инвестиционном товариществе" в целях создания условий для широкого привлечения инвестиционных средств для реализации проектов субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе в инновационной сфере, предлагается наделить статусом субъекта малого и среднего предпринимательства организации, доля участия в уставном (складочном) капитале которых включена в состав общего имущества инвестиционного товарищества (вне зависимости от размера указанной доли).
В результате мониторинга установлено отсутствие единообразной практики при правоприменении (подпункт "о" пункта 8 методики) положений части 4 статьи 14 Федерального закона N 209 и статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части условий оказания финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства, осуществляющим производство и (или) реализацию подакцизных товаров.
В целях обеспечения единообразной правоприменительной практики предлагается привести в соответствие с положениями статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации положения части 4 статьи 14 Федерального закона N 209, предусмотрев отказ в оказании финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства, осуществляющим производство (реализацию) подакцизных товаров.
При проведении мониторинга правоприменения также выявлено отсутствие единой понятийно-терминологической системы нормативных правовых актов, регулирующих данную сферу правоотношений (подпункт "б" пункта 10 методики).
Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 104-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса" в статью 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации введены понятия "государственные программы Российской Федерации" и "государственные программы субъектов Российской Федерации". Однако в Федеральном законе N 209 продолжают действовать нормы, устанавливающие понятия "федеральные программы" и "региональные программы". В целях устранения расхождения в правовом регулировании предлагается внести соответствующие изменения в Федеральный закон N 209.
В целях устранения указанных проблем Минэкономразвития России разрабатывается проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и статью 19 Федерального закона "О защите конкуренции".
При осуществлении мониторинга правоприменения по показателям, установленным пунктом 9 методики, коррупциогенные факторы в нормативных правовых актах, регулирующих соответствующие правоотношения, не выявлены.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2023 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей