Обеспечение правопорядка и воинской дисциплины

44. Для обеспечения правопорядка, воинской дисциплины и противодействия преступности среди военнослужащих на улицах, площадях и стадионах, в скверах и парках, на транспортных магистралях и вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах, других общественных местах, на территориях воинских частей, военных полигонов и учебных центров района ответственности приказом военного коменданта гарнизона организуется патрульная служба.

(в ред. Указа Президента РФ от 16.05.2017 N 210)

(см. текст в предыдущей редакции)

45. Военный комендант гарнизона или лицо, его замещающее, осуществляют руководство патрульной службой и несут ответственность за ее состояние. Военный комендант гарнизона или лицо, его замещающее, обязаны:

1) организовывать выполнение задач и функций, возложенных на военную комендатуру, планирование и координацию деятельности ее структурных подразделений, докладывать руководителю соответствующего регионального органа военной полиции о результатах деятельности военной комендатуры;

2) обеспечивать проведение мероприятий по боевой подготовке с личным составом военной комендатуры, лично руководить обучением и воспитанием подчиненных;

3) обеспечивать соблюдение законности при осуществлении военнослужащими военной комендатуры служебной деятельности; организовывать и осуществлять контроль за законностью решений и действий должностных лиц военной комендатуры; принимать меры по предупреждению и пресечению правонарушений среди военнослужащих военной комендатуры;

4) организовывать и проводить в установленном порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации, проверки воинских частей в районе ответственности по направлениям деятельности военной комендатуры;

5) организовывать в воинских частях работу по пропаганде укрепления правопорядка и воинской дисциплины;

6) проверять не реже двух раз в месяц подготовку подразделений и военнослужащих, назначенных в наряд патрульной службы, проведение развода этого наряда и несение службы караулом по охране гауптвахты;

7) докладывать начальнику регионального органа военной полиции о результатах разбирательств по фактам совершения военнослужащими дисциплинарных проступков, а о происшествиях, об обнаружении в действиях (бездействии) военнослужащего или лица гражданского персонала признаков преступления, кроме того, незамедлительно уведомлять военного прокурора, руководителя военного следственного органа и принимать меры, предусмотренные федеральными законами, настоящим Уставом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

8) направлять материалы о нарушениях, допущенных военнослужащими, временно находящимися в районе ответственности военной комендатуры, командирам воинских частей, в которых они проходят военную службу, и в соответствующие органы военной полиции;

9) организовывать в установленном порядке несение патрульной службы в районе ответственности, а также ведение учета задержанных военнослужащих;

10) просматривать ежедневно постовые ведомости караула по охране гауптвахты;

11) проверять не реже одного раза в неделю соблюдение законности и правил содержания военнослужащих на гауптвахте; отдавать начальнику гауптвахты приказы в письменном виде о направлении военнослужащих, содержащихся на гауптвахте, в баню, в медицинскую организацию федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба (далее - военно-медицинская организация), о направлении по письменному требованию прокурорского работника, руководителя военного следственного органа, следователя, органа дознания или суда задержанных по подозрению в совершении преступления или грубого дисциплинарного проступка, подозреваемых, обвиняемых в совершении преступления и подсудимых, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, осужденных военным судом и содержащихся под стражей, в отношении которых приговор не вступил в законную силу, на допрос, в суд или для производства следственных и иных процессуальных действий;

12) ежеквартально анализировать и доводить до начальника гарнизона и командиров воинских частей сведения о состоянии правопорядка на территории закрепленного района ответственности;

13) утверждать инструкции должностным лицам военной комендатуры;

14) проводить работу по подбору и расстановке кадров, воспитанию и подготовке военнослужащих военной комендатуры;

15) поддерживать воинскую дисциплину, морально-политическое и психологическое состояние военнослужащих военной комендатуры;

(в ред. Указа Президента РФ от 01.07.2020 N 440)

(см. текст в предыдущей редакции)

16) издавать приказы и давать указания в пределах своих полномочий, организовывать и проверять их выполнение;

17) организовывать инструктаж наряда военной комендатуры, контролировать несение им службы, соблюдение правил ношения военной формы одежды и снаряжения;

18) исполнять иные обязанности, определенные настоящим Уставом или Министром обороны Российской Федерации.

(статья 45 в ред. Указа Президента РФ от 16.05.2017 N 210)

(см. текст в предыдущей редакции)

46. Военный комендант гарнизона или лицо, его замещающее, наделяется следующими полномочиями:

(в ред. Указа Президента РФ от 16.05.2017 N 210)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) применять меры государственного принуждения, предусмотренные статьями 264 - 273 настоящего Устава;

2) проводить лично или назначать в пределах своей компетенции должностное лицо для проведения разбирательства в отношении военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок, применять к нему дисциплинарное взыскание или направлять материалы разбирательства командиру воинской части, в которой военнослужащий проходит военную службу, или в военный суд для принятия решения;

3) применять к военнослужащим меры обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке, предусмотренные статьей 28.7 Федерального закона "О статусе военнослужащих";

4) вызывать в орган или подразделение военной полиции военнослужащих и лиц гражданского персонала по проводимым разбирательствам, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции военной полиции, получать по таким делам, заявлениям и сообщениям необходимые объяснения, справки, документы (их копии);

5) направлять и (или) доставлять военнослужащих на медицинское освидетельствование на состояние опьянения в соответствующие медицинские организации, если результат освидетельствования необходим в связи с совершением преступления, административного правонарушения или грубого дисциплинарного проступка для объективного установления обстоятельств правонарушения;

(п. 5 в ред. Указа Президента РФ от 22.01.2018 N 16)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) направлять в пределах своей компетенции командирам воинских частей обязательные для исполнения запросы;

7) реализовывать иные полномочия, определенные федеральными законами, настоящим Уставом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

46.1. Военный комендант гарнизона (военный комиссар) немедленно сообщает о причине задержки военнослужащего командиру воинской части, из которой он прибыл, если военнослужащий, находящийся в отпуске или командировке, не может прибыть к месту своей службы вследствие заболевания или иных независящих от него обстоятельств.

В случае заболевания военнослужащего, находящегося в отпуске или командировке, военный комендант гарнизона (военный комиссар) направляет его на осмотр (медицинское освидетельствование) к врачу, в том числе для решения вопроса о необходимости оказания медицинской помощи в стационарных условиях.

В случае тяжелого состояния здоровья или смерти (гибели) близкого родственника военнослужащего (супруга, отца (матери), отца (матери) супруга, сына (дочери), родного брата (родной сестры) или лица, на воспитании которого находился военнослужащий, либо пожара или другого стихийного бедствия, постигшего семью или близкого родственника военнослужащего, находящегося в отпуске, военный комендант гарнизона (военный комиссар) предоставляет военнослужащему отпуск по личным обстоятельствам на срок до 10 суток, о чем немедленно извещает командира воинской части, из которой прибыл военнослужащий.

(статья 46.1 введена Указом Президента РФ от 16.05.2017 N 210)

46.2. Военный комендант гарнизона (военный комиссар) делает отметку о времени убытия военнослужащего к месту службы, о сроке и причине его задержки в документах военнослужащего и в книге учета военнослужащих, находящихся в командировке и отпуске (приложение N 13 к Уставу гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил).

(статья 46.2 введена Указом Президента РФ от 16.05.2017 N 210)

47. При временном отсутствии военного коменданта гарнизона его должностные обязанности выполняет заместитель или одно из должностных лиц военной комендатуры.

(статья 47 в ред. Указа Президента РФ от 16.05.2017 N 210)

(см. текст в предыдущей редакции)

47.1. Военный комендант гарнизона немедленно информирует начальника гарнизона о возникновении (угрозе возникновения) в воинских частях гарнизона или на гарнизонных объектах чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также какого-либо происшествия в гарнизонных караулах, прибывает на место происшествия и принимает необходимые меры.

