Документ не применяется. Подробнее см. Справку

V. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы

V. Возможные варианты решения проблемы, оценка

преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах

решения проблемы

Для решения обозначенного комплекса проблем может быть применен вариант с использованием планово-нормативного метода, при котором государство планирует и устанавливает различные, в том числе отраслевые и внутриотраслевые, нормы и нормативы, например, в части трудозатрат, оплаты труда, расходов на капитальный ремонт и новое строительство, обновления основных фондов и другое.

Этот метод являлся основным при решении проблем системы образования прошлых десятилетий, и в настоящее время его можно применять, например, при финансировании расходов на содержание образовательных организаций федерального уровня.

В то же время в условиях рыночной экономики и тем более экономики инновационной планово-нормативный метод не может рассматриваться как единственно возможный. В противном случае образование будет развиваться в основном экстенсивно, утратится логика преемственности федеральных целевых программ развития образования.

Одним из серьезных рисков применения планово-нормативного метода является риск неэффективного использования финансовых ресурсов, что особенно опасно в условиях роста государственных расходов на образование.

Принципиально отличным от указанного варианта решения проблемы является вариант, предполагающий использование программно-целевого метода.

Программно-целевой метод (метод целевых программ) основан на зависимости распределения ресурсов и намечаемых мероприятий от достижения определенной цели.

В то же время использование этого метода при решении проблемы связано с определенными рисками.

Одним из возможных рисков, способных оказать значительное негативное влияние на реализацию Программы, является риск сокращения ранее выделенного бюджетного финансирования Программы в процессе ее реализации. В этом случае потребуется реструктуризировать Программу, разработать и реализовать механизмы приостановки уже начатых изменений.

К числу основных причин наступления указанных рисков реализации Программы в 2016 - 2020 годы могут быть отнесены негативные макроэкономические процессы снижения темпов роста и рецессия российской экономики в целом и ее отдельных отраслей на фоне сохраняющейся зависимости бюджетных доходов (а следовательно, и расходов) от колебаний цен на энергоносители на мировых рынках. Следует отметить, что на данные макроэкономические процессы могут оказать дополнительное негативное воздействие политические процессы, связанные с продолжающимися санкционными мерами давления на финансовый, банковский и энергетический сектора российской экономики.

К этой же группе рисков можно отнести риски от возможного наступления неблагоприятных социальных последствий, связанных с массовыми миграционными процессами, как внутренними, так и внешними. В частности, негативное влияние на стабильное развитие образовательной среды могут оказать дестабилизирующие гуманитарные факторы в приграничных государствах.

При наступлении подобных неблагоприятных факторов придется, исходя из новых бюджетных параметров, пересмотреть задачи Программы с точки зрения или их сокращения, или снижения ожидаемых эффектов от их решения.

Невыполнение отдельных задач Программы помимо прямых экономических потерь, связанных с неэффективным расходованием бюджетных средств, существенно снизит положительные эффекты, полученные на предыдущих этапах модернизации образования.

Результатом подобных структурных и содержательных изменений Программы станет сложность в ее управлении, что негативно скажется на ее эффективности в целом.

Возникнут также серьезные административно-управленческие трудности, связанные с необходимостью пересмотра ранее заключенных договоров между государственным заказчиком и исполнителями проектов, а также соглашений о предоставлении субсидий из федерального бюджета.

Решение о сокращении бюджета Программы независимо от времени его принятия приведет к падению эффективности расходов как Программы на 2011 - 2015 годы, так и предыдущих целевых программ развития образования.

Совершенно очевидным является и то, что нерешенность хотя бы одной из задач Программы приведет к недостижению ее цели - обеспечения условий для эффективного развития российского образования, направленного на формирование конкурентоспособного человеческого потенциала.

Снижение эффективности реализации Программы будет иметь негативные последствия для российской экономики в целом в силу падения темпов роста и развития человеческого капитала как ее основного ресурса, серьезным образом затруднит ее инновационное развитие. В конечном итоге под угрозу будет поставлена сама стратегия долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации.

К рискам реализации Программы следует также отнести риск неэффективного управления Программой. В свою очередь, этот риск представляет собой совокупность в том числе следующих рисков:

риск неэффективных управленческих решений в ходе выполнения Программы;

риск отсутствия необходимой координации при реализации Программы.

Возникновение риска неэффективного управления Программой может привести к экономическим потерям, негативным социальным последствиям, а также к невыполнению основных задач, поставленных перед системой образования в среднесрочном и долгосрочном периодах.

Еще одним риском является риск неэффективного управления на региональном уровне субсидиями, предоставляемыми региональным бюджетам на реализацию мероприятий в сфере образования.

Отдельно следует остановиться на еще одной группе рисков, связанных с эффектами от реализации Программы. Социально-экономические последствия ее реализации должны быть ясны и понятны образовательному сообществу и обществу в целом. В противном случае в обществе может возникнуть безразличие, а в крайнем своем проявлении - неприятие и негативное отношение граждан как к самой Программе, так и к проблемам развития системы образования и отдельных ее элементов. Это приведет к тому, что результаты Программы окажутся невостребованными.

Важнейшим фактором снижения этого риска является своевременная разъяснительная работа среди населения, его информирование о целях, задачах и ходе реализации Программы. Необходимы проведение социологических измерений и работа по формированию позитивного общественного мнения, вовлечение работодателей, родителей, средств массовой информации и иных заинтересованных групп в управление системой образования.

При наступлении одного или нескольких неблагоприятных факторов, оказывающих негативное воздействие на реализацию Программы, предусмотрены вариативные значения ряда целевых показателей (индикаторов) Программы.

Для минимизации возможных отрицательных последствий реализации Программы будет предпринят ряд мер, в том числе:

гибкое управление ходом реализации Программы и принятие необходимых корректирующих решений на основе мониторинга хода реализации мероприятий и проектов Программы, ее выполнения в целом;

более широкое привлечение общественности и научно-педагогического сообщества к реализации и оценке результатов реализации Программы, повышение публичности отчетности о ходе реализации Программы.

Преимущества использования инструмента Программы в настоящих условиях очевидны.

В связи с кардинальным изменением законодательства в сфере образования, произошедшим в 2013 - 2014 годах после вступления в силу Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", разработки, полученные в рамках Программы на 2011 - 2015 годы и государственной программы, требуют корректировки в связи с изменившимися правовыми основами образовательной деятельности и новыми базовыми регуляторами отношений в сфере образования (например таких, как новые федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования, среднего общего образования, новые нормативные правовые акты о лицензировании и государственной аккредитации, о правилах и условиях реализации основных образовательных программ высшего образования и среднего профессионального образования). Полномасштабное внедрение разработок, полученных в рамках Программы на 2011 - 2015 годы и государственной программы, возможно не в полной мере в силу отсутствия сложившейся правоприменительной практики, необходимости совершенствования внедряемых разработок и корректировки самого процесса внедрения.

Динамично изменяющиеся глобальные вызовы и значительные риски неблагоприятного сценария социально-экономического развития усложняют условия деятельности всех уровней системы образования и требуют дополнительного развития образовательных технологий и повышения их качества во всех звеньях системы образования.

Таким образом, станет возможным, с одной стороны, сосредоточие отдельных направлений развития образования в едином поступательном необратимом процессе позитивных изменений в практике всех элементов системы образования, а с другой - получение эффективного инструмента - катализатора мероприятий и подпрограмм государственной программы.