См. Доклад о результатах мониторинга правоприменения в Российской Федерации за 2014 год.

Поступление на службу в органы внутренних дел, ее прохождение и прекращение, а также определение правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел и предоставление ему социальных гарантий

Поступление на службу в органы внутренних дел,

ее прохождение и прекращение, а также определение

правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних

дел и предоставление ему социальных гарантий

В соответствии с пунктом 1 плана мониторинга МВД России, Минфином России и Минтрудом России проведен мониторинг правоприменения практики в сфере действия федеральных законов от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 342), от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 247), а также подзаконных нормативных правовых актов.

В результате осуществления мониторинга установлено следующее.

В целях совершенствования законодательства Российской Федерации принято 5 федеральных законов.

В 2013 году издан 31 подзаконный нормативный правовой акт, необходимость принятия которых связана с реализацией Федерального закона N 342.

Вместе с тем при изучении материалов правоприменения по показателю наличия нормативных правовых актов, необходимость принятия (издания) которых предусмотрена актами большей юридической силы (подпункт "б" пункта 8 методики), установлено, что до настоящего времени не реализовано 1 положение Федерального закона N 342.

В ходе анализа правоприменительной практики по показателю неполноты в правовом регулировании общественных отношений (подпункт "ж" пункта 8 методики) в сфере действия Федерального закона N 342 выявлена необходимость корректировки его положений.

В соответствии с законодательством Российской Федерации в состав материалов, помещаемых в личные дела сотрудников органов внутренних дел (далее - сотрудники), входят документы, содержащие информацию ограниченного доступа. В целях обеспечения конфиденциальности этой информации, а также охраны прав и интересов иных лиц необходимо путем внесения изменений в статью 11 Федерального закона N 342 предусмотреть право федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (далее - федеральный орган) устанавливать порядок и условия ознакомления с материалами личного дела.

В Федеральном законе N 342 не регламентирован вопрос наставничества в системе органов внутренних дел. Принимая во внимание, что во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" планируется внедрить институт наставничества на государственной гражданской службе как новый принцип кадровой политики, с учетом отсутствия федерального закона о правоохранительной службе предлагается внести в Федеральный закон N 342 изменения, предусматривающие осуществление организации наставничества в органах внутренних дел в порядке, установленном федеральным органом.

В настоящее время сроки временного исполнения обязанностей по вакантной должности, установленные Федеральным законом N 342, допускают возможность временно исполнять обязанности по вакантной должности без каких-либо ограничений по времени (более одного года). Как показал анализ правоприменительной практики, это значительно снижает мотивацию сотрудников, временно исполняющих обязанности по вакантным должностям, добросовестно выполнять служебные задачи, порождает у них чувство неуверенности и безответственности. Для устранения выявленной проблемы предлагается законодательно ограничить продолжительность временного исполнения обязанностей по вакантной должности одним годом.

Положения части 4 статьи 37 Федерального закона N 342 предусматривают возможность зачисления сотрудника по окончании приостановления службы только в распоряжение федерального органа. Представляется целесообразным внести в статью 37 Федерального закона N 342 изменения, предусматривающие возможность зачисления сотрудника в распоряжение подразделения или территориального органа федерального органа.

При изучении практики применения Федерального закона N 342 по показателю коллизии норм права (подпункт "з" пункта 8 методики) выявлен ряд проблем, требующих законодательного решения.

Так, пункт 8 части 1 статьи 28 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" предусматривает право сотрудника на ознакомление с отзывами о его служебной деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, с материалами личного дела, а также на помещение в личное дело его письменных объяснений и других документов и материалов.

Вместе с тем в Федеральном законе N 342 право сотрудника на ознакомление с материалами личного дела не предусмотрено (пункт 8 части 1 статьи 11). В целях устранения коллизии предлагается внести в Федеральный закон N 342 изменения в части установления права сотрудников с материалами личного дела.