(статья 47.1 введена Указом Президента РФ от 16.05.2017 N 210)

47.2. Командир подразделения военной полиции, входящего в состав соединения (воинской части), или лицо, его замещающее, в дополнение к изложенному в пунктах 132, 133, 144, 145, 152 и 153 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации обязаны:

1) организовывать выполнение задач, возложенных на подразделение военной полиции;

2) обеспечивать соблюдение законности при осуществлении военнослужащими подразделения военной полиции служебной деятельности; организовывать и осуществлять контроль за законностью решений и действий военнослужащих подразделения военной полиции; принимать меры по предупреждению и пресечению правонарушений среди военнослужащих подразделения военной полиции;

3) проверять не реже двух раз в месяц подготовку военнослужащих подразделения военной полиции и военнослужащих соединения (воинской части), назначенных в наряд патрульной службы;

4) незамедлительно докладывать непосредственному начальнику о выявленных в соединении (воинской части) правонарушениях (происшествиях);

5) организовывать в установленном порядке несение службы;

6) вести по установленной форме учет доставленных в подразделение военной полиции и задержанных военнослужащих соединения (воинской части), составлять протокол о применении мер обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке таких военнослужащих, направлять их в комнату подразделения военной полиции для задержанных военнослужащих и докладывать об этом непосредственному начальнику;

7) организовывать доставление военнослужащих соединения (воинской части), совершивших правонарушение, в соединение (воинскую часть), органы военной прокуратуры или военные следственные органы (военный суд), сообщать о задержанных военнослужащих дежурному по соединению (воинской части);

8) знать число военнослужащих, содержащихся в комнате подразделения военной полиции для задержанных военнослужащих, лично проверять не реже двух раз в сутки соблюдение правил их содержания;

9) проводить инструктаж военнослужащих соединения (воинской части), заступающих в наряд патрульной службы, контролировать несение ими службы, соблюдение правил ношения военной формы одежды и снаряжения;

10) обеспечивать охрану места происшествия, сохранность следов преступления, административного правонарушения в пределах полномочий, установленных федеральными законами и настоящим Уставом;

11) исполнять иные обязанности, определенные настоящим Уставом или Министром обороны Российской Федерации.

(статья 47.2 введена Указом Президента РФ от 22.01.2018 N 16)

47.3. Командир подразделения военной полиции, входящего в состав соединения (воинской части), или лицо, его замещающее, наделяется следующими полномочиями:

1) применять меры государственного принуждения, предусмотренные статьей 265 настоящего Устава;

2) применять к военнослужащим в порядке, установленном в приложении N 6 к Дисциплинарному уставу Вооруженных Сил Российской Федерации, следующие меры обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке, предусмотренные статьей 28.7 Федерального закона "О статусе военнослужащих": доставление; задержание; личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при военнослужащем, досмотр транспортного средства; изъятие вещей и документов; отстранение от управления транспортным средством; медицинское освидетельствование;

3) доставлять военнослужащих на медицинское освидетельствование на состояние опьянения в соответствующие медицинские организации, если результат освидетельствования необходим в связи с совершением преступления, административного правонарушения или грубого дисциплинарного проступка для объективного установления обстоятельств правонарушения;

4) реализовывать иные полномочия, определенные общевоинскими уставами, настоящим Уставом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

(статья 47.3 введена Указом Президента РФ от 22.01.2018 N 16)

48. Непосредственное управление патрулями возлагается на дежурную смену военной комендатуры (далее - дежурная смена). В состав дежурной смены входит дежурный по военной комендатуре, назначаемый из числа офицеров воинских частей гарнизона, и штатный помощник дежурного по военной комендатуре, назначаемый из числа военнослужащих военной комендатуры. Дежурная смена назначается приказом военного коменданта гарнизона не позднее чем за сутки до заступления в наряд.

Дежурный по военной комендатуре и его помощник вооружаются пистолетами с двумя снаряженными магазинами.

(статья 48 в ред. Указа Президента РФ от 16.05.2017 N 210)

(см. текст в предыдущей редакции)

49. Работу дежурной смены организует заместитель военного коменданта гарнизона, который отвечает за подготовку дежурной смены к несению службы, за своевременное ее прибытие на подготовку (инструктаж) и на развод.

(статья 49 в ред. Указа Президента РФ от 16.05.2017 N 210)

(см. текст в предыдущей редакции)

50. Военный комендант гарнизона или лицо, его замещающее, вручает в день перед заступлением в наряд дежурному по военной комендатуре записки со старым и новым паролями. Все дежурные и их помощники, а также начальники патрулей и патрульные должны иметь на левой стороне груди персонифицированный нагрудный знак. Порядок размещения персонифицированного нагрудного знака определяется нормативным правовым актом Министерства обороны Российской Федерации.

(статья 50 в ред. Указа Президента РФ от 16.05.2017 N 210)

(см. текст в предыдущей редакции)

51. Дежурному по военной комендатуре и его помощнику разрешается за время дежурства поочередно отдыхать лежа (спать) по четыре часа каждому в установленное военным комендантом гарнизона время без обуви, не снимая снаряжения и не раздеваясь.

(статья 51 в ред. Указа Президента РФ от 16.05.2017 N 210)

(см. текст в предыдущей редакции)

52. Дежурный по военной комендатуре подчиняется военному коменданту гарнизона, а по специальным вопросам - оперативному дежурному регионального органа военной полиции. Он отвечает за правильное несение службы патрулем, своевременный прием и регистрацию сообщений о правонарушениях, сбор, обработку и доведение до соответствующих командиров (начальников) информации об обстановке на территории района ответственности, а также за сохранность оружия, боеприпасов и специальных средств личного состава военной комендатуры. Дежурному по военной комендатуре подчиняется весь наряд военной комендатуры.

(статья 52 в ред. Указа Президента РФ от 16.05.2017 N 210)

(см. текст в предыдущей редакции)

53. Перед разводом дежурный по военной комендатуре прибывает в назначенное время к военному коменданту гарнизона и получает записки со старым и новым паролями и необходимые указания, представляется сменяемому дежурному по военной комендатуре и сообщает ему старый пароль.

(статья 53 в ред. Указа Президента РФ от 16.05.2017 N 210)

(см. текст в предыдущей редакции)

54. На разводе заступающий дежурный по военной комендатуре проверяет численный состав наряда военной комендатуры, вооружение, установленную для наряда форму одежды, знание нарядом своих обязанностей при несении службы, в том числе при объявлении тревоги, при пожаре и возникновении других чрезвычайных ситуаций, а также дает указания об устранении выявленных недостатков и объявляет форму одежды, установленную начальником гарнизона на следующие сутки.

(статья 54 в ред. Указа Президента РФ от 16.05.2017 N 210)

(см. текст в предыдущей редакции)

55. После развода заступающий дежурный принимает инструкцию дежурному по военной комендатуре и другие документы, а также оружие, боеприпасы и специальные средства личного состава военной комендатуры. Оружие принимается поштучно, по номерам и в комплектности. Затем совместно со сменяемым дежурным по военной комендатуре он проверяет исправность технических средств оповещения и охраны, а также уточняет по книге учета военнослужащих, содержащихся на гауптвахте, их число и сроки содержания.

После сдачи и приема дежурства и докладов начальника караула при гауптвахте о смене караула сменяемый и заступающий дежурные по военной комендатуре прибывают к военному коменданту гарнизона с докладом.

Например: "Товарищ майор, капитан Дроздов дежурство по военной комендатуре сдал", "Товарищ майор, лейтенант Лавров дежурство по военной комендатуре принял".

