При применении документа следует учитывать, что Постановлением Правительства РФ от 12.04.2019 N 434 утверждены новые Правила разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов.

3. Актуализация требований к результатам освоения основных образовательных программ

3. Актуализация требований к результатам освоения основных образовательных программ.

Результаты освоения основных образовательных программ во ФГОС ВО представлены в формате общекультурных (универсальных) и профессиональных (общепрофессиональных, профессиональных, профессионально-специализированных) компетенций.

Актуализация общекультурных (универсальных) компетенций.

Результаты освоения основных образовательных программ являются исходными характеристиками, применяемыми при разработке основных образовательных программ. Основные образовательные программы, разработанные на основе действующих ФГОС ВО, уже реализуются, и при внесении значительных изменений в описание результатов освоения основных образовательных программ разработчик должен самостоятельно установить требования по поэтапности введения данной нормы ФГОС ВО. Внесение указанных изменений во ФГОС ВО не может повлечь за собой ухудшение положения обучающихся по отношению к осваиваемой ими основной образовательной программе (необходимость самостоятельного освоения дополнительных разделов и тем, введение дополнительных дисциплин (модулей) в базовую часть ФГОС ВО, существенное изменение трудоемкости дисциплин (модулей) и т.п.).

С целью сохранения методологического единства ФГОС ВО определенного уровня образования, изменения в общекультурные (универсальные) компетенции вносятся единообразно, по обоснованным предложениям разработчиков ФГОС ВО.

Предложения об актуализации общекультурных компетенций (при наличии во ФГОС ВО общекультурных компетенций) вносятся разработчиком ФГОС ВО с учетом описания умений в трудовых функциях. При этом необходимо соблюдать требования, отраженные в Уровнях квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов (утверждены приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 148н) и, при необходимости, требований к личностным характеристикам специалиста, содержащимся в ПС.

При внесении во ФГОС ВО предложений по изменениям в общекультурных компетенциях (изменение их количества, изменение формулировок) разработчик ФГОС ВО прикладывает к проекту изменений таблицу соответствия, которая содержит: наименование общекультурной компетенции (общекультурных компетенций), содержание требования ПС, уточненную формулировку общекультурной компетенции. Рекомендуется при уточнении формулировок общекультурных компетенций учитывать Дублинские дескрипторы.

В отличие от содержащихся в ранней редакции ФГОС ВО общекультурных компетенций универсальные компетенции в новой редакции ФГОС ВО высшего образования являются едиными для каждого из уровней высшего образования и сформулированы с учетом преемственности и различий уровней ВО.

Универсальные компетенции установлены единым перечнем для всех направлений подготовки (специальностей) каждого из уровней высшего образования.

Внесение изменений в формулировки универсальных компетенций разработчиками отдельных ФГОС ВО не допускается.

Вместе с тем разработчику ФГОС ВО необходимо провести анализ личностных характеристик специалиста, содержащихся в ПС (на уровне требований к необходимым умениям), а также требований, отраженных в Уровнях квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов (утверждены приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 148н). В случае выявления требований к личностным характеристикам специалиста, существенно отличающихся от содержащихся во ФГОС ВО универсальных компетенций (с учетом уровня высшего образования), или значимых расхождений универсальных компетенций с требованиями к уровням квалификаций разработчик вправе обосновать и внести предложение о включении во ФГОС ВО дополнительной универсальной компетенции или об изменении существующей универсальной компетенции.

Актуализация профессиональных (общепрофессиональных, профессиональных, профессионально-специализированных) компетенций.

Для актуализации перечня профессиональных компетенций необходимо:

проанализировать трудовые функции по каждой обобщенной трудовой функции;

определить (сформулировать) компетенции, обеспечивающие возможность реализации трудовых функций.

При актуализации профессиональных компетенций рекомендуется учесть, что трудовые функции в формулировках ПС описывают деятельность и реализуются с большей эффективностью по мере увеличения трудового опыта.

Корректировка профессиональных компетенций ФГОС ВО с учетом требований профессиональных стандартов в большинстве случаев не может проводиться прямым перенесением или однозначным соотнесением их с трудовыми функциями ПС. При актуализации перечня профессиональных компетенций разработчикам ФГОС ВО необходимо учитывать два ограничения: 1) требования к образовательным результатам ФГОС ВО по определению формулируются шире, чем требования отдельных профессиональных стандартов, и 2) при учете требований ПС необходимо анализировать описанные трудовые функции в совокупности с квалификационными характеристиками (необходимыми знаниями и умениями).

Таким образом, рекомендуется при разработке перечня профессиональных компетенций во ФГОС ВО обращаться к формулировкам трудовых функций, трудовых действий и требованиям к необходимым знаниям и умениям всех профессиональных стандартов, отобранных разработчиками для актуализации ФГОС ВО.

При внесении во ФГОС ВО изменений в профессиональные компетенции (изменение их количества, изменение формулировок, изменение категории профессиональной компетенции) разработчик ФГОС ВО прикладывает к проекту изменений таблицу соответствия, которая содержит: наименование компетенции (компетенций) (действующий ФГОС), обобщенную трудовую функцию (ПС), трудовые функции (ПС), уточненную формулировку профессиональной компетенции.