См. Доклад о результатах мониторинга правоприменения в Российской Федерации за 2014 год.

Использование инсайдерской информации и манипулирование рынком

Использование инсайдерской информации

и манипулирование рынком

В соответствии с пунктом 13 плана мониторинга Банком России и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации проведен мониторинг правоприменительной практики в сфере действия Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 224), а также подзаконных нормативных правовых актов.

В результате осуществления мониторинга установлено следующее.

В 2013 году издано 3 подзаконных нормативных правовых акта, необходимость принятия которых связана с реализацией положений Федерального закона N 224.

Вместе с тем при изучении материалов правоприменения по показателю наличия нормативных правовых актов, необходимость принятия (издания) которых предусмотрена актами большей юридической силы (подпункт "б" пункта 8 методики), установлено, что до настоящего времени не реализованы 3 положения Федерального закона N 224.

В ходе анализа правоприменительной практики по показателю неполноты в правовом регулировании общественных отношений (подпункт "ж" пункта 8 методики) в сфере действия Федерального закона N 224 выявлена необходимость корректировки его положений.

Установленный частью 1 статьи 5 Федерального закона N 224 перечень действий, относящихся к манипулированию рынком, является исчерпывающим, однако на практике данный перечень охватывает не все случаи злоупотреблений и тем самым ограничивает возможность регулятора по предупреждению нарушений на финансовых и товарных рынках.

В связи с этим предлагается в Федеральный закон N 224 ввести определение понятия "манипулирование рынком" и одновременно исключить положения, устанавливающие исчерпывающий перечень действий, относящихся к манипулированию рынком.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона N 224 перечень информации, относящейся к инсайдерской, утверждается Банком России и является исчерпывающим, что не позволяет эмитентам при утверждении собственного перечня информации, относящейся к инсайдерской, включать в него иную информацию, учитывающую их род деятельности и специфику работы.

В связи с этим предлагается внести в Федеральный закон N 224 изменения, предусматривающие полномочие Банка России по утверждению открытого перечня информации, относящейся к инсайдерской информации, а также критериев и порядка отнесения информации к инсайдерской.

По результатам анализа правоприменительной практики предлагается в статье 8 Федерального закона N 224 предусмотреть возможность предоставления отсрочки раскрытия инсайдерской информации в отношении крупных корпоративных событий (например, для завершения переговоров и заключения сделки), порядок предоставления которой будет устанавливаться Банком России.

Разработку проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", направленного на устранение выявленных по итогам мониторинга правоприменения проблем, планируется поручить Минфину России с участием Банка России.

При осуществлении мониторинга правоприменения по показателям, установленным пунктом 9 методики, коррупциогенные факторы в нормативных правовых актах, регулирующих соответствующие правоотношения, не выявлены.