Затем заступивший дежурный сообщает о недостатках, обнаруженных при приеме дежурства, а сменившийся дежурный - о несении службы нарядом военной комендатуры, выявленных недостатках и мерах, принятых для их устранения, а также о нарушениях военнослужащими правопорядка в течение прошедших суток, если они были.

(статья 55 в ред. Указа Президента РФ от 16.05.2017 N 210)

(см. текст в предыдущей редакции)

56. Дежурный по военной комендатуре обязан:

1) при получении сигнала о приведении в высшие степени боевой готовности доложить военному коменданту гарнизона и оповестить личный состав военной комендатуры;

2) при получении извещения о мобилизации, других распоряжений, требующих срочного принятия решений, немедленно доложить об этом военному коменданту гарнизона, действовать согласно его указаниям и соответствующей инструкции;

3) в случае угрозы применения противником ядерного, химического и биологического оружия, а также при возникновении в местах дислокации воинских частей чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера немедленно доложить военному коменданту гарнизона и действовать согласно инструкции;

4) выдавать личному составу военной комендатуры под роспись в книге выдачи оружия, боеприпасов и специальных средств, а по тревоге - по карточкам штатное оружие и боеприпасы к нему, специальные средства и индивидуальные измерители доз радиоактивного облучения, контролировать своевременность их сдачи. При несанкционированном срабатывании охранной сигнализации в комнате для хранения оружия или в шкафу (сейфе) для хранения личного оружия, боеприпасов и специальных средств личного состава военной комендатуры выяснить причины ее срабатывания, принять меры по предотвращению хищения оружия, боеприпасов и специальных средств и проконтролировать включение сигнализации на охрану;

5) поддерживать связь с начальниками патрулей, начальником караула при гауптвахте, дежурным дознавателем, принимать от них доклады и управлять их действиями при несении ими службы (выполнении задач);

6) круглосуточно собирать, обрабатывать и своевременно доводить до должностных лиц военной комендатуры, оперативного дежурного регионального органа военной полиции и патрулей информацию об обстановке на территории района ответственности;

7) принимать и регистрировать поступившие сообщения о преступлениях, административных правонарушениях и дисциплинарных проступках, совершенных военнослужащими, лицами гражданского персонала, о происшествиях, участниками которых они являются, принимать имеющимися силами и средствами соответствующие меры реагирования, незамедлительно докладывать о поступлении таких сообщений военному коменданту гарнизона и оперативному дежурному регионального органа военной полиции и действовать в соответствии с их указаниями;

8) при получении информации из медицинских организаций о поступлении пострадавших военнослужащих выяснить их воинское звание, фамилию, имя и отчество, место военной службы, известные обстоятельства происшествия, незамедлительно доложить оперативному дежурному регионального органа военной полиции, сообщить об этом командиру воинской части или дежурному по воинской части, а также военному прокурору и руководителю военного следственного органа;

9) вести по установленной форме учет доставленных в военную комендатуру и задержанных военнослужащих, составлять протокол о применении мер обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке или протокол о грубом дисциплинарном проступке и до принятия решения военным комендантом гарнизона направлять их в комнату военной комендатуры для задержанных военнослужащих либо в камеру для задержанных военнослужащих на гауптвахте и докладывать об этом военному коменданту гарнизона;

(в ред. Указа Президента РФ от 22.01.2018 N 16)

(см. текст в предыдущей редакции)

10) организовывать доставление военнослужащих, задержанных органами внутренних дел Российской Федерации за нарушение общественного порядка, в военную комендатуру, а содержащихся на гауптвахте военнослужащих - в органы военной прокуратуры, в военные следственные органы (военный суд); о задержанных военнослужащих сообщать дежурным по воинским частям;

11) знать число военнослужащих, содержащихся в комнате военной комендатуры для задержанных военнослужащих и на гауптвахте, лично проверять не реже двух раз в сутки соблюдение правил их содержания, при отсутствии начальника гауптвахты сопровождать по расположению гауптвахты прокурорских работников органов военной прокуратуры, руководителей и следователей военных следственных органов или направлять для этой цели своего помощника;

(в ред. Указа Президента РФ от 22.01.2018 N 16)

(см. текст в предыдущей редакции)

12) проверять не реже двух раз в сутки (из них один раз ночью) несение службы караулом при гауптвахте и принимать меры по немедленному устранению выявленных недостатков, давать начальникам караулов указания об изменении времени смены часовых на постах в зависимости от погоды;

13) взаимодействовать с дежурным по ВАИ (территориальной), с военной прокуратурой гарнизона, военным следственным отделом по объединению, соединению, гарнизону или с другим военным следственным отделом, приравненным к следственному отделу или следственному отделению Следственного комитета Российской Федерации по району, городу, с дежурными частями территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне, с дежурными по воинским частям, в том числе других войск, воинских формирований и органов, с органами безопасности в войсках: при поступлении в военную комендатуру сообщений о правонарушениях, совершенных военнослужащими; при организации передачи военнослужащих, задержанных органами внутренних дел Российской Федерации, в военную комендатуру; при организации передачи военнослужащих, доставленных патрулем военной полиции (гарнизонным патрулем), в военную комендатуру; при конвоировании военнослужащих, а также по иным вопросам служебной деятельности военной комендатуры;

14) докладывать о ходе несения дежурства, о результатах несения патрульной службы и о происшествиях, случившихся в районе ответственности, оперативному дежурному регионального органа военной полиции;

15) обеспечивать сохранность служебных документов, оружия, боеприпасов, боевой и специальной техники, специальных средств, средств связи и другого вверенного имущества;

16) осуществлять контроль за состоянием охраны и обороны здания, в котором дислоцируется военная комендатура, и прилегающей к нему территории, за его противопожарной безопасностью; в случае нападения (угрозы нападения) на здание военной комендатуры усилить его охрану и оборону в порядке, определенном инструкцией, утверждаемой военным комендантом гарнизона;

17) знать местонахождение военного коменданта гарнизона и его заместителя, порядок связи с ними;

18) встречать военного коменданта гарнизона и докладывать ему.

Например: "Товарищ майор, во время моего дежурства происшествий в гарнизоне и закрепленном районе ответственности не случилось (или случилось то-то). Дежурный по военной комендатуре капитан Дроздов";

19) выполнять иные обязанности дежурного по военной комендатуре, которые определяются Министром обороны Российской Федерации.

(статья 56 в ред. Указа Президента РФ от 16.05.2017 N 210)

(см. текст в предыдущей редакции)

57. Дежурный по военной комендатуре наделяется следующими полномочиями:

(в ред. Указа Президента РФ от 16.05.2017 N 210)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) получать необходимые объяснения от военнослужащих, в том числе других войск и воинских формирований, от военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в органах федеральной службы безопасности и органах государственной охраны, доставленных в военную полицию;

2) осуществлять в порядке, установленном в приложении N 6 к Дисциплинарному уставу Вооруженных Сил Российской Федерации, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при военнослужащих, в том числе военнослужащих других войск и воинских формирований, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в органах федеральной службы безопасности и органах государственной охраны, в целях обнаружения документов или предметов правонарушения либо предметов, сохранивших на себе следы правонарушения, а также при наличии данных о том, что военнослужащие имеют при себе оружие, боеприпасы, патроны к оружию, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, изымать указанные документы, предметы, средства, вещества и оружие при отсутствии законных оснований для их ношения или хранения, обеспечивать охрану места правонарушения и сохранность указанных документов, предметов, средств, веществ и оружия;

3) изымать вещи и документы в порядке, установленном в приложении N 6 к Дисциплинарному уставу Вооруженных Сил Российской Федерации;

4) задерживать военнослужащих по основаниям, предусмотренным статьей 265 настоящего Устава;

5) направлять и (или) доставлять военнослужащих на медицинское освидетельствование на состояние опьянения в соответствующие медицинские организации, если результат освидетельствования необходим в связи с совершением преступления, административного правонарушения или грубого дисциплинарного проступка для объективного установления обстоятельств правонарушения;

(п. 5 в ред. Указа Президента РФ от 22.01.2018 N 16)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) направлять и (или) доставлять военнослужащих других войск и воинских формирований, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в органах федеральной службы безопасности и органах государственной охраны, на медицинское освидетельствование на состояние опьянения в соответствующие медицинские организации, если результат освидетельствования необходим в связи с совершением преступления для объективного установления обстоятельств преступления.

