МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОГО НАДЗОРА

ПИСЬМО

от 31 июля 2014 г. N 07-00-17/4004

Управление валютного контроля, рассмотрев обращение УФНС России, сообщает.

В соответствии с пунктом 1.5 Инструкции Банка России от 04.06.2012 N 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением" справка о валютных операциях и справка о подтверждающих документах, порядок, случаи и сроки представления которых установлены указанной Инструкцией, являются формами учета по валютным операциям резидентов.

Административная ответственность за несоблюдение установленного порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, предусмотрена частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций более чем на тридцать дней образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ.

С учетом изложенного полагаем, что несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, выражается в том числе в непредставлении резидентом в уполномоченный банк указанных документов.

Таким образом, в случае непредставления резидентом форм учета по валютным операциям и подтверждающих документов правонарушение следует квалифицировать по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ.

При этом по вопросу квалификации рассматриваемых правонарушений судебная практика неоднозначна. По мере дальнейшего формирования судебной практики позиция по данному вопросу может быть пересмотрена.

В то же время необходимо отметить, что неправильная квалификация действий лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при отсутствии иных недостатков протокола не является основанием для возвращения протокола лицу, которое его составило.

Согласно правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 24.03.2005 N 5 (пункт 20) (в ред. постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2013 N 40), право окончательной юридической квалификации действий (бездействия) лица КоАП РФ относит к полномочиям судьи.

Если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.

В целях исключения при аналогичных случаях возврата составленных налоговыми органами протоколов об административных правонарушениях территориальным управлениям Росфиннадзора будет рекомендовано при рассмотрении дел руководствоваться указанными разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации.

Врио начальника

Управления валютного контроля

С.А.БАЛДИН