Перечень периодов, включаемых в стаж службы (выслугу лет) для назначения пенсии, указанный в статье 38 Федерального закона N 342, не в полной мере корреспондируется с положениями статьи 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

В частности, в перечень, установленный Федеральным законом N 342, не вошли периоды пребывания в плену, если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины, а также периоды отбывания наказания и содержания под стражей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных и впоследствии реабилитированных. Такое несоответствие влечет нарушение прав и законных интересов граждан при назначении пенсии. В связи с этим планируется дополнить статью 38 Федерального закона N 342 положениями, предусматривающими необходимые гарантии для сотрудников.

Из содержания пункта 3 части 4 статьи 68 Федерального закона N 342 следует, что в случае самоубийства, или покушения на самоубийство, или иного умышленного причинения сотрудником вреда своему здоровью федеральный орган проводит служебную проверку. Вместе с тем частью 1 статьи 52 Федерального закона N 342 не предусмотрено проведение служебной проверки по указанным обстоятельствам. В целях устранения данной коллизии предлагается в пункте 3 части 4 статьи 68 Федерального закона N 342 слово "служебной" исключить.

Исходя из результатов анализа практики проведения служебных проверок и учитывая значительную удаленность ряда территориальных органов и подразделений федерального органа, предлагается в целях обеспечения всестороннего анализа материалов служебной проверки и повышения качества проверочной работы предусмотреть возможность продления срока служебной проверки по решению руководителя федерального органа или уполномоченного руководителя, указанного в пункте 5 статьи 1 Федерального закона N 342, на срок, не превышающий 30 дней (часть 4 статьи 52 Федерального закона N 342).

При анализе правоприменительной практики по показателю наличия противоречий между нормативными правовыми актами общего характера и нормативными правовыми актами специального характера, регулирующими однородные отношения (подпункт "а" пункта 10 методики), установлено, что одной из мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов является принуждение сотрудника к отказу от выгоды (пункт 6 статьи 71 Федерального закона N 342). Однако в законодательстве Российской Федерации отсутствует определение термина "принуждение к отказу от выгоды", в связи с чем данная норма не может применяться на практике. Кроме того, статья 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" при урегулировании конфликта интересов на государственной и муниципальной службе предусматривает отказ от выгоды, а не принуждение к отказу. Для устранения выявленного противоречия необходимо исключить слово "принуждение" из статьи 71 Федерального закона N 342.

При проведении мониторинга правоприменения в указанной сфере также выявлено наличие ошибок юридико-технического характера (подпункт "и" пункта 8 методики).

Частью 13 статьи 33 Федерального закона N 342 определен перечень рекомендаций, принимаемых аттестационной комиссией по результатам аттестации сотрудника. В целях приведения в соответствие с этой нормой положения части 16 статьи 33 Федерального закона N 342 полномочия руководителя федерального органа следует дополнить возможностью принятия решения о соответствии сотрудника замещаемой должности.

В ходе анализа правоприменительной практики по показателю неполноты в правовом регулировании общественных отношений (подпункт "ж" пункта 8 методики) в сфере действия Федерального закона N 247 выявлена необходимость корректировки его положений.

В соответствии с Федеральным законом N 247 выплаты ежемесячного пособия на содержание детей и ежегодного пособия на проведение летнего оздоровительного отдыха детей, осуществляемые членам семей сотрудников, погибших (умерших) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученного в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, пропавших без вести при выполнении служебных обязанностей, осуществляются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (пункты 2 и 3 части 1 статьи 12).

На практике выплата указанных пособий осуществляется на основании постановлений Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 481 "О ежемесячном пособии детям военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших, объявленных умершими, признанных безвестно отсутствующими) при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), и детям лиц, умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (службы в органах и учреждениях)" и от 31 декабря 2004 г. N 911 "О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членам их семей, а также отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы", которыми помимо порядка выплаты пособий утверждены также их размеры.

В связи с этим планируется дополнить статью 12 Федерального закона N 247 положениями, наделяющими Правительство Российской Федерации полномочиями по установлению размеров указанных пособий.

Подготовку проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в Федеральный закон "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования отдельных вопросов прохождения службы в органах внутренних дел, а также правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел и предоставления ему социальных гарантий) планируется поручить МВД России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.

При осуществлении мониторинга правоприменения по показателям, установленным пунктом 9 методики, коррупциогенные факторы в нормативных правовых актах, регулирующих соответствующие правоотношения, не выявлены.