(п. 6 в ред. Указа Президента РФ от 22.01.2018 N 16)

(см. текст в предыдущей редакции)

58. Дежурный по военной комендатуре должен находиться в отведенном для него помещении. Отправляясь по служебным делам, он оставляет за себя своего помощника, сообщив ему, куда и на какое время отлучается.

(в ред. Указа Президента РФ от 16.05.2017 N 210)

(см. текст в предыдущей редакции)

59. В случае происшествия в карауле заместитель военного коменданта гарнизона немедленно отправляется на место происшествия и о принятых мерах незамедлительно докладывает военному коменданту гарнизона. При необходимости он вызывает группу быстрого реагирования, а при пожаре - пожарную команду.

(статья 59 в ред. Указа Президента РФ от 16.05.2017 N 210)

(см. текст в предыдущей редакции)

60. В случае если дежурный по военной комендатуре внезапно заболел, он докладывает об этом военному коменданту гарнизона и поступает по его указанию.

При внезапном заболевании начальника караула дежурный по военной комендатуре возлагает его обязанности на помощника начальника караула (разводящего) и сообщает дежурному по воинской части, от которой назначен караул, о необходимости замены начальника караула. Новому начальнику караула дежурный по военной комендатуре сообщает действующий пароль и о случившемся немедленно докладывает военному коменданту гарнизона.

(статья 60 в ред. Указа Президента РФ от 16.05.2017 N 210)

(см. текст в предыдущей редакции)

61. Помощник дежурного по военной комендатуре подчиняется дежурному по военной комендатуре. Он обязан:

1) знать инструкцию дежурного по военной комендатуре, схемы расположения постов караула, табели постам, инструкции начальнику караула и другую документацию;

2) прибыть в назначенное время для инструктажа;

3) участвовать в проведении развода наряда военной комендатуры;

4) принять по описи документацию, имущество и инвентарь, находящиеся в комнате дежурного по военной комендатуре;

5) проверять по приказу дежурного по военной комендатуре несение службы нарядом военной комендатуры, принимать меры по устранению недостатков и докладывать об этом дежурному по военной комендатуре;

6) исполнять обязанности дежурного по военной комендатуре в его отсутствие.

(статья 61 в ред. Указа Президента РФ от 16.05.2017 N 210)

(см. текст в предыдущей редакции)

62. Для несения патрульной службы из состава военной комендатуры назначаются патрули военной полиции и группа быстрого реагирования, которая находится в военной комендатуре (далее - патрули). Патрулям придаются транспортные средства военной комендатуры. Патрули назначаются не позднее чем за сутки до заступления в наряд.

Патрули назначаются на сутки или на определенное время дня или ночи приказом военного коменданта гарнизона, которым также определяются расчет сил и средств, расстановка патрулей по маршрутам патрулирования, экипировка патрулей и иные мероприятия. Патруль может быть пешим или на транспортном средстве.

(статья 62 в ред. Указа Президента РФ от 16.05.2017 N 210)

(см. текст в предыдущей редакции)

63. Для обеспечения правопорядка и воинской дисциплины при проведении гарнизонного мероприятия с участием войск издается отдельный приказ военного коменданта гарнизона, а также разрабатывается и согласовывается с начальником гарнизона план обеспечения правопорядка и воинской дисциплины при проведении гарнизонного мероприятия, к которому прилагается пояснительная записка.

Перед изданием приказа, предусмотренного настоящей статьей, военный комендант гарнизона или назначенное им должностное лицо проводит рекогносцировку на местности с участием должностных лиц воинских частей гарнизона, привлекаемых к обеспечению правопорядка и воинской дисциплины. Во время рекогносцировки уточняются расчет и расстановка сил и средств, определяются задачи, маршруты патрулирования, виды и состав патрулей, порядок и время несения службы, их особые обязанности.

Порядок разработки плана обеспечения правопорядка и воинской дисциплины при проведении гарнизонного мероприятия определяется начальником центрального органа военной полиции.

(статья 63 в ред. Указа Президента РФ от 16.05.2017 N 210)

(см. текст в предыдущей редакции)

64. Проведение рекогносцировки и издание приказа являются также обязательными при выработке мер по обеспечению правопорядка при участии в обеспечении режимов чрезвычайного и военного положения, ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

65. В военной комендатуре ежегодно разрабатывается план обеспечения правопорядка и воинской дисциплины в районе ответственности военной комендатуры (далее - план обеспечения правопорядка).

План обеспечения правопорядка разрабатывается военным комендантом гарнизона на карте с прилагаемыми к ней схемами, пояснительной запиской и включает в себя: границы района ответственности; пункт постоянной дислокации военной комендатуры; границы гарнизонов в районе ответственности с отражением состояния правопорядка и воинской дисциплины (количество преступлений, грубых дисциплинарных проступков за истекший и текущий годы); места дислокации граничащих военных комендатур и расстояние до них; основные маршруты патрулирования патрулей военной полиции (гарнизонных патрулей); общевойсковые полигоны (полигоны) Министерства обороны Российской Федерации; схему организации связи военной комендатуры с указанием номеров телефонов (позывных) начальников патрулей военной полиции на маршрутах патрулирования, дежурного по военной комендатуре, оперативного дежурного регионального органа военной полиции, военных комендантов гарнизонов, дежурных по граничащим военным комендатурам, дежурных по ВАИ (территориальным).

На план обеспечения правопорядка также наносятся места дислокации и номера телефонов военного суда, военного следственного органа и военной прокуратуры, территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, медицинских организаций, дислоцирующихся в районе ответственности.

План обеспечения правопорядка согласовывается с территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне, с должностным лицом регионального органа военной полиции, отвечающим за организацию обеспечения правопорядка, и утверждается начальником регионального органа военной полиции.

(статья 65 в ред. Указа Президента РФ от 16.05.2017 N 210)

(см. текст в предыдущей редакции)

66. В состав патруля входят начальник патруля и один патрульный или более, которые назначаются, как правило, из числа старших инспекторов и инспекторов военной комендатуры.

(статья 66 в ред. Указа Президента РФ от 16.05.2017 N 210)

(см. текст в предыдущей редакции)

67. Патруль подчиняется военному коменданту гарнизона и дежурному по военной комендатуре, которые имеют право давать ему указания о проведении каких-либо действий в интересах обеспечения правопорядка, снять его с маршрута патрулирования или изменить место несения службы. Право замены военнослужащих, входящих в состав патруля, их отстранения от несения патрульной службы предоставлено только военному коменданту гарнизона или лицу, его замещающему, а в их отсутствие - дежурному по военной комендатуре.

(статья 67 в ред. Указа Президента РФ от 16.05.2017 N 210)

(см. текст в предыдущей редакции)

68. Патруль несет службу на маршруте патрулирования на патрульном транспортном средстве военной полиции или в пешем порядке. Протяженность маршрута патрулирования, как правило, составляет: для пеших патрулей - 1,5 - 2 км; для патруля на патрульном транспортном средстве военной полиции - 6 - 8 км. В зависимости от условий несения службы и обстановки протяженность маршрута может быть увеличена или уменьшена. Патруль закрепляется за одним-двумя маршрутами патрулирования и без крайней необходимости на другие маршруты не назначается.

Задачи патрулей, особенности несения ими службы на маршрутах патрулирования, порядок применения оружия, взаимодействия с подразделениями территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, способы связи с военной комендатурой, ближайшими подразделениями территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации и порядок доклада дежурному по военной комендатуре указываются в инструкции патрулям, которая утверждается военным комендантом гарнизона.

(в ред. Указа Президента РФ от 16.05.2017 N 210)

(см. текст в предыдущей редакции)

69. Военный комендант гарнизона и дежурный по военной комендатуре лично отвечают за выполнение обязательных норм выставления патрулей.

(статья 69 в ред. Указа Президента РФ от 16.05.2017 N 210)

(см. текст в предыдущей редакции)

70. Назначение военнослужащего в патруль производится с учетом его состояния здоровья и физического развития, возраста, опыта работы и других индивидуальных особенностей, которые наиболее полно соответствуют условиям несения службы и обстановке на том или ином маршруте патрулирования.

Запрещается назначать для самостоятельного несения патрульной службы и вооружать военнослужащих военной полиции, не получивших соответствующего допуска и не приведенных к Военной присяге.

Начальник подразделения военной полиции, от которого назначается наряд военной комендатуры, несет ответственность за подбор личного состава и его подготовку к несению службы, за своевременное направление на инструктаж и прибытие на развод.

(в ред. Указа Президента РФ от 16.05.2017 N 210)

(см. текст в предыдущей редакции)

71. Патрульный несет службу в установленной форме одежды. При осуществлении мер по розыску военнослужащих, уклоняющихся от прохождения военной службы, по оказанию содействия органам внутренних дел Российской Федерации в розыске военнослужащих, скрывшихся от органов предварительного следствия или суда, самовольно оставивших воинские части (места службы) или совершивших побег из-под стражи, патрульным может быть разрешено несение службы в гражданской одежде.

72. Патрули, назначенные на сутки, несут службу по графику, утверждаемому военным комендантом гарнизона, чередуя патрулирование в течение четырех часов с двухчасовым отдыхом в военной комендатуре. Иной режим несения службы патрульного может определяться регламентом служебного времени и графиком, в котором указываются дни и часы (смены) несения патрульной службы военнослужащим и его выходные дни.

График несения патрульной службы составляется на месяц и утверждается военным комендантом гарнизона.

(статья 72 в ред. Указа Президента РФ от 16.05.2017 N 210)

(см. текст в предыдущей редакции)

73. Продолжительность непрерывного несения службы патрулями на постах и маршрутах патрулирования при температуре воздуха -20 °C и ниже (в случае отсутствия утепленного укрытия), а также при температуре +35 °C и выше не должна превышать двух часов. В этих случаях организуется замена патрулей.

74. Начальник патруля руководит патрульными и отвечает за несение патрульной службы, поддержание правопорядка и соблюдение воинской дисциплины военнослужащими на маршруте патрулирования.

75. Начальник патруля обязан:

1) прибыть в назначенное время на инструктаж и изучить необходимые документы;

2) знать федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в объеме, необходимом для качественного несения патрульной службы, требовать от патрульных их исполнения;

3) знать задачи патруля и маршрут патрулирования;

4) следить на маршруте патрулирования за выполнением военнослужащими требований воинской дисциплины, за соблюдением правил ношения военной формы одежды и выполнением воинского приветствия;

5) поддерживать правопорядок в местах проведения гарнизонных мероприятий с участием войск;

6) выявлять и пресекать преступления, административные правонарушения и дисциплинарные проступки, совершаемые военнослужащими;

7) пресекать преступления и административные правонарушения, совершаемые лицами гражданского персонала и иными лицами на территориях воинских частей, а также пресекать преступления, совершаемые лицами гражданского персонала в связи с исполнением ими служебных обязанностей;

8) незамедлительно докладывать дежурному по военной комендатуре об обнаружении в действиях (бездействии) военнослужащего или лица гражданского персонала признаков преступления, административного правонарушения, дисциплинарного проступка, о происшествиях, участниками которых они являются, и действовать в соответствии с указаниями дежурного по военной комендатуре;

(в ред. Указа Президента РФ от 16.05.2017 N 210)

(см. текст в предыдущей редакции)

9) охранять место совершения преступления, обеспечить сохранность следов преступления, административного правонарушения в пределах полномочий, установленных федеральными законами, настоящим Уставом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, до прибытия сотрудников военных следственных органов;

10) немедленно сообщать в ближайшее подразделение территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации о совершении противоправных действий гражданскими лицами;

11) содействовать начальникам и старшим в поддержании (восстановлении) порядка и воинской дисциплины среди военнослужащих;

12) вести список военнослужащих, получивших замечания за нарушение воинской дисциплины, а также доставленных в военную комендатуру; по окончании срока патрулирования представить список дежурному по военной комендатуре;

(п. 12 в ред. Указа Президента РФ от 16.05.2017 N 210)

(см. текст в предыдущей редакции)

13) оказывать содействие военнослужащим военной комендатуры, а также представителям правоохранительных органов при пресечении ими преступлений и административных правонарушений;

(в ред. Указа Президента РФ от 16.05.2017 N 210)

(см. текст в предыдущей редакции)

14) соблюдать законность, тщательно и внимательно разбираться с правонарушителями из числа военнослужащих;

15) знать на своем маршруте патрулирования места телефонов для связи с дежурным по военной комендатуре, а также с подразделениями территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации и в установленное время докладывать дежурному по военной комендатуре о ходе патрулирования;

(в ред. Указа Президента РФ от 16.05.2017 N 210)

(см. текст в предыдущей редакции)

16) докладывать дежурному по военной комендатуре обо всех случаях возникновения угрозы общественной безопасности и о необходимости привлечения технической помощи и аварийных служб, не допускать граждан в опасную зону.

(в ред. Указа Президента РФ от 16.05.2017 N 210)

(см. текст в предыдущей редакции)

76. Начальник патруля наделяется полномочиями:

1) требовать от военнослужащих соблюдения воинской дисциплины, прекращения противоправных и (или) препятствующих деятельности органов и подразделений военной полиции действий, принимать меры, предусмотренные федеральными законами, настоящим Уставом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, по пресечению преступлений, административных правонарушений и дисциплинарных проступков, совершаемых военнослужащими;

(в ред. Указа Президента РФ от 16.05.2017 N 210)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) требовать от лиц гражданского персонала, находящихся на территориях воинских частей, прекращения противоправных и (или) препятствующих деятельности органов и подразделений военной полиции действий, принимать меры, предусмотренные федеральными законами, настоящим Уставом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, по пресечению преступлений и административных правонарушений, совершаемых лицами гражданского персонала на территории воинской части;

(в ред. Указа Президента РФ от 16.05.2017 N 210)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) проверять у военнослужащих документы, удостоверяющие личность, а у военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, кроме того, документы, подтверждающие законность их нахождения вне расположения воинской части, проверять у лиц гражданского персонала и иных лиц, находящихся на территориях воинских частей, документы, удостоверяющие их личность, если имеются основания подозревать их в совершении правонарушения или имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных настоящим Уставом;

4) задерживать и незамедлительно доставлять в военную комендатуру военнослужащих: в связи с совершением преступления, административного правонарушения или грубого дисциплинарного проступка; для пресечения возможности совершения ими новых преступлений; оказавших сопротивление или неповиновение законным требованиям патруля; при отсутствии документов, удостоверяющих личность; проходящих военную службу по призыву, - при отсутствии документов, подтверждающих законность их нахождения вне пределов воинской части, или прибывших по увольнительным запискам из другого гарнизона; если имеются основания для их задержания в иных случаях, предусмотренных настоящим Уставом;

(в ред. Указа Президента РФ от 16.05.2017 N 210)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) направлять и (или) доставлять военнослужащих на медицинское освидетельствование на состояние опьянения в соответствующие медицинские организации, если результат освидетельствования необходим в связи с совершением преступления, административного правонарушения или грубого дисциплинарного проступка для объективного установления обстоятельств правонарушения;

(п. 5 в ред. Указа Президента РФ от 22.01.2018 N 16)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) принимать меры по обеспечению сохранности следов преступления, совершенного военнослужащими, а также лицами гражданского персонала на территории воинской части, и иных доказательств совершения ими преступления;

7) требовать от граждан покинуть место происшествия, если это необходимо для обеспечения их безопасности и (или) проведения следственных действий, выяснения обстоятельств и сохранения следов совершения правонарушения;

8) использовать для выявления и фиксации правонарушений видео- и аудиотехнику, кино- и фотоаппаратуру, а также другие технические и специальные средства;

9) применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными конституционными законами, федеральными законами, общевоинскими уставами и настоящим Уставом;

10) оказывать содействие сотрудникам правоохранительных органов при пресечении ими преступления и административного правонарушения;

11) требовать от военнослужащих соблюдения правил ношения военной формы одежды;

12) прекратить военнослужащему, проходящему военную службу по призыву, допустившему грубое нарушение правил ношения военной формы одежды, выполнения воинского приветствия или иное проявление недисциплинированности, увольнение и доставить его в военную комендатуру. О времени и причине доставления начальник патруля делает отметку в увольнительной записке военнослужащего;

(в ред. Указа Президента РФ от 16.05.2017 N 210)

(см. текст в предыдущей редакции)

13) выдавать военнослужащим направления на занятия по изучению общевоинских уставов Вооруженных Сил или строевой подготовке.

(п. 13 введен Указом Президента РФ от 16.05.2017 N 210)

77. Для поддержания правопорядка, воинской дисциплины и пресечения преступлений, совершаемых военнослужащими других войск и воинских формирований, находящимися за территориями воинских частей (организаций, учреждений), в которых они проходят военную службу, начальник патруля наделяется полномочиями:

1) требовать от военнослужащих других войск и воинских формирований прекращения совершения преступных действий и принимать меры, предусмотренные федеральными законами, настоящим Уставом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, по пресечению совершаемых ими преступлений;

2) проверять документы, удостоверяющие личность, у военнослужащих других войск и воинских формирований, если они были застигнуты на месте совершения преступления или если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральными законами, настоящим Уставом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

3) доставлять в военную комендатуру военнослужащих других войск и воинских формирований в связи с совершением ими преступления;

(в ред. Указа Президента РФ от 16.05.2017 N 210)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) принимать меры по обеспечению сохранности следов преступления и иных доказательств совершения преступления.

78. Для поддержания правопорядка, воинской дисциплины и пресечения преступлений, совершаемых военнослужащими, проходящими военную службу по призыву в органах федеральной службы безопасности и органах государственной охраны, находящимися за территориями воинских частей (организаций, учреждений), в которых они проходят военную службу, начальник патруля наделяется полномочиями в соответствии со статьей 77 настоящего Устава.

79. Для защиты жизни, здоровья, прав и свобод военнослужащих, лиц гражданского персонала и имущества Вооруженных Сил от противоправных посягательств начальник патруля наделяется полномочиями:

1) требовать от лиц, совершающих преступление или административное правонарушение в отношении военнослужащих, лиц гражданского персонала и имущества Вооруженных Сил, прекращения противоправных действий и принимать меры, предусмотренные федеральными законами, настоящим Уставом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, по их пресечению;

2) доставлять в военную комендатуру для передачи в соответствующие правоохранительные органы лиц, совершивших на территории воинской части или в отношении военнослужащих, лиц гражданского персонала и имущества Вооруженных Сил преступление;

(в ред. Указа Президента РФ от 16.05.2017 N 210)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) доставлять в военную комендатуру для передачи в соответствующие правоохранительные органы лиц, незаконно проникших или пытавшихся проникнуть на территории воинских частей, охраняемых военной полицией объектов;

(в ред. Указа Президента РФ от 16.05.2017 N 210)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) принимать меры по обеспечению сохранности следов преступления и иных доказательств совершения преступления.

80. Патрульный обязан:

1) прибыть в назначенное время на инструктаж и изучить необходимые документы;

2) знать федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в объеме, необходимом для качественного несения патрульной службы;

3) знать задачи патруля и маршрут патрулирования;

4) бдительно нести службу, наблюдать за поведением военнослужащих и о замеченных нарушениях воинской дисциплины докладывать начальнику патруля;

5) точно и быстро выполнять приказы начальника патруля и никуда не отлучаться без его разрешения;

6) следить на маршруте патрулирования за выполнением военнослужащими требований воинской дисциплины, за соблюдением правил ношения военной формы одежды и выполнением воинского приветствия;

7) поддерживать правопорядок в местах проведения гарнизонных мероприятий с участием войск;

8) выявлять и пресекать преступления, административные правонарушения и дисциплинарные проступки, совершаемые военнослужащими;

9) пресекать преступления и административные правонарушения, совершаемые лицами гражданского персонала и иными лицами на территориях воинских частей, а также пресекать преступления, совершаемые лицами гражданского персонала в связи с исполнением ими служебных обязанностей;

10) незамедлительно докладывать начальнику патруля, а по его указанию дежурному по военной комендатуре об обнаружении в действиях (бездействии) военнослужащего или лица гражданского персонала признаков преступления, административного правонарушения, дисциплинарного проступка, о происшествиях, участниками которых они являются, и действовать в соответствии с указаниями начальника патруля (дежурного по военной комендатуре);

(в ред. Указа Президента РФ от 16.05.2017 N 210)

(см. текст в предыдущей редакции)

11) охранять место совершения преступления, обеспечить сохранность следов преступления, административного правонарушения в пределах полномочий, установленных федеральными законами, настоящим Уставом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, до прибытия сотрудников военных следственных органов;

12) немедленно сообщать в ближайшее подразделение территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации о совершении противоправных действий гражданскими лицами;

13) содействовать начальникам и старшим в поддержании (восстановлении) порядка и воинской дисциплины среди военнослужащих;

14) оказывать содействие военнослужащим военной комендатуры, а также представителям правоохранительных органов при пресечении ими преступлений и административных правонарушений;

(в ред. Указа Президента РФ от 16.05.2017 N 210)

(см. текст в предыдущей редакции)

15) соблюдать законность, тщательно и внимательно разбираться с правонарушителями из числа военнослужащих;

16) знать на своем маршруте патрулирования места телефонов для связи с дежурным по военной комендатуре, а также с подразделениями территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации и в установленное время докладывать дежурному по военной комендатуре о ходе патрулирования;

(в ред. Указа Президента РФ от 16.05.2017 N 210)

(см. текст в предыдущей редакции)

17) докладывать начальнику патруля, а по его указанию дежурному по военной комендатуре обо всех случаях возникновения угрозы общественной безопасности и необходимости привлечения технической помощи и аварийных служб, не допускать граждан в опасную зону;

(в ред. Указа Президента РФ от 16.05.2017 N 210)

(см. текст в предыдущей редакции)

18) ничего не принимать от доставляемых в военную комендатуру и не передавать им без разрешения начальника патруля, докладывать начальнику патруля об их просьбах.

(в ред. Указа Президента РФ от 16.05.2017 N 210)

(см. текст в предыдущей редакции)

Во время несения службы патрульный также руководствуется требованиями статей 76 - 79 настоящего Устава.

81. Во время несения службы патрульным запрещается:

1) передавать кому бы то ни было оружие;

2) спать, отвлекаться от службы; нарушать правила радиообмена, вести неслужебные разговоры по телефону;

3) оставлять маршрут патрулирования, кроме случаев, указанных в статье 82 настоящего Устава;

4) вступать в посторонние разговоры и отвлекаться от исполнения своих обязанностей.

82. Патруль несет службу на маршруте безотлучно в течение установленного времени и может временно оставить маршрут по указанию или с разрешения лиц, которым он подчинен:

1) для предупреждения и пресечения преступления или административного правонарушения, совершаемого военнослужащим, в отношении военнослужащего, лица гражданского персонала или на территории воинской части;

2) для преследования лица, совершившего преступление;

3) для доставления в военную комендатуру правонарушителя;

(в ред. Указа Президента РФ от 16.05.2017 N 210)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) для оказания помощи лицам, находящимся на улицах, объектах транспорта и в других общественных местах в беспомощном или опасном для жизни и здоровья состоянии;

5) для принятия мер к ликвидации пожара или иного чрезвычайного происшествия, которые могут иметь большие общественно опасные последствия;

6) для охраны места происшествия;

7) для получения неотложной скорой помощи;

8) для оказания содействия в выполнении служебных обязанностей другим нарядам военной комендатуры.

(в ред. Указа Президента РФ от 16.05.2017 N 210)

(см. текст в предыдущей редакции)

83. В случае применения физической силы, специальных средств или оружия начальник патруля обязан:

1) предупредить о намерении применить физическую силу, специальные средства или оружие, за исключением случаев, предусмотренных в приложении N 2 к настоящему Уставу;

2) обеспечить оказание первой медицинской помощи лицам, получившим телесные повреждения;

3) доложить военному коменданту гарнизона или дежурному по военной комендатуре о применении физической силы, специальных средств или оружия.

(п. 3 в ред. Указа Президента РФ от 16.05.2017 N 210)

(см. текст в предыдущей редакции)

84. Начальник патруля и патрульный имеют право доступа в установленном порядке к информации, содержащейся в базе данных военной полиции, в той части, в какой это необходимо для выполнения ими своих обязанностей.

85. Подготовка и инструктаж дежурной смены и патруля в день заступления в наряд проводятся военным комендантом гарнизона или лицом, его замещающим, в порядке, определяемом начальником центрального органа военной полиции.

При проведении инструктажа начальникам патрулей вручаются предписания для несения службы, в которых указываются маршрут движения, время патрулирования, права и обязанности начальника патруля и патрульных. Основанием для вручения предписаний является составляемый на месяц график несения патрульной службы.

(статья 85 в ред. Указа Президента РФ от 16.05.2017 N 210)

(см. текст в предыдущей редакции)

86. Заряжание оружия нарядом патрульной службы производится перед построением наряда военной комендатуры на инструктаж по команде и под наблюдением дежурного по военной комендатуре или инструктирующего в специально отведенном месте. При этом патрон в патронник не досылается.

(статья 86 в ред. Указа Президента РФ от 16.05.2017 N 210)

(см. текст в предыдущей редакции)

87. Перечень документов, снаряжения, оружия, специальных средств и иного имущества военнослужащего военной полиции, заступающего в патруль, указан в приложении N 5 к настоящему Уставу.

Снаряжение (экипировка) и вооружение (специальные средства) военнослужащего, заступающего в патруль, устанавливаются приказом начальника органа военной полиции.

88. После инструктажа развод патрулей и караула при гауптвахте проводится в соответствии с требованиями статей 228 - 241 Устава гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил.

Место и время развода патрулей и караула при гауптвахте устанавливает военный комендант гарнизона.

Для развода наряд военной комендатуры строится: на правом фланге - караул при гауптвахте, затем справа налево - начальники патрулей; патрульные и водители транспортных средств, выделенных для обеспечения несения службы нарядом, выстраиваются за своими начальниками.

(статья 88 в ред. Указа Президента РФ от 16.05.2017 N 210)

(см. текст в предыдущей редакции)

89. Заступающий патруль, прибыв к месту несения службы, в зависимости от конкретных условий маршрута патрулирования и в соответствии с полученными на инструктаже указаниями докладывает дежурному по военной комендатуре о своем прибытии и обстановке на маршруте патрулирования либо делает это после обхода маршрута.

(в ред. Указа Президента РФ от 16.05.2017 N 210)

(см. текст в предыдущей редакции)

90. Смена нарядов производится на маршруте патрулирования в заранее установленном месте. Заступающий патруль представляется сменяемому.

Например: "Товарищ сержант, старший сержант Петров прибыл для смены"; "Товарищ старшина, патруль в составе старшины Сидорова и сержанта Лазарева прибыл для смены".

Сменяемый патруль сообщает заступающему об имевших место за время несения службы происшествиях и о полученных распоряжениях. О приеме-сдаче маршрута патрулирования принимающий делает запись в служебной книжке сдающего и докладывает дежурному по военной комендатуре.

(в ред. Указа Президента РФ от 16.05.2017 N 210)

(см. текст в предыдущей редакции)

91. Место несения службы и порядок передвижения пешего патруля по территории маршрута определяются карточкой маршрута патрулирования, а также исходя из поставленных задач, особенностей маршрута, сложившейся обстановки, времени года, суток и указаний старших начальников.

92. При крайней необходимости патрульный имеет право применить оружие для производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении.

93. Патрульный, услышав выстрел, обязан усилить внимание, быть готовым к задержанию лиц, пытающихся уйти от преследования, и немедленно направиться к месту вызова для оказания помощи.

94. Начальник патруля (патрульный), обращаясь к военнослужащему, обязан назвать его воинское звание, свои должность, воинское звание, фамилию, предъявить по требованию военнослужащего или иного лица служебное удостоверение. После этого он предъявляет необходимые требования.

Например: "Товарищ лейтенант, начальник патруля военной полиции сержант Ильин. Вами нарушены правила ношения военной формы одежды. Сделайте то-то".

95. При обращении к военнослужащему или иному лицу начальник патруля (патрульный) должен быть вежливым и тактичным, обращаться к нему на "Вы", свои требования и замечания излагать в убедительной и понятной форме, не допускать споров и действий, оскорбляющих его честь и достоинство. Личный состав патруля при исполнении своих обязанностей должен служить образцом соблюдения воинской дисциплины, правил ношения военной формы одежды, выполнения воинского приветствия и воинской вежливости.

96. В случае обращения военнослужащего или иного лица начальник патруля (патрульный) обязан назвать свои должность, воинское звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса.

97. При получении сообщения о готовящемся правонарушении начальник патруля (патрульный) немедленно докладывает дежурному по военной комендатуре и принимает меры к его недопущению.

(в ред. Указа Президента РФ от 16.05.2017 N 210)

(см. текст в предыдущей редакции)

98. При получении сообщений о совершаемых или совершенных военнослужащими преступлениях патруль устанавливает и записывает фамилию, имя, отчество и адрес заявителя, место, время, способ совершения преступления и другие обстоятельства, данные (приметы) о подозреваемом в совершении преступления, были ли очевидцы преступления, что известно о них, и другую информацию о преступлении, немедленно докладывает об этом дежурному по военной комендатуре, принимает меры к пресечению преступления, выявлению и задержанию военнослужащих, готовящих или совершающих преступление, оказанию помощи пострадавшим, установлению свидетелей и до прибытия следователей военного следственного органа обеспечивает охрану места преступления, неприкосновенность обстановки, сохранность следов и вещественных доказательств.

(в ред. Указа Президента РФ от 16.05.2017 N 210)

(см. текст в предыдущей редакции)

99. При получении сообщений о совершаемых или совершенных военнослужащими административных правонарушениях патруль устанавливает и записывает фамилию, имя, отчество и адрес заявителя, место, время, способ совершения правонарушения и другие обстоятельства, данные (приметы) правонарушителя, были ли очевидцы, что известно о них, и другую информацию об административном правонарушении, немедленно докладывает об этом дежурному по военной комендатуре и принимает меры к пресечению административного правонарушения, выявлению и задержанию военнослужащих, совершающих или совершивших административное правонарушение, установлению свидетелей.

(в ред. Указа Президента РФ от 16.05.2017 N 210)

(см. текст в предыдущей редакции)

100. При получении сообщений о совершаемых или совершенных военнослужащими дисциплинарных проступках патруль устанавливает и записывает фамилию, имя, отчество и адрес заявителя, место, время, способ совершения дисциплинарного проступка и другие обстоятельства, данные (приметы) правонарушителя, были ли очевидцы, что известно о них, и другую информацию, имеющую значение для разрешения сообщения о дисциплинарном проступке, немедленно докладывает об этом дежурному по военной комендатуре и принимает меры к пресечению дисциплинарного проступка, выявлению правонарушителя и задержанию военнослужащих, совершающих грубый дисциплинарный проступок, установлению свидетелей.

(в ред. Указа Президента РФ от 16.05.2017 N 210)

(см. текст в предыдущей редакции)

101. В случаях, не терпящих отлагательства, патруль немедленно прибывает на место совершения правонарушения, о чем докладывает дежурному по военной комендатуре.

(в ред. Указа Президента РФ от 16.05.2017 N 210)

(см. текст в предыдущей редакции)

102. Перед задержанием подозреваемых в совершении преступлений особое внимание должно быть обращено на выяснение наличия у них огнестрельного или холодного оружия и обеспечение мер предосторожности.

103. В обязательном порядке патрульный приводит в готовность свое оружие (кобура передвигается в удобное для извлечения оружия положение, пистолет снимается с предохранителя, патрон досылается в патронник) при необходимости его немедленного применения в случаях, установленных подпунктом 2 пункта 5 и пунктом 18 приложения N 2 к настоящему Уставу.

(в ред. Указа Президента РФ от 16.05.2017 N 210)

(см. текст в предыдущей редакции)

104. Военнослужащие, доставленные в военную комендатуру (подразделение военной полиции) за совершение правонарушения, принимаются дежурным по военной комендатуре (командиром подразделения военной полиции). Принимая указанных военнослужащих, дежурный по военной комендатуре (командир подразделения военной полиции) записывает их в книгу учета задержанных военнослужащих, производит телесный осмотр и личный досмотр, досмотр их вещей и обмундирования, изымает поясные ремни, вещи и ценности, которые не положено иметь в комнате военной комендатуры (подразделения военной полиции) для задержанных военнослужащих либо в камере для задержанных военнослужащих на гауптвахте, а также все служебные документы. У задержанных военнослужащих изымаются оружие и боеприпасы. Порядок их приема, хранения и выдачи определяется нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации.

(статья 104 в ред. Указа Президента РФ от 22.01.2018 N 16)

(см. текст в предыдущей редакции)

105. В случае жалоб задержанного военнослужащего на ухудшение состояние здоровья или при явных признаках у него заболевания (травмы), а также при наличии достаточных оснований полагать, что военнослужащий находится в состоянии опьянения, дежурный по военной комендатуре организует проведение его медицинского осмотра (освидетельствования).

(в ред. Указа Президента РФ от 16.05.2017 N 210)

(см. текст в предыдущей редакции)

106. Основание для задержания военнослужащего, изъятие у него оружия, боеприпасов и специальных средств, документов, вещей и ценностей, результаты личного досмотра, досмотра обмундирования, а также медицинского освидетельствования указываются в протоколе о применении мер обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке (приложение N 6 к Дисциплинарному уставу Вооруженных Сил Российской Федерации), который подписывается дежурным по военной комендатуре (командиром соединения (воинской части), в состав которого входит подразделение военной полиции), лицами, задержавшими военнослужащего, и самим задержанным.

(в ред. Указов Президента РФ от 16.05.2017 N 210, от 22.01.2018 N 16)

(см. текст в предыдущей редакции)

107. После составления протокола в случаях, определенных Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации, военнослужащие направляются в комнату военной комендатуры (подразделения военной полиции) для задержанных военнослужащих либо в камеру для задержанных военнослужащих на гауптвахте.

(статья 107 в ред. Указа Президента РФ от 22.01.2018 N 16)

(см. текст в предыдущей редакции)

108. Военнослужащие, доставленные в военную комендатуру (подразделение военной полиции) в состоянии опьянения, протокол подписывают после вытрезвления.

(в ред. Указов Президента РФ от 16.05.2017 N 210, от 22.01.2018 N 16)

(см. текст в предыдущей редакции)

109. Задержанные военнослужащие содержатся в комнате военной комендатуры (подразделения военной полиции) для задержанных военнослужащих либо в камере для задержанных военнослужащих на гауптвахте.

(статья 109 в ред. Указа Президента РФ от 16.05.2017 N 210)

(см. текст в предыдущей редакции)

110. Статья утратила силу с 16 мая 2017 года. - Указ Президента РФ от 16.05.2017 N 210.

(см. текст в предыдущей редакции)

111. Если личность задержанного военнослужащего из-за отсутствия у него документов не может быть установлена в течение трех часов, военный комендант гарнизона (командир соединения (воинской части), в состав которого входит подразделение военной полиции) немедленно сообщает об этом военному прокурору. Решение в отношении этого военнослужащего должно быть принято не позднее чем через 48 часов с момента его задержания.

(в ред. Указов Президента РФ от 16.05.2017 N 210, от 22.01.2018 N 16)

(см. текст в предыдущей редакции)

112. Учет задержанных военнослужащих ведется: в военной комендатуре (подразделении военной полиции) - в книге учета задержанных военнослужащих по установленной форме (воинское звание, фамилия, имя и отчество, номер воинской части, ее почтовый адрес, подчиненность, кем и за что задержан, принятые вещи, документы и деньги, кому сообщено и какие приняты меры); на гауптвахте - в книге учета военнослужащих, содержащихся на гауптвахте, указанной в приложении N 4 к настоящему Уставу.

(в ред. Указов Президента РФ от 16.05.2017 N 210, от 22.01.2018 N 16, от 21.12.2020 N 803)

(см. текст в предыдущей редакции)

113. Военнослужащие при нахождении в камерах для задержанных военнослужащих (местах их содержания) на гауптвахте содержатся в порядке, указанном в приложении N 4 к настоящему Уставу. Особенности содержания задержанных военнослужащих на гауптвахте, оборудованной в полевых условиях, определяются Министром обороны Российской Федерации.

(статья 113 в ред. Указа Президента РФ от 01.03.2024 N 162)

(см. текст в предыдущей редакции)

114. С военнослужащими, получившими замечания от должностных лиц военной полиции за нарушение правил ношения военной формы одежды и (или) выполнения воинского приветствия, в военной комендатуре в дневное время проводятся занятия по изучению общевоинских уставов или строевой подготовке продолжительностью до трех часов.

(в ред. Указа Президента РФ от 16.05.2017 N 210)

(см. текст в предыдущей редакции)

115. Порядок несения патрульной службы, взаимодействия и маневра патрулями, действий патруля на месте совершения правонарушения и во время преследования правонарушителя, контроля за организацией и несением службы патрулями, а также учет и оценка результатов деятельности патрулей определяются начальником центрального органа военной полиции.

(в ред. Указа Президента РФ от 16.05.2017 N 210)

(см. текст в предыдущей редакции)